Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 00:44, доклад
В XXI веке до нашей эры появились первые волны грекоязычных мигрантов – эллинов. Они происходили из степей Евразии, вели кочевой образ жизни, разводили коней, овец и коз; носили грубую неокрашенную шерстяную одежду – пеплос у женщин и хитон у мужчин; пользовались серой глиняной посудой, бронзовым оружием. Доэллинские поселения разрушались, естественная преемственность культурных традиций была нарушена.
Эллины
В XXI веке до нашей эры появились первые волны грекоязычных мигрантов – эллинов. Они происходили из степей Евразии, вели кочевой образ жизни, разводили коней, овец и коз; носили грубую неокрашенную шерстяную одежду – пеплос у женщин и хитон у мужчин; пользовались серой глиняной посудой, бронзовым оружием. Доэллинские поселения разрушались, естественная преемственность культурных традиций была нарушена. Вообще эллины разделялись на три группы племен: ахейцев, занявших материковую часть; ионийцев, овладевших Пелопоннесом, и эолийцев, переселившихся на острова. Ахейцы развивались гораздо быстрее других эллинских племен; они ранее всех восприняли развитую агрикультуру лелегов и пеласгов, разведение виноградной лозы и оливковых деревьев, технику каменного строительства и литье из бронзы, искусство навигации и керамики; они интенсивнее усваивали политический и экономический опыт, технологии и знания местного населения. В XIX столетии до нашей эры ахейцы основали Микены, первый греческий протополис, воздвигли акрополь Дорион с двойным рядом стен, снабженных подпорками, с высокими башнями, открытыми внутрь. Рядом с Микенами и Дорионом находились некрополи и монументальные гробницы-толосы для правителей. Открыл Микены в 1874 году Генрих Шлиман.
В XVI веке до нашей эры ахейцы заняли остров Крит, вывезли в качестве трофеев немало предметов критского искусства, захватили в качестве пленников-рабов сотни и тысячи критских мастеров и художников. В это время Микены достигли наибольшего богатства и процветания. С XV столетия до нашей эры в Микенах утвердилась наследственная царская власть (басилейя), сложилась так называемая «династия купольных гробниц». Самая крупная купольная гробница достигала в диаметре 14 метров, каменная кладка выходящего к гробнице открытого коридора – дромоса – доходила до 14 метров в высоту. Царский некрополь включал в себя 24 гробницы, заполненные бронзовыми и керамическими вазами, сосудами из горного хрусталя, изделиями из золота, серебра, электра, то есть сплава золота и серебра, и драгоценных камней; в одной из гробниц была найдена погребальная маска царя, которую долгое время считали маской микенского царя Агамемнона , героя Троянской войны, но которая, в действительности, принадлежала царю, жившему на 300 лет раньше Троянской войны. Микены превратились в главный центр Эллады. Особым величием выделялся Микенский акрополь: его окружали киклопические стены и украшали Львиные Врата. Центральную часть акрополя занимал царский дворец; в нем имелся роскошный тронный зал, украшенный настенными росписями в критском стиле; составной частью дворца был мегарон, открытый двор. От Микен были проведены дороги с мостами и насыпями до Коринфского и Арголидского заливов.
В XV веке до нашей эры ахейцы приступили к колонизации Малой Азии. Они вступили в контакты с финикийцами и испытали достаточно сильное воздействие финикийской культуры. В частности, именно от финикийцев ахейцы восприняли традиции высокоразвитой книжности и само слово «библос» для обозначения книг. От финикийцев они унаследовали способы приготовления красной краски и красных чернил – «пурпур», получавшейся из желез морского моллюска. Под влиянием финикийцев у ахейцев сложилось линейное письмо Б, в котором впервые встречаются знаки для обозначения отдельных звуков – гласных. Линейное письмо Б дешифровал М. Вентрис в 1952 году и доказал, что язык этого письма был уже греческим.
С XV столетия до нашей эры к эллинскому
поселению в Микенах
Экономика эллинской цивилизации
Эллинской цивилизации была свойственна особая экономическая система. Само слово «экономика» греческого происхождения – оно обозначало «домашнее хозяйство». Основой экономики эллинов была верховная собственность полиса на землю. Полис распределял земли среди своих граждан, контролировал использование земли, мог изымать земельные владения за бесхозяйственность и расточительность; земельные владения не подлежали отчуждению и дроблению при передаче по наследству. В то же время у эллинов развивалась частная собственность на постройки, движимое имущество, скот, рабов, однако и здесь не было полной свободы отчуждения, и передвижение собственности находилось под контролем полиса, в особенности, если имущество переходило из рук эллинов в руки метэков, или иностранцев.
Известно, что многие выдающиеся деятели культуры, например, Геродот и Сократ, привлекались к суду за распродажу своего имущества и значительные расходы на путешествия, и им пришлось долго доказывать, что их поездки в заморские страны не были бесцельными и что затраты на них оправданы пользой для полиса приобретенных новых знаний. Эллада принадлежала к числу тех немногих стран, прогресс которых строился не на земледельческой экономике, но на торговом обмене. Еще в XVI веке до нашей эры, до завоевания дорийцев, в Элладе получил хождение унаследованный от критян денежный эквивалент – талант. В VIII веке до нашей эры, одновременно с алфавитом, в Элладе появилась первая монета – драхма, с выбитыми на ней знаками полиса и гарантированным весом. Сами по себе деньги были изобретены в Лидии, малоазийском царстве, но именно в Элладе они получили особое развитие. Появилось ростовщичество – ссуда денег под процент. Возникло искусство накопления денег, основанное на способности денег давать прирост, или новые деньги; позднее это искусство будет названо Аристотелем «хрематистикой».
Ростовщичество и рабовладение обусловили отказ от производственной деятельности свободных граждан, вызвали потребительские, паразитические настроения. Если во времена Солона афинянин за праздность мог угодить в тюрьму, то позднее, в эллинистический период, занятия ремеслом или коммерцией стали восприниматься постыдными в глазах афинян. В эллинистическую эпоху бедствием общества станет крайняя неравномерность распределения собственности: менее одного процента граждан сосредоточат в своих руках абсолютное большинство богатств, среди остальной части граждан, среди демоса, распространится нищета.