Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:43, реферат
2 сентября 1945 г. под ударами союзных армий, в том числе и СССР, который объявил войну Японии 9 августа 1945 г., Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Так завершилась вторая мировая война. После окончания военных действий Япония была оккупирована американскими войсками, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть в стране перешла в руки Американской оккупационной армии, которую возглавлял генерал Д.Макартур.
Основы послевоенной политики союзных держав в отношении Японии были определены Потсдамской декларацией от 26 июля 1945 г. В ней определялась необходимость навсегда ликвидировать милитаризм в Японии, снять преграды к обновлению и укреплению демократических тенденций в японском обществе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать и соблюдать основные права человека.
1. Итоги второй Мировой войны
2. Причины «Японского чуда»
3. Внешняя политика
4. Япония в современном мире
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской федерации
ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия
им. Зайнаб Биишевой»
Факультет
экономики и управления
Презентация
по истории экономики
Япония
после второй Мировой войны
Стерлитамак
2012
Содержание
Список
использованной литературы
2 сентября 1945 г. под ударами союзных армий, в том числе и СССР, который объявил войну Японии 9 августа 1945 г., Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Так завершилась вторая мировая война. После окончания военных действий Япония была оккупирована американскими войсками, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть в стране перешла в руки Американской оккупационной армии, которую возглавлял генерал Д.Макартур.
Основы послевоенной политики союзных держав в отношении Японии были определены Потсдамской декларацией от 26 июля 1945 г. В ней определялась необходимость навсегда ликвидировать милитаризм в Японии, снять преграды к обновлению и укреплению демократических тенденций в японском обществе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать и соблюдать основные права человека.
После окончания войны японская экономика оказалась в состоянии разрухи, хотя ее производственно-техническая база сравнительно мало потерпела от военных действий, даже с учетом американских атомных бомбардировок Хиросимы 6 августа и Нагасаки 9 августа 1945 г. В то же время импорт сырья, топлива и продовольствия был практически прекращен. Большинство предприятий закрыто. Уровень промышленной продукции в начале 1946 г. составлял 14% довоенного. В стране свирепствовала инфляция: количество бумажных денег с 1945 по 1947 г. возросло в 4 раза. В конце 1945 г. реальная заработная плата рабочих составляла 13 % довоенного, также низкого уровня. Безработица в результате остановки военного производства, демобилизации армии и флота, депортации японцев из бывших колоний и ранее оккупированных территорий стала массовой и достигла почти 10 млн.. человек.
Японские монополии вначале саботировали восстановление экономики, ссылаясь на то, что действующие предприятия могут быть демонтированы в счет репараций. Заводы и фабрики закрывались по причине нерентабельности, отсутствия сырья, нехватки средств и т.д. На протяжении двух послевоенных лет промышленное производство не превысило 1/3 довоенного уровня.
Если сразу после оккупации США не ставили перед собой задачу восстановления японской экономики, то вследствие опасности социально-политических конфликтов вынуждены были оказать Японии существенную экономическую помощь. На протяжении 1946 – 1949 гг. была проведена земельная реформа, которая почти полностью ликвидировала помещичью собственность на обрабатываемую землю. Размер земельной собственности ограничивался площадью 3 га, на о. Хоккайдо – 12 га. Оставшаяся помещичья земля подлежала выкупу государством с дальнейшей продажей ее бывшим арендаторам. До января 1950 г. количество крестьян-собственников возросло с 1,9 млн. до 3,8 млн. человек, а площадь земли, сдаваемой в аренду, снизилась с 46 до 9,3 % всей обрабатываемой земли. Натуральная плата, доходившая до 50 % урожая, заменялась более низкой денежной оплатой. В результате реформы система крестьянской земельной собственности по существу стала решающей, повысилась товарность сельского хозяйства, начал возрождаться внутренний рынок.
Серьезные изменения претерпела и промышленность. Так, были распущены монополистические концерны – дзай-бацу Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда. Их акции и другие ценные бумаги подлежали распродаже среди служащих этих компаний. В 1947 г. вступил в силу закон о запрете чрезмерной концентрации экономической мощи, по которому запрещалось образование держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25 % акций прочих компаний.
В 1946 – 1947 гг. было введено новое трудовое законодательство: установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введены оплачиваемые отпуска и социальное страхование, трудящиеся имели право на забастовки, предусматривалась охрана труда женщин и подростков и т.д. Положение японских трудящихся улучшилось по сравнению с довоенным и военным периодами.
На
протяжении 1946 – 1947 гг. оккупационной
администрацией была подготовлена и
издана новая японская Конституция,
которая вступила в силу 3 мая 1947
г. Она превратила японскую абсолютную
монархию в конституционную
После принятия японской Конституции США начали осуществлять новую политику в отношении к Японии, которая в советской историографии получила название "обратного курса". Так, в 1948 г. был принят декрет № 201, который запрещал забастовки государственных служащих. С начала 1949 г. оккупационные власти приступили к обеспечению "плана экономической стабилизации" Японии. Возглавлял разработку плана главный советник по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск, известный американский финансист, президент Банка Детройта Д. Додж. Именно им был разработан проект сбалансированного государственного бюджета, предусматривавший резкое, на 62 %, увеличение налогов, замену безвозвратных государственных субсидий на коммерческий банковский кредит, стабилизацию заработной платы, установление государственного контроля над ценами и т.д.
В 1949 г. проведена реформа налоговой системы. В целом налоги, как уже отмечалось, значительно повысились. Однако одновременно произошло их перераспределение – снижены налоги на корпорации путем переоценки стоимости основного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счет увеличения налогообложения трудящихся. Это создавало благоприятные условия для ускоренного накопления капитала и повышения темпов экономического роста, который, однако, ограничивался низким покупательским спросом, так как заработная плата японского рабочего в первые послевоенные годы была в 5 – 8 раз меньше заработной платы западноевропейского и американского рабочего. По рекомендации Доджа правительство Японии провело упорядочение административного аппарата и реорганизацию управления предприятиями, сократив в 1949 г. свыше 0,5 млн. чиновников. Ограничивались права профсоюзов при увольнении, свобода их действий на предприятиях.
Война в Корее, начавшаяся в июне 1950 г., сыграла определяющую роль в восстановлении экономики Японии, которая в период военных действий стала как бы тылом американской армии. В результате войны резко возрос спрос на вооружение и военные материалы, на воинские перевозки и услуги, на продовольствие и др., что обусловило военно-промышленный бум в японской экономике. Поступления от американских военных заказов в 1950 – 1953 гг. достигли 2,5 млрд. дол. Они позволили Японии покрыть внешнеторговый дефицит и расширить импорт сырьевых ресурсов. Для выполнения американских военных заказов были задействованы послевоенные мощности японской промышленности, которые сохранились после отказа США от конфискации японского промышленного оборудования в счет репараций. Были сняты всяческие ограничения в сфере промышленности и внешней торговли.
В результате в 1949 – 1951 гг. объем промышленного производства в Японии возрос более чем в 1,5 раза, превысив довоенный уровень. Оборот внешней торговли за 1950 – 1954 гг. стал почти в 10 раз большим, чем в 1945 – 1949 гг. Однако японская промышленная база была отсталой технически и технологически. Более 70% станочного парка насчитывало возраст свыше 10 лет, не хватало собственного продовольствия.
Следует иметь в виду, что 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско был заключен мирный договор с Японией, который подписали 48 стран. Только СССР отказался тогда от подписания договора. В связи со вступлением в силу Сан-Франциского договора вся полнота власти в Японии передавалась правительству, хотя в силу ряда других двусторонних договоренностей юридически закреплялось пребывание в стране американских войск.
Таким образом, за оккупационный период Японии американскими войсками 1945 – 1951 гг. японская экономика не только успешно закончила восстановительную фазу, но и смогла создать стартовый фундамент для дальнейшего развития. В 1951 г. в целом по всем отраслям был достигнут довоенный уровень промышленного производства.
Основной упор в первой половине 50-х гг. японское правительство сделало на развитие внешнеэкономических связей. В 1952 г. был принят закон, который разрешал образование экспортных картелей. В целях поощрения экспорта широко практиковалось его субсидирование. Импортные лицензии выдавались преимущественно на закупку оборудования и сырья для модернизации промышленности. Проникновение в Японию иностранного капитала ограничивалось. Главным торговым партнером Японии были США.
В
40 – 50-е гг. Япония поставляла в США
главным образом продукцию
Еще до окончания войны в Корее, в марте 1952 г., был принят закон о содействии рационализации предприятий, по которому оказывалась государственная помощь, предоставлялись и финансовые льготы предприятиям, осуществляющим конверсию и модернизацию производства, обновление оборудования. Государственные средства также выделялись на развитие инфраструктуры – дорог, портов и т.д.
Таким
образом, получив самостоятельность
от американской оккупационной администрации,
японское правительство в кратчайший
срок успешно решило задачу выбора
пути дальнейшего экономического развития,
который обеспечил ей высокие темпы экономического
роста во второй половине 50-х гг. Несмотря
на то, что с 1945 по 1955 г. в Японии сменилось
шесть кабинетов министров, страна избежала
каких-либо серьезных, радикальных общественных
катаклизмов.
С середины 50-х гг. японская экономика вступила в период невиданно высоких темпов экономического роста. Именно с этого времени ведется отсчет так называемого "японского чуда". Среднегодовой прирост промышленной продукции в 1951 – 1970 гг. составлял 15,2%, в то время как в ФРГ и Италии – 7,4, во Франции – 6,2, в США – 4, в Англии – 3%. В 1961 – 1970 гг. среднегодовые темпы валового национального продукта в Японии составляли 11%, во Франции – 5,8, в Италии – 5,6, в ФРГ – 4,9, в США – 4,1, в Англии - 2,8%. По объему ВНП Япония в 1969 г. вышла на второе место после США в капиталистическом мире. В 1970 г. она заняла четвертое место в мировом экспорте: на ее долю приходилось 7% мирового капиталистического экспорта. Япония превзошла все страны мира по уровню накопленного капитала. В 1968 г. инвестиции в основной капитал в Японии составляли 34,7% ВНП по сравнению с 14% в США.