Экономическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность экономической безопасности
1.1. Общее понятие экономической безопасности
1.2.Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны
1.3. Концепция национальной безопасности
1.4 Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики
Глава 2. Анализ основных показателей экономической безопасности России
2.1. Валовой внутренний продукт
2.2. Демографические показатели
2.3. Индикаторы уровня жизни населения
2.4. Энергетическая безопасность
2.5. Внешнеэкономическая деятельность
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomicheskaya_bezopasnost_rf.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

2. Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как:

- усиление  топливно-сырьевой направленности  экономики;

- отставание  разведки запасов полезных ископаемых  от их добычи;

- низкая конкурентоспособность  продукции большинства отечественных предприятий;

- свертывание  производства в жизненно важных  отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

- снижение  результативности, расширение технологического  единства научных исследований  и разработок, распад сложившихся  научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

- завоевание  иностранными фирмами внутреннего  рынка России по многим видам  товаров народного потребления  и медикаментов;

- приобретение  иностранными фирмами российских  предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;

- рост внешнего  долга России и связанное с  этим увеличение расходов бюджета  на его погашение.

3. Угрозу неравномерности  социально-экономического развития  регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как:

- объективно  существующие различия в уровне  социально-экономического развития  регионов, наличие депрессивных, кризисных  и отсталых в социально-экономическом  отношении районов на фоне  структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;

- нарушение  производственно-технологических связей  между предприятиями отдельных  регионов России;

- увеличение  разрыва в уровне производства  национального дохода на душу  населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Причинами  криминализации общества и хозяйственной  деятельности стали:

- рост безработицы,  поскольку значительная часть  преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника  дохода;

- сращивание части чиновничества государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования;

- ослабление  системы государственного контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Предотвращение  или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

В теоретическом  плане проблема параметров, критериев  и индикаторов (показателей) экономической  безопасности во многом связана с результатами функционирования экономики в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.

Параметрами макроэкономической деятельности принято  называть те переменные, которые характеризуют  тот или иной вариант макроэкономической политики государства (политика регулирования спроса либо предложения; в рамках политики регулирования спроса - кредитно-денежная политика валютного курса, бюджетно-налоговая, таможенная политика).

В области  кредитно-денежной политики - это количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой политики - это налоговые ставки, количество налогов, правительственные расходы, правительственные субсидии, величина бюджетного дефицита. Эти параметры могут быть весьма жесткими в критические периоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговой - с ограничением правительственных расходов, уровнем налогообложения.

Обычно различные  виды макроэкономической политики альтернативны  по степени жесткости: к примеру, мягкая кредитно-денежная и жесткая  бюджетно-налоговая, или наоборот. Удвоенная жесткость политики приводит к тому, что экономика испытывает двойной шок, и в рамках регулирования спроса трудно уравновесить его последствия.

К сожалению, такое положение сложилось на старте рыночных реформ в России. Сверхжесткая политика денежного предложения, с последствиями которой страна не может справиться до сих пор, проводилась параллельно со сверхжесткой бюджетно-налоговой политикой, в ходе которой беспрецедентный взлет налогового бремени сочетался с единовременным сбросом правительственных расходов. Игнорирование в процессе подбора параметров макроэкономической политики соображений экономической безопасности и привело к тому, что за 10 лет реформ страна не преодолела последствия системного кризиса.

Наиболее  эффективно результаты функционирования экономики оцениваются тремя общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это исходные параметры, на основе которых с различной степенью детализации и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно развернуть достаточно представительную систему показателей.

Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина внутреннего госдолга, внешняя задолженность.

Следует подчеркнуть, что игнорирование стандартных  зависимостей параметров экономической  политики, пороговых критериев безопасности, показателей экономической динамики, в конечном счете, и привело к событиям августа 1998 г., когда страна оказалась фактически в состоянии финансового дефолта.

На основе перечисленных критериев формируется  примерный перечень параметров пороговых  значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:

- динамику  и структуру валового внутреннего продукта, объемы и темпы промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.;

- состояние  природно-ресурсного, производственного  и научно-технического потенциалов  страны;

- способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т. п.);

- степень  развития финансово-бюджетной и  кредитной систем;

- качество  жизни населения (валовой внутренний  продукт на душу населения), уровень  безработицы и дифференциации  доходов, обеспеченность основных  групп населения материальными  благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.

Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих  объективно и комплексно оценить  уровень обеспечения экономической  безопасности не только страны в целом, но и каждого региона.

 

Глава 2. Анализ основных показателей экономической безопасности России

2.1. Валовой внутренний продукт

Одним из основных показателей экономической безопасности страны является валовой внутренний продукт - совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории за определенный период времени (за год). Принято различать номинальный ВВП - стоимость всех произведенных товаров и услуг в экономике в данный период, исчисленная в ценах этого периода, и реальный ВВП - это стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг в данный период, исчисленная в ценах фиксированного базового года. То есть более объективным критерием роста национальной экономики является второй показатель. Рассмотрим данный показатель в динамике (табл. 1).

Таким образом, мы видим устойчивую положительную динамику изменения реального ВВП на протяжении последних лет. Средний показатель за эти годы - 6,9 %. Например, для стран, которых мы традиционно считаем развитыми - Германия, Япония, Франция и др., такой показатель в последние годы недостижим. Однако не стоит забывать в какой экономической «яме» мы оказались в 90 - годы. Наш условный потолок роста находится намного дальше, нежели у этих стран. В соответствии с этим и была поставлена задача президентом перед правительством - удвоение ВВП к 2010 году, для этого необходим ежегодный прирост 7,2%.

 

Таблица 1

Динамика  реального объема произведенного ВВП  в % к предыдущему году

   

2003

2004

2005

2006

 

Раздел A

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

105,5

103.0

101.5

101.7

 

Раздел B

Рыболовство, рыбоводство

103,4

101.2

103.4

112.0

 

Раздел C

Добыча полезных ископаемых

110,8

108.6

100.9

102.1

 

Раздел D

Обрабатывающие  производства

109,5

106.7

105.7

104.9

 

Раздел E

Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды

101,6

102.0

101.3

102.6

 

Раздел G

Оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий

113,2

109.2

109.9

108.7

 

Раздел H

Гостиницы и  рестораны

101,3

105.9

108.8

111.2

 

Раздел I

Транспорт и  связь

107,2

110.9

106.8

109.4

 

Раздел J

Финансовая  деятельность

109,6

109.9

109.8

110.4

 

Раздел K

Операции с  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

103

102.8

111.8

105.6

 

Раздел L

Государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение

99,5

105.5

96.9

105.0

 

Раздел M

Образование

100,9

100.4

100.4

101.8

 

Раздел N

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

96,1

101.1

103.1

103.8

 

Раздел О

Предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг

100

112.4

107.5

112.7

 

 

 

Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества

107,5

114.1

106.9

111.0

 

Итого добавленная  стоимость по видам экономической  деятельности

107,4

106.9

106.2

106.3

 

 

 

Чистые налоги на продукты

105,9

109.8

108.3

108.9

 

Валовой внутренний продукт (в рыночных ценах)

107,3

107.2

106.4

106.7

 

 

2.2. Демографические показатели

С помощью  основных демографических показателей  можно получить представление о  качестве и количестве трудовых ресурсов, участвующих в создании общественного продукта:

Таблица 2

Основные демографические  показатели

 

1990

1998

2003

2004

2005

2006

2007

 

Численность населения - всего, тыс. человек

147665

148292

146304

145649

144964

144168

143474

 

в том числе:

               

городское

108736

108311

107072

106725

106321

105818

104719

 

сельское

38929

39981

39232

38924

38643

38350

38755

 

Из общей  численности населения - население  в возрасте, тыс. человек:

               

моложе трудоспособного

36101

33615

28387

27274

26115

25014

24095

 

трудоспособном

83943

84540

88040

88515

89206

89896

90218

 

старше трудоспособного

27621

30137

29877

29860

29643

29258

29161

 

Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении, число лет:

               

все население

69,2

65,8

65,2

65

64,9

65,3

65,3

 

мужчины

63,7

59,6

58,9

58,7

58,6

58,9

58,9

 

женщины

74,3

72,4

72,2

71,9

71,8

72,3

72,4

 

На 1000 человек  населения

               

Родившихся

13,4

8,9

9

9,7

10,2

10,4

10,2

 

Умерших - всего

11,2

14,2

15,6

16,2

16,4

16

16,1

 

в том числе  детей в возрасте до 1 года

17,4

17,4

14,6

13,3

12,4

11,6

11

 

Естественный прирост, убыль (-) населения

2,2

-5,3

-6,6

-6,5

-6,2

-5,6

-5,9

 

Миграционный  прирост, убыль (-) населения

1,9

3,5

1,9

1,6

0,6

0,7

0,9

 

Информация о работе Экономическая безопасность России