Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 08:05, контрольная работа
Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведения своего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания.
Введение.
1. Предмет и метод экономической науки.
2. Функции экономической науки.
3. Основные направления современной экономической науки.
Заключение.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный аграрный технический университет»
Факультет Предпринимательства и управления (заочное отделение)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
По экономической теории
Студента 1 курса 89 ЗЭИ группы
Шифр зачетной книжки 508226
Ф.И.О. студента Коршунова Инна Дмитриевна
Проверил ________________ _________________
Отметка о зачете __________________ «___»___________2008г.
Тема 2. Экономика как наука.
Введение.
1. Предмет и метод экономической науки.
2. Функции экономической науки.
3. Основные направления современной экономической науки.
Заключение.
1. Введение
1. Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведения своего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах «справедливая цена на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое губит человеческую душу».
Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.
Меркантилизм. В Англии, Италии, Франции и др. странах первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм (от итал. «мерканте» – торговец, купец). Она считала, что богатство людей – это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране.
Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название «политическая экономия» (где определение «политическая» образовано от греческого «политика» – искусство управлять государством), что означало: наука государственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участие государства в хозяйственной деятельности.
Физиократы. Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах физиократов (от греч. физио – природа, и крат – власть). Основатель этого направления – Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью.
2. Классическая политическая экономия. Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (например, обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.
Выдающимся основоположником английской классической политической экономии является Адам Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». После этого экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.
В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. Естественным порядком в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.
Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, «мать» богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.). «Отцом» богатства был провозглашен труд (английский экономист Петти). Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.
Идеи А.Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Давидом Рикардо (1772-1823 гг.) В работе «Цена золота» он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, зарплаты, капитала, земельной ренты и т.д.
Близким к представителям классической политической экономии является английский экономист Милль (1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят от социально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать. Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ, сдерживающих рост народонаселения.
Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им - (заработная плата), остальную часть - прибавочную стоимость - присваивают капиталисты.
Французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832 гг.) - основной труд – «Трактат политической экономии». В нем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю с полезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа, приносящие социальные доходы, заработная плата, прибыль и земельную ренту. Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты на Западе. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавал неизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.
Марксизм. Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс (1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал», над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.
В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии.
Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику). На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).
Во-вторых, при разработке учения о рыночной цене английские классики и Карл Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.
Продолжателем идей К. Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса в области экономической теории явился В. И. Ленин (1870-1924 гг.). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.
Неоклассическое направление. В последней трети 19 века в Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло неоклассическое (по гречески «неос» – новый). Основу неоклассической теории составили разработки трех научных школ: австрийской – К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской – А. Маршалл и лозаннской – Л. Вальрас.
Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с их точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории – отдельная фирма, отдельный потребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.
3. Экономикс. Неоклассическая теория является одной из трех течений современной западной экономической теории (экономикса). Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов – не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. Экономикс исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.
1. Предмет экономической теории.
Предмет экономической теории менялся по мере развития науки. Первоначально экономическая теория изучала только особенности домашнего хозяйства, затем — экономику города-государства, отдельных сфер экономической деятельности — сельского хозяйства, торговли.
Во времена классической политической экономии в XVIII в., когда экономическая наука превратилась в самостоятельную отрасль знаний, предметом экономической теории стали считаться экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной системы. Исследования экономистов были направлены на изучение источников увеличения национального богатства в сфере производства.
Марксистская политическая экономия уточнила предмет экономической теории, с одной стороны, расширив его, предметом теории стали экономические отношения и экономические законы, управляющие производством материальных благ на разных этапах развития человечества. С другой стороны, марксистская политическая экономия сузила предмет экономической теории, рассматривая производственные отношения и их главную составляющую — отношения собственности на средства производства — с классовых позиций.
Предметом современной экономической теории является теоретическое обоснование эффективного использования редких экономических благ с целью наибольшего удовлетворения потребностей людей.
Для более полного представления о предмете экономической теории следует рассмотреть такие основополагающие понятия, как: потребности людей, редкость ресурсов, проблемы выбора.
Потребности людей являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Они имеют сложную структуру и включают потребности в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении. Такие потребности имеют тенденцию к постоянному росту и приданию импульса развитию производства.
Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям. К экономическим ресурсам относятся труд, земля, капитал, а также предпринимательские способности, интеллектуальный потенциал и информация. Научно-технический прогресс благодаря новым технологиям существенно увеличивает возможности удовлетворения потребностей людей. Несмотря на это проблема редкости ресурсов остается, поскольку она связана не с абсолютным уровнем потребления, а с относительными возможностями при помощи данных экономических ресурсов удовлетворить все имеющиеся потребности. В результате редкости, ограниченности ресурсов перед обществом возникает проблема выбора.
При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследуют государство, фирма, домохозяйство. Например, интеллектуальный потенциал советских конструкторов направлялся в основном на разработку военной техники, а не на создание современного бытового оборудования. Государство должно было делать выбор между сферами использования ограниченных ресурсов ради приоритетной для него цели. С проблемой выбора сталкиваются все экономические организации во все времена, она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как способ распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или как управление редкостью.