Экономика США в начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:25, реферат

Краткое описание

В данной работе мы будем рассматривать тему экономических показателей США в начале 20-го века. На сегодняшний день экономика США — крупнейшая экономика мира по объёму ВВП как по ППС так и в номинальном выражении.

Вложенные файлы: 1 файл

США в начале 20 века-эк. показатели.docx

— 22.67 Кб (Скачать файл)

Введение

В данной работе мы будем рассматривать тему экономических  показателей США в начале 20-го века. На сегодняшний день экономика США — крупнейшая экономика мира по объёму ВВП как по ППС так и в номинальном выражении.

Экономика США  является одной из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира и удерживавшая лидерство в мировой экономике последние 100 лет. Однако с начала 2000-х годов в следствии кризисов и роста развивающихся стран, её влияние в мировой экономике немного снизилось.

ВВП страны за 2011 г. составил $15,2 трлн. Государственный долг перед юридическими и физическими лицами резидентами США, а так же иностранными государствами, к 2011 году равен $15,33 трлн .

 

  Первая  мировая война стимулировала  экономическое развитие Соединенных  Штатов Америки.

  Соединенные Штаты успешно использовали события  в Европе для дальнейшего обогащения. Они выступили в роли главного поставщика военных материалов, продовольствия и сырья воюющим государствам. Стоимость американского экспорта за годы войны увеличилась более  чем втрое — с 2,4 млрд дол. в 1914 г. до 7,9 млрд дол. в 1919 г. Общая чистая прибыль американских монополий в течение 1914—1919 гг. составила около 34 млрд дол.

  Другим  важнейшим итогом войны стало  изменение международного финансового  статуса США: они превратились в  основного кредитора европейских  государств, а Нью-Йорк стал международным  финансовым центром. США предоставили займы европейским странам на военные нужды в размере свыше 11 млрддол.

  Таким образом, важным итогом развития США  в 1914—1919 гг. было дальнейшее увеличение их экономической мощи, усиление их позиций в мировой экономике, закрепление за ними положения наиболее могущественной страны мира.

  Летом 1920 г. экономический подъем военных  и первых послевоенных лет сменился экономическим кризисом. В этом первом послевоенном кризисе перепроизводства проявилось противоречие между разбухшим  на военных заказах производственным аппаратом американской промышленности и узким рынком сбыта, вызванным  покупательной  способностью населения. Экономический кризис вызвал значительные разрушения во всех сферах хозяйственной жизни страны. Объем промышленного производства к апрелю 1921 г. сократился по сравнению с июнем 1920 г. в среднем на 32 %.

  Число безработных к 1922 г. достигло почти 5 млн человек.

  Кризис  производству в промышленности переплелся с глубоким и разрушительным аграрным кризисом. 

  К 1923 г. США удалось преодолеть экономические  трудности, вызванные последствиями  первой мировой войны и кризисом 1920—1921 гг. Экономический подъем, продолжавшийся до середины 1929 г. и связанные с  ним увеличение позиций США в  мировой экономике, повышение уровня и качества жизни американцев  получили в экономической истории  название "американское процветание"  (невмешательство государства, "индивидуализм").

  "Великая  депрессия" 1929—1933 гг. и обострение  социальных противоречий. Паника  на Нью-Йоркской фондовой бирже  24 октября 1929 г. стала первым  симптомом кризиса экономики  США,  переросшего в кризис мирового капиталистического хозяйства в целом.

  Экономический кризис 1929—1933 гг. был самым глубоким кризисом перепроизводства за всю историю  капитализма. Около четырех лет  экономика капиталистических стран  находилась в состоянии полнейшей  дезорганизации.

  Гигантская  разрушительная сила кризиса проявилась в резком падении промышленного  производства. Общий объем продукции  американской промышленности по сравнению  с докризисным уровнем 1929 г. в 1930 г. составил 80,7 %, в 1931 г. - 68,1, а в 1932 г. - 53,8 %. Период с лета 1932 г. до весны 1933 г. стал временем наибольшего углубления кризиса.

  В 1929—1933 гг. произошло около 130 тыс. коммерческих банкротств. За четыре года, с 1929 по 1932, прекратили существование 5760 банков, т.е. пятая часть всех банков страны с  общей суммой депозитов более  чем в 3,5 млрд дол.

  В 1933 г. в США, по данным правительственной  статистики, насчитывалось 12,8 млн полностью безработных, доля которых в общей численности рабочей силы составляла почти 25 %.

  Реформы администрации Ф.Д.Рузвельта ("новый  курс"), их результаты и значение.  Теоретическую  основу "нового курса" составили воззрения английского экономиста Дж.М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики для обеспечения  бесперебойной работы рыночного механизма.

  Реформы новой администрации охватили все  сферы экономики: промышленность, сельское хозяйство, финансовую и банковские системы, а также социальные и  трудовые отношения.

  Был принят чрезвычайный банковский закон, в основу которого был  положен дифференцированный подход к открытию банков. Меры по "очищению" банков привели к сокращению их числа. Если в 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных банков, то через год — 4890. В целом за 1933—1939 гг. при сокращении числа банков на 15% объем их активов вырос на 37 %.

  В январе 1934 г. была проведена девальвация  доллара.

  Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа  к кредиту способствовали повышению  цен и создали механизм инфляционного  развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства  средства для проведения реформ в  других отраслях хозяйства.

  Наступление экономического кризиса в 1937 г. явилось  неожиданным. Лишь в 1939 г. экономика  США справилась с его последствиями, но до второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного  производства в 1939 г. составил 90 °о уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 раз превысил уровень 1929 г. и составил 17 % рабочей силы.

  Вместе  с тем реформы "нового курса" имели важное значение для развития как американского, так и мирового хозяйства. Они продемонстрировали роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали , что гибкое и умеренное регулирование экономики, особенно в трудные периоды ее развития, является жизненно необходимым. Со времени "нового курса" государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, применяемое в разных формах, стало неотъемлемой частью рыночного механизма США. Важнейшим итогом реформ было и то, что они ознаменовали серьезный сдвиг в социальном развитии страны.

  Особенности развития экономики в первое послевоенное десятилетие.

  За  годы воины национальный доход США  удвоился,  более чем вдвое возросло промышленное производство. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала.

  Война ускорила процесс интенсификации сельского  хозяйства: механизация и химизация  производства стимулировались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко  увеличить свои доходы.

  С окончанием войны перед страной  встала проблема реконверсии, т.е. перевода экономики с военных на мирные рельсы. Реконверсия проходила под  контролем государства.  Была ускорена продажа государственных военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу.

  Смягчению послевоенной рецессии способствовали осуществление  "плана Маршалла" и война в Корее. "План Маршалла" предусматривал оказание помощи европейским государствам.

  Благодаря "плану Маршалла" США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увеличить инвестиции в экономику  европейских стран.

  Стимулирующее воздействие на американскую экономику  оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г.

  За  время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд дол., т.е. больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования.

  Вступление  США во вторую половину 50-х гг. XX в. ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии, вызванными началом научно-технической революции. Она происходила на фоне демографических изменений и дальнейшего углубления процесса урбанизации.

  Xарактерной чертой НТР стала автоматизация производства,  в частности создание и использование в производстве,  банковском деле, сфере обслуживания электронно-вычислительной техники.

  Быстро  возрастала наукоемкость производства.

  Порожденные НТР проблемы требовали расширения функций и изменения роли буржуазного  государства в плане определения  новых приоритетов в стратегии  управления экономикой. Эти новые  задачи государства нашли отражение  в программе "новых рубежей", предложенной демократической администрацией Дж. Кеннеди в начале 60-х гг.

  В основу социально-экономической программы  правительства Кеннеди была положена идея стимулирования тем-дюв экономического роста.

  В 1961—1962 гг. правительству Кеннеди  удалось провести через Конгресс ряд важных мер в социальной области, предусмотренных в программе "новых  рубежей". Так, минимум почасовой  заработной платы, составлявший в 1955 г. 1 дол., увеличивался до 1,25 дол.

  В арсенале средств государственного регулирования администрация широко использовала рычаги бюджетной, налоговой  и кредитно-денежной политики. В 1962 г. был сокращен срок амортизации  основного капитала для всех корпораций и введена налоговая скидка на капиталовложения. Эти меры позволили  существенно увеличить рост инвестиций.

  Начало  президентства Кеннеди совпало  с фазой циклического подъема  в экономике. Однако уже к весне 1962 г. ситуация осложнилась: темпы роста  замедлились, уровень безработицы  замер на отметке 5,5 %, уменьшился объем  капиталовложений. В мае этого  же года произошло самое сильное  с 1929 г. падение акций на бирже. Отчасти  это было вызвано недовольством  верхушки крупного капитала политикой "ориентиров" в области цен.

  В конечном счете президент вынужден был пойти на некоторую переориентацию своей политики в угоду крупному бизнесу.

  Л. Джонсон, сменивший трагически погибшего  в ноябре 1963 г. Дж. Кеннеди, приступил  к осуществлению социальных реформ, получивших название программы "великого общества". Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения беднейших слоев населения США. Согласно статистике в 1964 г. в стране насчитывалось 36,4 млн бедняков, что составило около 20 % населения, т.е. людей, чьи реальные доходы были ниже "уровня бедности".

  Наступление на проблему бедности было обусловлено  объективными причинами. Во-первых, массовая бедность стала серьезным тормозом для производства рабочей силы и  обеспечения необходимого уровня потребления  в условиях НТР. Во-вторых, она создавала  почву для расовых конфликтов, обострения социальных проблем, роста  преступности, безработицы и т.д.

  Из  федеральных программ важное место  принадлежало программе дошкольной подготовки детей бедняков.

  Вводилось медицинское страхование для  престарелых граждан, а семьи  с доходами ниже "границы бедности" получили право на льготные условия  медицинской помощи за счет специальных  федеральных субсидий штатам.

  В 1968 г. минимум заработной платы был  поднят до 1,6 дол. в час.

  Всего же на "борьбу с бедностью" за период 1964—1968 гг. было израсходовано 10 млрд дол., общая сумма социальных расходов составила к концу 60-х гг. около 40 % расходной части федерального бюджета. Выделение этих средств стало возможным благодаря экономическому росту: в 1961—1966 гг. ВНП возрос на 4— 6 % в год.  Среди основных факторов, способствовавших сравнительно быстрому экономическому развитию США в этот период, были: а) высокий уровень капиталовложений, необходимый для обновления основного капитала в условиях НТР; 6) рост потребительских расходов населения; в) возрастание роли и масштабов государственного регулирования.

Информация о работе Экономика США в начале 20 века