Экономика труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:27, реферат

Краткое описание

Целью реферата является сравнение (преимущественно с российским опытом) и анализе возможных методов интенсификации становления социального партнерства в зарубежных странах. Достижению этой цели подчинены следующие задачи: раскрыть исторические и теоретические истоки социального партнерства;
рассмотреть понятие и предпосылки возникновения социального партнерства;
определить особенности развития социального партнерства в России;
проанализировать опыт развития социального партнерства в Западной Европе и степень их влияния на современные российские реалии.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..2
Исторические и теоретические истоки социального партнерства ……....4
Социальное партнерство: понятие и предпосылки возникновения …..….6
Заключение …………………………………………………………..……....10
Список литературы ………………………..………………………………...11

Вложенные файлы: 1 файл

экономика труда.docx

— 31.14 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление:

Введение………………………………………………………………….…..2

 Исторические и теоретические  истоки социального партнерства ……....4

Социальное партнерство: понятие и предпосылки возникновения  …..….6

Заключение …………………………………………………………..……....10

Список литературы ………………………..………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное российское общество переживает перемены, которые затрагивают  как практические стороны нашей  жизни, так и концептуальные положения. Происходит переосмысление многих ценностей, одна из которых – социальное партнерство.

В этом, несомненно, поможет  анализ зарубежного опыта, прежде всего  европейских стран, которые, с одной  стороны, имеют длительную историю  социального партнерства, а с  другой пока могут служить ориентиром для России по социальной модели. Следует  отметить, что ситуация, сложившаяся  в социально-трудовой сфере, например, в Восточной Европе имеет много  общих черт с российской, хотя вектор развития этих государств задан либо уже состоявшимся, либо планируемым  вступлением в ЕС.

Научная привлекательность  как самой категории «социальное  партнерство» и связанных с ней  концепций и идей увеличивалась  по мере распространения гуманистической  идеологии в различных слоях  населения. Однако практическая реализация этих идей стала возможной только тогда, когда «сила» потенциальных  субъектов социального партнерства - групп с различными интересами - стала постепенно выравниваться, приближаться к точке паритета. Все больше людей  в конце XIX - начале XX века стали понимать, что одни социальные группы объективно не могут диктовать свою волю другим, что дальнейшая конфронтация чревата  значительными социальными потрясениями.

В то же время технический  прогресс сделал возможным ощутимый рост реальных доходов населения  в течение относительно короткого  времени, что значительно расширило  поле для перезаключения общественного  договора в наиболее развитых странах  на принципах «социального партнерства». Такое изменение социальной структуры  этих сообществ, законодательства, всей договорной «оболочки» экономических процессов во всех областях жизни можно рассматривать как отражение этого процесса. Поэтому изучение тенденций становления социального партнерства как в развитых, так и в развивающихся странах и, прежде всего, с точки зрения экономической науки является необходимым условием понимания эволюции общества в долгосрочной перспективе и формирования адекватной этой эволюции социально-экономической политики.

В Западной Европе правовая база трудовых отношений, также как  и практика ее применения оставались стабильными на протяжении нескольких последних десятилетий (что позволило с достаточной степенью достоверности квалифицировать взаимодействие работников, работодателей и государства как социальное партнерство), в России же, где происходит трансформация производственных отношений и меняются субъекты этих отношений, идет интенсивный и во многом хаотический поиск модели трудовых отношений. Развитие рыночных отношений, формирование многоукладной экономики, появление и рост слоя предпринимателей и собственников требуют новых подходов к формированию на предприятиях трехстороннего партнерства между предпринимателем (работодателем), профсоюзами и наемной администрацией.

Более глубокое понимание  логики социального партнерства  позволит найти правильные пути решения проблем преобразования системы государственного патернализма в отношения социального партнерства. Чрезвычайно важно также планирование изменений в сфере занятости населения и оплаты труда, поиск и реализация цивилизованных механизмов разрешения конфликтов как на отдельных предприятиях, так и в масштабе всего национального сообщества.

Целью реферата является сравнение (преимущественно с российским опытом) и анализе возможных методов интенсификации становления социального партнерства в зарубежных странах. Достижению этой цели подчинены следующие задачи:

раскрыть исторические и  теоретические истоки социального  партнерства;

рассмотреть понятие и  предпосылки возникновения социального  партнерства;

определить особенности  развития социального партнерства  в России;

проанализировать опыт развития социального партнерства в Западной Европе и степень их влияния на современные российские реалии.

Поставленные цели и задачи определили структуру работы. Она  состоит из двух глав. Каждая глава  состоит из двух параграфов. В первой главе раскрываются исторические и  теоретические истоки, а также  понятие и предпосылки возникновения  социального партнерства. Во второй главе рассматриваются особенности  развития социального партнерства  в России и опыт развития в зарубежных странах, а также влияния на современное  российское партнерство.

Исторические  и теоретические истоки социального  партнерства

Когда прекращение первобытных, традиционных отношений разрушило  солидарность, основанную на "кровном  родстве" либо на разделении труда (скажем, солидарность охотников или ремесленников), все больше стала обнаруживаться беззащитность людей, антагонистичнее  становились их отношения, более  массовыми и грозными конфликты.

Историческое развитие рыночной экономики и соответствующих  ей отношений все очевиднее вело к конфликтности участвующих  сторон, особенно работников и работодателей. Так, все чаще возникали забастовки как одна из распространенных форм социального протеста, выраженного  в отказе от работы с предъявлением  работодателям определенных требований (экономических либо политических). Высшей формой забастовочной борьбы стала всеобщая политическая стачка, используемая в фазе революционного подъема пролетариата. К концу ХIХ – началу ХХ в.в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.

В крупных западных странах  в ХХ в. забастовочное движение приобрело  значительный размах. В США, например, в период 1948-1957 гг. ежегодное число  забастовок составляло 3-5 тыс. с числом бастующих по 2-4 млн человек. Большое распространение забастовки получили и в Европе, особенно во Франции и Италии. В 1948 г. во Франции, к примеру, в забастовках участвовали более 6 млн человек. И, по сути, каждый год было по 1,5-3 тыс. забастовок.

Социальная конфликтность, возникшая, в принципе, много раньше, давно привлекала внимание мыслителей. В числе первых на эту проблему обратил внимание английский философ  Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В своих работах он показал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий.

Необходимость поиска согласия стала сутью идеи об "общественном договоре", которую широко развивал известный философ-просветитель Жан-Жак  Руссо (1712-1778). Такой договор, по мысли  философа, способен вернуть людям  общее согласие и мир.

Немецкий философ И. Кант (1724-1804) был активным сторонником  компромисса в общественно-экономических  отношениях. Человеческие отношения  он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон и поэтому  требующие взаимных уступок, компромисса.

В России идеи социального  мира, "товарищества" распространял  в своих трудах экономист и  социолог В. В. Берви-Флеровский (1829-1918). В работе "Положение рабочего класса в России" он резко критиковал полный произвол хозяина по отношению к работнику, ужасающие условия быта рабочих и их детей. Но выход ученый видел не в противостоянии, а в солидарности, в товариществе. Он писал, что "борьбе за существование" нужно противопоставить "союз за существование".

Еще выразительнее эти  идеи звучат у русского экономиста Н. Х. Бунге (1823-1895), бывшего одно время Председателем Кабинета Министров. Он подчеркивал, что взаимодействие в производстве и отношения предпринимателей и рабочих — стороны одного процесса. Поэтому, не враждуя, а, подавая руку друг другу, они могут добиться общего успеха. Формулой успеха он считал участие рабочих в прибылях.

Важную роль государства  и законодательства в регулировании  и согласовании противоречивых интересов  работников и капиталистов раскрывал  в своих работах В. П. Литвинов-Фалинский, изучавший промышленное развитие России в начале ХХ в. Именно государство должно заниматься балансированием интересов работников и собственников, считал он.

Итак, теоретической основой  социального партнерства явилось  углубляющееся понимание того, что  процесс производства и воспроизводства  объективно осуществляется на базе взаимодействия труда и капитала, он невозможен при столкновении и несовместимости  интересов его сторон – работодателей  и работников. Но это понимали в  то время только теоретики.

Резкое нарастание реальных противоречий и противостояний привело  к тому, что в начале ХХ в. оказались непримиримыми и две теории:

первая доказывала необходимость  революционного переустройства капитализма;

вторая обосновывала необходимость  его реформирования на основе компромиссов.

 

 

 

Социальное партнерство: понятие и предпосылки возникновения

Категория «социальное партнерство», как и большинство других экономико-правовых категорий, многоаспектна, и поэтому ее содержание может быть определено с разных точек зрения. В узком смысле социальное партнерство обычно трактуется как особый тип трудовых отношений (и даже при таком толковании его обычно стремятся свести к совокупности действий, направленных на подписание и реализацию коллективных договоров). В широком же смысле термином социальное партнерство может быть обозначен особый тип взаимодействия социальных групп, вне зависимости от конкретного объекта, по поводу которого осуществляется это взаимодействие. Механизмы и методы социального партнерства могут применяться не только в трудовых отношениях, но и в иных областях, где интересы различных групп пересекаются в одной сфере. Как справедливо отмечает П. Кудюкин, «предметом социального партнерства могут стать (и действительно являются в разных странах) социально-экономические консультации по широкому кругу вопросов между экономическими субъектами, включая государство; соглашения между потребителями и производителями (прежде всего монопольными, особенно в случае естественных монополий) об уровнях цен и условиях обслуживания; взаимоотношения между государственными органами социального обеспечения и социальной поддержки, бюджетными и внебюджетными фондами и организациями обслуживаемых ими групп населения (объединения инвалидов, многодетных семей и т.п.); решение экологических и межнациональных проблем и т.д.»2

Кроме того, по мнению В.Н. Киселева, «Социальное партнерство в самом  общем виде представляет собой такой  тип отношений между работодателями и работополучателями, при котором в рамках социального мира обеспечивается баланс и реализация важнейших социально-трудовых интересов. В реальной жизни социальное партнерство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуре и является цивилизованным методом разрешения социальных конфликтов на различных уровнях»3. Сходное определение дают И.Беляева и Н.Малафеев: «Социальное партнерство... - особый тип трудовых отношений, основанный на осознании определенной общности интересов и стратегических целей, достигаемых благодаря консенсусу как специфической форме разрешения противоречий текущих интересов. Консенсус предполагает понимание того, что удовлетворение собственных интересов возможно при учете интересов партнеров»4.

Во всех приведенных толкованиях  присутствует идея о том, что социальное партнерство - это договорный процесс. В своей развитой форме социальное партнерство предполагает, что все  его участники находятся как  бы в режиме постоянной готовности к переговорам по поводу возникающих  в ходе их взаимодействия проблем. Ими  уже разработан регламент таких  переговоров, имеются отлаженные механизмы  взаимодействия, как в ходе переговоров, так и при реализации принятых решений. Партнеры в значительной степени  осведомлены о предпочтениях  и интересах других переговаривающихся сторон и изначально нацелены на максимизацию общей полезности, так что, скорее всего, не будут выдвигать заранее  неприемлемых требований. Если же им не удастся достигнуть компромисса, имеется  развитая система арбитража как  государственного, так и третейского.

Таким образом, Социальное партнерство  можно определить как систему  институтов, механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов  сторон, участвующих в переговорах  об оплате и условиях труда (работодателей  и наемных работников), способствовать достижению взаимоприемлемого для  них компромисса ради реализации как корпоративных, так и общесоциальных целей5.

Социальное партнерство  выступает как специфический  тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой и характеризующийся  следующими чертами:

Это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы.

Отношения ориентируются  не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может  обеспечить себе стабильное получение  соответствующей прибыли, а наемный  работник – достойное образование.

Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом, так как  при нем достигается социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие.

Социальное партнерство  как общественное явление получило свое распространение лишь в последние  десятилетия. Оно стало объективным  регулятором между различными классами общества, особенно между работодателями, наемными работниками и государством. Это, конечно, не означает, что прежде работодатели и работники не вели между собой переговоры и не достигали иногда взаимопонимания. Капиталист всегда был заинтересован в поддержании стабильности на своем предприятии. Не имея возможности поднять заработную плату всем рабочим или не желая делать это из-за сокращения массы прибыли, он шел на соглашение с частью из них. предоставляя им ряд привилегий. Так формировался слой наемных рабочих, получивший название "рабочая аристократия". Но эти отношения, как и другие более значительные формы соглашений, заключавшиеся между работодателями и работниками в XIX - начале XX вв.. нельзя еще рассматривать как партнерские. Для четкого определения понятия социального партнерства необходимо выделить основные его элементы применительно к рыночной экономике.

Информация о работе Экономика труда