Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:55, реферат
Выбранная мною тема курсовой работы является актуальной в наше современное время.
Жилье является одной из основных потребностей человека и одновременно представляет собой инструмент социального, экономического и личностного развития. То положение, которое мы имеем сегодня в стране, и которое вытекает из вышеизложенных характеристик, таким инструментом для большинства населения и экономики не является. И это очень плохо.
В законе исключена норма о сроках
перехода к 100%-ной оплате жилья и
коммунальных услуг. На протяжении последних
10 лет шла постоянная дискуссия
о сроках перехода на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг.
Многими политическими лидерами
эта особо актуальная тема использовалась
в борьбе за голоса избирателей. Таким
образом, вопрос об оплате жилищно-коммунальных
услуг уходит из сферы политических
дискуссий и переходит в разряд
текущих экономических задач. Закон
закрепляет принцип постепенного перехода
от обезличенного дотирования
Закон установил перечень категорий граждан, которые имеют право на субсидии. Величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимой долей расходов граждан в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума расчет субсидий претерпел значительные изменения. Новая редакция закона предусматривает расчет субсидий для семей со среднедушевым доходом ниже установленного минимума (в соответствии с законодательством о прожиточном минимуме) с учетом федерального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан в совокупном доходе семьи, умноженного на поправочный коэффициент, равный отношению среднедушевого дохода в семье к прожиточному минимуму.
Несмотря на явное усиление социальной направленности новой программы субсидий, , законодатели не смогли сразу отказаться от так называемого второго основания предоставления субсидий. В соответствии со ст.4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в течение двенадцати месяцев со дня вступления в силу закона увеличение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг соответственно в пределах социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных услуг для отдельных граждан, имеющих доход ниже установленного законодательством прожиточного минимума, не может превышать пятьдесят процентов от указанных расходов на день вступления в силу этого закона. Таким образом, закон вносит кардинальные изменения в процедуру предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Они касаются, главным образом, установления четкого перечня категорий граждан, имеющих право на получение субсидий, усиления зависимости размера субсидий от доходов граждан при сохранении на переходный период особого порядка предоставления субсидий отдельным категориям граждан.
Принятый закон также
Что касается роста оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, то сегодня совершенно очевидно следующее.
Во-первых, бюджетное дотирование
жилищно-коммунального
Во-вторых, в настоящее время создана и эффективная система адресной защиты бедных семей по оплате жилищно-коммунальных услуг: в 2012 году жилищные субсидии получат около 10% населения страны. Более того, сегодня это наиболее формализованная процедура социальной защиты в стране.
В-третьих, Правительством начата работа по переводу бюджетных средств (по жилищным субсидиям) на персонифицированные социальные счета граждан. Логическое завершение этой работы вообще снимет вопрос о 100% оплате.
В-четвертых, бюджетное финансирование отрасли - основной фактор роста долгов ЖКХ, в отличие от населения, которое является относительно исправным и прогнозируемым плательщиком, бюджеты или задерживают платежи или не перечисляют их вообще. В 2010 году долги по населению составили около 15%, а по бюджетам всех уровней - около 40%.
Таким образом, законодатель дифференцировал максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату ЖКУ для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума исходя из того, что максимальная социальная поддержка должна быть предоставлена наиболее нуждающимся.
2.2 Социальные последствия и
перспективы жилищно-
На основании Концепции
Одной из стратегических задач принятой подпрограммы является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с адресной при переходе к 100%-ой оплате жилья и коммунальных услуг населением в период 2002-2012 г.г. около 10 млн. домохозяйств с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с существующими стандартами социальной нормы площади жилья и потребления коммунальных услуг, а также исходя из максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установленной в размере 25 процентов.
Жилье является важнейшим элементом семейной собственности, определяющим фактором имущественного статуса семьи. В настоящий момент в нашей стране в условиях обесценивания сбережений, жилье для многих семей осталось единственно-ценным имуществом, стоимость которого тесно связана с уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств. |
Характерной особенностью современного
социально-экономического положения
в России является глубокое расслоение
населения по уровню доходов и, соответственно,
по потреблению материальных благ,
в том числе и в жилищно-
Сокращение жилищного
Важной проблемой остается недостаточная оснащенность жилья, его качество.
Коммунальные удобства потребляются
недостаточно эффективно. В среднем
по стране только 86% сточных вод проходят
через очистные сооружения, это означает,
что 14% сбрасывается непосредственно
в водоемы без очистки. Мощность
очистных сооружений используется на
69% от общей установленной
Проблема дефицита жилья и недостаточной оснащенности удобствами усугубляется необходимостью переселения людей из ветхого и аварийного жилья.
По расчетам Госкомстата России, численность малоимущих составляет 27% от общей численности населения, то есть практически третью часть. Переход на стопроцентную оплату жилья и коммунальных услуг для населения с уровнем среднедушевых денежных доходов свыше прожиточного минимума приведет, во-первых, к существенному падению уровня жизни малообеспеченных и средних слоев населения, составляющих примерно 51 процент. С учетом того, что меры социальной защиты предполагается распространить только на те домохозяйства, личные доходы в которых не превышают величины прожиточного минимума, падение уровня жизни населения, по прогнозам некоторых экспертов, в целом составит не менее 30%. Во-вторых, увеличится доля домохозяйств с доходами, не превышающими прожиточного минимума, поскольку после уплаты стоимости жилья и стоимости коммунальных услуг доходы определенной части населения уже не превысят указанного показателя. Высокодоходных домохозяйств, на жизни которых повышение цен в жилищно-коммунальной сфере никак не отразится, всего 7 процентов. В результате реформа, центральным элементом которой является переход на 100% оплату жилья и услуг, энергично отторгается населением при современном уровне жизни населения.
Принятие Государственной
Закон "О внесении изменений
и дополнений в Закон РФ "Об
основах федеральной жилищной политики",
в первую очередь, направлен на решение
двух основных проблем. Во-первых, он перераспределяет
между разными уровнями власти ответственность
за предоставление льгот населению.
В этом смысле это компромиссный
документ. Радикальная позиция депутатов
должна была бы состоять в отказе от
большинства неисполняемых
И, во-вторых, с принятием новой редакции закона, как отмечалось выше, дается новый импульс программе жилищных субсидий.
Это все, конечно, необходимо, но было
бы более эффективно, если бы депутаты
рассмотрели этот законопроект в
пакете с другими законопроектами,
которые решают проблемы взаимодействия
хозяйствующих субъектов в
Но, к сожалению, ни в этом законе,
ни в других, рассмотренных и принятых
депутатами Государственной Думы в
жилищной сфере, ничего не говорится
о том, как эффективно организовать
процессы внутри жилищно-коммунального
комплекса, чтобы обеспечить население
комфортными и безопасными
Список литературы
I. Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 14.10.2005) // Российская газета. - 1993. - №237; СЗ РФ. - 2005. - №42. - 421 с.
2. Федеральный закон РФ
«Об основах регулирования
3. Федеральный закон РФ
«О дополнительных мерах
4. Закон Республики Татарстан
№ 65-ЗРТ "Об утверждении
Программы реформирования и
5. Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541 - 1 (в ред. от 29.11.2004г.)
6. Постановление от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и много квартирного дома аварийным и подлежащим сносу»
7. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30.11.1994 г. (в ред. от 21.07.2005)
8. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 2 от 26.01.1996 г. (в ред. 18.07.2005)
9. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. (с изменениями от 29.12.2006 № 251 - ФЗ)
II. Литература
10. Додатко Т., Пчелкин В., Арцишевский Л. - Реформа жилищно- коммунального комплекса/Экономист. 2009. - № 8 - 59 с.