Экономическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

К угрозам экономической безопасности российского общества следует отнести:
сокращение его физической численности;
снижение уровня рождаемости и невозможность репродуктивности населения;
глубокое социальное расслоение на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан;
увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности; рост безработицы, девальвацию духовных ценностей;
криминализацию общественных отношений, коррумпированность, рост преступности, в т. ч. организованной, терроризм, кризис системы здравоохранения и др.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления экономической безопасности России 8
Понятие и сущность экономической безопасности 8
Концепция национальной безопасности 14
Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики 20
Глава 2. Анализ основных показателей экономической безопасности России 29
2.1. характерист ика показателей экономической безопасности курганской области Валовой внутренний продукт, демографические показатели 29
2.2. Уровень преступности, индикаторы уровня жизни населения 33
2.3. Энергетическая безопасность, внешнеэкономическая деятельность 35
Глава 3. 2.2 Проблемы реализации и пути повышения эффективности экономической безопасности России 38
3.1. Основные угрозы национальной безопасности России 38
3.2. Приоритетные направления решения проблем национальной экономической безопасности России 41
3.3. Предложение мер по укреплению экономической безопасности51
Заключение 56
Список литературы 59

Вложенные файлы: 1 файл

к - Экономическая безопасность России.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)
  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
  • реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;
  • подъем экономики и уровня жизни населения, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;
  • обеспечение на всей территории государства личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества;
  • неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;
  • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства.

Важнейшими  задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

  • создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
  • расширение рынков сбыта российской продукции;

В условиях либерализации  внешней торговли и обострения конкуренции  на мировом рынке товаров и  услуг необходимо усилить защиту интересов от отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает  проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний следует ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности следует считать:

  • правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны;
  • усиление государственного регулирования в экономике;
  • принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

Переход к высокоэффективной  и социально ориентированной  рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с  устранением деформаций в структуре  российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения.

Существенное  значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности. Как никогда ранее, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, повышающих конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке [24,с.351].

Большое значение имеет концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники. Оказание поддержки ведущим научным школам. Ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы. Привлечение для этих целей частного капитала, в том числе путем организации фондов и использования грантов. Реализация программ первоочередного развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, защита государством интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом. Расширение общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, создание равных условий для роста и повышения конкурентоспособности предприятий независимости от формы собственности, в том числе поощрение частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию членов общества, защите прав потребителя.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности является принципиально важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.

 

1.3. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики

Существует  тесная взаимосвязь экономической  безопасности с системой национально-государственных  интересов. Именно через категорию  национально-государственных интересов  сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире.

Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.

Состояние экономической  безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует  опыт многих зарубежных стран, за пределами  этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.

Виды экономической  безопасности определяются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков. В реальном секторе экономики речь идет в первую очередь о производственно-технологической, промышленной безопасности. Однако этими сферами не исчерпывается вся проблематика этого вида. Одновременно необходимо рассматривать, в чьих интересах происходит распределение и перераспределение национального богатства страны, проводится приватизация государственной собственности, деиндустриализация экономики; как используются экспортный потенциал и рынки внутри страны под напором дешевого импорта [7,с.33].

Мир пока продолжает жить по законам баланса сил, а  не согласования интересов. В настоящее  время колоссальную роль играют вызовы, идущие от глобализации мировой экономики. Глобализация - процесс объективный, о нем сейчас говорится много, и он оценивается неоднозначно. Без сомнения, надо развести понятия объективной глобализации и той парадигмы, по которой она сегодня вполне регулируемо, развивается под патронажем США и их геополитических партнеров. Процесс глобализации идет в русле нелиберальной парадигмы, он носит целенаправленный характер и отражает интересы ключевых субъектов глобальной экономики. Это моноцентричная глобализация, которая в интересах ведущих западных держав и транснациональных капиталов стремится ликвидировать национальные и даже региональные (геополитические) границы.

Однако надо иметь в виду, что экономическое  развитие не терпит монопольного доминирования. И объективно полицентричная модель глобализации в большей степени соответствует как реалиям мировой экономики, так и интересам государств и регионов, не входящих в «золотой миллиард».

России важно  выработать собственное видение  своего места в глобализации, выстроить  соответствующие геостратегические  концепции глобализации. Без концепции и активной внешнеэкономической и политической работы страна непременно выдвинется на периферию современного мирового экономического пространства.

Отдельного  рассмотрения требует вопрос о субъектной структуре глобальной экономики. Для этого необходимо проанализировать:

  • процесс объединения национальных государств в интеграционные союзы;
  • транснациональные капиталы, транснациональные корпорации (ТНК) и банки как их организационно-правовые формы;
  • международные экономические институты регулирования и координации.

Экономически  развитые государства и их различные  интеграционные образования активно  содействуют деятельности транснациональных  корпораций, происхождение или базирование  которых так или иначе связано  с соответствующими национальными  интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Эти государства, будучи наиболее влиятельными членами МВФ, ВТО, МБ и других международных экономических институтов, оказывают решающее воздействие на их деятельность. Международные экономические институты в свою очередь, с одной стороны, демонстрируют финансово-экономическую многостороннюю поддержку политики западных держав и прежде всего США; с другой стороны, активно формируют институциональные основы нового экономического миропорядка, в котором доминируют транснациональные капиталы и международные финансовые рынки.

В условиях образования  новых мета субъектов мировой экономики и геополитики новых центров силы, их иерархий и балансов складываются совершенно особые, ранее не проявлявшиеся реалии функционирования национальных государств. Государство становится сильным и ответственным субъектом сохранения национальных интересов страны перед лицом современных региональных союзов и интеграции, ТНК, наднациональных органов международного планирования, регулирования, координации. От понимания этого зависит его место в новых мировых иерархиях, способность защиты политического и экономического суверенитета, его воздействие на международные и внутриполитические процессы. Для России это вдвойне актуально в силу ее совершенно особого геополитического и геостратегического положения, своеобразия исторического периода, переживаемого страной.

Национально-государственные  интересы ведущих стран мира, конкурентные позиции национальных экономик или  их интеграционных союзов, корпоративные интересы транснациональных компаний продолжают оставаться важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях.

Добровольный  отказ России от преимуществ и  выгод положения второй сверхдержавы мира, одностороннее уклонение от мирового соперничества в геополитических и геоэкономических системах координат в первые годы реформирования не столько обеспечило «возвращение в мировое сообщество», сколько понизило статус страны до уровня региональной державы в мировом сообществе. Утверждение России в качестве полноправного члена мирового сообщества, формирование свободных от конфронтации отношений с ведущими странами Запада, ее вхождение в международные экономические организации должны происходить без какого-либо ущемления ее национально-государственных интересов, параллельно с восстановлением ее статуса мировой экономической державы. Все, что противодействует данной стратегии, чревато угрозами и ущербами для экономической безопасности страны. Политика реформ также должна находиться в русле данной стратегии.

Содержание  экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные  категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической  безопасности.

Методологический  ключ к классификации угроз экономической безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие. Относительный баланс социальн<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; text-deco

Информация о работе Экономическая безопасность России