Экономическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:15, реферат

Краткое описание

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. Актуальность выбранной темы обусловлена современным мировым положением, характеризующимся влиянием экономического кризиса на все процессы, протекающие внутри страны. Не секрет, что именно экономическая основа развития государства является приоритетной, поскольку стабильная экономическая ситуация в стране дает толчок к развитию науки, социальной сферы, промышленности и в целом к повышению уровня жизни в государстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Исторический аспект понятия экономическая безопасность 5
2. Экономическая безопасноть как главный вектор развития госудаства 9
3. Воздействие глобализации на экономическую стабильность РФ 11
4. Проблемы и пути решения экономической безопасности России 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Философия Экономическая безопасность.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому с развитием  глобализации возникла проблема международной экономической безопасности, поскольку процессы глобализации могут способствовать появлению кризисных явлений не только на международном, но и государственном и региональном уровнях. Этому существует ряд примеров. Начатая США война против терроризма стала катализатором развития международной экономической безопасности, актуализировав проблему определения сравнительной экономической оценки результатов войны и «цены войны». Экономические потери от войн, как правило, колоссальны. В сравнении с ними экономические выгоды – мизерны. Но станет ли этот факт новым элементом глобальной стабильности и обеспечения международной безопасности? Ярким примером также является финансовый кризис, который возник в 1997 г. в Юго-восточной Азии и распространился к началу 1998 г. в другие страны.

Молодая Российская экономика была потрясена последствиями этого кризиса уже в августе-сентябре 1998 г. Производство сократилось на 40%, только что отпечатанные «рубли» нового образца обесценились в 4 раза, сотни банков по всей стране закрылись, а россияне потеряли практически все свои вклады в частных банках. Естественно необходимо отметить и глобальный экономический кризис 2008 года, эпицентром, которого стали Соединенные Штаты Америки, но экономика России также сильно пошатнулась  и все еще восстанавливается.

Таким образом, явление глобализации двоякое и все больше ведет к сближению национальной и международной экономик, в таких ситуации особую актуальность приобретает задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.     

 

4. Проблемы и пути решения экономической безопасности России

Проблемы реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных интересов в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость, привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.

В России в марте 1994 года, через три года после начала «реформирования» экономики, правительство приняло распоряжение о разработке «Основных положений государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». Документ был подготовлен и его проект в январе 1995 года был рассмотрен и одобрен в Совете безопасности. Однако только в апреле 1996 года президент подписал Указ №608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации». В соответствии с Указом правительству поручено разработать в 1996 году меры по реализации государственной стратегии экономической безопасности. Таким образом, в мае 1997 года была принята концепция национальной безопасности, которая должна была объединить силы и средства российских спецслужб и правоохранительных органов – прежде всего Департамента экономической безопасности ФСБ (образованного только в 1998 году), а также соответствующих подразделений МВД, ГРУ, Федеральной службы налоговой полиции.

10 января 2000 был принят 2-ой вариант Концепции национальной безопасности России. Этот документ определяет принципиальные исходные положения по национальной безопасности страны, которые станут основой формирования внутренней и внешней политики государства. В нем проведен анализ места России в мировом сообществе, определены ее национальные интересы, процессы и явления, им угрожающие. Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической, и других зависит от экономических возможностей страны. В то же время, разработка программы первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.

В соответствии с концепцией национальной безопасности: «в сфере  экономики угрозы имеют комплексный  характер и обусловлены, прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости».

В 2009 году принят Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Этот документ – один из важнейших для развития нашей страны и определяет ключевые направления внешней и внутренней политики[3]. По словам президента Дмитрия Анатольевича Медведева, этот документ, имеет общенациональный характер и не может быть реализован только усилиями власти. В достижении целей и приоритетов стратегии необходимо участие всего общества.

Финансовая безопасность Российской Федерации — это новое понятие, разработка которого обусловлена угрозами в финансово-кредитной сфере России и принятием новой «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г.

В последние годы отмечается стремление иностранного капитала оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских государственных программ в области обороны, науки и техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий. И стоит отметить, что внешние силы действительно влияют на  Россию: государство стало закупать зарубежную военную технику,  осуществлять совместную разработку нефтяных месторождений с иностранными компаниями и тд.

Наблюдается избирательная  направленность инвестиционной политики западных стран в сторону увеличения объема портфельных инвестиций и инвестиций в рынок корпоративных ценных бумаг за счет уменьшения доли прямых финансовых вложений в различные отрасли экономики страны.

Противоправная деятельность иностранцев на российском фондовом рынке проявляется в виде внедрения в обход антимонопольного законодательства крупного зарубежного капитала в российскую экономику с целями перепрофилирования, свертывания производства или ликвидации конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг российских предприятий, завоевания внутреннего рынка России и завладения российской собственностью путем активного участия в процессах приватизации и акционирования.

Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и требуют внесения серьезных коррективов в организацию системы обеспечения финансовой безопасности России, а также в отечественное законодательство.

Из новой  Концепции логически вытекает, что  обеспечение финансовой безопасности РФ — это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов.

Такая деятельность направлена также на упреждение и  ликвидацию угроз развитию и укреплению прав и свобод личности, материальным и духовным ценностям общества, конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности страны.

При этом функции  обеспечения финансовой безопасности России не ограничиваются и не сводятся только к защите. Главным приоритетом  деятельности государства в сфере обеспечения финансовой безопасности является развитие его граждан, повышение качества их жизни.

Обеспечение финансовой безопасности страны в настоящее  время возможно только при соблюдении национальных интересов России при  проведении экономических реформ и учете существующих угроз.

Среди основных национальных интересов России в  области финансовых отношений можно  отметить следующие:

  • повышение эффективности финансовой системы как важнейшего регулятора рыночных отношений, на основе подержания государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами и бюджетными ассигнованиями при соблюдении таких приоритетов, как целевое инвестирование в сферу наукоемкого и высокотехнологичного производства; усиление сдерживания инфляционных процессов; противодействие «бегству» российского капитала за границу;
  • создание единой сбалансированной правовой основы, обеспечивающей эффективное формирование и функционирование финансово-кредитной системы социально ориентированного рыночного хозяйства страны, а также правоохранительного механизма по его защите от воздействия криминальных процессов и посягательств.

Что же угрожает сейчас национальным интересам России в области финансовых отношений?

Внутренние  угрозы:

  • приобретение затяжного характера экономического кризиса, сохранение тенденции торможения выхода из него, возникновение необратимых или труднообратимых последствий для прогрессивного развития страны в общей структуре экономики и целом ряде ее отраслей, наличие предпосылок для дальнейших всплесков в развитии кризиса;
  • дезорганизация финансово-кредитной системы и ослабление ее регулирующих функций в сфере формирования и исполнения бюджета, целенаправленного инвестирования приоритетных отраслей экономики, борьбы с инфляцией, предотвращения утечки капиталов за рубеж и создания предпосылок для развития российского предпринимательства;
  • низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, сужение внутреннего финансового рынка, сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов экономического роста;
  • криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции;

Внешние угрозы:

  • утрата Россией части своих внешнеэкономических позиций в результате ее вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков;
  • нарушение национальных приоритетов России в финансовой области из-за продвижения ино-странными партнерами выгодных им экономических проектов и финансовых программ;
  • формирование иностранными партнерами такой структуры внешнеэкономических связей с Россией, когда последняя постепенно превращается в их сырьевой придаток;
  • рост внешней финансовой задолженности России, усиление ее зависимости от иностранных кредитов; превышение внешним долгом критического уровня, допустимого для суверенного государства;
  • криминализация некоторых видов внешнеэкономических связей с Россией, неконтролируемый вывоз капиталов из России;

Суть финансовой безопасности с точки зрения системного подхода заключается в том, чтобы  не разрушались межсистемные связи, чтобы каждая из подсистем существовала и развивалась ради других, а не изолированно от них. Помогать этому, а соответственно и обеспечивать, должны соответствующие государственные органы, поддерживающие экономику и соответственно финансовую безопасность через систему правовых, организационных, политических и иных мер.

С позиции экономической безопасности именно кредитно-финансовая сфера России является сегодня одним из наиболее слабых ее звеньев. Поэтому в нынешней ситуации обеспечение финансовой безопасности для Российского государства является одной из важнейших задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблемы обеспечения  экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят  перед многими странами мира. Современное  социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

Вторая половина 90-х годов XX в. ознаменована возрождением внимания государственных структур и общественности к проблемам национальной безопасности страны. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики обусловило необходимость разработки и утверждения основных понятий в системе национальной безопасности.

Современное реформирование правовых и экономических основ  российского государства не может  не учитывать интересы национальной безопасности. Особую остроту приобретает  эта проблема в условиях усиливающейся  глобализации и в связи с активным включением России в международные политические и экономические процессы. Внешнеэкономические аспекты национальной безопасности страны выступают важнейшей составной частью системы экономической безопасности государства. Чем более экономически развита страна, чем большими экономическими ресурсами она располагает, тем выше ее степень защиты от возможных угроз.

На современном  этапе экономическая безопасность является гарантией независимости  страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической  политики и создает условие для стабильности и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства.

 

Список использованной литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 №24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
  2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
  3. Архипов А.И., Белоусов Р.А. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки. М.: «Финстатинформ», 1998
  4. Бендиков М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития. Москва – 2004.
  5. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. М.: «Феникс» -2009
  6. Гапоненко В.Ф. Экономическая безопасность предприятий: подходы и принципы. Москва. М .: «ЮС» - 2007.
  7. Забродский В., Капустин Н. Теоретические основы оценки экономической безопасности отрасли и фирмы. Москва – 1999.
  8. Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность. М.: «Феникс»- 2007
  9. Криворотов В.В., Эриашвили Н.Д. Экономическая безопасность государства и регионов. Москва – 2011.
  10. Пономарев В.П. Экономическая безопасность предприятия: сущность и критерии оценки. Москва– 1998..
  11. Олейников Е.А..Экономическая безопасность - М.: «Классика плюс», 1999.
  12. Лисова В.И. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность. М.: «Экономика», 2000.

Информация о работе Экономическая безопасность России