Экономика ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является анализ экономики ФРГ. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
1. рассмотреть экономико-географическое положение ФРГ;
2. выявить особенности немецкой экономики, дать анализ их эффективности;

Содержание

Введение
1 Общая характеристика экономики ФРГ
1.1 Природно-ресурсный потенциал ФРГ
1.2 Отраслевая структура хозяйственного комплекса страны
2 Роль Германии в мировой экономике
2.1 Германская экономика в мирохозяйственных связях
2.2 Российско-германские отношения
3 Влияние мирового экономического кризиса на экономику Германии
3.1 Основные проблемы экономики Германии
3.2 Антикризисные программы ФРГ
3.3 Перспективы дальнейшего развития ФРГ
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика ФРГ.docx

— 83.07 Кб (Скачать файл)

  В результате многие банки опубликовали уточненные прогнозы прибыли с  достаточно низкими показателями. Это повлекло за собой снижение стоимости их акций, немалая часть которых была заложена.

  Часть кредиторов банков начали требовать возврата кредитов, а другая часть – сбрасывать горящие активы, еще больше обрушивая биржу. Так ипотечный кризис в США начал перерастать в финансовый кризис в Европе.9

Кризис застал страны Европы врасплох.

  Практически во всех из них наблюдается рецессия экономики. Падение производства составило несколько процентов в том числе и в таких промышленно развитых странах как Германия (-15%) и Франция (-8,8%).10

  Кризис начался уже летом 2007 года, когда раздутая инвестициями экономика стала испытывать снижение потребительского спроса. Последней каплей стал рост цен на сырьё.

  Крупнейшую в Европе промышленную страну – Германию также начало лихорадить. Последствия: германская экономика страдает от увеличения банкротств среди компаний, сокращения экспорта, медленного роста промышленного производства и зарплат.

Все больше германских предприятий  объявляют о своей неплатежеспособности. По оценкам агентства Creditreform, 113 тыс. компаний Германии угрожает банкротство. Несмотря на улучшение конъюнктуры, количество обанкротившихся компаний в Германии в первом полугодии 2010 г. возросло на 2% по сравнению с тем  же периодом 2009 г. и составило почти 16,5 тыс. Кроме того, о неплатежеспособности объявили почти 54 тыс. физических лиц, что на 11,6% больше, чем за аналогичный  период 2009 г.

Экономисты утверждают, что  в случае ухудшения ситуации в  экономике количество банкротств в  Германии резко увеличится. Особенно тяжелая ситуация может возникнуть в случае проблем с экспортом, от которого в значительной степени  зависит экономика Германии. В  федеральной земле Северная Рейн-Вестфалия, где зависимость предприятий  от экспорта особенно сильна, количество банкротств в первом полугодии возросло сразу на 13% и затронуло почти 6 тыс. компаний.

Правительство Германии, как  и большинства европейских стран, принимает меры по сокращению размера  бюджетного дефицита, сокращает расходы, поэтому производителям сложно повышать цены на свои товары.

Склонность германского  бизнеса к экономии отражается на заработных платах. По данным сравнительного исследования, проведенного Федеральным  статистическим ведомством, Германия заняла последнее место среди  стран ЕС по уровню роста зарплат. За последнее десятилетие (с 2000 г. по первый квартал 2010 г.) в Германии заработная плата без учета налогов и  других вычетов увеличилась в  среднем на 21,8%, в то время как  средний показатель по ЕС составил 35,5%, а по странам Еврозоны — 29,5%. Германия также отстает от других стран ЕС по уровню дополнительных расходов по зарплате — выплат в  фонд социального и пенсионного  страхования. За прошедшее десятилетие  они выросли в Германии на 9,3%, в то время как в других государствах ЕС — в среднем на 38,5%, а в странах зоны евро — на 32,7%.

Умеренный рост зарплат начался  в Германии весной 2010 г. Так, стоимость  рабочего часа в сфере производства и оказания услуг возросла на 0,4% по сравнению с первым кварталом. Стоимость труда в 2010 г. увеличилась  по сравнению с 2009 г. всего на 0,5%. При этом в сфере финансовых услуг  и страховании она возросла на 5,2%, в горнорудном производстве и  в сфере энергообеспечения —  на 3,5%. Между тем в ряде других областей — техническое обслуживание, сфера отдыха, жилищное и земельное  хозяйство — зарплаты, наоборот, снизились.

Государства ЕС, в частности, Франция, неоднократно подвергали Германию критике за сдерживание роста  зарплат, поскольку тем самым  германские производители приобретают  преимущества перед своими европейскими конкурентами. Критики утверждают, что такая политика сдерживает рост потребления в Германии, которая  является одним из крупнейших рынков сбыта для соседей по Европейскому союзу.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Антикризисные программы  в Германии

Немецкая экономика остается одной из самых стабильных в Европе, несмотря на кризис. Принятие на себя роли локомотива европейской стабилизации далось ФРГ нелегко.

Следует отметить, что из-за своей экспортной ориентации ФРГ  стала более подвержена глобальному  шоку, спровоцированному кризисом, чем прочие партнеры по ЕС. Результат  —  одно из самых резких среди  ПРС сокращение реального ВВП  во втором полугодии 2008 г. и в 1 квартале  2009 г.  Однако уже во 2 квартале 2009 г. отмечен положительный прирост ВВП, что связано со своевременными действиями правительства Германии.

Политика стабилизации под государственным руководством началась в январе 2009 г., когда правительство ФРГ утвердило небывалый антикризисный пакет мер. По результатам экстренного заседания банковскому сектору было направленно почти 500 млрд. евро (порядка 16% ВВП) с помощью созданного Специального фонда для стабилизации финансового рынка. Такого значительного стабилизационного пакета в немецкой экономике никогда не принималось. Из них 80 млрд. евро (около 3% ВВП) на санацию «плохих активов». Кроме того, в дополнение к действующим автоматическим стабилизаторам экономики, ФРГ на 2009—2010 гг. приняла антикризисный пакет для госфинансов в размере 1,75% ВВП. Цель последнего состоит в стимулировании малых и средних предприятий, во вложениях в инфраструктуру и рынок труда. Впрочем, из всей стабилизационной суммы расходной частью стали лишь 80 млрд. евро. Остальные средства составили основу льготных кредитов кризисным банкам.

Стабилизационный план финансируется  на 65% из федерального и на 35% — из земельных бюджетов. Именно эта особенность  стала причиной протеста самых богатых  земель (Баварии, Баден-Вюртемберга, Гессена). По их мнению, стабилизационный план должен распространяться и на земельные  банки, принадлежащие правительствам земель, а не только на частные финансовые институты. Однако министерству финансов удалось убедить земли, что поддержка частных компаний необходима всей хозяйственной системе.

Первый план подъема немецкой экономики, принятый уже в октябре 2008 г., преследовал три основные цели. Это — защита социального рыночного  хозяйства, восстановление доверия  к финансовой системе, гарантия банковских вкладов населения. Предусматривал оказание в 2009—2010 гг. помощи домашним хозяйствам (увеличение пособий для  детей, снижение взносов на пособия  по безработице) размером в 20 млрд. евро (0,8% ВВП). Затем (ноябрь 2008 г.) в первый конъюнктурный пакет были включены программы поддержки предприятий  — 17,3 млрд. евро (0,7% ВВП) и 7,2 млрд. (0,3% ВВП) государственных инвестиций. Впоследствии было решено возвратить домашним хозяйствам налог, включенный в транспортные издержки, в общей сумме 3 млрд. евро (0,1% ВВП).

В начале 2009 г. входящая в  правящую коалицию партия Христианско-демократический союз приняла второй план по стимулированию германской экономики. Он включает 10 пунктов, дополняющих первый антикризисный план. Расходы по новому плану составляют 50 млрд. евро.

В числе новых мер предусмотрено  с 1 июля 2009 г. снижение подоходного  налога с 15 до 14%, что обойдется государству  в 3 млрд. евро 2009 г. и в 6 млрд. — в 2010 г. Запланировано сокращение других выплат, например взносов в больничную кассу (с 15,5 до 14,9%). Около 18 млрд. евро пойдут на поддержку системы образования. Предусмотрены единовременные выплаты  гражданам с детьми в размере 100 евро на ребенка, вырастут пособия  по безработице гражданам с детьми. Особое внимание уделено системе  сокращенного рабочего дня на предприятиях. Эта система должна стать более  привлекательной для компаний в  условиях кризиса, чем увольнения; средства на её поддержку поступят из Федерального агентства труда.

Основная часть средств (18 млрд. евро) направляется на инвестиционные инфраструктурные проекты: строительство  дорог, ремонт и модернизацию детских садов, школ и высших учебных заведений, развитие сети скоростного Интернета. Кроме того, жителям Германии снижают объем налогов и социальных отчислений. Все эти меры рассчитаны на повышение внутреннего спроса.

Еще одна действенная мера — борьба против налоговых оффшоров за границей. ФРГ решилась на довольно жесткое столкновение с ближайшими соседями — Лихтенштейном, Люксембургом, Швейцарией. В результате усилий правительства  часть капиталов действительно  вернулись в страну.

Ниже приведены основные антикризисные меры правительства ФРГ и показатели развития экономики.                   Таблица 3.1 — Основные антикризисные меры правительства ФРГ

Меры денежного  характера

Меры не денежного  характера

66 млрд. евро для 8 крупнейших  банков

частичная национализация крупных  кризисных банков

более 75 млрд. евро на выкуп  плохих долгов

планомерные ставки рефинансирования до уровня 0,5%

30% скидка на жилье молодым  семьям

госгарантии по депозитам  до 60 тыс. евро

232 млрд. евро на кредитование  национальных банков

снижение ставки НДС до 15% сроком на 13 мес.

23 млрд. евро на налоговые  льготы и помощь МСП

введение налога на бонусы в размере 50%

60 млрд. евро госгарантий  на кредиты+ покупка активов  банков

 

178 млрд. евро для поддержки  банков

 

около 219 млрд. евро госгарантий  банкам

 

2,7 млрд. евро автопрому

 

Источник: Финансовый кризис в России и в мире. Под ред. Е.Т. Гайдара. М.: Проспект, 2009. С. 203—207, 224—226.

 

 

       Таблица 3.2  — Основные показатели развития экономики ФРГ      (%, цепные)

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экономический рост

3,2

2,5

1,3

-5

1,2

1,7

Норма безработицы

9,8

8,4

7,3

7,7

9,2

9,3

Дефицит бюджета

-1,5

-0,2

-0,1

-3,7

-5

-4,6

Госдолг  к ВВП

67,6

65

65,9

73,1

76,7

79,7


Источник: European Economic Forecast. Autumn 2009 — Directorate- General for Economic and Financial Affairs, Brussels, 2009. P. 85

После принятия мощного антикризисного пакета мер, а также усиления регулирования  рынков, немецкая экономика не только первой вышла из кризиса, но и «повела» за собой другие европейские экономики.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Перспективы дальнейшего  развития экономики ФРГ

Прогноз развития экономики  Германии благоприятный.

  Рост экономики Германии в 2011 году замедлится до 2,0%, а в 2012-м — до 1,5% после увеличения на 3,6% в текущем году; при этом экспорт останется главной движущей силой экономики страны.13

Инфляция в стране в 2011 году составит 1,7%, а в 2012-м темпы роста цен замедлятся до 1,6%.

  Ситуация на рынке труда страны продолжит улучшаться, безработица будет снижаться. В 2012 году, как ожидается, число официально зарегистрированных безработных составит меньше 3 млн. человек, а уровень безработицы уменьшится до 6,9% с нынешних 7,5% (по данным Статистического бюро страны).14

В промышленности ФРГ  также прогнозируется рост. Так, например,  ситуация в немецкой автоиндустрии постепенно нормализуется. 2010 год стал рекордным для экспорта, темпы производства внутри страны тоже постепенно возрастают. Автостроители смотрят в 2011 год с оптимизмом. В 2011 году планируются реализовать 3,1 млн. новых автомобилей внутри страны и 5,5 млн. заграницей.15

Прогноз производства Германии от Союза немецких машиностроителей составил +6% до конца 2010 года и +8% на 2011 год. 

Экономика Германии восстанавливается  быстрыми темпами, демонстрируя уверенный  рост уже пятый квартал подряд. Однако риск возобновления экономического спада остается высоким. Государственный долг Германии в первой половине 2010 года достиг рекордного уровня, составив 1,721 триллиона евро. По сравнению с 2009 годом госдолг вырос на 29,6 миллиарда евро, или на 1,7%.16 Учитывая существующую нестабильность ситуации в области государственного финансирования и в банковском секторе, возможно ухудшение конъюнктуры рынка облигаций еврозоны. Если в результате произойдет дефолт по государственным долгам, еврозону с большой долей вероятности вновь охватит рецессия.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По результатам проведенного исследования мы пришли к следующим  выводам.

Германия имеет очень выгодное экономико-географическое положение, позволяющее ей исполнять роль связующего звена с государствами Центральной и Восточной Европы. ФРГ является постиндустриальной страной, в экономике которой свыше 70% занимает сфера услуг. Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются: машиностроение и химическая промышленность. Германия специализируется на производстве наукоемкой и капиталоемкой продукции. Используя трудо- и ресурсосберегающие технологии ФРГ оптимизирует свою производственную стратегию, поэтому она сумела достичь больших успехов в конкурентной борьбе и стать шестой по масштабам экономикой мира.

Федеративная Республика Германия занимает ведущее место  в мировой экономике. По объемам экспорта и импорта занимает 3 место в мире. Основными торговыми партнерами являются страны Евросоюза, а также США и Япония.

ФРГ выступает  главным торгово-экономическим партнером  и кредитором России. На нее приходится около 20 % товарооборота РФ и 25 % всех прямых иностранных инвестиций в России. Почти 90 % российского экспорта в Германию составляют энергоносители и сырье. Россия поставляет в ФРГ 1/3 потребляемого природного газа и почти четверть необходимой нефти. Развиваются другие формы внешних экономических связей.

  В 2009 году экономика Германии пережила самый сильный спад за всю послевоенную историю. Экономический кризис привел к резкому сокращению экспорта и инвестиций. Тем не менее, на частном потреблении экономический кризис не сказался: цены на товары и услуги остались на прежнем уровне. Кроме того, благодаря осуществлению своевременных антикризисных программ, в 2010 году наблюдается рост экономики.

Информация о работе Экономика ФРГ