Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 10:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны;
- проанализировать основные показатели экономической безопасности России;
- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2010-2012 годах
2.1 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.2 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

вэб.docx

— 122.36 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования.

Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева.

 

 

 

 

Контрольная работа

Предмет: «Внешнеэкономическая безопасность»

Тема: «Экономическая безопасность»

 

 

 

Выполнил:

!.!.

 

 

 

                                               Красноярск 2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

Глава 1. Экономическая  безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения

1.1 Понятие, сущность и  субъекты экономической безопасности

     1.2 Механизм обеспечения экономической безопасности страны

Глава 2. Анализ показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2010-2012 годах

2.1 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах

2.2 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность  и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.

Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих  политических, правовых и экономических  институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости  страны, условие стабильности и эффективной  жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что  экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без  оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних  и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение  экономической безопасности принадлежит  к числу важнейших национальных приоритетов.

Разумеется, экономическая  безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как  обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального  мира в обществе, защита от экологических  бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет  другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны  безопасности, нельзя обойти их экономические  аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как  важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая  определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности  населения, устойчивое обеспечение  ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Проблемы обеспечения  экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Сущность экономической  безопасности реализуется в системе  критериев и показателей. Но для  экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые  значения. Пороговые значения –  это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному  ходу развития различных элементов  воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций  в области экономической безопасности.

Объект исследования –  экономическая система России.

Предмет исследования –  социально–экономические процессы воспроизводства в национальной экономике.

Цель работы – рассмотреть  сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.

Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих  задач:

- определение понятия  и сущности экономической безопасности;

- рассмотреть макроэкономические  показатели и угрозы экономической  безопасности национальной экономики;

- рассмотреть механизм  обеспечения экономической безопасности  страны;

- проанализировать основные  показатели экономической безопасности  России;

- рассмотреть пути совершенствования  экономического развития и экономической  безопасности России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1 Понятие, сущность  и субъекты экономической безопасности

Актуальность проблемы национальной безопасности вообще и экономической  безопасности в частности стала  реальной в эпоху становления  капиталистических отношений и  национальных государств в XVII – XVIII вв.

Именно тогда в странах  европейской цивилизации сформировалась и получила развитие идея о том, что  государство имеет своей главной  целью общее благосостояние и  безопасность.

Под безопасностью в тот  период подразумевалось «состояние, ситуация спокойствия, проявляющаяся  в результате отсутствия реальной опасности, а также наличие материальной организационной структуры, способствующей созданию и поддержанию данной ситуации».

Активные дискуссии о  национальной экономической безопасности начались только в 1930-1940 гг., когда завершилась  эпоха свободной конкуренции  и развернулась «административная  революция» (так английский экономист  Джон Хикс назвал процесс нарастающего с конца XIX в. влияния регулирования на рыночное хозяйство). Именно тогда стала доминировать идея того, что в интересах общества рыночная саморегуляция должна дополняться централизованным регулированием.

Термин «национальная  безопасность» впервые появился в США. Американский подход основан  на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную  экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и  угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри  собственной страны.

Обязательным компонентом  национальной безопасности в целом  считается национальная экономическая  безопасность. Интересно отметить, что второе понятие, более узкое, родилось даже несколько раньше, чем  первое, более широкое.

В России разработка стратегии  экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности но экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации».

Указ Президента РФ «О государственной  стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)»  был подписан 29 апреля 1996 г. В этом Указе экономическая безопасность определялась как возможность и  готовность экономики обеспечить достойные  условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность  государства, противостоять влиянию  внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой  национальной безопасности.

Таким образом, в структуре  национальной безопасности (рис. 1.1) экономическая  безопасность занимает особое место. Это  обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени  реализованы без экономического обеспечения.

Рис. 1.1. - Структура национальной безопасности

 

Распад СССР показал, что  для безопасного существования  государства недостаточно иметь  мощную армию и высокотехнологичную  оборонную промышленность, нужны  еще многие слагаемые экономики, развитый сектор потребительских благ и услуг, конкурентоспособность  товаров на мировом рынке, отлаженный механизм экономического управления и  др. Не только в географическом, но и  в цивилизационном отношении  Россия неотъемлемая, органическая часть  Европы. Не может Европы без России, ровно так и Россия без Европы. Разница меду России и остальной Европой заключается в том, что те основные общецивилизационные задачи, которые Европа, так или иначе уже решила к настоящему времени, России ещё предстоит решить. Речь идет о создании в России демократического, правого государства, о строительстве высокоэффективной рыночной экономики, об обеспечении достойного человека уровня жизни и надёжных социальных гарантий.

Общее у нас одно - это  духовно-нравственное состояние общества, будущие угрозы - терроризм, этно-национальные и религиозные конфликты, наркоманию преступность. Российское государство  обязано следовать по пути цивилизации, интегрироваться в мировое сообщество.

Изоляция России от общемировых  процессов невозможна, однако открытость и включенность в общемировые  процессы не является гарантией безопасного  развития - обеспечение международной  экономической безопасности является сложным, многогранным процессом.

Особое значение приобретает  обеспечение экономической безопасности в рамках региональных интеграционных объединений, классическим примером которых  является Европейское сообщество. Особенность  заключается, прежде всего, в том, что  ЕС как интеграционное объединение  является результатом открытости и  вовлеченности его стран-членов в общемировые экономические  процессы.

Целью системы обеспечения  экономической безопасности принято  считать достижение такого состояния  хозяйственного комплекса страны, которое  характеризуется благосостоянием  общества, позволяет удовлетворить  всю совокупность экономических  потребностей населения, обеспечивает его экономическую независимость, прогрессивное развитие, устойчивое положение в мировом хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз. Такое понимание  системы обеспечения экономической  безопасности приемлемо и для  ЕС. Иными словами, данные требования аналогичны и для систем экономической  безопасности любого регионального  интеграционного объединения и  могут уточняться с учетом конкретных реалий.

Сегодня различными международными и российскими организациями  для изучения социальных процессов  в обществе используются разные методические схемы и комплексные показатели, которые позволяют с той или  иной степенью объективности оценить  безопасность России в свете европейских интеграционных процессов. Известны мировые фондовые индексы, характеризующие экономическую активность фондовых рынков различных стран, индексы деловой активности, индекс экономической свободы и экономического благосостояния и многие другие. Все они с разной объективностью и точностью описывают различные экономические и социально-политические процессы, но, и это главное, дают возможность осуществлять мониторинг их динамики.

В качестве субъектов безопасности в обществе выступают отдельные  граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности  обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению. В  той или иной мере каждая личность, социальная группа, этническая и национальная общности занимаются обеспечением своей  безопасности.

В Законе РФ «О безопасности»  подчеркивается: граждане, общественные и иные организации и объединения  являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию  в обеспечении безопасности в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми  в пределах их компетенций в данной сфере.

Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечить национальную безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов  национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической  и оборонной.

Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов  самого государства. Государство через  систему своих органов принимает  законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь  всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации.

Государство представляет объединяемое им общество людей в качестве целостности  во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через систему государственных  механизмов устанавливаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, направленные на защиту политических и экономических прав и свобод граждан.

Посредством разработки общенациональной стратегии и целеполагания государство  привносит в общество, интегрированное  сознательное начало, на осуществлении  которого сосредоточиваются усилия всех социальных слоев и групп  общества. Осуществляется системный  подход к обеспечению всех составляющих национальную безопасность видов, в  том числе экономической безопасности.

Государство обладает значительными  материальными и финансовыми  ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

Фактически вопросами  обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной  власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно  разграничение их полномочий в области  обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Законе РФ «О безопасности». В Законе указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ осуществляет Президент.

Но поскольку это направление  деятельности представляет большую  сложность и требует профессиональных знаний и умений в различных областях, Закон предусмотрел создание специального органа — Совета безопасности Российской Федерации, который призван осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая  и экономическую безопасность.

Совет безопасности — это  конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В Законе «О безопасности»  сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:

1. определение жизненно  важных интересов государства,  выявление внутренних и внешних  угроз; 

2. разработка основных  направлений стратегии обеспечения безопасности государства;

3. подготовка оперативных  решений по предотвращению чрезвычайных  ситуаций в стране;

4. разработка предложений  по координации деятельности  органов исполнительной власти  в процессе реализации принятых  решений в области обеспечения  безопасности личности, общества  и государства; и др.

При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации  для участия в работе Совета безопасности, как правило, привлекаются их полномочные  представители и руководители федеральных  органов исполнительной власти. Секретарь  Совета безопасности подчиняется непосредственно  Президенту РФ.

Законом «О безопасности»  установлено, что в случае необходимости  выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам  защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет  безопасности может создавать специальные  межведомственные комиссии.

Кроме государственных органов  и институтов управления обеспечением экономической безопасности в обществе сложилась и действует система  негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и  физических лиц. Они осуществляют агрегирование  жизненно важных экономических и  социальных интересов, осуществляют защиту экономических прав и свобод различных  общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.

Взять, например, деятельность такой массовой негосударственной  организации как профсоюзы. Они  последовательно проводят в жизнь  политику защиты экономических интересов  работников, работающих по найму, ведут  борьбу с безработицей, добиваются полной занятости и улучшения  условий труда.

Значительна роль профсоюзов в осуществлении института социального  партнерства. В России социальное партнерство  осуществляется в форме сотрудничества профсоюзов, объединений предпринимателей и государства. Обоснованная и эффективная  политика профсоюзов по реализации принципов  социального партнерства позволяет  обеспечить участие членов трудового  коллектива в разработке коллективных договоров и соглашений, в управлении производством, определении достойных  условий работы, оплаты труда, установления контроля за соблюдением оплаты труда.

Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий[18, с.24].

Уходит в прошлое стиль  управления, базирующийся на жесткой  административной иерархии. На первый план выходят инициатива снизу, доверие  к рядовому и среднему персоналу.

Итак, в управлении по обеспечению  экономической безопасности страны ведущую роль играет государство  и его институты экономического управления, особенно такой конституционный  орган как Совет безопасности. С формированием гражданского общества в России все большую роль в  обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники  частных и государственных предприятий.

На рис. 1.2 представлена возможная  система управления экономической  безопасностью страны.

 

Рис. 1.2.- Система управления экономической безопасностью страны

Немаловажную роль в рамках исследования экономической безопасности в экономической науке играет установление основных критериев и  основных индикаторов. Под критерием  экономической безопасности, как  правило, понимается оценка состояния  экономики с точки зрения обеспечения  экономической безопасности, а именно оценка:

- ресурсного потенциала  и возможностей его развития;

- уровня эффективности  использования факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов);

- конкурентоспособности  экономики; целостности экономического  пространства;

- экономического суверенитета, независимости; социальной стабильности.

Как правило, в систему  основных индикаторов экономической  безопасности (ИЭБ) ученые включают: уровень  и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы; экономический  рост; государственный долг; вовлеченность  в мировую экономику; состояние  золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии.

1.2 Механизм обеспечения экономической безопасности страны

Для обеспечения экономической  безопасности России, для решения  поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации.

Механизм обеспечения  экономической безопасности страны в условиях глобализации – это  система организационно-экономических  и правовых мер по предотвращению экономических угроз [21, с.34]. Он включает в себя следующие элементы:

- объективный и всесторонний  мониторинг экономики и общества  в целях выявления и прогнозирования  внутренних и внешних угроз  экономической безопасности;

- выработку пороговых,  предельно допустимых значений  социально-экономических показателей,  несоблюдение которых приводит  к нестабильности и социальным  конфликтам;

- деятельность государства  по выявлению и предупреждению  внутренних и внешних угроз  безопасности экономики. 

Механизм обеспечения  экономической безопасности в условиях глобализации реализуется посредством  государственной стратегии, которая  должна быть идеологией развития и  учитывать стратегические приоритеты, национальные интересы. Поэтому главная  цель экономической стратегии состоит  в формировании структуры экономики  и образовании промышленно-финансовых и банковских структур, способных  создавать условия для внедрения  капитала в новое русло развития экономики.

Одно из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности состоит в создании системы гибкого  регулирования рыночной экономики. В систему гибкого государственного регулирования целесообразно включить следующие основные подсистемы:

- макроэкономическое регулирование,  устанавливающее общие правила  и параметры хозяйствования для  всех типов организаций;

- индикативное планирование, на основе которого осуществляется  ориентация инвестиционных процессов  на выбранные приоритеты структурной  политики, а также другие типы  «тонкой настройки» механизма  хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций;

- более жесткое планирование  деятельности государственных пред  приятии, госзаказов (прежде всего  оборонных), а также разработка  и осуществление методов управления  государственным имуществом.

Другой важный аспект стратегии экономической безопасности – устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России на сегодняшний день удалось обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов.

Государственная стратегия  в области обеспечения экономической  безопасности разрабатывается и  реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными  приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения  личности, социально-экономической  стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной  власти.

В этих целях должна быть создана отлаженная и надежная система  государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими  потерями регулирование важнейших  экономических преобразований, а  также способная взять на себя функции управления и поддержания  экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы и критерии или условия  государственного вмешательства в  экономику, в частности, границы  государственного сектора, а также  обеспечить развитие эффективных методов  государственного регулирования.

Государство должно осуществить  комплекс мер, прежде всего, по обеспечению  экономического роста, что и будет  гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все  сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в  инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение  институциональных преобразований.

При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.

Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных  и иностранных инвестиций для  реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие  основные принципы:

- последовательная децентрализация  инвестиционного процесса;

- повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);

- значительное расширение  практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования  инвестиционных проектов;

- использование части  централизованных (кредитных) инвестиционных  средств на реализацию особо  эффективных и быстро окупаемых  инвестиционных проектов и объектов  малого бизнеса независимо от  их отраслевой принадлежности  и форм собственности для ускорения  структурно-технологической перестройки  производства;

- стимулирование привлечения  иностранных инвестиций.

Следует заметить, что важнейшим  элементом механизма обеспечения  экономической безопасности общества является деятельность государства  по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном  социально-политическом положении  России. Основные направления этой деятельности следующие:

- выявление случаев, когда  фактические или прогнозируемые  параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;

- организация работы по  реализации комплекса мер с  целью преодоления или недопущения  возникновения угроз экономической  безопасности Российской Федерации.  В ходе этой работы Совет  Безопасности Российской Федерации  должен рассматривать концепцию  федерального бюджета с точки  зрения обеспечения экономической  безопасности государства;

- экспертиза принимаемых  решений по финансовым и хозяйственным  вопросам с позиции экономической  безопасности Российской Федерации.  Законодательные и иные нормативные  правовые акты обязательно должны  проходить экспертизу на предмет  экономической безопасности Российской  Федерации. 

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности в условиях глобализации требует  организации эффективной системы  контроля за исполнением этих мер со стороны Совета Безопасности Российской Федерации.

Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую  экономику государству, развивая специальные  институты, необходимо завершить:

- формирование оптимальной  структуры экспорта, предполагающей  значительное повышение в нем  удельного веса и объемов товаров  с высокой степенью переработки,  высококачественных классных услуг;

- исходя из имеющихся  конкурентных преимуществ, выявление  и целенаправленное освоение  наиболее перспективных для российского  экспорта товарных ниш страны  на мировом рынке, концентрацию  основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;

- достижение благоприятного  торгового режима в отношениях  с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;

- обеспечение доступа  российских предприятий в качестве  экспортеров и импортеров на  мировые рынки машин, оборудования  и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям,  в том числе на рынках с  высокой степенью монополизации  или защищенных протекционистскими  мерами;

- долгосрочное регулирование  валютно-финансовых проблем во  взаимоотношениях как со странами  и международными организациями-кредиторами,  так и с государствами-должниками.

Многообразная роль системы  государственного и хозяйственного управления в обеспечении экономической  безопасности страны в условиях глобализации обусловлена выполнением присущих его механизму функций, в том числе следующих .

Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства;

Во-вторых, обеспечивать с  помощью экономических и административных рычагов практическую реализацию стратегии  и текущих программ экономического развития, анализ и оценку достигаемых  результатов, корректировку осуществляемых мер и действий в зависимости  от складывающихся условий;

В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;

В-четвертых, формировать устойчивую и надежную систему распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, позволяющую быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики.

Таким образом, повышение  экономической безопасности России в большой степени зависит  от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать  технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность.

Одним их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской  политики, защищающей национальные интересы отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, которая предусматривает: борьбу с  монополистами; налоговые льготы; льготное кредитование экспорта продукции обрабатывающей промышленности; задействование режима благоприятствования для предпринимателей в различных отраслях производства; особую значимость фактора ресурсосбережения.

 

ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2010-2012 ГОДАХ

2.1 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах

Последние данные о динамике ВВП крупнейших стран Европы, существенное замедление спада американской экономики  и постепенное формирование тенденции  восстановления промышленности ведущих  стран значительно повысили оптимизм экспертов и международных организаций  по поводу перспектив выхода мировой  экономики из самой глубокой после  Второй мировой войны рецессии.

Все заметнее начал проявляться  эффект от стимулирующих фискальных и монетарных мер, направленных на оживление  спроса и поддержку реального  сектора, в том числе за счет поддержки  автомобильной, авиастроительной и  судостроительной промышленности. Масштабная государственная помощь финансовому  сектору, вплоть до национализации крупнейших банков, позволила приостановить  обвальное сокращение кредитования промышленности. На американском рынке  жилья произошел разворот, во многих странах появляются первые признаки восстановления уровня потребления. Фондовые и сырьевые рынки значительно выросли с начала года.

Однако глубина спада  и масштабы диспропорций создают  вероятность реализации сценария второй волны кризиса или существенного  замедления темпов восстановления.

В 2010 году темпы роста  инфляции по-прежнему будут сдерживаться низким уровнем потребительского спроса. Доходы населения в 2010 году в реальном выражении сохранятся на уровне прошлого года, в связи с чем потребительский спрос будет расти очень медленно (табл. 2.2). Сдерживающее влияние на инфляцию также окажет прогнозируемое снижение мировых цен на зерно урожая 2009 года и ряд других продовольственных товаров. В связи с этим прогнозируется, что в 2010 году рост потребительских цен снизится не менее чем до 9-10 процентов.

Таблица 2.2

Структура роста потребительских  цен

 

Прирост цен за период, %

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Продовольственные товары

16,6

8,9-9,2

11,1-11,5

8,4-8,6

6,5-6,6

из них,

без учета плодоовощной продукции

17,5

8,8-9,1

11,4-11,8

8,5-8,7

6,6-6,8

Непродовольственные товары

8

10,6-10,8

7,3-7,6

5,8

5,8

Платные услуги населению

15,7

13,5-13,8

11,4-11,7

10,6

9,8

услуги организаций ЖКХ

16,2

20-21

13-14

11-12

9-10

прочие услуги

15,5

10,5-11

9,5-10

9,5-10

9,5-10


К 2012 году ожидается снижение инфляции до 5-7 процентов. В условиях сохранения умеренного роста цен  на сырье на мировых рынках, снижению инфляции будет способствовать значительное замедление роста денежной массы и потребительских расходов по сравнению с докризисным ростом. Также ожидается возобновление тренда на снижение скорости обращения денежной массы по мере повышения доверия к рублю и склонности населения к сбережению (в том числе в форме банковских депозитов).

Для сдерживания роста  издержек и цен тарифная политика в отношении естественных монополий  в 2010 - 2012 годах будет ужесточена по сравнению с намеченной в докризисный период. Продолжится работа по развитию конкурентной среды и инфраструктуры торговли, особенно на локальных монополизированных рынках, и повышению эффективности производителей товаров и услуг, особенно в сельском хозяйстве, в соответствии с намеченными ранее антиинфляционными мерами.

Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа  ее реализации.

Первый этап – до конца 2010 года, характеризующийся постепенным  переходом острой фазы кризиса к  стадии смягчения кризисных явлений  и появлением признаков оздоровления экономики.

На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической  политики, и инструменты таможенно-тарифного  регулирования должны сбалансированно  защищать интересы отечественных производителей и потребителей.

В целях поддержки ключевых, системообразующих отраслей российской экономики (металлургия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, транспорт, аграрный и лесной секторы) предусматривается принятие следующих  мер: оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики за счет повышения  уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые  товары с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных  производителей; поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов; применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально учитывая при этом интересы производителей и потребителей; гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей; применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; мониторинг внешнеторговой деятельности и проведение оценки принимаемых мер оперативного реагирования на изменения конъюнктуры и цен в целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка; использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты); совершенствование мер по комплексной системе поддержки экспорта, в том числе использование таможенно-тарифных инструментов в целях повышения конкурентоспособности отечественного производства как части комплексной поддержки экспорта в увязке с мерами внутренней политики по поддержке отечественных производителей; создание полномасштабной автоматизированной системы внешнеторгового и рыночного мониторинга (мониторинг торговых барьеров, антикризисных мер, применяемых другими государствами, реализация которых может затронуть экономические интересы российских компаний и, возможно, потребует введения ответных мер).

Вместе с тем принимаемые  меры не должны противоречить долгосрочным задачам в сфере таможенно-тарифного  регулирования, направленным на содействие диверсификации российской экономики  и переходу ее на инновационный путь развития, формирование новой, посткризисной  внешнеэкономической специализации, обеспечение доступа отечественных  компаний к передовым технологиям  и высокотехнологичному оборудованию. Их последовательная реализация будет  расширяться по мере завершения активной фазы кризиса и преодоления его  негативных последствий[11, с.15].

Второй этап – 2011 - 2012 годы.

Основные задачи этого  этапа состоят в восстановлении равновесия между протекционистской  и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого  экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений.

С 2010 года таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться в новых условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это означает передачу функций применения инструментов регулирования внешней торговли от национальных органов государств-участников органам управления таможенного союза.

Таможенно-тарифная политика в 2010 - 2012 годах будет определяться ситуацией в мировой и российской экономике в этот период, задачами хозяйственного развития, реализацией  планов по формированию таможенного  союза, статусом России в ВТО, международными обязательствами России во внешнеэкономической  сфере.

Реализация намеченных приоритетов  таможенно-тарифной политики в среднесрочной  перспективе будет содействовать  решению стратегических задач социально-экономической  политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные  условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса  в глобальной экономике.

2.2 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России

Стратегической целью  обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий  для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного  противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия  в области обеспечения экономической  безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и  народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через  систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и  иные организации и объединения.

Государственная стратегия  экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

Наиболее важными задачами в обеспечении экономической  безопасности, должны стать:

1. регулирование развития  внешней торговли при соблюдении  экономических интересов России  и обеспечение ее экономической  безопасности, повышение экономической  эффективности внешнеэкономической  деятельности в условиях интеграции  российской экономики в мировое  хозяйство; 

2. дальнейшее развитие  экспортного потенциала, в первую  очередь, за счет расширения  производства машин, оборудования  и других высокотехнологических  товаров, проведение политики  импортозамещения;

3. поддержка интересов  отечественных экспортеров на  внешних рынках в целях восстановления  и сохранения их позиций на  товарных мировых рынках;

4. проведение в рамках  общепринятых процедур политики  разумного протекционизма в отношении  отечественных производителей, не  являющихся монополистами на  внутреннем рынке; 

5. обеспечение наиболее  благоприятных для России условий  погашения внешнего долга и  его обслуживания;

6. достижение стабилизации  курса рубля по отношению к  свободно конвертируемым валютам; 

7. обеспечение бесперебойной  работы транспортных магистралей,  соединяющих Россию с внешними  рынками (железнодорожный и автомобильный  транспорт, магистральные газо- и  нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные  линии электропередач и т. д.).

Главная цель экономической  стратегии состоит в восстановлении в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить на новой основе и с помощью новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально иной структуры экономики и образование промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для перелива капитала в новое русло развития экономики.

Приоритетами экономической  политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2010 - 2012 годы) станет реализация антикризисных  мер, а также мер, ориентированных  на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности  экономики страны.

К основным приоритетам следует  отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться  курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

Одновременно будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики  на инновационный тип развития в  соответствии с Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и  Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года. К ним относятся  развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения  и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.

Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов, реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования  экономической деятельности.

Крупные задачи должны быть решены в области управления экономикой. Совершенствование системы управления экономикой требует четкого определения задач разных уровней и соответствующего разграничения по государственному управлению между федеральными органами исполнительной власти и субъектов Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти.

Для поддержания экономической  безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:

- создание нормативно-правового  пространства, новых институтов  управления и осуществление институциональных  преобразований;

- разработку механизма  разрешения спорных вопросов  и конфликтных ситуаций, возникающих  в сфере экономических отношений  между федеральными органами  исполнительной власти и органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации; 

- гармоничное развитие  экономических и политических  отношений со странами ближнего  и дальнего зарубежья с учетом  взаимных интересов и обеспечения  экономической безопасности России;

- укрепление государственной  власти, повышение доверия к ее  институтам, а также рационализацию  механизмов выработки и формирования  экономической политики.

Для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических  и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в  себя следующие элементы:

- бъективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

- выработку пороговых,  предельно допустимых значений  социально-экономических показателей,  несоблюдение которых приводит  к нестабильности и социальным  конфликтам;

- деятельность государства  по выявлению и предупреждению  внутренних и внешних угроз  безопасности экономики. 

Важнейшим элементом механизма  обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства  по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном  социально-политическом положении России.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует организации  системы контроля за их исполнением. Следует отметить, что в условиях многоукладной рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо государственное регулирование экономики, в частности, путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних  угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого  экономического развития страны в интересах  удовлетворения социальных и экономических  потребностей граждан при оптимальных  затратах труда и разумном использовании  природных ресурсов.

Угрозы в сфере экономики  носят комплексный характер. Это  означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны  различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее  оказывают существенное влияние  геополитические, социальные, экологические  и другие факторы.

Государство должно осуществить  комплекс мер, прежде всего, по обеспечению  экономического роста, что и будет  гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все  сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в  инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение  институциональных преобразований.

При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте  среднемесячных денежных доходов населения  в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических  групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим  фактором, создающим потенциальную  угрозу возникновения социальных конфликтов.

Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных  и иностранных инвестиций для  реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие основные принципы:

- последовательная децентрализация  инвестиционного процесса;

- повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);

- значительное расширение  практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования  инвестиционных проектов;

- использование части  централизованных (кредитных) инвестиционных  средств на реализацию особо  эффективных и быстро окупаемых  инвестиционных проектов и объектов  малого бизнеса независимо от  их отраслевой принадлежности  и форм собственности для ускорения  структурно-технологической перестройки  производства;

- стимулирование привлечения  иностранных инвестиций.

Следует заметить, что важнейшим  элементом механизма обеспечения  экономической безопасности общества является деятельность государства  по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном  социально-политическом положении  России. Основные направления этой деятельности следующие:

- выявление случаев, когда  фактические или прогнозируемые  параметры экономического развития  отклоняются от пороговых значений  экономической безопасности, и разработка  комплексных государственных мер  по выходу страны из зоны  опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;

- организация работы по  реализации комплекса мер с  целью преодоления или недопущения  возникновения угроз экономической  безопасности Российской Федерации.  В ходе этой работы Совет  Безопасности Российской Федерации  должен рассматривать концепцию  федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

- экспертиза принимаемых  решений по финансовым и хозяйственным  вопросам с позиции экономической  безопасности Российской Федерации.  Законодательные и иные нормативные  правовые акты обязательно должны  проходить экспертизу на предмет  экономической безопасности Российской  Федерации. 

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности в условиях глобализации требует  организации эффективной системы  контроля за исполнением этих мер со стороны Совета Безопасности Российской Федерации.

В числе основных угроз  экономической безопасности РФ рассматривают: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация и олигархизация общества и хозяйственной деятельности.

Для борьбы с угрозой экономической  безопасности России должна быть выработана стратегия экономической безопасности, необходимо отслеживать и оценивать  как внутренние, так и внешние  угрозы, способные оказывать дестабилизирующее  влияние на экономику.

Для поддержания экономической  безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:

- создание нормативно-правового  пространства, новых институтов  управления и осуществление институциональных  преобразований;

- разработку механизма  разрешения спорных вопросов  и конфликтных ситуаций, возникающих  в сфере экономических отношений  между федеральными органами  исполнительной власти и органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации; 

- гармоничное развитие  экономических и политических  отношений со странами ближнего  и дальнего зарубежья с учетом  взаимных интересов и обеспечения экономической безопасности России;

- укрепление государственной  власти, повышение доверия к ее  институтам, а также рационализацию  механизмов выработки и формирования  экономической политики.

Для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических  и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в  себя следующие элементы:

- бъективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

- выработку пороговых,  предельно допустимых значений  социально-экономических показателей,  несоблюдение которых приводит  к нестабильности и социальным  конфликтам;

- деятельность государства  по выявлению и предупреждению  внутренних и внешних угроз  безопасности экономики. 

Важнейшим элементом механизма  обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства  по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном  социально-политическом положении  России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов А. Экономическая  безопасность: оценки, проблемы, способы  обеспечения / А.Архипов, А.Городецкий, Б.Михайлов // Вопросы экономики. – 2008.- № 6.

2. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 10.

3. Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия - XXI. - 2009. - № 23.

4. Басалай С.В. Построение системы управления рисками для повышения экономической безопасности // Микроэкономика. - 2009. - № 2.

5. Бауэр В.П. Экономическая  безопасность и международные  резервы Банка России / В.П.Бауэр, Е.М.Литвинова // ЭКО. - 2008. - № 9.

6. Бекетов Н.В. Проблемы  обеспечения экономической безопасности  государства в сфере внешнеэкономической  деятельности / Н.В.Бекетов, М.Е.Тарасов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 8.

7. Бендиков М. Экономическая безопасность наукоемких производств / Бендиков М., Хрусталев Е. // Вопросы экономики. - 2003. - № 9.

8. Бендиков М.А. Наукоемкие производства и экономическая безопасность / Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. // ЭКО. - 2004. - № 8.

9. Беседин М.Ю. Угроза недружественного поглощения хозяйствующих субъектов и эффективная система защитных мер // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2007. - № 11.

10. Блинов Н. Об обеспечении  экономической безопасности России / линов Н., Кокарев М., Крашенинников В. // Экономист. - 2006. –№4.

11. Бурцев В.В. Проблемы  государственной экономической  безопасности // Финансы. - 2008. - № 5.


 


Информация о работе Экономическая безопасность