Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:32, реферат
Экономика является частью повседневной жизни практически каждого человека. Люди живут в экономической среде, ежедневно принимают участие в экономической деятельности, используют экономические термины (цены, деньги, заработная плата, расходы, доходы и др.). В наше время невозможно быть вне такого понятия, как «экономика». Хотя мало кто задумывается, зачем нужна экономика.
Если рассматривать термин «экономика» в обозначении народного хозяйства, то она нужна для анализа, учета и оценки потенциальных возможностей определенного региона.
Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы и полная занятость.
Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Циклическая безработица – вид безработицы, которому подвержены все отрасли экономики и который больше всех зависит от объективных причин. В данном случае идёт разговор о цикличности экономической системы. В ходе спадов и подъёмов экономики изменение уровня безработицы, может составить более 10%. Для того что бы сгладить ситуацию вызванную экономическим спадом в обществе, государство должно использовать собственные резервы для субсидирования занятости населения.
Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют стурктуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).
Фрикционная безработица – это безработица вызванная перемещением денег из одной сферы производства товаров и услуг в другую. Зачастую в данном случае работники по собственному желанию уходят с работы, с целью поиска более привлекательного места.
Естественный уровень безработицы – это такой уровень, при котором обеспечена полная занятость рабочей силы, т.е. наиболее эффективное и рациональное ее использование. Это означает, что все люди, которые хотят работать, работу находят. Естественный уровень безработицы поэтому называют уровнем безработицы при полной занятости
Государственная политика борьбы с безработицей.
Общими для всех типов безработицы являются такие
меры как: - выплата пособий по безработице;
- создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла и их характеристика.
Экономика никогда не шла ровным гладким путем поступательного развития. На различных этапах ей сопутствовал спад или подъем, которые периодически сменяли друг друга. Эти изменения называют макроэкономической нестабильностью или цикличностью развития рыночной экономики.
Экономический цикл - это регулярные изменения основных макроэкономических показателей (уровня производства, занятости, цен) средняя продолжительность которых составляет 8-10 лет.
Циклические колебания, носящие периодический характер следует отличать от тренда - долговременной тенденции экономического развития.
Часто причины делят на 2 большие группы - внешние причины (экзогенные теории) и внутренние причины (эндогенные теории).
Большинство экономистов считают, что экономические циклы следует связывать все-таки с такими экономическими событиями как: проведение кредитно-денежной политики; внедрение инноваций; обновление основного капитала; изменение потребительской активности.По продолжительности выделяют 3 типа циклических колебаний:Краткосрочные 3,5-4 года
Среднесрочные 8-10(на сглаживание именно их направлена в основном политика правительства)Долгосрочные 48-55
Экономические циклы — циклические изменения экономической конъюнктуры, регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подъема (бума) до спадаПодъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие этого увеличивается рост безработицы. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают падения деловой активности, продолжающееся свыше трёх месяцев подряд.Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история знает и исключения из этого правила. Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические колебания деловой активности, длилась 10 лет (1929-1939гг).
Антициклическая политика государства. Способы ее осуществления.
Циклическое развитие экономики вызывает колебания основных макроэкономических показателей — национального дохода, занятости, инфляции и др. Эти колебания неблагоприятно влияют прежде всего на население страны, которое выступает в роли потребителей, наемных работников или предпринимателей. Для того чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику. Ее суть заключается в том, чтобы сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать экономику на стадии спада и не давать ей "упасть" слишком глубоко.Основными инструментами стабилизационной программы являются^денежно-кредитная (или монетарная)и бюджетно-налоговая (или фискальная) политики. Для уменьшения циклических колебаний следует сокращать денежную массу в период подъема (снижая совокупный спрос) и увеличивать ее в период спада (стимулируя совокупный спрос). В фазе подъема следует проводить сдерживающую политику — сокращать государственные расходы и увеличивать налоги, в фазе спада стимулирующую — увеличивать госрасходы и снижать налоги.
Система государственного регулирования экономики и ее структура.
Цель государственного регулирования экономики — создать такую хозяйственную систему, которая бы ориентировалась на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства и обеспечение благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности.
Основные формы
Правовое регулирование рынка осуществляется с помощью законодательных и нормативных актов, которые устанавливают правила функционирования рынка и его структур. Значительное место принадлежит антимонопольному законодательству.
Антимонопольное регулирование—это совокупность законодательных, административных и экономических мер, которые осуществляются государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки и защиты потребителей от произвола предпринимателей. Федеральным органом исполнительной власти в данной сфере является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). (См. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314, Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г).
Финансово-экономическое регулирование осуществляется с помощью таких инструментов как: налоги, учетная ставка банковского процента, твердые государственные цены, дотации, инвестиции. Важным элементом финансово-экономического регулирования является государственное регулирование ценообразования. Составной частью регулирования процесса ценообразования является антиинфляционная политика государства.
Социально-экономическое регулирование рынка - обеспечение социальной защиты определенных групп населения. Необходимость этого регулирования обусловлена тем, что рынок порождает такие негативные явления, как безработица и инфляция. Поэтому необходима социальная защита населения. Эту задачу призвано выполнять государство. Центральное звено социально-экономической политики - политика (система) формирования доходов населения. Суть данной политики - формирование таких доходов населения, которые бы обеспечили наемным работникам комфортное существование. Государством устанавливается минимальный размер оплаты труда
экономическая
безопасность может быть представлена
как состояние защищенности национального
хозяйства от внешних и внутренних
угроз, при котором обеспечивается
поступательное развитие общества, его
экономическая и социально-
Экономическая безопасность России: понятие, угрозы, показатели.
Национальная экономическая безопасность — это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения. Угрозы экономической безопасности — такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние.К внутренним угрозам экономической безопасности России можно отнести:-Усиление имущественного расслоения общества. По данным Минэкономразвития РФ, уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов наименее обеспеченных граждан.-Криминализацию экономики и общества. Оценки масштабов российской теневой экономики варьируются обычно в интервале 20-40% ВВП.-Разрушение научно-технического потенциала страны К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести:-Утечка умов за границу. К сожалению, именно Россия является сейчас основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж. –нелегальный вывоз капитала за границу. Обнародованы данные Банка России: за прошлый, 2008 год из страны утекло почти $130 млрд.-Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня 80% российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка России приходится на импорт.
Государственный бюджет. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета.
Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которыми распоряжается правительство страны. Он включает расходы и доходы.
Государственные расходы — это целенаправленное использование ресурсов общественного сектора для осуществления социально оправданного перераспределения и удовлетворения потребностей в общественных благах.
Обычно выделяют следующие основные статьи государственных расходов: военные; социальные;
расходы, связанные с обслуживанием государственного долга; административно-хозяйственные расходы.
Государственные расходы
выполняют ряд важнейших
Доходы государственного бюджета складываются из налоговых и неналоговых поступлений. К неналоговым поступлениям относятся доходы от деятельности государственных предприятий, от продажи государственной собственности и т.д. Основную долю составляют налоговые поступления.
Дефицит государственного бюджета. Управление государственным долгом.
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета суммой' доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов.
Наличие дефицита может быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий); Дополнительная эмиссия денег считается самым опасным путем погашения дефицита из-за увеличения инфляции.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета РФ являются:
1внутренние источники: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; государственным займы,
2внешние источники: государственным займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм,
Государственный долг может принимать форму внешнего и внутреннего долга.
Внутренний государственный долг —в качестве внутреннего долга рассматриваются долговые обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и иностранной валюте, держателями которых являются резиденты.