Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 22:32, курсовая работа
Международные экономические, финансовые и валютные проблемы занимают сегодня центральное место в экономической жизни. Конечно, в той или иной степени они всегда присутствовали в ней.
Международные организации весьма многочисленны. Редкая из них не воздействует на экономическую и общественную жизнь. Некоторые организации располагают собственными полномочиями или значительными средствами и вследствие этого имеют возможность оказывать влияние как на международное, так и национальное экономическое и финансовое развитие.
Введение 3
1. Теоретические и методические основы сущности международных экономических организаций 5
1.1 Понятие и сущность международных экономических организаций 5
1.2 Классификация международных экономических организаций 8
2. Характеристика международных экономических организаций и их функций 11
2.1 Универсальные международные экономические организации 11
2.2 Специализированные организации 21
2.3 Международные финансовые организации 25
3. Перспективы развития международных экономических организаций и их связей с Россией 32
3.1 Взаимоотношения с Россией 32
3.2 Общемировые перспективы развития международных экономических организаций 35
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Цель деятельности Всемирного
банка заключается в снижении
уровня бедности и улучшении уровня
жизни населения путем
Всемирный банк принадлежит более чем 180 странам-членам, мнения и интересы которых представлены Советом управляющих и Советом директоров, находящимся в Вашингтоне.
Страны-члены являются акционерами, наделенными властью принятия окончательных решений Всемирного банка в соответствии с их долями в уставном капитале Всемирного банка.
Таблица 5 – Квоты в уставном капитале стран-участниц в 2008 году, %
Страна-участница |
Доля |
США |
16,39 |
Япония |
7,86 |
Германия |
4,49 |
Франция |
4,30 |
Великобритания |
4,30 |
Китай |
2,78 |
Индия |
2,78 |
Италия |
2,78 |
Канада |
2,78 |
Россия |
2,78 |
Саудовская Аравия |
2,78 |
Нидерланды |
2,21 |
Бразилия |
2,07 |
Бельгия |
1,81 |
Испания |
1,75 |
Швейцария |
1,66 |
Австралия |
1,53 |
Иран |
1,48 |
Венесуэла |
1,27 |
Мексика |
1,18 |
Аргентина |
1,12 |
Остальные 163 страны |
29,90 |
Всего |
100,00 |
Вследствие того, что министры встречаются только раз в год, основная доля власти управляющих делегирована Совету исполнительных директоров. Каждое участвующее правительство Группы Всемирного банка представлено в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне (Округ Колумбия) исполнительным директором. Пять крупнейших акционеров – Франция, Германия, Япония, Великобритания и Соединенные Штаты Америки, каждый из них назначает своего исполнительного директора, в то время как другие страны-члены представлены 19 исполнительными директорами, которые выбираются группой стран (или избирательных округов).
В группу Всемирного банка входят:
1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945 г. с целью предоставления кредитов относительно богатым развивающимся странам.
2. Международная ассоциация развития (МАР), основанная в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях беднейшим развивающимся странам.
3. Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1856 г для содействия экономическому развитию в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.
4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных коммерческими рисками.
5. Международный центр
по урегулированию
На долю группы ВБ приходится
не менее половины общего годового
объема средств, выделяемых всеми межгосударственными
организациями развивающимся
Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность в 1946 г., после ратификации договоров, разработанных на Бреттон-вудской конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам (1944г.).
МВФ входит в систему Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. В настоящее время членами МВФ являются около 186 стран, включая все бывшие союзные республики.
Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
Каждая страна-член имеет
250 голосов + 1 голос за каждую часть
квоты, равную 100 тыс. СДР (СДР – специальные
права заимствования
Целями МВФ является:
поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;
содействие сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики;
поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;
участие в создании многосторонней системы платежей, устранение ограничений на трансфер валюты;
предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.
Основные направления деятельности МВФ включают также регулирование платежных балансов стран-членов и внешней задолженности. Усиливается взаимодействие с МБРР, ОЭСР, Парижским и Лондонским клубами и т.д.
В области регулирования
платежных балансов и внешней
задолженности МВФ
В сфере долгового регулирования МВФ активно взаимодействует с Всемирным банком.
Высшим руководящим органом МВФ является Совет Управляющих, состоящий их представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем). За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и т. п.) он может делегировать исполнение своих задач Исполнительному Совету. Управляющие встречаются раз в год на ежегодных сессиях.
Основными источниками финансирования МВФ являются взносы (квоты) государств-членов и займы МВФ у своих членов.
Как правило, МВФ предоставляет
средства своим членам равными кредитными
траншами, каждый из которых соответствует
25 процентам квоты государства-
В рамках программы расширенного
финансирования членам МВФ может
предоставляться среднесрочный
кредит (обычно на 3 года) для устранения
внутри- и внешнеэкономических
Рисунок 3 – Непогашенные обычные кредиты в 2000-2009 гг., млрд. СДР
Институт МВФ, созданный в 1964 г. (Вашингтон, США), организует курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран-членов МВФ.
Европейский Банк Реконструкции
и Развития (ЕБРР) был создан в 1991.
ЕБРР насчитывает 60 членов (58 государств,
Европейское Экономическое
Уставный капитал Банка составляет 20 миллиардов евро.
Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне.
Руководство деятельность ЕБРР осуществляется Советом Управляющих, в котором представлены все учредители Банка. Совет Управляющих делегирует полномочия к Совету Директоров, насчитывающему 23 члена, избираемому Управляющими на 3 года. Совет Директоров отвечает за руководство основными операциями Банка, включая принятие решений относительно проектов и одобрения бюджета. Президент избирается Советом Управляющих на 4-летний период.
Диапазон деятельности ЕБРР весьма широк. Он может участвовать в акционерном капитале, участвовать в кредитовании, выдавать гарантии по проектам, привлекать сторонних инвесторов и т. д. До 60% инвестиций ЕБРР осуществляет непосредственно в негосударственный сектор.
Основной задачей Банка является финансирование проектов, способствующих развитию экономики.
Всего за 1991—2008 банк выдал странам Восточной Европы 33 млрд. евро для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9 млрд. евро.
При осуществлении своих проектов ЕБРР координирует свою работу с МФК и Всемирным банком.
3. Перспективы развития международных экономических организаций и их связей с Россией
3.1 Взаимоотношения с Россией
Членами Всемирной торговой
организации являются уже 148 стран
мира, и в ближайшие годы их число
будет увеличиваться. Это означает,
что практически всякое государство,
претендующее на создание современной,
эффективной экономики и
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание более благоприятного
климата для иностранных
- расширение возможностей
для российских инвесторов в
странах-членах ВТО, в
- создание условий для
повышения качества и
- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- улучшение имиджа России
в мире как полноправного
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
На сегодняшний момент
российскими учеными и
Общие выводы независимых
экспертов показывают, что системных
проблем присоединение к ВТО
не вызовет ни в одном из секторов
российской экономики. В краткосрочной
перспективе могут возникнуть проблемы
у отдельных предприятий, неконкурентоспособных
уже сейчас. Однако влияние этого
фактора на темпы роста экономики
в целом и ее отдельных отраслей
ожидается незначительным, часто
не превышая значения статистической
погрешности. Другие факторы, такие, как
изменения валютных курсов, состояние
мировой экономической
Не менее чем вступление в ВТО, для России важны отношения с ОПЕК.
Таблица 6 – Сравнительные
данные о добыче нефти в Российской
Федерации и ведущих странах-
Январь 2010 г. |
2009 г. | ||
декабрь |
ноябрь | ||
Россия |
9985 |
9968 |
9681 |
Страны ОПЕК - всего |
29159 |
29084 |
28997 |
из них: Ирак |
2473 |
2489 |
2431 |
Саудовская Аравия |
8159 |
8111 |
8129 |
Все страны ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Из этого следует, что без внешнего рынка говорить о развитии стран ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода стран, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из этого следует, что экономика стран-участников картеля напрямую зависит от мировых цен на углеводородное сырье.
Ясно, что в общих интересах и России, и ОПЕК, поддержать цены на нефть в заранее оговоренных пределах.
С одной стороны, цены на нефть должны покрывать производственные затраты и основные риски производителей. С другой стороны, цены не должны оказывать отрицательного влияния на развитие мировой экономики и, в частности, должны позволять осуществление инвестиций в развитие нефтяной промышленности.