Экономика регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:53, контрольная работа

Краткое описание

Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.

Содержание

Введение 3
1. Экономика региона 4
2.Общие экономические проблемы регионов России 9
3. Резервы устойчивого развития экономики регионов на примере некоторых экономических районов России 11
Заключение 14

Вложенные файлы: 1 файл

экономика регионов .doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Чувашский государственный университет  имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «ЧГУ  им. И.Н. Ульянова»)

Алатырский филиал

Факультет управления и экономики

Кафедра экономики

КОНТРОЛЬНАЯ     РАБОТА

 

по дисциплине: Региональная экономика

Тема: Экономика регионов РФ

заочной формы обучения группы ЭКФ 67-13

Сименов Максим Сергеевич

Домашний адрес: _______________________________

Работа выслана в  Алатырский филиал

«_____»  ________________________________ 2013 г.

передана на кафедру экономики

Оценка ___________  «____» _______________ 2013 г.

Преподаватель: канд. экон. наук, доцент Пахомова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Алатырь 2013

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение                                                                                                                   3

1. Экономика региона                                                                                             4

2.Общие экономические проблемы регионов России                                          9

3. Резервы устойчивого развития экономики регионов на примере некоторых экономических районов России                                                                           11

Заключение                                                                                                             14                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономика региона

 

   В структуре  национальной экономики России  в силу ее федеративного государственного  устройства существует специфическая  структурная единица – регион; это ограниченная рамками субъекта РФ экономическая система с взаимосвязанными протекающими в ней экономическими процессами.

   Исследованию  экономики региона посвящена  наука и учебная дисциплина  – региональная экономики. Она  занимается изучением возникающих закономерностей в процессе функционирования экономик на уровне региона, отражает национальные, исторические, демографические, религиозные, природно-ресурсные, экологические особенности.

   Первоначально  термином “регион” обозначали территорию, отделенную по определенным, характерным признакам. Например, Сибирский, Южный регион. Сегодня под регионом понимаются субъекты РФ, входящие в состав Российской Федерации – относительно обособленные административные единицы и соответствующие им социально-экономические хозяйственные системы. В этом случае экономика региона представляет собой часть национальной экономики, повторяющую ее по основным функциональным характеристикам. Выделение в составе национальной экономики более мелких единиц – экономики регионов – позволяет выработать и реализовать более эффективную экономическую политику, так как каждый регион отличается своими специфическими чертами. Соответственно в предмет региональной экономики включается региональная специфика функционирования национальной экономики, в том числе инвестиционный процесс, человеческие ресурсы, качество жизни, хозяйственной деятельности.

   В целях выработки  национальной экономической политики  существуют следующие типы регионизации:

   1) макрорегионизация,  исходящая из деления национальной экономики на определенные зоны в целях долгосрочного планирования структуры размещения производительного потенциала. В соответствии с этим выделяют восточную и западную экономическую зону. Для западной зоны характерно доминирование производства в отрасли машиностроения и наукоемких сфер экономики. Восточная зона ориентирована на ресурсодобывающие и энергетические отрасли. Основным критерием подобного рода деления является общность преобладающей специализации хозяйственной деятельности, природного и ресурсного потенциала. Каждый из них представляет собой укрупненный экономический район, целостную хозяйственную систему. Одним из звеньев макрорегионализации являются укрупненные экономические районы – Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северный, Северо-Западный, Центральный. Для повышения эффективности их функционирования, на их базе созданы региональные ассоциации – “Уральская”, “Сибирское соглашение”, “Дальневосточная ассоциация”, “Северо-Запад”, “Центральная Россия”, “Черноземье”, “Большая Волга”;

   2) мезорегионализация, исходящая из деления регионов  в соответствии с существующей  административной структурой –  субъекты, входящие в состав Федерации. Они представляют собой функционально независимые хозяйственные системы. Существует и более мелкая мезорегионализация – выделение хозяйственных систем подрайонов, которые обладают общей специализацией и тесными хозяйственными связями.

   3) микрорегионализация, исходящая из выделения уровня местного самоуправления и соответствующих ему сельских, городских административных районов, общая численность которых составляет 4 тыс. человек. Они представляют собой первичный уровень национальной экономики как целостной системы.

   Система воспроизводства  региона состоит из следующих  процессов:

   1) воспроизводства регионального  продукта, характеризующегося показателем  “валовой региональный продукт” (ВРП);

   2) накопления и концентрации  капитала;

   3) использования и воспроизводства  экономических ресурсов;

   4) движения материальных  потоков;

   5) движения финансовых потоков.

   Главным признаком региональной  экономики является ее хозяйственная  целостность – потенциальная  способность региональной экономики функционировать независимо от национальной экономики.

   Качественно новый этап  функционирования региональной  экономики связан с утверждением  Указом Президента Российской  Федерации от 13.05.2000 г. семи федеральных  округов и соответствующих им  полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральном округе.

   Нормативно закрепленными  задачами института полномочного  представителя Президента РФ  в федеральных округах являются:

   1) согласование проектов  решений федеральных органов  государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;

   2) участие в работе органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, а также  органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

   3) организация по поручению  Президента Российской Федерации  проведения согласительных процедур  для разрешения разногласий между  федеральными органами государственной  власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;

   4) внесение Президенту Российской  Федерации предложений о приостановлении  действия актов органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случаях противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;

   5) организация работы по  реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

   6) организация контроля  за исполнением в федеральном  округе решений федеральных органов  государственной власти;

   7) представление Президенту  Российской Федерации регулярных  докладов об обеспечении национальной  безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном  и экономическом положении в  федеральном округе, внесение соответствующих  предложений;

 

   8) координация деятельности  федеральных органов исполнительной  власти в соответствующем федеральном  округе;

   9) анализ эффективности  деятельности правоохранительных  органов в федеральном округе, а также состояния их кадровой  обеспеченности;

   10) организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

   11) разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программ социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

   12) контроль за  исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе.

   Система федеральных  округов является основной формой  укрепления вертикали государственной власти в России.

   Основой экономики  региона является его производственный  комплекс – хозяйственная система,  направленная на обеспечение  функционального состояния производственного  потенциала, необходимого для независимого  и устойчивого развития экономики региона.

   О степени производственной  комплексности экономики региона  свидетельствуют следующие показатели:

   1) объем продукции,  произведенной внутри региона;

   2) объем продукции  межотраслевого характера;

   3) характер использования экономического потенциала региона.

   Для каждого  региона характерна определенная  отраслевая структура – совокупность  отраслей хозяйственного комплекса,  взаимосвязанных между собой.  Она представляет собой основу  экономики региона, определяющую  характер и специфику его функционирования.

   В состав национальной  экономической политики входит  и региональная экономическая  политика – часть экономической  политики государства, отражающая  ее региональные аспекты. Основным  ее направлением является формирование  системы эффективного воспроизводства и использования экономического потенциала экономики региона для достижения состояния устойчивого развития национальной экономики.

   Приоритетное  значение формирования и реализации  региональной экономической политики  объясняется тем, что национальная экономика по своей природной, географической, социальной, демографической и экономической структуре неоднородна, а следовательно при формировании национальной экономической политики необходимо максимально полно учитывать эти региональные особенности.

   Основными целями  региональной экономической политики  являются:

   1) активизация  социально-экономического развития  регионов;

   2) формирование  эффективной системы использования  экономического потенциала регионов;

   3) формирование единого экономического пространства национальной экономики;

   4) повышение уровня  жизни населения.

 

2.Общие экономические проблемы регионов России

 

Ориентация на развитие рыночных отношений оказала существенное влияние на изменение содержания стоящих перед регионами задач и на средства их решения. Развитие рыночной экономики сопряжено с требованием реализации гражданских прав и свобод граждан России, вот почему все регионы должны обеспечить право свободного выбора места жительства и трудовой деятельности, право на достойный уровень благосостояния, право на образование и другие. Решение отмеченных и других задач в регионах не может быть обеспечено исключительно на основе механического подхода к выравниванию уровня и качества жизни. Оно в определенных пределах достижимо в результате смягчения противоречий между экономическими и социальными целями развития регионов, через определение приоритетов в их развитии, через компромисс общественных сил, достижение экономической эффективности и социальной справедливости. Для регионов России актуально обеспечение примерно равных стартовых условий для всех граждан, независимо от места проживания и рождения, включая право на получение профессии, выбор сферы трудовой деятельности, право на самообеспечение для всех трудоспособных, на социальную защиту вследствие нетрудоспособности, потери работы и в других случаях — как это принято в условиях развитых рыночных отношений.

Информация о работе Экономика регионов РФ