Экономика России в мировой экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:08, реферат

Краткое описание

В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия c середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский Союз признал переходный характер экономики России.

Содержание

I. Проблемы переходной экономики в Росси

1.1Цель и задачи переходной экономики в России
1.2 Основные черты и противоречия экономики переходного периода в России
II. Место России в мировой экономике
2.1 Уровень экономического развития России
2.2 Сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

                                                  ГАОУ СПО (СС УЗ) ЧО

                                                   Политехнический колледж

 

 

 

 

 

                                           РЕФЕРАТ

                                            По истории

На тему: «Экономика России в мировой экономической системе.»

 

 

                                                                        

 

 

 

                                                                         Выполнил : студент гр.

                                                                                             

                                                                         Проверил :

 

 

 

 

                                                      Магнитогорск 2014

 

                             

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

                                                 Содержание

    

     I. Проблемы переходной экономики в Росси

 

      1.1Цель и задачи переходной экономики в России

     1.2 Основные черты и противоречия экономики переходного периода в России

II. Место России в мировой экономике

2.1 Уровень экономического  развития России

2.2 Сравнительный анализ  экономического развития России  и главных стран мира

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   I. Проблемы переходной экономики в Росси  

 

1.1 Цель  и задачи переходной экономики  в России

В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия c середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский Союз признал переходный характер экономики России.

Задачи реализуют цель переходной экономики – создание рыночной экономической системы. Они  обусловлены чертами централизованно  управляемой экономики:

1. Супермонополизм – сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения – стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.

2. Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК – основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).

3. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.

4. Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.

5. Низкий жизненный уровень: в РФ – 2% богатых, 87% бедных; в США – 2% богатых, 80% – средний класс.

6. Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.

Экономической основой плановой         экономики выступает государственная собственность, способом ее движения является планомерность, банковская система ограничивается единым государственным банком, ценообразование осуществляется единым экономическим центром.

Переходный период от централизованно  управляемой к рыночной экономике  продлится десятилетия, как это  было в Германии и Японии после  войны. Сегодня стоит задача обеспечения  эффективного функционирования переходной экономики.

В определении причин краха  тоталитарных режимов сложились  две противоположные позиции. Первая исходит из того, что до прихода  Горбачева трудности социалистической системы не свидетельствовали о ее нежизнеспособности. Политически и экономически она была стабильна с 30-х годов, т.е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее разрушению.

С позиций второй точки  зрения, командная экономика нежизнеспособна, она существовала за счет высоких  темпов введения новых факторов производства на основе репрессивного режима и  низкого уровня жизни, ее недостатки системны.

К числу внешних причин падения централизованно управляемой  экономики относятся: программа  перевооружений США, расходы и поражение  в афганской войне, падение цен  на нефть, повышение уровня жизни  в развитых странах. В целом, считается, что социалистическая система могла  просуществовать до 2000 г. при 2% росте национального дохода.

Безусловно, создание рынка  не самоцель, а средство формирования эффективной экономической системы. Она характеризуется следующими чертами:

·          экономическая основа – частная собственность в многообразных формах;

·          форма движения – регулируемый рынок;

·          банковская система – коммерческие банки во главе с Центральным банком;

·          ценообразование – свободное с рядом фиксированных цен.

Создание рыночной экономической  системы – это целевая установка  переходного периода. Для ее реализации необходимо в переходный период решение  следующих задач:

1. Либерализация экономической деятельности (свобода торговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования).

2. Ликвидация механизмов воспроизводства дефицита – фиксированных цен (на первых этапах инфляции – Пол Колодко, Макмахон – ценовая (открытая и скрытая) инфляция при усилении дефицита).

3. Ликвидация мягких бюджетных  ограничений (Я. Корнаи) – финансовой поддержки предприятий, не возврата кредитов, т.е. введение жестких бюджетных ограничений.

4. Борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции.

5. Структурная перестройка,  повышение удельного веса второго  подразделения, достижение конкурентоспособности  продукции.

6. Формирование новой мотивации труда (собственнической, хозяйской).

К числу методов решения  задач переходного периода относятся:

1. Стабилизация – экономическая  политика, направленная на ограничение  инфляции и насыщение рынка,  которая включает:

·          Либерализацию цен;

·          Минимизацию госбюджета (коммерциализация деятельности госпредприятий);

·          Удорожание кредита (максимально до 210% ставки ЦБ);

·          Введение внутренней конвертируемости национальной валюты;

·          Сдерживание роста доходов.

2. Преобразование форм  собственности:

·          Приватизация (реституция – возвращение собственности бывшим собственникам в ряде европейских стран);

·          Снятие ограничения для развития частного сектора.

3. Изменение структуры  экономики:

·          Антимонопольная политика;

·          Конверсия;

·          Механизм банкротства;

·          Интеграция в мировой рынок.

1.2 Основные  черты и противоречия экономики  переходного периода в России  

Специфика переходной экономики  проявляется в ее особенных чертах:

1. Перманентное реформирование, т.е. проведение экономической  реформы. Экономическая реформа  – сознательно проводимое преобразование, направленное на изменение существующих  экономических отношений. Причины  экономических реформ в разных  странах различны – изменение  объективных условий, политических  сил у власти, неэффективность  ранее используемых инструментов  достижения хозяйственных или  социальных целей. Их необходимость  возникает регулярно, они обычно  не затрагивают глубинных основ  системы. Другой характер носят  реформы, стремящиеся к преобразованию  системы в целом, они более  длительны.

Первая треть 20 века характеризовалась  усилением государственного вмешательства  в экономику, разброс форм которого изменялся от планового хозяйства  в СССР до нового курса Рузвельта. В экономической теории этот период характеризуется как кейнсианская революция. Теория государственного вмешательства Кейнса господствовала в теории и на практике в течение нескольких десятилетий и исходила из того, что рынок неэффективен, его надо ограничивать. С последней четверти 20 века начался период экономических реформ, смысл которых можно охарактеризовать как ренессанс рынка. С начала 80-х в США, Англии, СССР, Восточной Европы, Азии началось усиление рыночных начал в экономике.

2. Экономический кризис  – трансформационный спад (Корнаи), его особенности:

·          кризис носит всеобщий характер, затронул все сферы и отрасли экономики, его уровень критический, причем, кризис становится самоуглубляющимся;

·          долговременный (девять лет);

·          рабочая сила и капитал только начинают высвобождаться из устаревших отраслей;

·          его степень не соответствует трансформационному спаду, а является следствием ряда отклонений российской экономической политики от мировых рыночных стандартов:

Боязнь рынка корпораций и направленность на формирование рынка  предприятий (сейчас исправляется через  ФПГ);

Установление ссудного процента на уровне, ниже инфляционного роста  цен с целью снабжения частного сектора средствами для скупки госсектора;

Распродажа госимущества по символическим ценам, что блокирует  инвестиционную активность;

Установление цен на энергоносители в несколько раз превышающих  средний уровень цен (доведение  до мировых);

Введение внутренней конвертируемости рубля в условиях разрыва между  курсом доллара и реальной покупательной  способностью рубля, что дает инфляционный эффект;

Нестабильность экономической  и политической системы.

Стабильность (устойчивость) экономической системы определяется:

1. Нагрузкой – оптимальным удовлетворением потребностей через использование ограниченных ресурсов. Исторически сложившийся уровень потребления инерционен, поэтому в условиях кризиса нагрузка на ослабленную экономическую систему увеличивается.

2. Структурой системы – т.е. системой производственных отношений – ломается старая – плановая экономика и строится новая – рыночная.

3. Жесткостью – способностью сопротивляться деформациям. Она характеризует консерватизм экономической системы, ее способность к развитию в рамках определенного хозяйственного механизма.

4. Несовершенствами системы  – отклонениями от нормы, ослабляющими  устойчивость, но легко устраняемыми.

Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмечалось, объективно высока, что обусловлено тем, что  уровень потребления (нагрузка) уменьшается (потребление мяса снизилось на 42%), но стабильность не восстанавливается, поскольку состояние экономической  системы можно охарактеризовать как запредельное.

Анализируя характер противоречий современной экономики переходного  периода, следует учесть, что на смену  диалектики двойственности приходит диалектика множественности. Поэтому по аналогии с диалектикой двойственности Гегеля, основным противоречием переходной к рынку экономики следовало  бы считать противоречие между государственным  и частным (частно-корпоративным) секторами, которое разрешается в процессе борьбы между ними. Однако, отказываясь от политического понятия борьбы, можно сказать, что эти сектора экономики должны не бороться за расширение своего масштаба, а занимать соответствующую экономической природе каждого из этих секторов экономическую нишу, т.е. охватывать те отрасли производства материальных благ и услуг, для нормального функционирования которых они обеспечивают наиболее благоприятные условия.

Основные противоречия переходной экономики обусловлены существованием следующих главных препятствий  на пути становления рыночной экономики:

1. Господство групповых интересов. В централизованно-управляемой экономике правящую элиту составляли директора предприятий, партийные и государственные чиновники (высшие) – 5,9 млн. человек (с клерками и членами семей). С ликвидацией госсобственности они теряют контроль над экономикой и их сопротивление наглядно видно на примере аграрной реформы, которая всячески тормозится.

2. Антикапиталистическая  ментальность: подчинение индивида  государству надо заменить новой  экономической психологией, совместимой  с принципом свободы предпринимательства,  глубокой дифференциацией доходов,  верой в личные силы.

3. Отсутствие доверия  к правительству, к власти, которое  является одним из препятствий  либерализации экономики. Оно  обусловлено постоянными изменениями  экономического курса (сначала  пытались реформировать социалистическую  систему), несовершенством законодательства, непоследовательностью и движением  рывками с отступлением назад.  Но главное все-таки достигнуто  – конституционно оформлена частная  собственность.

4. Синдром рыночного социализма, в соответствии с которым считается возможным переход к рыночной (т.е. эффективной) экономике без частной собственности, лишь на основе изменения форм хозяйствования. Популяризируется переход к регулируемому рынку, т.е. к рыночному социализму. Но источником всех перераспределительных процессов является лишь производство, увеличение налогов на которое (т.е. на предпринимателей) подрывает само производство. Стремление к социальной справедливости приводит к ее нарушению и переходу к старому распределению государством нищенских доходов.

5. Мафиозные структуры  и коррупция.

6. Регионализм и сепаратизм  – претензии регионов на все  имеющиеся у них природные  ресурсы (Якутия, Тюмень…).

Собственником всех своих  природных ресурсов может быть лишь территориальное образование, способное  к самостоятельному выживанию в  экономическом, политическом и военном  отношениях. Если этого нет, то регион не может рассчитывать на безнаказанность  сепаратистских устремлений (отделение, обособление). Экономический сепаратизм исключает организацию рентной  системы налогообложения, в которой  рента с природных ресурсов, равным совладельцем которых является каждый гражданин РФ, выступает наиболее естественным источником пенсионных и  других социальных выплат.

 

                II. Место России в мировой экономике 

Информация о работе Экономика России в мировой экономической системе