Экономика стран Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 13:59, контрольная работа

Краткое описание

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества — распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Особенности социально-экономического строя стран
Древнего Востока..........................................................................................4
3. Экономика Древнего Шумера……………………………………………...7
4. Экономика Древнего Вавилона…………………………………………...12
5. Хозяйственное развитие Древнего Египта……………………………….14
6. Заключение…………………………………………………………………16
7. Список литературы………………………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа №1.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство высшего образования

Московский  государственный университет путей  сообщения

(МИИТ) 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа №1

по дисциплине: «Экономическая история»

Тема: «Экономика стран Древнего Востока». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Выполнил студент 2 курса

                                                      Муромского филиала МИИТ

                                                      Киселева Н.С.

                                                      шифр: 1065-пНЭ-1063

Проверил: Золотарева В.П. 
 
 
 
 
 
 
 

г.Муром, 2011г.

Содержание. 

1. Введение……………………………………………………………………..3

2. Особенности социально-экономического строя стран

     Древнего Востока..........................................................................................4

3. Экономика Древнего Шумера……………………………………………...7

4. Экономика Древнего Вавилона…………………………………………...12

5. Хозяйственное развитие Древнего Египта……………………………….14

6. Заключение…………………………………………………………………16

7. Список  литературы………………………………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    История  древневосточных  государств,  возникших  в  IV  тыс.  до  н.  э.  в Месопотамии, Египте, Китае  позволяет  изучить  важнейший  этап  в  развитии человечества —  распад  родового  строя,  возникновение классов  и  древних рабовладельческих  обществ,  создание  государств,  начало   цивилизаций   и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

    Отделение  скотоводства  от  земледелия,  развитие  сельского  хозяйства   и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность  в дополнительной  рабочей  силе.  Ею  становились  главным  образом   пленные, которых обращали  в  рабство.  Рост  производства  дал  избыточный  продукт, ставший объектом обмена. Появилась  торговля,  а  затем  и  деньги.  Родовая община постепенно распадается. Войны и  торговля  увеличивали  имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы —  рабовладельцев  и рабов. Для  охраны  интересов  собственников,  имущества,  рабовладельцев  и защиты от внешней опасности создается государство.

    Первые  государства, возникшие на Древнем  Востоке, принимают  форму  деспотии —  вся  верховная  власть  принадлежит  царю.  Формально  и  вся   земля   в государстве  принадлежала  царю,  но  фактически   значительная   ее   часть находилась в руках свободных людей — общинников,  отстаивавших  в  борьбе  с центральной  властью  свои  права.  Эта  вечная  борьба   была   лейтмотивом многотысячелетней истории государств планеты, истории их экономик. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности социально-экономического строя стран 

Древнего  Востока. 

    Первые  государства, первые очаги цивилизации  сложились в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила за 3000 с лишним лет до н. э., Тигра и Евфрата, Ганга, в лес­ах долинах китайских рек. Эти государства принято называть государствами Древнего Востока. Если всю историю человечества от рождения первых государств до наших дней разделить на две равные части, то окажется что вся первая половина — это история стран Древнего Востока. Античная цивилизация возникла на рубеже этих двух отрезков. В благоприятных климатических условиях и на плодородных почвах можно было получать значительный прибавочный продукт даже при низком уровне техники земледелия, например, семья египетского крестьянина получала в 3 раза больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей.

      Государства Древнего Востока существенно отличались от античных   рабовладельческих государств:

    1. На  Востоке рабы не были главной  производительной силой общества, т. е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными.

    2. Земля  на Востоке находилась в государственной  или го­род государственно-общинной собственности.

    3. Государство  на Востоке имело форму "восточной  деспотии", т. е. полного бесправия жителей перед лицом государства.

    Причины таких особенностей заключались  в сохранении общинных отношений.

    На  Востоке нельзя было разделить оросительную систему, а работы по орошению требовали коллективных усилий, поэтому община сохранялась.

    Оросительные  системы были собственностью государства. Но земля без воды не представляла ценности, поэтому государство стало верховным собственником земли. К тому же общинную землю легче сделать государственной, чем частную собственность. А общинная трудовая повинность превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев, и последние практически перестала быть свободными. В отличие от обычных рабов это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить одевать. Поэтому их труд можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые принадлежали отдельным рабовладельцам и использовались в частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно на общественных государственных работах большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пира­миды, зиккураты, грандиозные храмы.

    К. Маркс писал, что в Азии государство  имело особую отрасль управления — управление общественными работами. Для такого управления требовался мощный бюрократический аппарат. Следствием сочетания государственной собственности на землю и государственного управления общественными работами стала собственность государства на все хозяйство страны. Иными словами, сложилась централизованная государственная система хозяйства.

    Дискуссия о сущности этого способа производства время от времени вспыхивала в советской исторической науке, не выходя, впрочем, за пределы строго академических рамок. Одни считали, что это особая формация, другие — что это вариант рабовладельческого способа производства, третьи — что это затянувшийся переходный период от первобытно-общинного строя к классовому обществу, но официальная наука большей частью игнорировала особенности развития стран Азии.

    Основные  черты "азиатского способа производства" со­хранялись на Востоке на протяжение всего европейского феодализма. И если считать, что там, в Азии, феодализм все же был, то он был особым, "восточным", не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме.

    В странах Древнего Востока не было частных феодальных владений, а крестьяне  зависели от государства и государственных чиновников. "На всем Востоке, где земельным собственником является община или государство, в языке отсутствует даже слово "помещик", — писал Ф. Энгельс. Территория государства была общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян — особой формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка: Строго говоря, там не было классов, потому, что классами называются группы людей по их отношению к собственности. Вместо этого были касты, сословия — группы людей, которые различались по их положению в обществе и государстве. Сохранялась община, сохранялся восточный деспотим. "Древние общины там, где они продолжали существовать, — писал Ф. Энгельс, — составляли в течение десятилетнюю основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма. Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития".

    Но  экономическое развитие этих стран  почти останови— это принято  называть восточной стагнацией. И европейские народы за короткий срок обогнали Азию в экономном развитии. Главная причина стагнации была в том, что интересы личности подчинялись общественным — интересам общины, касты, государства. Общинно-государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного "распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община — это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаями.

    Оказывается, совсем не слияние в единую общую  массу ("общие даже слезы из глаз") обеспечивает свободу и прогресс, а независимость личности, возможность распоряжаться собой и своим имуществом, возможность выбирать собственный путь, ложность иметь свое мнение и защищать свои взгляды. Ничего этого не было в общине при деспотическом государстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономика Древнего Шумера. 

Купечество  и торговля 

      Экономика Шумера была крайне разносторонней, и все ее составляющие были тесно взаимосвязаны. Однако самую, пожалуй, важную роль в расцвете шумерской цивилизации, в достижении ей реальной экономической и политической мощи сыграли торговцы. Без отважных и предприимчивых людей, не страшившихся дальних путешествий, страна осталась бы отсталым сельскохозяйственным краем, который пал бы под натиском первого же достаточно сильного соседнего государства. Благодаря купцам развивались ремесла, повышался уровень производства. Шумерские купцы с немалой выгодой торговали в соседних и отдаленных странах, продавая сельскохозяйственную продукцию и закупая все виды сырья, необходимого для промышленного развития своего города. Не будем забывать — экономика Шумера практически полностью зависела от импорта. Кроме того, изделия местных мастеров, какими бы качественными они ни были, тоже нужно было уметь сбыть. Так что купцы пользовались в Шумере большим почетом и были, пожалуй, самой богатой частью городского населения.

    Поначалу  торговля, как и любая иная деятельность в шумерском городе, осуществлялась под эгидой городского храма. На заре своей цивилизации шумерам была известна только внешняя торговля. Жители города получали с храмовых складов все необходимое для жизни, ничего не платя храму за это. Торговцы требовались для того, чтобы вывозить излишки продовольствия в соседние города и обменивать их на строительный материал, металлы и прочее сырье.

    Торговцы  не путешествовали в одиночку —  только большими караванами. Отправлялись в настоящий поход — с сильной охраной, с прислугой. С караваном путешествовал даже городской жрец. Он обязан был в пути защищать караван, людей и товары от нападений злых духов и просить у богов помощи и удачи. Первые шумерские купцы, как и все прочие горожане, являлись “людьми храма”, то есть отдавали в храм все плоды своей торговли, а взамен получали жалованье, пищу и одежду. Однако довольно быстро правители-энси поняли — нужно, чтобы купец был как можно сильнее заинтересован в прибыли. После этого практически во всех городах купцы начали платить храму просто налог со всех сделок. Однако контроль над торговцами жрецам все равно не хотелось терять. Они требовали, чтобы каждая сделка была оформлена документально. Купец, вернувшись из торгового похода, обязан был предоставить жрецам глиняные таблички, на которых были записаны все его продажи и приобретения. Клинописный “контракт” при написании полагалось скрепить оттисками личных печатей каждой из сторон и заверять у городского чиновника в городе, где заключалась сделка. Таблички поступали в архив храма.

    Торговцы  очень быстро вошли во вкус. Их караваны отправлялись уже не только в сопредельные области, но и в отдаленные регионы  Месопотамии, на север, и даже дальше. Существуют данные, указывающие на то, что шумерские купцы отваживались на дальние морские переходы, до берегов Африки и Средиземного моря. Одно время некоторые ученые даже предполагали, что шумерские торговцы пересекали Атлантический океан и доплывали до самой Англии, откуда привозили олово. Впрочем, эта версия не нашла подтверждения.

    Товары, изготовленные искусными руками шумерских ремесленников, пользовались большим спросом везде, где появлялись купцы из Шумера. Гончарные изделия — идеальной формы вазы и кувшины со своеобразным орнаментом, ювелирные украшения, рабочие инструменты, оружие и многое другое — с выгодой выменивались купцами на металл, строительный камень, дерево, драгоценные камни. Это сырье ввозилось обратно в Шумер, и круг замыкался. Именно купцы стимулировали резкий рост и развитие ремесел — чем выше качество товара, тем легче его продать. Они ввозили в страну все новые виды материалов, способствуя появлению новых способов обработки и новых ремесел. Период наивысшего расцвета внешней торговли в Шумере как раз совпадает с количественным и качественным скачком в развитии ремесел и с общим культурным подъемом страны.

    Шумерские купцы сыграли, кроме того, важнейшую  роль в распространении культуры и цивилизации своего народа, как во всей Месопотамии, так и в отдаленных странах. Они “экспортировали” не только продукты и изделия, благодаря купцам получила распространение первая система письменности — клинопись, наряду с самой идеей письма. Шумерская система счета, первая из возникших в Месопотамии, быстро получила широчайшее распространение в регионе. Купцы везли с собой шумерский язык, шумерские пословицы, религию, культуру и искусство. Именно через торговлю, а не через завоевания цивилизация шумеров добилась главенствующего положения в Месопотамии и на многие века закрепила это главенство за собой. Ассирийцы и вавилоняне, которым позднее принадлежала почти вся Месопотамия, считали себя наследниками культуры шумеров.

    О том, насколько важную роль торговля играла в политической жизни Шумера, повествует легенда об Энмеркаре, одном  из древнейших шумерских правителей, чье имя донесли до наших дней глиняные таблички. Когда правитель соседнего города Аратты отказался платить за купленное зерно, Энмеркар после долгих уговоров просто пригрозил больше никогда не отправлять свои караваны в Аратту. После этого царь Аратты не только полностью рассчитался за зерно, но и сделал богатые жертвоприношения в храм богини. Он даже поклялся в верности и преданности Энмеркару.

Информация о работе Экономика стран Древнего Востока