Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:44, реферат
Бытовые услуги отличаются от других услуг высоким уровнем разнообразия (гетерогенности). Бытовое обслуживание включает в себя огромное число видов и подвигов услуг, которые характеризуются неодинаковостью техники и технологии, различным уровнем трудоемкости, капиталоемкости, энерго- и материалоемкости.
Диапазон видов бытовых услуг огромен. С одной стороны, некоторые производственные виды бытовых услуг (например, ремонтно-строительные услуги) по технико-технологическим параметрам и фондоемкости приближаются к транспортно-коммуникационным и коммунальным услугам, с другой стороны, имеют немало непроизводственных видов услуг (например, услуги по маркетингу), которые в технико-технологическом и экономическом отношении близки услугам розничной торговли и внедомашнего питания.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Кафедра
экономической теории
Реферат
на
тему: «Экономика сферы
бытовых услуг»
Выполнил:
студент ИЭУиФ о/о ЭТ-41
Сергеев С.Ю.
Проверила:
канд.с/х наук, доцент
Солянова Р.В.
Йошкар-Ола, 2012
Бытовые услуги отличаются от других услуг высоким уровнем разнообразия (гетерогенности). Бытовое обслуживание включает в себя огромное число видов и подвигов услуг, которые характеризуются неодинаковостью техники и технологии, различным уровнем трудоемкости, капиталоемкости, энерго- и материалоемкости.
Диапазон видов бытовых услуг огромен. С одной стороны, некоторые производственные виды бытовых услуг (например, ремонтно-строительные услуги) по технико-технологическим параметрам и фондоемкости приближаются к транспортно-коммуникационным и коммунальным услугам, с другой стороны, имеют немало непроизводственных видов услуг (например, услуги по маркетингу), которые в технико-технологическом и экономическом отношении близки услугам розничной торговли и внедомашнего питания.
Непроизводственные виды услуг по сравнению с производственными относятся к благам массового потребления. Они входят в потребительский бюджет людей низкого и среднего дохода, т. е. эти услуги рассчитаны на широкий круг потребителей, а предприятия, оказывающие эти услуги, расположены повсеместно.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой хозяйствования в сфере непроизводственных видов предприятий является малое предпринимательство, опирающееся на единичное частное владение, так называемый семейный бизнес.
Что касается производственных видов услуг, то технические и технологические условия их производства имеют намного большее значение, чем при оказании непроизводственных видов услуг. Производственные виды услуг являются продолжением сферы производства в послепродажной сфере. Если они выполняются промышленными фирмами, то их рассматривают как составную часть производственного процесса фирм, но если они отпочковываются, то превращаются в специализированную деятельность самостоятельных сервисных фирм. Но при этом техническая и технологическая преемственность сохраняется.
С ростом благосостояния людей происходит структурная перестройка их потребления. Возрастает доля расхода семейного бюджета на приобретение технически сложных товаров длительного пользования, а с этим нередко связано абсолютное и относительное увеличение затрат на поддержание и восстановление потребительских свойств такого рода товаров.
Стандартный набор технически сложных товаров длительного пользования, как и современная многокомнатная квартира (или односемейный дом) являются показателями благополучия семьи и принадлежности ее к среднему классу. Формирование образа жизни и потребительского стандарта этого класса характеризуется увеличением количества предметов длительного пользования. Более того, на начальном этапе становления среднего класса в 50-х и 60-х годах отмечалось стремление лиц с невысоким доходом подражать образу жизни среднего класса и психологически завышать свой социальный статус. Нередки были случаи, когда семьи низкодоходных групп населения экономили на всем, в том числе на питании, чтобы приобрести современную бытовую технику и сложную радиоаппаратуру, с тем чтобы быть на уровне потребительских стандартов среднего класса.
Чем технически сложнее становились товары длительного пользования, тем быстрее росла и стоимость их приобретения, тем дороже обходилось их техническое обслуживание и ремонт, поскольку требовалось для оказания такого рода услуг привлекать высокооплачиваемые квалифицированные кадры работников.
Тенденция развития технического обслуживания товаров длительного пользования неоднозначна. Для некоторых товаров было характерным повышение технической надежности и качества изделий, что в связи с быстрым моральным старением и ускорением обновления технико-технологических и конструкторских принципов их функционирования делало нецелесообразным прибегать к услугам по содержанию и восстановлению потребительских свойств изделий, намного эффективнее и рациональнее становилось отправить подержанную бытовую технику или автомашину на специальный склад утильсырья или в магазин по продаже бывших в употреблении технически сложных товаров. Замена старой модели машины на новую, только что появившуюся—это реклама своего личного успеха и процветания фирмы, в которой занят работник. В этом случае приобретение старой, подержанной модели автомашины и бытовой техники, радиоаппаратуры, как и поношенной одежды и обуви, а также покупка услуг по их ремонту и техническому обслуживанию может быть показателем ухудшения материального благосостояния людей.
Вместе с тем при всей надежности технически сложных товаров их эксплуатация зависит от квалификации потребителей и условий эксплуатации. Это может привести к сбоям в работе и потребовать ремонтных услуг. Кроме того, некоторые технически сложные виды товаров могут быть произведены по индивидуальному заказу и им может не быть замены. Тогда возникает престижный сегмент рынка производственных бытовых услуг в рас чете на индивидуальные запросы потребителей и на их высокие доходы. С ухудшением экономической ситуации и со снижением платежеспособного спроса населения уменьшается потребность в выполнении дорогих бытовых услуг по индивидуальным заказам.
В советский период в России, как и в других странах государственного социализма, бытовое обслуживание было частью обще ственного, государственного сектора. Хотя бытовые услуги, обладая свойством конкурентности и исключаемости, являются благами индивидуального пользования и могут как обычный товар покупаться и продаваться, тем не менее признавались особые достоинства этих благ и обращалось внимание на особый внешний эффект от этих благ. Так, социальная значимость развития бытового обслуживания виделась в сокращении времени в удовлетворении бытовых нужд в домашних условиях, а следовательно, в увеличении свободного времени как пространства для социально культурного развития людей. Виделась особая роль бытовых услуг в осво бождении женщин от рутинной домашней работы и в создании реальных предпосылок для равенства социальных прав мужчин и женщин.
В связи с вышесказанным бытовые услуги рассматривали как социально-значимые смешанные блага и считалось, что они обладают определенными свойствами благ общественного достояния. Это приводило к тому, что тенденция государственной поддержки развития бытового обслуживания в странах государственного социализма была сильной, а тенденция распространения рыночных отношений в бытовом обслуживании ограничивалась и сдержива лась. Здесь широко применялись социально низкие цены за счет дотации из государственного и местного бюджета. Это обеспечивало широкую доступность населения к сфере бытового обслуживания. Для советского периода России характерным было постоянное столкновение двух противоречивых тенденций—тенденции перенесения методов организации промышленного производства в сферу бытовых услуг с целью экономизации затрат на их производство и тенденции учета социальных факторов в управлении бытовым обслуживанием.
В создании сети крупных комбинатов быта, ориентированных на усредненного потребителя, реализовалась первая тенденция, а государственная поддержка сети предприятий быта на селе и уста новление дотационных социально-низких цен на массовые бытовые услуги отражают вторую тенденцию.
В развитой рыночной экономике центральной фигурой являет ся не просто потребитель, а потребитель как представитель сред него класса. Потребительская корзина среднего класса (2/3 общества) включает определенный стандарт потребления услуг, в том числе бытовых, и она постоянно воспроизводится за счет собст венных, заработанных средним классом доходов. В результате этого здесь с помощью рынка обеспечивается равновесие между спросом на многие массовые услуги со стороны среднего класса и предложением со стороны большого количества частно-предпринимательских структур сферы услуг. В этом случае широкий доступ населения к бытовому обслуживанию достигается без участия государства, благодаря высокой платежеспособности многочисленных потребителей как представителей среднего класса и развитому частному сектору услуг.
При низкой платежеспособности населения рыночный механизм и частное предпринимательство не способны решить проблему широкой доступности массовых видов бытовых услуг. Несмотря на их социальную значимость, низкий жизненный уровень людей вы нуждает отказываться от потребления услуг в пользу потребления товаров первой необходимости и переходить к самообслуживанию.
В России сложилась подобная ситуация, когда в результате шокового варианта экономической реформы резко упал жизненный уровень населения. Несмотря на то, что предприятия бытового обслуживания в силу небольших размеров, технологической зам кнутости и повсеместного их распространения, лучше всего объективно были подготовлены к разгосударствлению и приватизации. И здесь в первую очередь началась массовая малая приватизация. Однако процесс приватизации этой сферы проходил форсирован но, по команде сверху. Он не был соотнесен с решением проблемы платежеспособности широких масс населения.
Хотя в 1995 г. было приватизировано 76% всех предприятий бытового обслуживания населения и они перешли на принципы самофинансирования и стали работать в условиях рыночных спро-совых ограничений, однако, отсутствие массовой покупательной способности широких слоев населения не дало ожидаемого эффекта от расширения частного сектора в сфере бытового обслуживания.
Произошло резкое падение объема производства в отрасли. Количество предприятий бытового обслуживания сократилось на 1/3, а число занятых —на 1/4. Немало предприятий отрасли перепрофилировалось. Многие регионы РФ остались без целого ряда предприятий бытового обслуживания. Так, 332 города, рабочих поселка и районных центра РФ (из 4874) на начало 1995 г. не имели предприятий по ремонту обуви, 339 —по ремонту сложной бытовой техники, 450 —по ремонту холодильников, 745 —по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, 892 — предприятий по химчистке одежды.
Почти вся система бытового обслуживания в сельской местности перестала существовать. В связи с падением жизненного уровня населения существенно изменилась структура потребления отраслевых групп услуг. Недоступность для 2/3 населения дорогих технически сложных товаров длительного пользования сократила объем производства и реализации услуг по ремонту и техническому обслуживанию таких товаров. Уменьшился объем дорогостоящих услуг по изготовлению предметов потребления по индивидуальным заказам, особенно резко сократился объем индивидуального пошива. В то же время наблюдалась тенденция некоторого роста объема услуг по восстановлению потребительских свойств обуви и одежды. Произошла резкая сегментация рынка бытовых услуг по уровню доходов населения. Сформировались два типа предприятий бытового обслуживания:
— престижные предприятия, ориентированные на дорогое высококачественное обслуживание и на спрос богатых слоев общества;
— и предприятия обычного типа, ориентированные на спрос широких масс потребления с низким и средним уровнем дохода.
В
настоящее время в сфере
Вторая тенденция — это тенденция сохранения и укрепления массового сектора рынка бытовых услуг.
В современных условиях происходит сокращение и перепрофилирование многих обычных предприятий бытового обслуживания, ориентированных на спрос низкодоходных групп населения, поскольку с обнищанием населения сужается предложение услуг обычного уровня качества, а производство таких услуг становится малорентабельным или нерентабельным. Здесь предпринимательская деятельность наталкивается на значительные трудности. С точки зрения страхования от риска в условиях низкого платежного спроса населения в отличие от стран с развитой рыночной экономикой в России в сфере бытового обслуживания получило широкое распространение не малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта стали: трудовые коллективы —63%, юридические лица —23%, и физические лица—13%.