Экономика туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 06:45, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является ознакомиться с основными понятиями экономики туризма.
Для достижения цели реферата необходимо решить следующие задачи:
Дать определение термину «экономика»;
Рассмотреть понятие «экономики туризма»;
Изучить особенности экономики на предприятиях тур. индустрии.

Содержание

Введение. 3
1 Экономика туризма 4
1.1 Роль сферы услуг в экономике 4
Заключение 8
Список литературы 9

Вложенные файлы: 1 файл

реферат. экономика.docx

— 37.13 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Школа экономики  и бизнеса

 

Кафедра Бизнес-информатики и экономико-математических методов

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине  «Основы  библиотечного дела»

на тему «Экономика туризма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы Б 1101 з

Бельских К.А.

 
Проверил: Кучерявая Н. В.

 

 

 

 

Владивосток

2011 г. 

Содержание:

 

Введение. 3

1 Экономика  туризма 4

1.1 Роль  сферы услуг в экономике 4

Заключение 8

Список  литературы 9

 

 

Введение

 

Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Как наука экономика — это  область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально  эффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы.

Подобно всем другим отраслям знаний экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для  анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не может  быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров  повсюду определяются соотношением спроса и предложения. С ростом дохода происходят уменьшение потребляемой его части и возрастание — накопляемой.

Целью данного реферата является ознакомиться с основными понятиями экономики туризма.

Для достижения цели реферата необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать определение термину «экономика»;
  2. Рассмотреть понятие «экономики туризма»;
  3. Изучить особенности экономики на предприятиях тур. индустрии.

 

 

1 Экономика туризма

1.1 Роль сферы услуг в экономике

 

Экономика туризма представляет собой научную дисциплину, которая  исследует отраслевые аспекты экономических  отношений в этой сфере деятельности, а также процессы и явления, происходящие в период производства, формирования, обмена и потребления туристских продуктов и услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Экономика туризма имеет  два уровня:

- экономика туризма как  межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;

- экономика хозяйствующего  субъекта (туристского предприятия, фирмы).

Предметом экономики туризма  являются экономические отношения, которые возникают и развиваются в сфере туризма в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей потребителя.

Экономика туризма - это дисциплина, которая изучает экономические отношения, возникающие на внутреннем и внешнем рынке при производстве, формировании, обмене и потреблении туристических услуг.

Для туристической индустрии, формирующейся  на основе спроса и предложения туристических  продуктов (услуг), характерно наличие  субъектов (потребителей туристического продукта), а также их контрагентов - объектов (туристические предприятия, туристические центры и туристические  организации). Таким образом, особенность  туриндустрии состоит в том, что  она непосредственно связана  как с предприятиями, производящими  материальные продукты, так и с  предприятиями, производящими нематериальные продукты.

Туризм объединяет в себе услуги и предметы потребления, что характеризует  его как межотраслевой комплекс социальной и бытовой инфраструктуры, обладающий производственными и непроизводственными функциями. Туристическими фирмами предлагаются различные туристические продукты, стоимость которых формируется исходя из затрат труда, необходимых ресурсов, а также собственных интересов (прибыль).

Основными направлениями экономики  туризма является изучение возможности  импортировать туризм в страну, а также экспортировать его из страны. Туристический экспорт непосредственно связан с вывозом из страны впечатлений, сопровождаемый ввозом туристом в страну соответствующей суммы денег. Туристический импорт направлен на ввоз туристических впечатлений в страну, сопровождаемый вывозом денег из самой страны туристом.

Туристический спрос определяется как сумма индивидуальных спросов  и отражает потребность людей  в приобретении туристических благ. Следует отметить, что на объем  туристского спроса влияет ряд факторов: временные ограничения, демографические  ограничения, бюджетные ограничения и ментальные ограничения.

В условиях современного рынка экономика  туризма неразрывно связана с  рядом показателей, характеризующих  развитие данной отрасли. 

Основными показателями деятельности туристических предприятий являются: объем реализации или выручка  от туристических услуг; уровень  использования рабочей силы (производительность, расходы на оплату труда); использование  производственных фондов (оборачиваемость, фондоотдача); затраты на услуги туризма (себестоимость); прибыль; рентабельность и финансовые показатели (ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость).

При оценке состояния и развития международного туризма выделяют показатели, характеризующие численность посетивших зарубежные страны туристов, количество дней пребывания в зарубежных странах  и денежные затраты, понесенные туристами  во время зарубежных поездок. 
В настоящее время экономика туризма и уровень организации туризма на территории влияет на экономику отдельных регионов, а также развитие государства в целом. Данное обстоятельство находит свое отражение в притоке иностранной валюты,  постоянном совершенствовании инфраструктуры региона и создании новых рабочих мест. Также туризм приносит существенный вклад в состояние платежного баланса страны. Правильно разработанная государством туристическая политика создает высокоэффективный конкурентоспособный туристический комплекс, обеспечивающий развитие экономики.

Термин «новая экономика» характеризует ряд качественных и количественных изменений, которые  в последние годы преобразовали  структуру и правила функционирования экономики. Новая экономика основана на знаниях и передовых технологиях, которые стали основой основ  современного общества. В новой экономике  фокус сместился с производства товаров на оказание услуг. Это не означает, что производство товаров  уменьшается. Просто высокие темпы  роста производительности труда  в промышленности и сельском хозяйстве  обеспечиваются тем, что большая  часть рабочей силы в развитых странах занята в сфере услуг  и информации.

Сфера услуг является одной из перспективных, быстроразвивающихся  отраслей экономики, основанной на знаниях. Услуги представляют собой целесообразную деятельность человека, результат которой  имеет полезный эффект, удовлетворяющий  какие-либо потребности человека.

Услуги - это различные  виды деятельности человека, в результате которой не создаются материальные блага, и которые относятся к  непроизводственной сфере. При этом сектор услуг является важной частью реального сектора экономики. 

Роль сферы услуг  в условиях современной экономики  определяется следующими условиями: 

- в сфере услуг  постоянно создаются новые рабочие  места; 

- сфера услуг  увеличивает свою долю в валовом  внутреннем продукте страны; 

- за счет сферы  услуг идет сокращение времени  обслуживания домашнего хозяйства,  что повышает качество жизни  населения.

Любой продукт труда, произведенный для продажи, является товаром. Отсюда, услуги, реализуемые  на различных рынках, выступают в  виде самостоятельной и весьма разнообразной  группы товаров.

Главная роль услуги как товара состоит в возможности  удовлетворения потребностей покупателей. Основное отличие услуги от физического  товара заключается в следующем:  

- Любая услуга - это процесс. Использование термина  процесс позволяет провести разграничение  между услугами и физическими  товарами, которые по своей природе  процессом быть не могут; 

- Неотъемлемой частью  услуг являются люди.

Процессы производства, доставки и потребления происходят одновременно.

В экономике основанной, на знаниях, роль сферы услуг еще больше расширяется.

Теория экономики, основанной на знаниях, - одна из современных  теорий развития общества наряду с  теорией постиндустриального общества, теорией глобального сетевого общества, теорией новой экономики.

Таким образом, экономика  знаний определяется как следующий  этап (фаза) развития индустриального  общества и как особый тип экономики, в котором благосостояние зависит, прежде всего, от наукоемких активов - знаний, опыта, ноу-хау, в отличие  от экономики индустриального общества, где накопление определяется материальными  факторами.

Таким образом, теория экономики, основанной на знаниях, исходит  из понимания знания как важнейшего экономического актива, определяющего  направление экономического развития в современную эпоху. В условиях такой экономики роль сферы услуг  еще более возрастает.

Заключение

Изменения в мировой  экономике, протекающие с начала 90-х гг. и, связанные с либерализацией рынков, повышением мобильности капитала, всеобщей компьютеризацией, освоением  сети Интернет, введением единых стандартов (таких как английский язык в качестве общепринятого языка делового общения), т.е. все то, что принято называть «новой экономикой», оказывают влияние и на развитие и функционирование нематериальной сферы производства, к которой относится и туристская индустрия.

Расширение границ рынков и деловых контактов в  условиях новой экономики дало возможность  развития одного из новых и перспективных  видов туризма - делового туризма, который, начав свое развитие с 70-80-х гг. в  Европе и с 90-х в России, является достаточно новым явлением в туристской индустрии. Деловой туризм играет важную роль в развитии национальной экономики  любой страны, активно содействуя ее интеграции в мировой рынок. Расширение границ рынка стало возможным  в связи со снижением затрат на взаимодействие в условиях новой  экономики, в том числе расходов на поиск информации, координацию  взаимодействия, обмен данными, а  также эффективное управление расходами  на взаимодействие.

Таким образом, туризм, являясь межотраслевым сектором, чутко реагирует на любые внешние  изменения, быстро адаптируется к нововведениям, оперативно осваивает новые информационные технологи, четко следует за изменениями  в мировой экономике, быстро реагируя на изменения в спросе.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Монографии, учебники и учебные пособия

  1. Скобкин, С. С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма : учеб. пособие / С. С. Скобкин. - М. : Магистр, 2007. – 431 с.
  2. Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия) в индустрии гостеприимства : учеб. пособие / В. В. Коршунов. – М. : Юрайт-Издат, 2011. – 392 с.
  3. Гарнов, А. П. Экономика предприятия. Современное бизнес планирование : учеб. пособие / А. П. Гарнов. – М. : Дело и сервис, 2011. – 272 с.
  4. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия. : учеб. пособие / Л. А. Чалдаева. – М. : Юрайт-Издат, 2011. – 348 с.
  5. Драчева, Е. Л. Экономика и организация туризма : учебное пособие / Е. Л. Драчева, Д. И. Исмаев, Ю. А. Зубаев. - M. : Кронус-М, 2010. – 568 с.

Статьи научных  сборников и периодических изданий

  1. Туризм в условиях новой экономики / Е. С. Логинова // Все о туризме. Серия: Экономика в туризме. - 2009. - № 5. - С. 34-36.
  2. Роль сферы услуг в экономике, основанной на знаниях / О. В. Воронина // Все о туризме. Серия: Экономика в туризме. - 2009. - № 7. - С. 23-24.
  3. Экономика на предприятиях общественного питания / И. С. Ищенко // Все о туризме. Серия: Экономика в туризме. - 2010. - № 1. - С. 32-36.
  4. Деловой туризм как отражение инвестиционной привлекательности региона / О. П. Парц // Все о туризме. Серия: Экономика в туризме. - 2010. - № 16. - С. 34-38.
  5. Предмет и задачи экономики СКС / А. И. Кривошеев // Все о туризме. Серия: Экономика в туризме. - 2008. - № 11. - С. 23-25.

Информация о работе Экономика туризма