Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

И в данной работе изучается следующая цель – изучение основных путей совершенствования экономической безопасности в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Понятие и объекты, субъекты экономической безопасности. ….4
ГЛАВА 2. Пути совершенствования экономической безопасности……….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..…… 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………….………….... 12

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая безопасность.docx

— 30.25 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(ТюмГУ)

ФИЛИАЛ В Г. НОЯБРЬСКЕ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по Экономической безопасности

Стратегические направления  повышения экономической безопасности РФ

 

 

Выполнила студентка 4 курса,

Специальность/ Направление: ТД

ОЗО, полная программа,

Балинян Д.А.

 

Проверил:

 

 

 

 

 

г.Ноябрьск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.  ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Понятие и объекты, субъекты экономической безопасности. ….4

ГЛАВА 2.  Пути совершенствования экономической безопасности……….6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    ………………………………………………………..…… 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    …………………………………….………….... 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы национальной экономической  безопасности все чаще становятся предметом  изучения представителей различных  наук. Ученые предлагают собственные  дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями  и явлениями. Однако в рассматриваемой  сфере еще много «темных пятен».

И в данной работе изучается следующая цель – изучение основных путей совершенствования экономической безопасности в России.

Основными задачами являются:

- изучение понятия, объектов и субъектов экономической безопасности;

- изучение  и описание  стратегической цели обеспечения  экономической безопасности;

- характеристика роли  государственной стратегии в  экономической безопасности;

- охарактеризовать важные  задачи обеспечения экономической  безопасности в России.

Объектом данной работы является – экономическая безопасность РФ.

Данная контрольная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие  и объекты, субъекты экономической безопасности.

Проблемы национальной экономической  безопасности все чаще становятся предметом  изучения представителей различных  наук. Ученые предлагают собственные  дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями  и явлениями. Однако в рассматриваемой  сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что  порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому  начинать надо с разработки понятийного  аппарата.

Легальное определение понятия  «экономическая безопасность» можно  обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования  и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость  ее экономических интересов по отношению  к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики - главный признак  экономической безопасности.

Поэтому в сжатом (концентрированном) виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние  защищенности основных национальных экономических  интересов от внутренних и внешних  угроз.

Важно подчеркнуть, что такие понятия  как «условия», «факторы», «соотношение»  характеризуют экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие  есть среда (окружение), в которой  протекает (реализуется) экономическая  безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает  причиной, движущей силой экономической  безопасности. Соотношение экономических интересов понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга.

Экономическая безопасность характеризуется  уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также  характером интеграции в систему  мировых хозяйственных связей.

Объектами экономической безопасности являются:

  • экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;
  • природные богатства страны - сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.

Субъекты экономической безопасности - это:

  • функциональные и отраслевые министерства и ведомства;
  • налоговые и таможенные службы;
  • банки, биржи, фонды и страховые компании;
  • производители и продавцы продукции, работ и услуг;
  • общества защиты прав потребителей.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Пути совершенствования экономической безопасности.

Стратегической целью  обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий  для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного  противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия  в области обеспечения экономической  безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и  народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через  систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и  иные организации и объединения.

Государственная стратегия  экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

Наиболее важными задачами в обеспечении экономической  безопасности, должны стать:

1.  регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;

2.  дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;

3.  поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;

4.  проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;

5.  обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;

6.  достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;

7.  обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).

Главная цель экономической  стратегии состоит в восстановлении в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить  на новой основе и с помощью  новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально  иной структуры экономики и образование  промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия  для перелива капитала в новое  русло развития экономики.

Крупные задачи должны быть решены в области управления экономикой. Совершенствование системы управления экономикой требует четкого определения  задач разных уровней и соответствующего разграничения по государственному управлению между федеральными органами исполнительной власти и субъектов  Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти.

Для поддержания экономической  безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:

- создание нормативно-правового  пространства, новых институтов  управления и осуществление институциональных  преобразований;

- разработку механизма  разрешения спорных вопросов  и конфликтных ситуаций, возникающих  в сфере экономических отношений  между федеральными органами  исполнительной власти и органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации;

- гармоничное развитие  экономических и политических  отношений со странами ближнего  и дальнего зарубежья с учетом  взаимных интересов и обеспечения  экономической безопасности России;

- укрепление государственной  власти, повышение доверия к ее  институтам, а также рационализацию  механизмов выработки и формирования  экономической политики.

Для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических  и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в  себя следующие элементы:

- объективный и всесторонний  мониторинг экономики и общества  в целях выявления и прогнозирования  внутренних и внешних угроз  экономической безопасности;

- выработку пороговых,  предельно допустимых значений  социально-экономических показателей,  несоблюдение которых приводит  к нестабильности и социальным  конфликтам;

- деятельность государства  по выявлению и предупреждению  внутренних и внешних угроз  безопасности экономики.

Важнейшим элементом механизма  обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства  по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном  социально-политическом положении  России.

Основные направления  этой деятельности следующие. Во-первых, выявление случаев, когда фактические  или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации. Во-вторых, организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности страны.

Совет безопасности РФ рассматривает  концепцию федерального бюджета  с точки зрения обеспечения экономической  безопасности государства. Правительство  координирует работу федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации необходимых мер, в том числе  по подготовке законодательных и  иных нормативных актов. В-третьих, экспертиза принимаемых решений  по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует организации  системы контроля за их исполнением. Следует отметить, что в условиях многоукладной рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо государственное регулирование экономики, в частности, путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Информация о работе Экономическая безопасность