Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:53, контрольная работа
Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.
Введение 3
1. Экономика региона 4
2.Общие экономические проблемы регионов России 9
3. Резервы устойчивого развития экономики регионов на примере некоторых экономических районов России 11
Заключение 14
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
(ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»)
Алатырский филиал
Факультет управления и экономики
Кафедра экономики
по дисциплине: Региональная экономика
Тема: Экономика регионов РФ
заочной формы обучения группы ЭКФ 67-13
Сименов Максим Сергеевич
Домашний адрес: ______________________________
Работа выслана в Алатырский филиал
«_____» ______________________________
передана на кафедру экономики
Оценка ___________ «____» _______________ 2013 г.
Преподаватель: канд. экон. наук, доцент Пахомова О.А.
Алатырь 2013
Содержание
Введение
1. Экономика региона
2.Общие экономические проблемы регионов
России
3. Резервы устойчивого развития экономики
регионов на примере некоторых экономических
районов России
Заключение
Введение
Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.
1. Экономика региона
В структуре
национальной экономики России
в силу ее федеративного
Исследованию экономики региона посвящена наука и учебная дисциплина – региональная экономики. Она занимается изучением возникающих закономерностей в процессе функционирования экономик на уровне региона, отражает национальные, исторические, демографические, религиозные, природно-ресурсные, экологические особенности.
Первоначально термином “регион” обозначали территорию, отделенную по определенным, характерным признакам. Например, Сибирский, Южный регион. Сегодня под регионом понимаются субъекты РФ, входящие в состав Российской Федерации – относительно обособленные административные единицы и соответствующие им социально-экономические хозяйственные системы. В этом случае экономика региона представляет собой часть национальной экономики, повторяющую ее по основным функциональным характеристикам. Выделение в составе национальной экономики более мелких единиц – экономики регионов – позволяет выработать и реализовать более эффективную экономическую политику, так как каждый регион отличается своими специфическими чертами. Соответственно в предмет региональной экономики включается региональная специфика функционирования национальной экономики, в том числе инвестиционный процесс, человеческие ресурсы, качество жизни, хозяйственной деятельности.
В целях выработки
национальной экономической
1) макрорегионизация, исходящая из деления национальной экономики на определенные зоны в целях долгосрочного планирования структуры размещения производительного потенциала. В соответствии с этим выделяют восточную и западную экономическую зону. Для западной зоны характерно доминирование производства в отрасли машиностроения и наукоемких сфер экономики. Восточная зона ориентирована на ресурсодобывающие и энергетические отрасли. Основным критерием подобного рода деления является общность преобладающей специализации хозяйственной деятельности, природного и ресурсного потенциала. Каждый из них представляет собой укрупненный экономический район, целостную хозяйственную систему. Одним из звеньев макрорегионализации являются укрупненные экономические районы – Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северный, Северо-Западный, Центральный. Для повышения эффективности их функционирования, на их базе созданы региональные ассоциации – “Уральская”, “Сибирское соглашение”, “Дальневосточная ассоциация”, “Северо-Запад”, “Центральная Россия”, “Черноземье”, “Большая Волга”;
2) мезорегионализация, исходящая из деления регионов в соответствии с существующей административной структурой – субъекты, входящие в состав Федерации. Они представляют собой функционально независимые хозяйственные системы. Существует и более мелкая мезорегионализация – выделение хозяйственных систем подрайонов, которые обладают общей специализацией и тесными хозяйственными связями.
3) микрорегионализация, исходящая из выделения уровня местного самоуправления и соответствующих ему сельских, городских административных районов, общая численность которых составляет 4 тыс. человек. Они представляют собой первичный уровень национальной экономики как целостной системы.
Система воспроизводства региона состоит из следующих процессов:
1) воспроизводства регионального
продукта, характеризующегося
2) накопления и концентрации капитала;
3) использования и
4) движения материальных потоков;
5) движения финансовых потоков.
Главным признаком
Качественно новый этап
функционирования региональной
экономики связан с
Нормативно закрепленными
задачами института
1) согласование проектов решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;
2) участие в работе органов
государственной власти
3) организация по поручению
Президента Российской
4) внесение Президенту
5) организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
6) организация контроля
за исполнением в федеральном
округе решений федеральных
7) представление Президенту
Российской Федерации
8) координация деятельности
федеральных органов
9) анализ эффективности
деятельности
10) организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
11) разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программ социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;
12) контроль за
исполнением федеральных
Система федеральных
округов является основной
Основой экономики
региона является его
О степени производственной
комплексности экономики
1) объем продукции, произведенной внутри региона;
2) объем продукции межотраслевого характера;
3) характер использования экономи
Для каждого
региона характерна
В состав национальной
экономической политики входит
и региональная экономическая
политика – часть
Приоритетное
значение формирования и
Основными целями
региональной экономической
1) активизация
социально-экономического
2) формирование
эффективной системы
3) формирование единого экономического пространства национальной экономики;
4) повышение уровня жизни населения.
2.Общие экономические проблемы регионов России
Ориентация на развитие рыночных отношений оказала существенное влияние на изменение содержания стоящих перед регионами задач и на средства их решения. Развитие рыночной экономики сопряжено с требованием реализации гражданских прав и свобод граждан России, вот почему все регионы должны обеспечить право свободного выбора места жительства и трудовой деятельности, право на достойный уровень благосостояния, право на образование и другие. Решение отмеченных и других задач в регионах не может быть обеспечено исключительно на основе механического подхода к выравниванию уровня и качества жизни. Оно в определенных пределах достижимо в результате смягчения противоречий между экономическими и социальными целями развития регионов, через определение приоритетов в их развитии, через компромисс общественных сил, достижение экономической эффективности и социальной справедливости. Для регионов России актуально обеспечение примерно равных стартовых условий для всех граждан, независимо от места проживания и рождения, включая право на получение профессии, выбор сферы трудовой деятельности, право на самообеспечение для всех трудоспособных, на социальную защиту вследствие нетрудоспособности, потери работы и в других случаях — как это принято в условиях развитых рыночных отношений.