Содержание:
Введение ……………………………………………………………………………………….
3
Глава I – Рыночная
модель экономики и воздействия на неё
различных институтов ………………………………………………………………………………………
5
Глава II –Экономика
России и действующие в ней институты
………………………………………………………………………………………
9
Заключение ……………………………………………………………..13
Список литературы
………………………………………………….14
Введения
В научной
литературе по экономическим проблемам
существуют разные точки зрения на определения
институтов и понимания их роли в воздействия
на экономические процессы.
Понятие института
было заимствовано экономистами из социальных
наук, в частности из социологии.
Институтом называется совокупность
ролей и статусов, предназначенная для
удовлетворения определенной потребности.
Определения институтов
можно также найти в работах по политической
философии и социальной психологии. Например,
категория института является одной из
центральных в работе Джона Ролза «Теория
справедливости».
Под институтами я
буду понимать публичную систему правил,
которые определяют должность и положение
с соответствующими правами и обязанностями,
властью и неприкосновенностью, и тому
подобное. Эти правила специфицируют определенные
формы действий в качестве разрешенных,
а другие в качестве запрещенных, и по
ним же наказывают одни действия и защищают
другие, когда происходит насилие. В качестве
примеров, или более общих социальных
практик, мы можем привести игры, ритуалы,
суды и парламенты, рынки и системы собственности.
Институты - это, по сути дела,
распространенный образ мысли в том, что
касается отдельных отношений между обществом
и личностью и отдельных выполняемых ими
функций; и система жизни общества, которая
слагается из совокупности действующих
в определенное время или в любой момент
развития какого угодно общества, может
с психологической стороны быть охарактеризована
в общих чертах как превалирующая духовная
позиция или распространенное представление
об образе жизни в обществе.
В экономической
теории впервые понятие института было
включено в анализ Торстейном Вебленом.
Также под институтами
Веблен понимал:
привычные способы
реагирования на стимулы;
структура производственного
или экономического механизма;
принятая в настоящее
время система общественной жизни.
Другой основоположник
институционализма Джон Коммонс определяет
институт следующим образом:
Институт – коллективное действие
по контролю, освобождению и расширению
индивидуального действия.
У другого классика
институционализма - Уэсли Митчелла можно
найти следующее определение:
Глава I –
Рыночная модель экономике и воздействия
на нее различных институтов
Модель рыночной экономике
в разных странах существенно отличается
одна от другой степенью влияния на развитие
экономике государственных и общественных
институтов. В Японии где основа
экономике является мелкотоварные производители,
государства имеет институты в поддержку
мелкого бизнеса это отнюдь неконтролирующие
органы. От государственных
институтов мелкие производители получают
разумную официальную поддержку, позволяющую
успешно развивать свой бизнес.
Система консультационно
и экономически создана в этом государстве
для мелкого бизнеса и через него оказывает
существенное влияние приоритеты в развитие
на занятость населения и на стабильность
в экономике.
В ФРГ рыночное отношение
построена на других принципах. В этой стране разработана
и эффективно действует гибкая система
налогообложения. Это, прежде всего снижение
налогооблагаемой базы, возмещение убытков
возникшие на одной фирме прибылью другой
фирмы (если это один собственник).
Институты Германии,
действующие на экономику, направленные
на развитие семейного бизнеса, на стимулирование
инновационных проектах. Только что созданной
фирме предоставляется возможность не
платить налоги и всю прибыль вкладывать
в развитие собственного бизнеса.
Можно сказать, что и
в Японии и в Германии а также в Южной Корее,
Китае степень участия различного рода
институтов в поддержке и развития экономике
в определении наиболее перспективных
направлений её роста велика. Этим объясняется наименьшее
влияние мировых кризисных явлений на
экономику этих стран.
Рыночная модель США
регулируется государством и действующие
в этой стране институтов в наименьшей
степени и именно по этому, в этой стране
кризисные явления возникают довольно
часто и не всегда эффективно преодолеваются.
Бесспорно, является
то, что рыночная экономика не может существовать
в не влияние различного рода институтов
как государственных, так и общественных.
Общественный институт — это постоянно повторяющиеся
и воспроизводящиеся отношения людей.
Например, институт брака, институт семьи,
институты государственного администрирования.
Общественный институт - это устойчивая
совокупность людей, групп, учреждений,
деятельность которых направлена на выполнение
конкретных общественных функций; строится
эта деятельность на основе определенных
норм, правил. Примеры: семья, гос-во, учреждения
образования, здравоохранения. Различают
4 сферы жизнедеятельности общества, в
каждую из которых входят различные общественные
институты и возникают различные общественные
отношения.
Общественные отношения
- это многообразные связи между группами,
классами, нациями в процессе социальной,
экономической, политической и духовной
деятельности. Эти связи должны быть устойчиво
повторяющимися, безличными (формальными)
, затрагивающими важные стороны жизни.
Сферы жизнедеятельности общества:
1. Экономическая - отношения
в процессе материального пр-ва
(пр-во, распределение, потребление
материальных благ) . Институты, относящиеся
к экономической сфере: заводы, фабрики,
банки, рынки, фирмы.
2. Социальная –
отношения между различными социальными
и возрастными группами; деятельность
по обеспечения социальной гарантии.
Институты, относящиеся к социальной
сфере: коммунальные службы, образование,
система здравоохранения, система
социального обеспечения, предприятия
связи, предприятия досуга.
3. Политическая
– отношения между гражданским
обществом и гос-вом, между гос-вом
и политическими партиями. Институты,
относящиеся к политической сфере:
гос-во, парламент, правительство, судебная
система, политические партии.
4. Духовная –
отношения, возникающие в процессе
создания духовных ценностей, их
сохранения, распространения, потребления.
Институты, относящиеся к духовной
сфере: учреждения системы образования,
науки, театры, музеи.
Глава II - Экономика
России и действующие в ней институты
Самой важной проблемой препятствующей
подъему и развитию экономики России является
малочисленность институтов и неэффективность
их работы.
Президентом России
В.В. Путиным в последние годы предпринято
немало усилий по созданию гражданского
общества и различных институтов, которые
могли бы эффективно влиять на экономическое
развитие страны. Это прежде всего .., общественные
палаты и многочисленные организации
контроля за эффективностью работы органов
власти.
Итак, в настоящее
время в России формируется национальная
система институтов развития. Приоритетные
задачи, которые предполагается решить
с помощью данных институтов, следующие:
развитие инфраструктуры (производственной,
социальной и т.д.); стимулирование инноваций;
содействие несырьевому экспорту; развитие
малого и среднего бизнеса; сокращение
региональных диспропорций; развитие
аграрного сектора.
Очевидно, что ключевую
роль в обеспечении средне- и долгосрочных
темпов экономического роста играет экономическая
политика. Ухудшение ее качества в последние
годы вызвано, прежде всего, увеличением
государственных расходов, повышением
тарифов так называемых естественных
монополий, ренессансом бюрократического
регулирования, расширением размеров
нерыночного сектора, неспособностью
справиться с "голландской болезнью",
повышением реального курса рубля. В результате
совокупные издержки ведения экономической
деятельности в стране повышаются, российский
бизнес теряет конкурентоспособность,
объемы производства сокращаются. Продолжают
расти лишь потребление, торговля, импорт,
процветающие благодаря реальному укреплению
рубля.
Главной причиной замедления
экономического роста выступают, поэтому
не "сезонные или циклические колебания"
и не "исчерпанность потенциала роста,
основанного на текущем платежеспособном
спросе", а недопустимо быстрый рост
внутренних издержек. В этой связи ответственная
экономическая политика должна быть направлена,
прежде всего, на сокращение размеров
нерыночного сектора в экономике и снижение
реального курса рубля (не смешивать с
девальвацией номинального валютного
курса).
Предпосылкой эффективного
функционирования рыночного механизма
является становление определенного набора
институтов. Специфика подходов к их изучению
рассматривается через функции, которые
институты выполняют в современной рыночной
экономике.
Необходимой предпосылкой
и условием для создания и эффективного
функционирования рыночной экономики
в Российской Федерации является становление
определенного набора соответствующих
институтов. Совокупность институтов
и институциональные отношения образуют
институциональную основу экономической
системы общества. Под институциональной
структурой общества понимается определенный
набор институтов, создающих матрицы экономического
поведения, определяющих ограничения
для хозяйствующих субъектов, которые
формируются в рамках той или иной системы
координации хозяйственной деятельности.
Чтобы выявить сущность
экономического института и определить
механизмы, посредством которых институты
приобретают и реализуют свое экономическое
значение, необходимо охарактеризовать
те функции, которые институты выполняют
в хозяйственной жизни, в деятельности
экономических агентов. Специфика того
или иного подхода к изучению инс титутов
заключается в идентификации институтов
и выделении их функций.
Институты обеспечивают
познание происходящих в хозяйственной
жизни общества процессов и явлений, их
сущностной основы, образуют систему экономических
взглядов людей на общество, т.е. их роль
можно выразить через познавательную
функцию.
Практическая функция
институтов проявляется в конкретизации
теоретических выводов и проверке их достоверности
через хозяйственную деятельность, поиске
эффективных форм и методов управления
экономическими процессами, создании
адекватного механизма хозяйствования
на всех уровнях экономики.
Экономические институты
выполняют интегрирующую функцию, способствуя
реализации индивидов как субъектов общественного
производства, облегчая налаживание экономических
связей, обеспечивая экономию на трансакционных
издержках. Снижение уровня неопределенности
внешней среды, обеспечиваемое наличием
институ тов, позволяет планировать и
осуществлять долгосрочные инвестиции,
добиваясь создания большей стоимости.
Кроме того, средства, сэкономленные на
исследовании и предсказании поведения
контрагентов, также могут быть использованы
в производительных целях. Напротив, в
условиях неопределенной среды, при отсутствии
действующих институтов экономические
агенты не только сталкиваются с низкой
ожидаемой выгодой от намечаемых инвестиций
(что может привести к отказу от их осуществления),
но и вынуждены расходовать средства на
различные меры предосторожности при
осуществлении хозяйственных мероприятий,
например, на страхование сделок или отдельных
их компонентов.
Заключение
Таким образом, российские
институты являются своевременным,
необходимым и эффективным инструментом
государственной экономической политики,
позволяющим комплексно решать неотложные
проблемы с минимальными затратами; диверсифицировать
экономику, обеспечить развитие инфраструктуры
и высокотехнологичных производств; а
также не только поддерживать, но и наращивать
темпы экономического роста в стране на
долгосрочной основе.
Список литературы:
1. Родина Л. А. Институциональные
аспекты менеджмента / Л. А. Родина //
Вестник Московского университета.
Серия 6, Экономика. – 2006. – № 5.
2. Сорвина Н. Г. Экономическая
мысль ХХ столетия : страницы истории
: лекции / Н. Г. Сорвина. – М. : Российская
политическая энциклопедия (РОССПЭН),
2000.
3. Гукасьян Г. М.
Экономическая теория : проблемы
«новой экономики» / Г. М. Гукасьян. –
СПб. : Питер, 2003.
4. Нестеренко А.
Н. Экономика и институциональная
теория / А. Н. Нестеренко. – М. : Эдиториал
УРСС, 2002.
6. Мещеряков Д. А.
Основные теоретические проблемы
институциональной экономики : курс
лекций / Д. А. Мещеряков, В. С. Курилович.
– Воронеж : Научная книга, 2007.
7. Скоробогатов
А. Институты как фактор порядка
и как источник хаоса : неоинституционально-посткейнсианский
анализ / А. Скоробогатов // Вопросы экономики.
– 2006. – № 8.
8. Чарахчан К. К.
Государственное регулирование
рыночной экономики : институциональные
аспекты / К. К. Чарахчан. – Воронеж :
Научная книга, 2005. 9. Институциональная
экономика : новая институциональная экономическая
теория : учебник / под общ. ред. А. А. Аузана.
– М. : ИНФРА-М, 2005.
10. Кузьминов Я. Институты
: от заимствования к выращиванию
/ Я. Кузьминов, В. Радаев, А. Яковлев, Е.
Ясин // Вопросы экономики. – 2005. –
№ 5.
Из интегрирующей функции
прямо вытекает следующая, одна из основных,
– сокраще ние трансакционных издержек.
На современном этапе
развития российской экономики возникают
серьезные проблемы, вызываемые так называемым
информационным взрывом: рост объемов
данных во внешней среде, возрастание
потребностей в новых знаниях и, как следствие,
информационная неопределенность. В связи
с этим необходимо искать механизмы поддержания
конкурентоспособности и активно применять
рыночную стратегию на основе использования
информационных технологий [1, с. 42].
Теория трансакционных
издержек представлена в статье Р. Коуза
«Природа фирмы», признанной в настоящее
время классикой. Свое исследование Р.
Коуз начинает с анализа двух, по его словам,
важнейших институтов, центральных для
экономической теории – фирмы и рынка,
составляющих институциональную структуру
экономической системы. Он вводит в экономический
анализ новую категорию – «трансакционные
издержки» [2, с. 208–209]. Р. Коуз отвечает
на вопрос, какая причина заставляет индивидуальных
предпринимателей объединяться в фирму.
Ведь известно, что рынок обеспечивает
свободу, а фирма ее ограничивает. Дело
в том, что для успешного функционирования
на рынке предприниматель должен иметь
достоверную и обстоятельную информацию,
которая требует больших трансакционных
издержек [3, с. 34].