Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 10:30, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая безопасность относится к числу тех проблем, которые волнуют каждого, и от решения которых зависит судьба той или иной страны. Ведь обеспечение экономической безопасности позволяет добиться стабильного, эффективного экономического развития, а отсюда последуют и результаты – экономическая независимость, своевременное обновление производства, обеспечение рациональной и эффективной занятости, повышение благосостояния людей, их социальной защищенности, достижение внешнеэкономического равновесия.

Содержание

Основные угрозы экономической безопасности в реальном секторе экономики России 3
Роль информационной безопасности в экономике России 7
Конвертируемость национальной валюты – условие обеспечения экономической безопасности 16
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Экономическая Безопасность.docx

— 123.89 Кб (Скачать файл)

     Доктрина  рассматривает всю работу в информационной сфере на основе и в интересах  Концепции национальной безопасности РФ и выделяет четыре основные составляющие национальных интересов России в информационной сфере.

     Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения и пользования информацией, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Для ее реализации необходимо:

  1. повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа страны;
  2. усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала России;
  3. обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  4. обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;
  5. укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
  6. гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;
  7. не допускать пропаганды и агитации, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
  8. обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

     Вторая составляющая национальных интересов в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики страны, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Для этого требуется:

  1. укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;
  2. интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

     Третья составляющая национальных интересов в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка этой продукцией и выход ее на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. Для достижения результата на этом направлении необходимо:

  1. развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства России;
  2. развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;
  3. развивать производство в стране конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
  4. обеспечить государственную поддержку фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

     Четвертая составляющая национальных интересов в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем. В этих целях требуется:

  1. повысить безопасность информационных систем (включая сети связи), прежде всего, первичных сетей связи и информационных систем органов государственной власти, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
  2. интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля их эффективности;
  3. обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  4. расширять международное сотрудничество России в области безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе противоборства в информационной сфере.

     Одним из важнейших направлений жизнедеятельности  общества и государства, информационная безопасность которых обеспечивает национальные интересы, Доктрина информационной безопасности РФ считает сферу экономики. Воздействию угроз информационной безопасности в сфере экономики наиболее подвержены:

  1. система государственной статистики; кредитно-финансовая система;
  2. информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;
  3. системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
  4. системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

     Переход к рыночным отношениям в экономике  вызвал появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множества  отечественных и зарубежных коммерческих структур, в том числе производителей и потребителей информации, средств  информатизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.

     Широкое использование импортных средств  информатизации, телекоммуникации, связи  и защиты информации создает угрозу возникновения технологической  зависимости России в этой сфере  от иностранных государств.

     Недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих  субъектов за недостоверность или  сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских  свойствах производимых ими товаров  и услуг, о результатах их хозяйственной  деятельности, об инвестициях и т. п. препятствует нормальному функционированию экономики страны в целом.

     С другой стороны, существенный экономический  ущерб хозяйствующим субъектам  может быть нанесен вследствие разглашения  информации, содержащей коммерческую, банковскую, служебную или тайну профессиональную.

     Часть информации обращающейся в фирме  представляет собой конфиденциальную информацию, чаще она отражает коммерческую тайну (КТ). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден президентом РФ, Указом № 188 от 6 марта 1997 года. Под коммерческой тайной предприятия понимаются сведения о производстве, технологии, управлении, финансах, и другой деятельности предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Состав и объем сведений, составляющих КТ, определяются руководством предприятия. Для того чтобы иметь возможность контролировать деятельность предприятий, Правительство России выпустило 05.12.91 г. Постановление № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

     Законом РФ от 02.12.90 г. «О банках и банковской деятельности" введено понятие банковской тайны. Банковская тайна – защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.

     Служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения, их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.

     Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специальный Федеральный закон «О служебной тайне».

     Профессиональная  тайна – защищаемая по закону информация, доверенная или ставшая известной лицу (держателю) исключительно в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которой может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица (доверителя), доверившего эти сведения, и не являющаяся государственной или коммерческой тайной.

     В системах сбора, обработки, хранения и  передачи финансовой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации или ее искажение  вследствие преднамеренных нарушений  технологии работы с информацией  и несанкционированного доступа  к ней. Это касается и федеральных  органов исполнительной власти, занятых  формированием и распространением информации о внешнеэкономической  деятельности РФ.

     Основными мерами по обеспечению информационной безопасности РФ в сфере экономики являются:

  1. организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
  2. коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля над деятельностью этих лиц и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения коммерциализации такой информации;
  3. разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
  4. разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;
  5. совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;
  6. совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.

Конвертируемость национальной валюты – условие обеспечения экономической безопасности

 

     Конвертируемость  (обратимость) валюты – это ее способность обмениваться на другие валюты. При поверхностном рассмотрении конвертируемость обусловлена необходимостью обеспечения и облегчения использования национальных валют в международных экономических операциях (торговле, международном кредитовании, покупке и продаже собственно валют, оценке валютных авуаров, имеющихся у той или иной страны или хозяйствующих субъектов стран, и пр.). Конвертируемость также:

Информация о работе Экономическая безопасность