Экономическая Психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:57, реферат

Краткое описание

ЭП – комплексная прикладная отрасль психологической науки. Она изучает закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических факторов и психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регуляцией экономического поведения. (ПЭП)
Предмет ЭП — психологические закономерности экономического поведения человека, связанного с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. (ПЭП)
Объект ЭП — экономико-психологические феномены во всей их совокупности: процессы, свойства и состояния различных субъектов. Главные из них – экономическое сознание и экономическое поведение. В последнее время чаще стали пользоваться более общими понятиями «экономическая активность» или «экономическая жизнедеятельность». (ПЭП)

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по теме Экономическая психология.docx

— 92.51 Кб (Скачать файл)

 Реферат по теме “Экономическая Психология”

                                               Студента 1 курса, 15 м группы

                                                          Федотова Александра.

 

Экономическая психология как отрасль научного знания.

ЭП –  комплексная прикладная отрасль  психологической науки. Она изучает  закономерности взаимодействия и взаимного  влияния экономических факторов и психологических явлений, связанных  с отражением различных сторон экономической  жизни и регуляцией экономического поведения. (ПЭП)

Предмет ЭП — психологические закономерности экономического поведения человека, связанного с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. (ПЭП)

Объект ЭП — экономико-психологические феномены во всей их совокупности: процессы, свойства и состояния различных субъектов. Главные из них – экономическое сознание и экономическое поведение. В последнее время чаще стали пользоваться более общими понятиями «экономическая активность» или «экономическая жизнедеятельность». (ПЭП)

Традиционными для экономической психологии субъектами экономической активности являются:

  1. личность (человек);
  2. малые группы, например, бригады;
  3. большие социальные группы, среди которых, как правило, изучаются различные социально-экономические (имущественные) и социально-демографические.

 

Экономическая психология в системе  наук.

ЭП в  настоящее время имеет явный  междисциплинарный характер. Соотношение  экономической и социально психологии:

  1. ЭП — частный раздел прикладной социальной психологии;
  2. ЭП — и теоретическая, и практическая отрасль социальной психологии;
  3. ЭП — самостоятельная отрасль.

«Триединство» экономики, политики, психологии можно условно показать на схеме [см. рисунок 1].

 

Спецификой  экономической психологии является исключительное внимание к субъективным, психологическим, осознаваемым и неосознаваемым явлениям, связанным с отражением человеком экономической сферы  жизнедеятельности и психологической  регуляцией его экономического поведения.

А.Л Журавлев считает, что сейчас сохраняется  феномен двух ЭП — экономической  и психологической. (ПЭП)

ЭП как  самостоятельная наука характеризуется:

1) представленностью  в академических кругах – лаборатория  социальной и экономической психологии  Института психологии РАН РФ;

2) наличием  профессионального общественного  объединения – российского отделения  Международной ассоциации исследователей  в области экономической психологии;

3) наличием  образовательных программ в вузах,  соответствующей специализацией;

 

Но нет  еще своего журнала, хотя в ИП РАН  с 2004 года выходит ежегодный сборник  научных трудов «Проблемы экономической  психологии».

Книги …

Периодические издания …

 

История становления ЭП

Эволюция  экономико-психологических идей на Западе. Эволюция экономико-психологических  идей в России.

1 этап: формирование представлений  об экономическом человеке:

Адам  Смит (1723-1790) заложил основу теоретических  представлений об «экономическом человеке»  как эгоистичном, рациональном, склонном к обмену индивиде.

Дж. Бентам (1748-1832) сформулировал принцип максимизации удовольствия и минимизации страдания  как основной закон человеческого  поведения.

Карл  Маркс (1818-1883) развивал идею о ведущей  роли общественного производства в  формировании человека.

Англичанин  У.С. Джевонс (1835-1882) сформулировал закон убывающей полезности: субъективно оцениваемая ценность потребляемого блага определяется его полезностью, которая в свою очередь определяется соотношением между приростом удовлетворения, получаемого от последней единицы потребляемого блага, и приростом общего запаса этих благ у потребителя.

2 этап: Становление экономической  психологии как самостоятельной  отрасли научного знания.

Дж.Катона об экономическом поведении психологии потребителей и предпринимателей.

Экономико-психологические  исследования П.Альбу, Г.Саймона.

Важнейшие направления  современного экономико-психологического анализа.

 

В России активное развитие ЭП началось во второй половине 90-х годов. Объективной  предпосылкой интенсивного развития экономической  психологии в России явились радикальные экономические преобразования, смена экономических отношений, прежде всего — в сфере отношений собственности на средства производства, появление новых субъектов экономической активности.

 

Основные категории экономической  психологии:

экономическое сознание,

экономическое мышление,

экономическое поведение.

Факторы, влияющие на экономическое  поведение.

Экономическое сознание – составная часть индивидуального  или общественного сознания, уровень  восприятия экономических процессов. Оно формирует реакцию или  соответствующе поведение человека.

 

Методологические  принципы экономической психологии.

Методологические  принципы экономической психологии конкретизируют принципы научной психологии применительно к особенностям ее предмета:

  • принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются абсолютно универсальными, внеисторическими; психологические особенности экономического поведения носят культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общности;
  • принцип субъектности означает, что человек выступает не пассивным объектом экономических воздействий и влияний экономических условий, но активным субъектом, реализующим различные виды экономического поведения, вступающим в экономическое взаимодействие и экономические отношения с другими экономическими субъектами (индивидуальными и групповыми); основными признаками субъектности являются: активность, сознательность действия, целостность и избирательность;
  • принцип диалектического единства (а не тождества) сознания и поведения экономических субъектов предполагает возможность не только сходства, согласованности, но и различий, противоречий между экономическим поведением субъекта и его сознанием;
  • принцип взаимной связи и взаимного влияния экономических и социально-психологических явлений предполагает наличие взаимодействия экономических и социально-психологических факторов в детерминации психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регуляцией экономического поведения субъектов;

— принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики применительно к экономической  психологии означает тесную связь развития теории экономической психологии как  с проведением эмпирических, в  том числе экспериментальных, исследований, так и с практической психологической  деятельностью в разных сферах экономической  жизни; он также предполагает обращение  психологов-практиков к теории и  методам научной психологии и  постановку задач эмпирических исследований, исходя из запросов и проблем социально-экономической  жизни общества. (ПЭП. А. Б. Купрейченко)

Методы экономической  психологии: заимствованы из социологии, эконометрики, общей и социальной психологии. В качестве методов исследования в экономической психологии можно выделить два основных: 1) лабораторные эксперименты (различные экономические игры),

2) полевые исследования, проводимые  в естественных условиях.

 

В прикладной области экономической  психологии также существуют два  главных направления:

1) консультирование фирм и отдельных  клиентов по конкретным проблемам, 

2) обучение и подготовка руководителей  и специалистов в области экономической  психологии.

В качестве самостоятельного направления  прикладной психологии активно формируется  психология бизнеса, в рамках которой  практические психологи отрабатывают методы и технологии прикладной экономической  психологии.

В зарубежной экономической психологии одним из центральных направлений  эмпирических исследований является изучение поведения потребителей. Это обусловлено  и практической востребованностью  таких исследований для научного обеспечения решения задач рекламы  и маркетинга, и реальностями повседневной жизни общества с рыночной экономикой, которое не случайно называют обществом  потребителей. Для развития отечественной  экономической психологии характерен изначально более высокий интерес  к сфере производства материальных и духовных благ (и в меньшей  степени их обмена и распределения), чем потребления.

 

Основы современных  концепций человека в ЭП можно  обнаружить в истории становления  ЭП

См. Эволюция экономико-психологических идей на Западе. Эволюция экономико-психологических  идей в России.

 

Представления об экономическом человеке.

В психологии представление о человеке описывается  через понимание сознания, источников активности и видов регуляции  поведения.

1) Рациональный человек. Классическая  модель экономического человека

Это теория материального благополучия.

Шотландец Адам Смит (1723-1790) заложил основу теоретических  представлений об «экономическом человеке»  как эгоистичном, рациональном, склонном к обмену индивиде. Цель – стремление к богатству, получение выгоды, дохода. Книги «Теория нравственных чувств» (1750), «Исследования о природе  и причинах богатств» (1776).

«Экономический  эгоизм способен двигать горы» (А.Смит) Явный приоритет индивидуального начала. Общество – совокупность личностей. Норма общения – обмен. Но при этом А. Смит пишет «Этику экономического человека».

Дж. Бентам (1748-1832) сформулировал принцип максимизации удовольствия и минимизации страдания  как основной закон человеческого  поведения.

Карл  Маркс (1818-1883) развивал идею о ведущей  роли общественного производства в  формировании человека.

Допущения, на которых строится Классическая модель эономического человека:

  1. Экономический человек действует на конкурентном рынке, что предполагает его минимальную взаимосвязь с другими экономическими людьми.
  2. Экономический человек рационален с т.з. механизмов принятия решений. Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств достижения.
  3. Экономический человек обладает полнотой информации о той ситуации, в которой он действует, удовлетворяя вои потребности.
  4. Экономический человек эгоистичен, т.е. он стремится к максимизации своей выгоды. (ЭП /Андреева, с.18)

Современными  продолжателями идей А.Смита можно назвать Джеймса Бьюкенен (1919-) и Кеннета Эрроу (1921-). Лауреаты Нобелевской премии по экономике, создатели теории общественного выбора считают экономического человека исходными конечным пунктами социального развития. Но рядом живут и неэкономические люди, оказывая смягчающе влияние на жесткость экономических отношений.

2) человек Оценивающий. Неоклассическая  модель экономического человека 

Это теория распределения ограниченного числа  ресурсов.

Это субъективный подход. Англичанин У.С. Джевонс (1835-1882), француз Л. Вальрас (1834-1910) и австриец Карл Менгер (1840-1921) сформулировали закон убывающей полезности: субъективно оцениваемая ценность потребляемого блага определяется его полезностью, которая в свою очередь определяется соотношением между приростом удовлетворения, получаемого от последней единицы потребляемого блага, и приростом общего запаса этих благ у потребителя.

  1. Поведение человека определяется потребностями.
  2. Потребности бывают разными.
  3. Человек выбирает блага (способы) для удовлетворения своих потребностей.
  4. Ценность блага (ресурса) субъективна.
  5. Ценность ресурса определяется спецификой (силой и качеством) потребностей человека и редкостью ресурса.

 

Ценность  ресурса = f (сила и качество потребности; редкость ресурса).

 

  1. Человек оценивает соотношение удовольствия, которое он получит от удовлетворения потребностей, и затрат на удовлетворение потребностей.

Информация о работе Экономическая Психология