Экономика сферы бытовых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:44, реферат

Краткое описание

Бытовые услуги отличаются от других услуг высоким уровнем разнообразия (гетерогенности). Бытовое обслуживание включает в себя огромное число видов и подвигов услуг, которые характеризуются неодинаковостью техники и технологии, различным уровнем трудоемкости, капиталоемкости, энерго- и материалоемкости.
Диапазон видов бытовых услуг огромен. С одной стороны, некоторые производственные виды бытовых услуг (например, ремонтно-строительные услуги) по технико-технологическим параметрам и фондоемкости приближаются к транспортно-коммуникационным и коммунальным услугам, с другой стороны, имеют немало непроизводственных видов услуг (например, услуги по маркетингу), которые в технико-технологическом и экономическом отношении близки услугам розничной торговли и внедомашнего питания.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика сферы платных услуг.docx

— 31.14 Кб (Скачать файл)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     ФГБОУ ВПО «Марийский государственный  университет»

     Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 

     Реферат 

     на  тему: «Экономика сферы бытовых услуг» 
 
 
 
 
 

                     Выполнил:

                     студент ИЭУиФ о/о ЭТ-41

                     Сергеев С.Ю. 

                     Проверила:

                     канд.с/х наук, доцент

                     Солянова Р.В. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

     Йошкар-Ола, 2012

     Бытовые услуги отличаются от других услуг высоким уровнем разнообразия (гетерогенности). Бытовое обслуживание включает в себя огромное число видов и подвигов услуг, которые характеризуются неодинаковостью техники и технологии, различным уровнем трудоемкости, капиталоемкости, энерго- и материалоемкости.

    Диапазон  видов бытовых услуг огромен. С одной стороны, некоторые производственные виды бытовых услуг (например, ремонтно-строительные услуги) по технико-технологическим параметрам и фондоемкости приближаются к транспортно-коммуникационным и коммунальным услугам, с другой стороны, имеют немало непроизводственных видов услуг (например, услуги по маркетингу), которые в технико-технологическом и экономическом отношении близки услугам розничной торговли и внедомашнего питания.

    Непроизводственные  виды услуг по сравнению с производственными относятся к благам массового потребления. Они входят в потребительский бюджет людей низкого и среднего дохода, т. е. эти услуги рассчитаны на широкий круг потребителей, а предприятия, оказывающие эти услуги, расположены повсеместно.

    Наиболее  распространенной организационно-правовой формой хозяйствования в сфере непроизводственных видов предприятий является малое предпринимательство, опирающееся на единичное частное владение, так называемый семейный бизнес.

    Что касается производственных видов услуг, то технические и технологические условия их производства имеют намного большее значение, чем при оказании непроизводственных видов услуг. Производственные виды услуг являются продолжением сферы производства в послепродажной сфере. Если они выполняются промышленными фирмами, то их рассматривают как составную часть производственного процесса фирм, но если они отпочковываются, то превращаются в специализированную деятельность самостоятельных сервисных фирм. Но при этом техническая и технологическая преемственность сохраняется.

    С ростом благосостояния людей происходит структурная перестройка их потребления. Возрастает доля расхода семейного бюджета на приобретение технически сложных товаров длительного пользования, а с этим нередко связано абсолютное и относительное увеличение затрат на поддержание и восстановление потребительских свойств такого рода товаров.

    Стандартный набор технически сложных товаров  длительного пользования, как и современная многокомнатная квартира (или односемейный дом) являются показателями благополучия семьи и принадлежности ее к среднему классу. Формирование образа жизни и потребительского стандарта этого класса характеризуется увеличением количества предметов длительного пользования. Более того, на начальном этапе становления среднего класса в 50-х и 60-х годах отмечалось стремление лиц с невысоким доходом подражать образу жизни среднего класса и психологически завышать свой социальный статус. Нередки были случаи, когда семьи низкодоходных групп населения экономили на всем, в том числе на питании, чтобы приобрести современную бытовую технику и сложную радиоаппаратуру, с тем чтобы быть на уровне потребительских стандартов среднего класса.

    Чем технически сложнее становились  товары длительного пользования, тем быстрее росла и стоимость их приобретения, тем дороже обходилось их техническое обслуживание и ремонт, поскольку требовалось для оказания такого рода услуг привлекать высокооплачиваемые квалифицированные кадры работников.

    Тенденция развития технического обслуживания товаров  длительного пользования неоднозначна. Для некоторых товаров было характерным повышение технической надежности и качества изделий, что в связи с быстрым моральным старением и ускорением обновления технико-технологических и конструкторских принципов их функционирования делало нецелесообразным прибегать к услугам по содержанию и восстановлению потребительских свойств изделий, намного эффективнее и рациональнее становилось отправить подержанную бытовую технику или автомашину на специальный склад утильсырья или в магазин по продаже бывших в употреблении технически сложных товаров. Замена старой модели машины на новую, только что появившуюся—это реклама своего личного успеха и процветания фирмы, в которой занят работник. В этом случае приобретение старой, подержанной модели автомашины и бытовой техники, радиоаппаратуры, как и поношенной одежды и обуви, а также покупка услуг по их ремонту и техническому обслуживанию может быть показателем ухудшения материального благосостояния людей.

    Вместе  с тем при всей надежности технически сложных товаров их эксплуатация зависит от квалификации потребителей и условий эксплуатации. Это может привести к сбоям в работе и потребовать ремонтных услуг. Кроме того, некоторые технически сложные виды товаров могут быть произведены по индивидуальному заказу и им может не быть замены. Тогда возникает престижный сегмент рынка производственных бытовых услуг в рас чете на индивидуальные запросы потребителей и на их высокие доходы. С ухудшением экономической ситуации и со снижением платежеспособного спроса населения уменьшается потребность в выполнении дорогих бытовых услуг по индивидуальным заказам.

    В советский период в России, как  и в других странах государственного социализма, бытовое обслуживание было частью обще ственного, государственного сектора. Хотя бытовые услуги, обладая свойством конкурентности и исключаемости, являются благами индивидуального пользования и могут как обычный товар покупаться и продаваться, тем не менее признавались особые достоинства этих благ и обращалось внимание на особый внешний эффект от этих благ. Так, социальная значимость развития бытового обслуживания виделась в сокращении времени в удовлетворении бытовых нужд в домашних условиях, а следовательно, в увеличении свободного времени как пространства для социально культурного развития людей. Виделась особая роль бытовых услуг в осво бождении женщин от рутинной домашней работы и в создании реальных предпосылок для равенства социальных прав мужчин и женщин.

    В связи с вышесказанным бытовые  услуги рассматривали как социально-значимые смешанные блага и считалось, что они обладают определенными свойствами благ общественного достояния. Это приводило к тому, что тенденция государственной поддержки развития бытового обслуживания в странах государственного социализма была сильной, а тенденция распространения рыночных отношений в бытовом обслуживании ограничивалась и сдержива лась. Здесь широко применялись социально низкие цены за счет дотации из государственного и местного бюджета. Это обеспечивало широкую доступность населения к сфере бытового обслуживания. Для советского периода России характерным было постоянное столкновение двух противоречивых тенденций—тенденции перенесения методов организации промышленного производства в сферу бытовых услуг с целью экономизации затрат на их производство и тенденции учета социальных факторов в управлении бытовым обслуживанием.

    В создании сети крупных комбинатов быта, ориентированных на усредненного потребителя, реализовалась первая тенденция, а государственная поддержка сети предприятий быта на селе и уста новление дотационных социально-низких цен на массовые бытовые услуги отражают вторую тенденцию.

    В развитой рыночной экономике центральной  фигурой являет ся не просто потребитель, а потребитель как представитель сред него класса. Потребительская корзина среднего класса (2/3 общества) включает определенный стандарт потребления услуг, в том числе бытовых, и она постоянно воспроизводится за счет собст венных, заработанных средним классом доходов. В результате этого здесь с помощью рынка обеспечивается равновесие между спросом на многие массовые услуги со стороны среднего класса и предложением со стороны большого количества частно-предпринимательских структур сферы услуг. В этом случае широкий доступ населения к бытовому обслуживанию достигается без участия государства, благодаря высокой платежеспособности многочисленных потребителей как представителей среднего класса и развитому частному сектору услуг.

    При низкой платежеспособности населения  рыночный механизм и частное предпринимательство  не способны решить проблему широкой доступности массовых видов бытовых услуг. Несмотря на их социальную значимость, низкий жизненный уровень людей вы нуждает отказываться от потребления услуг в пользу потребления товаров первой необходимости и переходить к самообслуживанию.

    В России сложилась подобная ситуация, когда в результате шокового варианта экономической реформы резко упал жизненный уровень населения. Несмотря на то, что предприятия бытового обслуживания в силу небольших размеров, технологической зам кнутости и повсеместного их распространения, лучше всего объективно были подготовлены к разгосударствлению и приватизации. И здесь в первую очередь началась массовая малая приватизация. Однако процесс приватизации этой сферы проходил форсирован но, по команде сверху. Он не был соотнесен с решением проблемы платежеспособности широких масс населения.

    Хотя  в 1995 г. было приватизировано 76% всех предприятий  бытового обслуживания населения и  они перешли на принципы самофинансирования и стали работать в условиях рыночных спро-совых ограничений, однако, отсутствие массовой покупательной способности широких слоев населения не дало ожидаемого эффекта от расширения частного сектора в сфере бытового обслуживания.

    Произошло резкое падение объема производства в отрасли. Количество предприятий бытового обслуживания сократилось на 1/3, а число занятых —на 1/4. Немало предприятий отрасли перепрофилировалось. Многие регионы РФ остались без целого ряда предприятий бытового обслуживания. Так, 332 города, рабочих поселка и районных центра РФ (из 4874) на начало 1995 г. не имели предприятий по ремонту обуви, 339 —по ремонту сложной бытовой техники, 450 —по ремонту холодильников, 745 —по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, 892 — предприятий по химчистке одежды.

    Почти вся система бытового обслуживания в сельской местности перестала существовать. В связи с падением жизненного уровня населения существенно изменилась структура потребления отраслевых групп услуг. Недоступность для 2/3 населения дорогих технически сложных товаров длительного пользования сократила объем производства и реализации услуг по ремонту и техническому обслуживанию таких товаров. Уменьшился объем дорогостоящих услуг по изготовлению предметов потребления по индивидуальным заказам, особенно резко сократился объем индивидуального пошива. В то же время наблюдалась тенденция некоторого роста объема услуг по восстановлению потребительских свойств обуви и одежды. Произошла резкая сегментация рынка бытовых услуг по уровню доходов населения. Сформировались два типа предприятий бытового обслуживания:

    — престижные предприятия, ориентированные  на дорогое высококачественное обслуживание и на спрос богатых слоев общества;

    — и предприятия обычного типа, ориентированные  на спрос широких масс потребления с низким и средним уровнем дохода.

    В настоящее время в сфере обслуживания в России в связи с продолжающимся усилением подоходного и поимущественного расслоения населения наметились две противоречивые тенденции. Первая тенденция—тенденция создания высококлассных предприятий бытового обслуживания нередко с участием иностранного капитала и развития дорогостоящих видов услуг, в частности, услуг по ремонту и техническому обслуживанию техники сложных товаров длительного пользования, по изготовлению высококачественных предметов потребления по индивидуальным заказам. Тенденция развития этого престижного сегмента рынка обеспечивает высокую рентабельность производства услуг, дает большой простор для конкуренции и предпринимательской деятельности, для маркетинговых исследований.

    Вторая  тенденция — это тенденция  сохранения и укрепления массового сектора рынка бытовых услуг.

    В современных условиях происходит сокращение и перепрофилирование многих обычных предприятий бытового обслуживания, ориентированных на спрос низкодоходных групп населения, поскольку с обнищанием населения сужается предложение услуг обычного уровня качества, а производство таких услуг становится малорентабельным или нерентабельным. Здесь предпринимательская деятельность наталкивается на значительные трудности. С точки зрения страхования от риска в условиях низкого платежного спроса населения в отличие от стран с развитой рыночной экономикой в России в сфере бытового обслуживания получило широкое распространение не малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта стали: трудовые коллективы —63%, юридические лица —23%, и физические лица—13%.

Информация о работе Экономика сферы бытовых услуг