Экономика и организация производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Производительность труда – основной показатель экономической эффективности производства отрасли, пароходства (как производственного объединения) и каждого предприятия. Выявление резервов и путей повышения производительности труда должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия. Анализ производительности труда позволяет определить эффективность использования предприятием трудовых ресурсов и рабочего времени.
Рост производительности труда означает: экономию овеществленного и живого труда и является одним из важнейших факторов повышения эффективности производства.
Под факторами роста производительности труда понимаются условия или причины, под влиянием которых изменяется ее уровень.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...………..3
1. Теоретические основы планирования производительности труда и выявление путей ее повышения
1.1. Экономическая сущность и значение производительности труда….4
1.2. Показатели и методы измерения производительности труда………13
1.3. Методика планирования роста производительности труда с учетом
влияния отдельных факторов…………………...………………….…19
2. Пути повышения производительности труда
2.1. Резервы роста производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах ОАО «Ульяновский речной порт»……………….28
2.2. Оценка эффективности мероприятий по росту производительности труда ……………………………………………………………….…..31
Заключение………………………………………………………….……………33
Библиографический список……………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика и организация производства.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Трудоемкость отдельных родов груза различна, поэтому изменение структуры погрузки, выгрузки оказывает влияние на производительность труда, исчисленную по натуральному показателю объема производства.

Самостоятельной группой факторов производительности труда являются организация производства его специализация и кооперирование, а также методы управления ими. В нашей рыночной экономике в последние годы в значительной степени были разрушены сложившиеся производственные и экономические связи. В результате приватизации крупные предприятия, зачастую, распадались на более мелкие, что затруднило проведение единой технической политики. Во главе приватизированных предприятий в основном осталось прежнее руководство, которое, не владея современными приемами менеджмента, предпочитает работать по старинке.

Поэтому организационная и управленческая структуры российских предприятий далеко не в полной мере отвечают требованиям рыночной экономике. Перестройка организационной структуры производства и совершенствование методов его управления требуют значительных финансовых затрат, однако они быстро окупаются благодаря повышению производительности труда и развитию экономики.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует, что факторы  увеличения производительности труда пока не работают, а без их подключения нельзя рассчитывать на долговременный  устойчивый рост экономики.

 

 

 

 

 

 

 2. Пути повышения производительности труда

 

2.1. Резервы роста производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах по добыче песка ОАО «Ульяновский речной порт».

 

При анализе и планировании производительности труда важнейшей задачей является выявление и использование резервов ее роста, то есть конкретных возможностей повышения производительности труда. Резервы роста производительности труда - это такие возможности экономии  общественного труда, которые хотя и выявлены, но по разным причинам еще не использованы. Речь идет о неиспользованных возможностях совершенствования технологии и организации труда, то есть возможностях более полной реализации производительной силы труда за счет улучшения использования всех факторов ее роста. Резервы используются и вновь возникают под влиянием научно-технического прогресса. Количественно резервы можно определить как разницу между достигнутым и максимально возможным уровнем производительности труда в конкретный период времени.

Взаимодействие факторов и резервов состоит в том, что если факторы представляют собой движущие силы, или причины изменения ее уровня, то использование резервов - это непосредственно процесс реализации действия тех или иных факторов. Степень использования резервов определяет уровень производительности труда на данном предприятии.

При анализе производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах прежде всего выявляются резервы роста производительности труда, обусловленные снижением трудоемкости, то есть уменьшением затрат рабочего времени на производство единицы продукции. Далее определяются резервы, связанные с улучшением использования рабочего времени и структуры кадров предприятия.

Снижение трудоемкости обеспечивается внедрением новых технологий, модернизацией существующего оборудования, рационализацией производства и т.д.

Резервы улучшения использования рабочего времени определяются, исходя из возможного сокращения его потерь. В ходе выявления резервов улучшения использования рабочего времени количественно определяют потери времени, устанавливают их причины и разрабатывают мероприятия по их уменьшению или полной ликвидации.

Суть резервов совершенствования структуры кадров состоит в следующем. Показатель производительности труда исчисляемый в расчете на одного среднесписочного работника, зависит главным образом от роста выработки основных рабочих и изменения их удельного веса в общей численности работающих. Следовательно (при данной численности промышленно-производственного персонала), чем выше удельный вес основных рабочих, тем, при прочих равных условиях, выше производительности труда на предприятии.

Количественная оценка резервов является необходимым условием их выявления и использования. Без количественной определенности резервы существуют как тенденция развития, а не как реальные возможности повышения эффективности производства.

Резервы могут оцениваться в абсолютных и относительных величинах. В каждом отдельном случае их величина определяется сопоставлением фактического использования данного вида ресурсов с возможным. Таким образом, основным вопросом измерения резервов является определение их возможной величины.

Определим резервы роста производительности труда 2-го ГР, так как именно он специализируется на добыче песка. Добыча песка является собственным выпуском порта.

Добычу нерудных строительных материалов (песчаный грунт) порт производит ежегодно на карьере остров Банный, расположенный между 1560-1570 км у левого берега Волги на Куйбышевском водохранилище в Черемшанском районе Ульяновской области.

Для русловой добычи и погрузки в суда песка, а также для выгрузки его из судов на берег, порт применяет гидромеханизированные установки и плавкраны. Принцип работы гидромеханизированных установок основан на перемещении навалочных грузов по трубам или желобам в составе пульпы (смесь груза  с водой).8

При добыче песка со дна реки порт использует плавучий несамоходный добывающий земляной снаряд «Портовый-26» производительностью 1000 т/ч, оборудованный грунтовым центробежным насосом  с дизельным приводом. Насос установлен между всасывающим и напорным участком трубопровода. При работе землесосного снаряда пульпа в насос засасывается через сопло, (наконечник всасывающего трубопровода), проходит через него, а затем поступает по напорному трубопроводу в трюм  загружаемого судна.

Гидромеханизированную  выгрузку песка из судов бункерного типа на берег выполняет гидроперегружатель «ГП-18» – плавучая установка с грунтовым насосом. В трюме понтона гидроперегружателя наряду с грунтовым насосом установлен водяной насос. К грунтовому насосу подсоединен всасывающий трубопровод, заканчивающийся заборным сосуном, опускаемым на разгружаемое судно. Водяные насосы по специальному трубопроводу подают в трюм судна под напором забортную воду, которая, выходя из насадки, размывает груз, образуя пульпу, засасываемую через заборный сосун грунтовым насосом и перемещаемую затем по напорному трубопроводу на специальную площадку (карту намыва).

В 2005 году план по переработке песка был выполнен полностью. 

С о. Банный было погружено ПЗС «Портовый-26» – 724,8 тыс. тонн песка. Этот объем был распределен следующим образом: на  строительство моста через реку Волга – 607,2 тыс. т.; на строительство контрбанкета в районе железнодорожной станции «Ульяновск-2» – 67,2 тыс. т.; на реконструкцию дамбы машиностроительного завода имени Володарского – 50,4 тыс. т.

Разгрузка песка на мост производилась гидроперегружателем  ГП-18, на контрбанкет и дамбу Володарского – плавкраном «Ганц-2».

Норма времени на погрузку ПЗС «Портовый-26» и разгрузку ГП-18 1тыс. тонны песка составляет 1,25ч., а на разгрузку 1 тыс. тонны песка плавкраном «Ганц-2» - 5,54ч. (см. Приложение 2).

Фактическое время работы ПЗС «Портовый-26» – 984ч., ГП-18 – 796,5ч., ПК «Ганц-2» – 913,7ч.

Нормативное время на погрузку фактического объема песка ПЗС «Портовый-26» – 906ч. (724,8 х 1,25), на разгрузку ГП-18 – 759ч. (607,2 х 1,25), ПК «Ганц-2» – 651,5ч. (117,6 х 5,54). Следовательно, потери рабочего времени составляют: ПЗС «Портовый-26» – 78 ч., ГП-18 – 37,5ч., ПК «Ганц-2» – 262,2ч.

В результате ликвидации потерь рабочего времени объем переработки песка может увеличиться на 139,8 тыс. тонн (См. приложение 1.).

 

2.2. Оценка эффективности мероприятий по росту производительности труда.

 

В общем, объеме перегрузочных работ, выполняемых средствами порта и пристаней, преобладающее место занимают погрузка в суда и выгрузка из судов песка и песчано-гравийной смеси. Погрузка в суда производиться преимущественно из русел рек и водохранилищ с применением землеснарядов, а также плавучих установок: гидроперегружателя и крана. Гидромеханизация перегрузки песка обеспечивает наиболее комплексную механизацию всего перегрузочного процесса, устраняет затраты живого труда портовых рабочих, не требует строительства капитальных вертикальных  набережных. В связи с увеличившими  объемами заказов на песчаную смесь, целесообразно применение только гидромеханизированного комплекса: ПЗС «Портовый-26» и Гидроперегружателя ГП-18, так как, время выгрузки одой тысячи тонны песка  ПК «Ганц-2» в 4,4 раза больше, чем ГП-18, а себестоимость переработки  одной тонны песка как ПК «Ганц-2» так и ГП-18 – 6,20 руб.

В результате высвобождения плавкрана, плановый объем переработки будет выполнен с наименьшими затратами: уменьшится число отработанных часов, высвободится численность рабочих, это в свою очередь отразится на росте производительности труда, сокращении фонда заработной платы и в увеличении прибыли порта.

Расчет увеличения производительности труда представлен в таблице 2. (См. приложение 2.) .

Из таблицы видно, что в связи с высвобождением плавкрана  объем переработки песка увеличится на 124,8 тыс. тонн (78 : 3 х 2,4 х2); численность рабочих  уменьшилась на 10 чел.; (численность рабочих закрепленная за ПК «Ганц-2» –10 чел.); фонд заработной платы сократился на 8345 тыс. руб. или на 3,21%; производительность труда одного работающего увеличилась на 11,7088 тыс. тонн или 72,5946 тыс. руб.  (на 37,96%).

Высвобожденный ПК «Ганц-2» рекомендуется сдавать в аренду с целью получения дополнительного дохода.

 

Заключение

 

Проанализировав производительность труда ОАО «Ульяновский  речной порт» можно сделать вывод о том, что на внутреннем водном транспорте по вопросам повышения производительности труда можно выявить следующие пути: комплексная механизация и автоматизация трудовых процессов; совершенствование управления, улучшение использования рабочего времени; изменение объемов и среднего расстояния перевозок грузов, распределение их по направлениям движения, а также изменение структуры грузооборота по видам перевозок и родам грузов.

На основе проведенных расчетов по предложенным  мероприятиям можно сделать следующие выводы. Для переработки планового, а также фактического объема песка были задействованы производственные мощности лишь на 25%.

Высвобождение плавкрана «Ганц-2» не повлекло за собой снижения объема переработки. За счет ужесточения контроля за выполнением норм времени обработки погрузки и выгрузке судов можно ликвидировать потери рабочего времени. В результате соблюдения норм времени обработки судов и высвобождения  плавкрана «Ганц-2», возможно дополнительно, за фактически отработанное время, увеличить объем переработки на 124,8 тыс. тонн.

В свою очередь увеличение объема переработки, высвобождение численности в количестве 10 человек, позволяет сократить фонд заработной платы на 8345 тыс. руб. или на 3,21%; производительность труда одного работающего увеличить на 11,7088 тыс. тонн или 72,5946 тыс. руб.  (на 37,96%).

Проведение этих мероприятий позволит порту увеличить доходы от переработки грузов на 773,76 тыс. руб. или  8,61%, а,  следовательно, повысить рентабельность и эффективность погрузочно-разгрузочных работ.

Библиографический список

 

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997. Анализ хозяйственной деятельности речного транспорта. Цветков Э.С. Учебник. М., Транспорт, 1977.
  2. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник/ Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 2-е изд. – Мн.: Высш. шк., 1996.
  3. Бондарь И.К. Производительность труда:  вопросы теории и практики: Наук. думка, 1991
  4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  5. Ворст И., Ревентлау П. Экономика фирмы.- М.: Высшая школа, 1994.
  6. Горемыкин В.А. и др. Планирование на предприятии: Учебник. /
  7. В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов. – М.: Вилинъ, 1999.
  8. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, 1998. 
  9. Гурьянов С.Х., Поляков И. А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду: (Методика расчетов по экономике труда на промышленных предприятиях). - М: 1988.
  10. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА – М., 1998.
  11. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. В 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/Под общей ред. А.И. Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000.
  12. Комплексная механизация и автоматизация перегрузочных работ на речном транспорте. Казаков А.П., «Транспорт», 1979.
  13. Корогодин И. Т. Качество труда: содержание, проблемы роста – Воронеж, 1990.
  14. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд – М.: Наука,  1993.
  15. Куксов А. Планирование деятельности предприятия. //Экономист. – 1996 - № 6.  
  16. Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов. /Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова; Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ИНИТИ, 1999.
  17. Маталин В.П., Артамонычев А.Н. Погрузочно-разгрузочные работы в речных портах: Учебник. – М.: Транспорт, 1979.
  18. Организация и механизация перегрузочных работ в речных портах. Шерле З.П., Гнояной А.А. Учебник. М., Транспорт, 1976.
  19. Ремизов К.С. Основы экономики труда: М.- 1990.
  20. Рофе А.И. Экономика и социология труда – М.: МИК, 1996.
  21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999.
  22. Савруков Н.Т. и др. Экономика предприятия: Курс лекций. /Н.Т. Савруков, А.И. Егоров, Л.П. Егорова. /СПб. гос. тех. ун-т, 1998.
  23. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение, - М: 1989.
  24. Статистика: Курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др., ИНФРА - М. 1997.
  25. Управление трудовыми ресурсами: Справоч. пособие / Под общ. ред. Л.А. Костина М: 1987.
  26. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебн. Пособие для вузов.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
  27. Экономика внутреннего водного транспорта: Учебник для вузов вод. трансп./Ш.П.Бланк, А.А.Митаишвили, В.А.Легостаев. – М.: Транспорт, 1983.
  28. Экономика и статистика фирм: Учеб. пособие./В.В. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  29. Экономика, организация и планирование промышленного производства/В.И. Выборнов, Ф.П. Висюлин, Н.А. Лисицин и др.; Под общей ред. Н.А. Лисицына. – Мн.: Выш. шк.,  1990.  
  30. Экономика, организация, планирование, управление./ Под ред. Г.А.Егиазаряна, А.Д.Шеремета. М: - 1985.
  31. Экономика предприятия: Учебник для  экономических  вузов: 2-е изд., пераб. и доп./Под ред. А.И.Руденко. – Мн.: БГЭУ, 1995.
  32. Экономика предприятия. /Под ред. В.Л. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, 1998.
  33. Экономика предприятия: Учебник, - М: Инфра - 1999.
  34. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О.И. Волкова. М. 1999.
  35. Экономика предприятия: Учебник / Семенов В.М., Баев И.А. 1998.
  36. Экономика труда и социально-трудовые отношения/Под ред.
  37. Г.Г. Мелькьяна, Р.П. Колосовой – М.:  МГУ, 1996.
  38. Экономика предприятия: Учебно-метод. пособие. /Л.Ф.Катаев, Н.Ф. Бердичевская, И.А. Кашкирова, М.В. Попова. – Ульяновск, 1998.
  39. Экономика: Учебник. /Под ред. А. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Бек, 1997.
  40. Экономика труда/Под ред. Г.Р. Погосяна, Л.И. Жукова – М.: Экономика,  1991.
  41. А.Семенов: Производительность труда и перспективы экономического роста // Экономист – 1995 – № 2.
  42. В.Фильев: Управление ростом производительности труда //Экономист – 1997 – № 3.
  43. А.Семенов, С.Кузнецов: Факторы производительности труда // Экономист - 1998 - № 4.
  44. В.Кардашевский, А.Бондаренко: Повышение производительности: европейский подход  // Экономист – 2000 - № 11.
  45. Т.Куприянова Управление производительностью: путь к росту. // Человек и труд - 1996 - № 9.
  46. Трофимова Л. Экономические показатели, используемые для оценки эффективности деятельности предприятия. //Аудитор. – 1996 - № 9.
  47. Нормативы времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в речных портах и на пристанях. Утв. Мин.реч. флота РСФСР 07.12.88.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1990.
  48. Судо-часовые нормы загрузки-разгрузки судов. Департамент речного транспорта. Министерство речного транспорта РФ. Н. Новгород 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Расчет увеличения переработки за счет ликвидации потерь рабочего времени

Плавмеханизация

Объем переработки, тыс. тонн

Время работы, час

Откло-нение, (+,–)

Объем переработки расчет., тыс. тонн

Прирост переработки, тыс. тонн

   

факт.

расчет.

     

«ПЗС - 26»

724,8

984,0

906,0

-78,0

787,2

62,4

ГП -18

607,2

796,5

759,0

-37,5

637,2

30

ПК «Ганц-2»

117,6

913,7

651,5

-262,6

165,0

47,4

Итого

1449,6

2694,5

2316,5

-378

1589,4

139,8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Расчет увеличения производительности труда.

 

Показатели

Факт 2000г.

Расчет. 2005г.

Отклонение, (+,–)

Темп роста, %

1. Стоимость переработки 1 тонны  песка, руб.

6,20

   

2.Объем переработки, тыс.т.

1449,6

1574,4

+124,8

108,61

3.Объем переработки, тыс.руб.

8987,52

9761,28

+773,76

108,61

4.Средняя списочная численность  работающих, чел.

47

37

–10

78,72

5.Средняя списочная численность  рабочих, чел.

42

32

–10

76,19

6. Фонд заработной платы, тыс. руб.

41540

33195

–8345

79,91

7. Удельный вес (коэффициент) рабочих  в составе работающих

0,8936

0,8649

–0,0287

96,79

8. Средняя выработка одного работающего, тыс. тонн

30,8426

42,5514

+11,7088

137,96

9. Средняя выработка одного работающего, тыс. руб.

191,2238

263,8184

+72,5946

137,96

10. Средняя выработка одного  рабочего, тыс. тонн 

34,5143

49,2000

+14,6957

142,55

11. Средняя выработка одного  рабочего, тыс. руб.

213,9886

305,0400

+91,0514

142,55

Информация о работе Экономика и организация производства