Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 13:42, контрольная работа
Человек по природе своей существо социальное. Он живет среди других людей, создавая себе и своим близким более удобные условия существования. Так образуется мир экономики. История развития человечества — это история развития экономических отношений, в том числе в области общественного разделения труд. "Все вещи в труде" — сказано Екклесиастом. Не случайно именно о труде у народов мира сложилось наибольшее количество пословиц и поговорок, отражающих культуру, традиции и опыт. Не случайно отношения труда нашли воплощение во многих классических произведениях искусства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА ТРУДА………………………………………………5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА…………........7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА ТРУДА………………………………………………5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА…………........7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………10
ВВЕДЕНИЕ
Человек по природе своей существо социальное. Он живет среди других людей, создавая себе и своим близким более удобные условия существования. Так образуется мир экономики. История развития человечества — это история развития экономических отношений, в том числе в области общественного разделения труд. "Все вещи в труде" — сказано Екклесиастом. Не случайно именно о труде у народов мира сложилось наибольшее количество пословиц и поговорок, отражающих культуру, традиции и опыт. Не случайно отношения труда нашли воплощение во многих классических произведениях искусства.
Развитие науки "Экономика труда" связано с исследованиями многих ученых, специалистов и просто пытливых и любознательных людей. Исторические документы донесли до нас информацию о применении сдельной оплаты труда в Древнем Риме, об "уроке" как мере работы упоминается еще в Библии. Значительный вклад в науку о труде внесли американские инженеры XIX в. Ф.У. Тейлор и Ф.Б. Джильберт. Вопросам экономики труда уделяли внимание русские ученые С.Г. Струмилин, А.К. Гастев и др.
Курс экономики труда тесно связан со многими дисциплинами макро- и микроэкономики, правом, менеджментом, социологией, статистикой и т. д. Многие вопросы трудовых отношений до сих пор являются недостаточно изученными. К ним можно отнести премирование, организацию умственного труда, создание оптимальных условий труда для конкретной профессии и др. Исследование этих вопросов — долговременная задача специалистов, как сам процесс развития науки о труде.
Цели изучения курса "Экономика труда":
Дать студентам представление о процессах, происходящих в социально-трудовой сфере нашей страны: изменениях в занятости, формировании и развитии системы новых социально-трудовых отношений, становлении и функционировании рынка труда, о современных подходах к управлению человеческими ресурсами, о содержании и элементах организации труда, оценке его эффективности и оплаты;
Повысить на этой основе адаптированность студентов к рынку труда, помочь им эффективно включиться в систему новых социально-трудовых отношений.
1.ЭКОНОМИКА ТРУДА
Предмет экономики труда — это социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера. Дисциплина изучает процесс труда, т. е. деятельность в развитии, динамике. Такой подход позволяет, отбросив случайное и обратив основное внимание на объективное и типичное, сформировать правильное мировоззрение в области трудовых отношений для дальнейшего более, углубленного изучения дисциплины.
Экономика труда как наука изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как занятость, организация, оплата, эффективность и др. Экономика труда, являясь экономической наукой, поясняет процессы согласования и координации в обществе. Знание основ экономики труда позволит специалисту абстрагировано и аргументированно подходить к изучению происходящих событий, объяснять их движущие силы и оценивать значение.
В содержание курса "Экономика труда" включены как теоретические, так и практические вопросы труда и трудовых отношений, которые рассматриваются с точки зрения стоимостной оценки их результативности. Любая теория имеет объяснительную и предсказательную силу. Но практика вне теоретического контекста не имеет самостоятельного значения. Поэтому изучение вопросов курса позволит студентам более систематизировано применять личные знания в конкретных условиях деятельности. Курс включает изучение таких основных категорий и понятий, как воспроизводство рабочей силы в масштабах общества, функционирование рынка труда, политика занятости, организация труда, его условия и оплата, а также экономический анализ показателей экономики труда в целях выявления тенденций их изменения, планирования и прогнозирования.
Изучение категорий науки, ее концепций и приемов использования в тесной взаимосвязи является необходимым условием формирования у будущего специалиста знаний в области рациональной и эффективной организации труда и его оплаты. Подготовка специалиста, профессионально занимающегося экономической, маркетинговой и предпринимательской деятельностью, предполагает целостное восприятие всех тем курса, владение культурой мышления на основе этических и правовых норм государства, понимание профессии и ее роли во взаимосвязи с другими видами трудовой деятельности.
Специалист в области экономики труда должен уметь: организовать свой труд и труд своих подчиненных; формулировать цели и намечать пути их достижения; строить и использовать прогнозы и планы; находить рациональные подходы к решению проблем; предвидеть последствия своих решений; контактировать с коллегами по работе и партнерами по бизнесу.
Изучение в теории любой области науки еще не позволяет будущим специалистам полностью овладеть всеми тонкостям профессии. Поэтому важно помочь им научиться экономически мыслить, чтобы ощущать перспективы и масштабы восприятия, согласовывать и координировать действия, добиваться широты охвата и глубины понимания происходящих явлений. Это необходимо специалистам, чтобы правильно решать частные вопросы, особенно в области определения средств на заработную плату, найма работников, организации, нормирования и условий труда, определения мер повышения производительности и эффективности труда, оценки трудового вклада и построения системы вознаграждения, регулирования трудовых отношений и использования механизма социального партнерства. Полученные знания позволят специалисту в будущем, опираясь на теорию обоснования, решать конкретные проблемы.
Понятийный аппарат любой дисциплины излагается историческим или логическим путем. Исторический путь основан на использовании опыта и фактов, логический — на познании общественных понятий и категорий предмета, но оба они имеют много общего, в том числе используют объективные категории диалектики как метода изучения большинства современных научных дисциплин.
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА
Предмет экономики труда как таковой не изменялся никогда и был единым для всего многообразия школ и теорий. Предмет экономики труда - это труд как целесообразная деятельность людей, возникающая в процессе и по поводу производства.
Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале происходит процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки.
В настоящее время в науках о труде и персонале сформировались следующие основные проблемы, направления и разделы:
- Производительность труда (методы
сопоставления результатов и
затрат труда, оценки вклада работников
в результаты деятельности
- Человеческий капитал (определяется
совокупностью качеств человека
(здоровье, образование, профессионализм
и др.), влияющих на результаты
его деятельности и
- Условия труда определяются
параметрами производственной
- Проектирование трудовых
- Нормирование труда (состоит в
установлении объективно
- Планирование численности.
- Отбор, обучение и аттестация (направлены
на повышение качества
- Мотивация (процесс побуждения
человека к плодотворной
- Формирование доходов и оплата труда.
- Взаимоотношения в трудовых коллективах.
- Рынки труда и управление занятостью.
- Организация и управление
Экономика труда традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности. Некоторые авторы относят к экономике труда и проблемы нормирования.
Взаимосвязи наук о труде и персонале, в т. ч. экономики труда с техническими, экономическими и др. науками объективно обусловлены многоаспектностью проблем труда. Взаимосвязи с техническими науками определяются тем, что рационализация трудовых процессов непосредственно связана с анализом технологии, предметов и средств труда.
Экономика труда тесно связана с такими экономическими науками как макро - и микроэкономика, экономика предприятия, статистика, организация производства.
Экономика труда взаимосвязана с физиологией и психологией труда, социологическими дисциплинами, трудовым правом и др. дисциплинами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенности труда как объекта исследования и изучения состоит в том, что, во-первых, труд – это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована, во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия), в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и , наконец, в процессе труда формируется система социально – трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов.
Предмет экономики труда – это труд как целесообразная деятельность людей, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой и отношением между людьми в процессе производства.
В каждый данный момент процессу труда предшествуют материальные средства производства, инфляция, наличие профессиональных знаний, трудовой опыт, определенный тип социально – трудовых отношений. В процессе труда происходят совершенствование трудовых навыков и опыта, повышение уровня эмпирических и научных знаний, улучшение средств труда, развитие социально – трудовых отношений, тем самым постоянно умножаются производственные силы труда, т. е. способность человека как рабочей силы создавать возрастающие массы все более разносторонних материальных и духовных благ.
Оценивая содержание экономики труда , важно отметить, что она традиционно рассматривалась в большей мере как конкретно – экономическая, а не теоретическая дисциплина. Под предметом экономики труда в первую очередь понимались организация трудовой деятельности, проблемы оплаты, нормирования, условий и производительности труда, планирование труда и анализ трудовых показателей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
http://laboureconomics.ru/
http://studentbank.ru/view.
http://ru.wikipedia.org