Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 06:45, реферат
Целью данного реферата является ознакомиться с основными понятиями экономики туризма.
Для достижения цели реферата необходимо решить следующие задачи:
Дать определение термину «экономика»;
Рассмотреть понятие «экономики туризма»;
Изучить особенности экономики на предприятиях тур. индустрии.
Введение. 3
1 Экономика туризма 4
1.1 Роль сферы услуг в экономике 4
Заключение 8
Список литературы 9
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Школа экономики и бизнеса
Кафедра Бизнес-информатики и экономико-математических методов
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы библиотечного дела»
на тему «Экономика туризма»
Выполнила: студентка группы Б 1101 з
Бельских К.А.
Проверил: Кучерявая Н. В.
Владивосток
2011 г.
Введение. 3
1 Экономика туризма 4
1.1 Роль сферы услуг в экономике 4
Заключение 8
Список литературы 9
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος
Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы.
Подобно всем другим отраслям знаний экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения. С ростом дохода происходят уменьшение потребляемой его части и возрастание — накопляемой.
Целью данного реферата является ознакомиться с основными понятиями экономики туризма.
Для достижения цели реферата необходимо решить следующие задачи:
Экономика туризма представляет собой научную дисциплину, которая исследует отраслевые аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, а также процессы и явления, происходящие в период производства, формирования, обмена и потребления туристских продуктов и услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Экономика туризма имеет два уровня:
- экономика туризма как
межотраслевого комплекса
- экономика хозяйствующего субъекта (туристского предприятия, фирмы).
Предметом экономики туризма являются экономические отношения, которые возникают и развиваются в сфере туризма в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей потребителя.
Экономика туризма - это дисциплина, которая изучает экономические отношения, возникающие на внутреннем и внешнем рынке при производстве, формировании, обмене и потреблении туристических услуг.
Для туристической индустрии, формирующейся на основе спроса и предложения туристических продуктов (услуг), характерно наличие субъектов (потребителей туристического продукта), а также их контрагентов - объектов (туристические предприятия, туристические центры и туристические организации). Таким образом, особенность туриндустрии состоит в том, что она непосредственно связана как с предприятиями, производящими материальные продукты, так и с предприятиями, производящими нематериальные продукты.
Туризм объединяет в себе услуги и предметы потребления, что характеризует его как межотраслевой комплекс социальной и бытовой инфраструктуры, обладающий производственными и непроизводственными функциями. Туристическими фирмами предлагаются различные туристические продукты, стоимость которых формируется исходя из затрат труда, необходимых ресурсов, а также собственных интересов (прибыль).
Основными направлениями экономики туризма является изучение возможности импортировать туризм в страну, а также экспортировать его из страны. Туристический экспорт непосредственно связан с вывозом из страны впечатлений, сопровождаемый ввозом туристом в страну соответствующей суммы денег. Туристический импорт направлен на ввоз туристических впечатлений в страну, сопровождаемый вывозом денег из самой страны туристом.
Туристический спрос определяется как сумма индивидуальных спросов и отражает потребность людей в приобретении туристических благ. Следует отметить, что на объем туристского спроса влияет ряд факторов: временные ограничения, демографические ограничения, бюджетные ограничения и ментальные ограничения.
В условиях современного рынка экономика туризма неразрывно связана с рядом показателей, характеризующих развитие данной отрасли.
Основными показателями деятельности
туристических предприятий
При оценке состояния и развития
международного туризма выделяют показатели,
характеризующие численность
В настоящее время экономика туризма и
уровень организации туризма на территории
влияет на экономику отдельных регионов,
а также развитие государства в целом.
Данное обстоятельство находит свое отражение
в притоке иностранной валюты, постоянном
совершенствовании инфраструктуры региона
и создании новых рабочих мест. Также туризм
приносит существенный вклад в состояние
платежного баланса страны. Правильно
разработанная государством туристическая
политика создает высокоэффективный конкурентоспособный
туристический комплекс, обеспечивающий
развитие экономики.
Термин «новая экономика»
характеризует ряд качественных
и количественных изменений, которые
в последние годы преобразовали
структуру и правила
Сфера услуг является одной из перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики, основанной на знаниях. Услуги представляют собой целесообразную деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.
Услуги - это различные виды деятельности человека, в результате которой не создаются материальные блага, и которые относятся к непроизводственной сфере. При этом сектор услуг является важной частью реального сектора экономики.
Роль сферы услуг в условиях современной экономики определяется следующими условиями:
- в сфере услуг
постоянно создаются новые
- сфера услуг
увеличивает свою долю в
- за счет сферы
услуг идет сокращение времени
обслуживания домашнего
Любой продукт труда, произведенный для продажи, является товаром. Отсюда, услуги, реализуемые на различных рынках, выступают в виде самостоятельной и весьма разнообразной группы товаров.
Главная роль услуги как товара состоит в возможности удовлетворения потребностей покупателей. Основное отличие услуги от физического товара заключается в следующем:
- Любая услуга -
это процесс. Использование
- Неотъемлемой частью услуг являются люди.
Процессы производства, доставки и потребления происходят одновременно.
В экономике основанной, на знаниях, роль сферы услуг еще больше расширяется.
Теория экономики,
основанной на знаниях, - одна из современных
теорий развития общества наряду с
теорией постиндустриального
Таким образом, экономика
знаний определяется как следующий
этап (фаза) развития индустриального
общества и как особый тип экономики,
в котором благосостояние зависит,
прежде всего, от наукоемких активов -
знаний, опыта, ноу-хау, в отличие
от экономики индустриального
Таким образом, теория экономики, основанной на знаниях, исходит из понимания знания как важнейшего экономического актива, определяющего направление экономического развития в современную эпоху. В условиях такой экономики роль сферы услуг еще более возрастает.
Изменения в мировой экономике, протекающие с начала 90-х гг. и, связанные с либерализацией рынков, повышением мобильности капитала, всеобщей компьютеризацией, освоением сети Интернет, введением единых стандартов (таких как английский язык в качестве общепринятого языка делового общения), т.е. все то, что принято называть «новой экономикой», оказывают влияние и на развитие и функционирование нематериальной сферы производства, к которой относится и туристская индустрия.
Расширение границ рынков и деловых контактов в условиях новой экономики дало возможность развития одного из новых и перспективных видов туризма - делового туризма, который, начав свое развитие с 70-80-х гг. в Европе и с 90-х в России, является достаточно новым явлением в туристской индустрии. Деловой туризм играет важную роль в развитии национальной экономики любой страны, активно содействуя ее интеграции в мировой рынок. Расширение границ рынка стало возможным в связи со снижением затрат на взаимодействие в условиях новой экономики, в том числе расходов на поиск информации, координацию взаимодействия, обмен данными, а также эффективное управление расходами на взаимодействие.
Таким образом, туризм,
являясь межотраслевым
Монографии, учебники и учебные пособия
Статьи научных
сборников и периодических