Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 10:31, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть сущность, методы оценки и механизм обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, а также перспективы развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
- рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны;
- проанализировать основные показатели экономической безопасности России;
- рассмотреть пути совершенствования экономического развития и экономической безопасности России.
Введение
Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения
1.1 Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности
1.2 Механизм обеспечения экономической безопасности страны
Глава 2. Анализ показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2010-2012 годах
2.1 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах
2.2 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования.
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева.
Контрольная работа
Предмет: «Внешнеэкономическая безопасность»
Тема: «Экономическая безопасность»
Выполнил:
!.!.
Красноярск 2013
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения 1.1 Понятие, сущность и
субъекты экономической 1.2 Механизм обеспечения экономической безопасности страны Глава 2. Анализ показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2010-2012 годах 2.1 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах 2.2 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России Заключение Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей. Как показывает мировой опыт,
обеспечение экономической Разумеется, экономическая
безопасность органически включена
в систему государственной Экономическая безопасность
традиционно рассматривается Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни. Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Сущность экономической
безопасности реализуется в системе
критериев и показателей. Но для
экономической безопасности значение
имеют не сами показатели, а их пороговые
значения. Пороговые значения –
это предельные величины, несоблюдение
значений которых препятствует нормальному
ходу развития различных элементов
воспроизводства, приводит к формированию
негативных, разрушительных тенденций
в области экономической Объект исследования – экономическая система России. Предмет исследования –
социально–экономические Цель работы – рассмотреть
сущность, методы оценки и механизм
обеспечения экономической Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач: - определение понятия
и сущности экономической - рассмотреть - рассмотреть механизм
обеспечения экономической - проанализировать основные
показатели экономической - рассмотреть пути
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1.1 Понятие, сущность
и субъекты экономической Актуальность проблемы национальной безопасности вообще и экономической безопасности в частности стала реальной в эпоху становления капиталистических отношений и национальных государств в XVII – XVIII вв. Именно тогда в странах
европейской цивилизации Под безопасностью в тот период подразумевалось «состояние, ситуация спокойствия, проявляющаяся в результате отсутствия реальной опасности, а также наличие материальной организационной структуры, способствующей созданию и поддержанию данной ситуации». Активные дискуссии о национальной экономической безопасности начались только в 1930-1940 гг., когда завершилась эпоха свободной конкуренции и развернулась «административная революция» (так английский экономист Джон Хикс назвал процесс нарастающего с конца XIX в. влияния регулирования на рыночное хозяйство). Именно тогда стала доминировать идея того, что в интересах общества рыночная саморегуляция должна дополняться централизованным регулированием. Термин «национальная безопасность» впервые появился в США. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны. Обязательным компонентом национальной безопасности в целом считается национальная экономическая безопасность. Интересно отметить, что второе понятие, более узкое, родилось даже несколько раньше, чем первое, более широкое. В России разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности но экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». Указ Президента РФ «О государственной
стратегии экономической Таким образом, в структуре национальной безопасности (рис. 1.1) экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.
Рис. 1.1. - Структура национальной безопасности
Распад СССР показал, что для безопасного существования государства недостаточно иметь мощную армию и высокотехнологичную оборонную промышленность, нужны еще многие слагаемые экономики, развитый сектор потребительских благ и услуг, конкурентоспособность товаров на мировом рынке, отлаженный механизм экономического управления и др. Не только в географическом, но и в цивилизационном отношении Россия неотъемлемая, органическая часть Европы. Не может Европы без России, ровно так и Россия без Европы. Разница меду России и остальной Европой заключается в том, что те основные общецивилизационные задачи, которые Европа, так или иначе уже решила к настоящему времени, России ещё предстоит решить. Речь идет о создании в России демократического, правого государства, о строительстве высокоэффективной рыночной экономики, об обеспечении достойного человека уровня жизни и надёжных социальных гарантий. Общее у нас одно - это
духовно-нравственное состояние общества,
будущие угрозы - терроризм, этно-национальные
и религиозные конфликты, наркоманию
преступность. Российское государство
обязано следовать по пути цивилизации,
интегрироваться в мировое Изоляция России от общемировых процессов невозможна, однако открытость и включенность в общемировые процессы не является гарантией безопасного развития - обеспечение международной экономической безопасности является сложным, многогранным процессом. Особое значение приобретает
обеспечение экономической Целью системы обеспечения
экономической безопасности принято
считать достижение такого состояния
хозяйственного комплекса страны, которое
характеризуется Сегодня различными международными
и российскими организациями
для изучения социальных процессов
в обществе используются разные методические
схемы и комплексные В качестве субъектов безопасности в обществе выступают отдельные граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению. В той или иной мере каждая личность, социальная группа, этническая и национальная общности занимаются обеспечением своей безопасности. В Законе РФ «О безопасности» подчеркивается: граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере. Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты. Наиболее сильной Государство направляет усилия
всех граждан общества, независимо
от их национальной принадлежности, на
создание условий, способствующих защите
их национальных интересов и интересов
самого государства. Государство через
систему своих органов Государство представляет объединяемое
им общество людей в качестве целостности
во взаимоотношениях с другими странами
и народами. Через систему государственных
механизмов устанавливаются и Посредством разработки общенациональной
стратегии и целеполагания Государство обладает значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие. Фактически вопросами
обеспечения экономической Но поскольку это направление
деятельности представляет большую
сложность и требует Совет безопасности — это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз. В Законе «О безопасности» сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности: 1. определение жизненно
важных интересов государства,
выявление внутренних и 2. разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства; 3. подготовка оперативных
решений по предотвращению 4. разработка предложений
по координации деятельности
органов исполнительной власти
в процессе реализации При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации для участия в работе Совета безопасности, как правило, привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти. Секретарь Совета безопасности подчиняется непосредственно Президенту РФ. Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии. Кроме государственных органов и институтов управления обеспечением экономической безопасности в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они осуществляют агрегирование жизненно важных экономических и социальных интересов, осуществляют защиту экономических прав и свобод различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности. Взять, например, деятельность такой массовой негосударственной организации как профсоюзы. Они последовательно проводят в жизнь политику защиты экономических интересов работников, работающих по найму, ведут борьбу с безработицей, добиваются полной занятости и улучшения условий труда. Значительна роль профсоюзов
в осуществлении института Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий[18, с.24]. Уходит в прошлое стиль управления, базирующийся на жесткой административной иерархии. На первый план выходят инициатива снизу, доверие к рядовому и среднему персоналу. Итак, в управлении по обеспечению
экономической безопасности страны
ведущую роль играет государство
и его институты экономического
управления, особенно такой конституционный
орган как Совет безопасности.
С формированием гражданского общества
в России все большую роль в
обеспечении экономической На рис. 1.2 представлена возможная система управления экономической безопасностью страны.
Рис. 1.2.- Система управления
экономической безопасностью Немаловажную роль в рамках исследования экономической безопасности в экономической науке играет установление основных критериев и основных индикаторов. Под критерием экономической безопасности, как правило, понимается оценка состояния экономики с точки зрения обеспечения экономической безопасности, а именно оценка: - ресурсного потенциала и возможностей его развития; - уровня эффективности
использования факторов - конкурентоспособности
экономики; целостности - экономического суверенитета,
независимости; социальной Как правило, в систему основных индикаторов экономической безопасности (ИЭБ) ученые включают: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы; экономический рост; государственный долг; вовлеченность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии. 1.2 Механизм обеспечения экономической безопасности страны Для обеспечения экономической безопасности России, для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения
экономической безопасности страны
в условиях глобализации – это
система организационно- - объективный и всесторонний
мониторинг экономики и - выработку пороговых,
предельно допустимых значений
социально-экономических - деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. Механизм обеспечения
экономической безопасности в условиях
глобализации реализуется посредством
государственной стратегии, которая
должна быть идеологией развития и
учитывать стратегические приоритеты,
национальные интересы. Поэтому главная
цель экономической стратегии Одно из направлений соблюдения
стратегических интересов безопасности
состоит в создании системы гибкого
регулирования рыночной экономики.
В систему гибкого - макроэкономическое - индикативное планирование,
на основе которого - более жесткое планирование
деятельности государственных Другой важный аспект стратегии экономической безопасности – устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России на сегодняшний день удалось обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов. Государственная стратегия
в области обеспечения В этих целях должна быть создана отлаженная и надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований, а также способная взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы и критерии или условия государственного вмешательства в экономику, в частности, границы государственного сектора, а также обеспечить развитие эффективных методов государственного регулирования. Государство должно осуществить
комплекс мер, прежде всего, по обеспечению
экономического роста, что и будет
гарантией экономической При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов. Основным направлением инвестиционной
политики должно стать формирование
благоприятной среды, способствующей
повышению инвестиционной активности,
привлечению частных - последовательная - повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения); - значительное расширение
практики совместного ( - использование части
централизованных (кредитных) инвестиционных
средств на реализацию особо
эффективных и быстро - стимулирование привлечения иностранных инвестиций. Следует заметить, что важнейшим
элементом механизма - выявление случаев, когда
фактические или - организация работы по
реализации комплекса мер с
целью преодоления или - экспертиза принимаемых
решений по финансовым и Реализация мер по устранению
угроз экономической Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую экономику государству, развивая специальные институты, необходимо завершить: - формирование оптимальной
структуры экспорта, предполагающей
значительное повышение в нем
удельного веса и объемов - исходя из имеющихся
конкурентных преимуществ, - достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами; - обеспечение доступа
российских предприятий в - долгосрочное регулирование
валютно-финансовых проблем во
взаимоотношениях как со Многообразная роль системы
государственного и хозяйственного
управления в обеспечении экономической
безопасности страны в условиях глобализации
обусловлена выполнением Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства; Во-вторых, обеспечивать с
помощью экономических и В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами; В-четвертых, формировать устойчивую и надежную систему распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, позволяющую быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики. Таким образом, повышение
экономической безопасности России
в большой степени зависит
от эффективности инструментов защиты
национальных интересов на внутренних
и внешних рынках. Однако, создавая
такие инструменты, необходимо учитывать
технологическую отсталость активной
части основных производственных фондов,
более высокую материалоемкость
производимой российской продукции, пока
еще слабую нормативную правовую
базу и экономическую Одним их эффективных механизмов
является проведение разумной протекционистской
политики, защищающей национальные интересы
отечественных
ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2010-2012 ГОДАХ 2.1 Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах Последние данные о динамике
ВВП крупнейших стран Европы, существенное
замедление спада американской экономики
и постепенное формирование тенденции
восстановления промышленности ведущих
стран значительно повысили оптимизм
экспертов и международных Все заметнее начал проявляться эффект от стимулирующих фискальных и монетарных мер, направленных на оживление спроса и поддержку реального сектора, в том числе за счет поддержки автомобильной, авиастроительной и судостроительной промышленности. Масштабная государственная помощь финансовому сектору, вплоть до национализации крупнейших банков, позволила приостановить обвальное сокращение кредитования промышленности. На американском рынке жилья произошел разворот, во многих странах появляются первые признаки восстановления уровня потребления. Фондовые и сырьевые рынки значительно выросли с начала года. Однако глубина спада
и масштабы диспропорций создают
вероятность реализации сценария второй
волны кризиса или В 2010 году темпы роста инфляции по-прежнему будут сдерживаться низким уровнем потребительского спроса. Доходы населения в 2010 году в реальном выражении сохранятся на уровне прошлого года, в связи с чем потребительский спрос будет расти очень медленно (табл. 2.2). Сдерживающее влияние на инфляцию также окажет прогнозируемое снижение мировых цен на зерно урожая 2009 года и ряд других продовольственных товаров. В связи с этим прогнозируется, что в 2010 году рост потребительских цен снизится не менее чем до 9-10 процентов. Таблица 2.2 Структура роста потребительских цен
К 2012 году ожидается снижение инфляции до 5-7 процентов. В условиях сохранения умеренного роста цен на сырье на мировых рынках, снижению инфляции будет способствовать значительное замедление роста денежной массы и потребительских расходов по сравнению с докризисным ростом. Также ожидается возобновление тренда на снижение скорости обращения денежной массы по мере повышения доверия к рублю и склонности населения к сбережению (в том числе в форме банковских депозитов). Для сдерживания роста издержек и цен тарифная политика в отношении естественных монополий в 2010 - 2012 годах будет ужесточена по сравнению с намеченной в докризисный период. Продолжится работа по развитию конкурентной среды и инфраструктуры торговли, особенно на локальных монополизированных рынках, и повышению эффективности производителей товаров и услуг, особенно в сельском хозяйстве, в соответствии с намеченными ранее антиинфляционными мерами. Особенности таможенно-тарифной
политики в предстоящий период предполагают
два качественно различных Первый этап – до конца 2010 года, характеризующийся постепенным переходом острой фазы кризиса к стадии смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики. На этом этапе таможенно-тарифная
политика реализуется как неотъемлемая
часть антикризисной В целях поддержки ключевых, системообразующих отраслей российской экономики (металлургия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, транспорт, аграрный и лесной секторы) предусматривается принятие следующих мер: оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики за счет повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые товары с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных производителей; поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов; применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально учитывая при этом интересы производителей и потребителей; гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей; применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; мониторинг внешнеторговой деятельности и проведение оценки принимаемых мер оперативного реагирования на изменения конъюнктуры и цен в целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка; использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты); совершенствование мер по комплексной системе поддержки экспорта, в том числе использование таможенно-тарифных инструментов в целях повышения конкурентоспособности отечественного производства как части комплексной поддержки экспорта в увязке с мерами внутренней политики по поддержке отечественных производителей; создание полномасштабной автоматизированной системы внешнеторгового и рыночного мониторинга (мониторинг торговых барьеров, антикризисных мер, применяемых другими государствами, реализация которых может затронуть экономические интересы российских компаний и, возможно, потребует введения ответных мер). Вместе с тем принимаемые
меры не должны противоречить долгосрочным
задачам в сфере таможенно- Второй этап – 2011 - 2012 годы. Основные задачи этого этапа состоят в восстановлении равновесия между протекционистской и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений. С 2010 года таможенно-тарифное
регулирование будет Таможенно-тарифная политика
в 2010 - 2012 годах будет определяться
ситуацией в мировой и Реализация намеченных приоритетов
таможенно-тарифной политики в среднесрочной
перспективе будет 2.2 Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России Стратегической целью
обеспечения экономической Государственная стратегия
в области обеспечения Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год. Наиболее важными задачами в обеспечении экономической безопасности, должны стать: 1. регулирование развития
внешней торговли при 2. дальнейшее развитие
экспортного потенциала, в первую
очередь, за счет расширения
производства машин, 3. поддержка интересов
отечественных экспортеров на
внешних рынках в целях 4. проведение в рамках
общепринятых процедур 5. обеспечение наиболее
благоприятных для России 6. достижение стабилизации
курса рубля по отношению к
свободно конвертируемым 7. обеспечение бесперебойной
работы транспортных Главная цель экономической
стратегии состоит в Приоритетами экономической
политики Правительства Российской
Федерации на среднесрочную перспективу
(2010 - 2012 годы) станет реализация антикризисных
мер, а также мер, ориентированных
на решение долгосрочных задач модернизации
и повышения К основным приоритетам следует
отнести выполнение социальных обязательств
государства перед гражданами, сохранение
и развитие промышленного и Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции. Одновременно будут Последовательно будет обеспечиваться
развитие рыночных институтов, реализация
мер, направленных на поддержку малого
и среднего предпринимательства, развитие
конкуренции, совершенствование Крупные задачи должны быть решены в области управления экономикой. Совершенствование системы управления экономикой требует четкого определения задач разных уровней и соответствующего разграничения по государственному управлению между федеральными органами исполнительной власти и субъектов Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти. Для поддержания экономической безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая: - создание нормативно-правового
пространства, новых институтов
управления и осуществление - разработку механизма
разрешения спорных вопросов
и конфликтных ситуаций, возникающих
в сфере экономических - гармоничное развитие
экономических и политических
отношений со странами - укрепление государственной
власти, повышение доверия к ее
институтам, а также рационализацию
механизмов выработки и Для решения поставленных
задач нужна разработка соответствующего
механизма их реализации. Механизм
обеспечения экономической - бъективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности; - выработку пороговых,
предельно допустимых значений
социально-экономических - деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. Важнейшим элементом механизма
обеспечения экономической Реализация мер по устранению
угроз экономической ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экономическая безопасность
– это состояние защищенности
экономики от внутренних и внешних
угроз. Целью экономической Угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы. Государство должно осуществить
комплекс мер, прежде всего, по обеспечению
экономического роста, что и будет
гарантией экономической При этом социальная политика
должна содействовать консолидации
общества на условиях устойчивого экономического
положения граждан, повышения их
уровня жизни. Определенный позитивный
сдвиг, наблюдавшийся в росте
среднемесячных денежных доходов населения
в течение последнего времени, имел
место на фоне значительных задержек
денежных выплат, усиления дифференциации
в доходах различных социально- Основным направлением инвестиционной
политики должно стать формирование
благоприятной среды, способствующей
повышению инвестиционной активности,
привлечению частных - последовательная - повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения); - значительное расширение
практики совместного ( - использование части
централизованных (кредитных) инвестиционных
средств на реализацию особо
эффективных и быстро - стимулирование привлечения иностранных инвестиций. Следует заметить, что важнейшим
элементом механизма - выявление случаев, когда
фактические или - организация работы по
реализации комплекса мер с
целью преодоления или - экспертиза принимаемых
решений по финансовым и Реализация мер по устранению
угроз экономической В числе основных угроз экономической безопасности РФ рассматривают: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация и олигархизация общества и хозяйственной деятельности. Для борьбы с угрозой экономической
безопасности России должна быть выработана
стратегия экономической Для поддержания экономической безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая: - создание нормативно-правового
пространства, новых институтов
управления и осуществление - разработку механизма
разрешения спорных вопросов
и конфликтных ситуаций, возникающих
в сфере экономических - гармоничное развитие
экономических и политических
отношений со странами - укрепление государственной
власти, повышение доверия к ее
институтам, а также рационализацию
механизмов выработки и Для решения поставленных
задач нужна разработка соответствующего
механизма их реализации. Механизм
обеспечения экономической - бъективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности; - выработку пороговых,
предельно допустимых значений
социально-экономических - деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. Важнейшим элементом механизма
обеспечения экономической СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А.Архипов, А.Городецкий, Б.Михайлов // Вопросы экономики. – 2008.- № 6. 2. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 10. 3. Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия - XXI. - 2009. - № 23. 4. Басалай С.В. Построение системы управления рисками для повышения экономической безопасности // Микроэкономика. - 2009. - № 2. 5. Бауэр В.П. Экономическая безопасность и международные резервы Банка России / В.П.Бауэр, Е.М.Литвинова // ЭКО. - 2008. - № 9. 6. Бекетов Н.В. Проблемы
обеспечения экономической 7. Бендиков М. Экономическая безопасность наукоемких производств / Бендиков М., Хрусталев Е. // Вопросы экономики. - 2003. - № 9. 8. Бендиков М.А. Наукоемкие производства и экономическая безопасность / Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. // ЭКО. - 2004. - № 8. 9. Беседин М.Ю. Угроза недружественного поглощения хозяйствующих субъектов и эффективная система защитных мер // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2007. - № 11. 10. Блинов Н. Об обеспечении
экономической безопасности 11. Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. - 2008. - № 5. |