Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:35, доклад
Положения Закона Российской Федерации "О безопасности" определяют понятие "национальная безопасность" как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". В этом же Законе формулировка "жизненно важные интересы" преподносится как "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства".Таким образом, экономическая безопасность является структурной составляющей и одним из основных компонентов национальной безопасности.
Экономическая безопасность России
Актуальность разработки новых подходов к сравнительной оценке уровня политической, экономической и военной безопасности государств мира подтверждается обстоятельствами внутреннего и внешнего характера.
Так, для достижения своих политических интересов отдельные государства стремятся дополнять свое превосходство экономическими рычагами давления на остальные страны. Ярким примером того является США.
Кроме того, на передовые позиции, с точки зрения обороноспособности государства, выдвигается проблема соблюдения баланса между позитивными и негативными сторонами глобализации.
В связи с этим, одной их основных задач любого государства мира на современном этапе развития является достижение такого уровня экономической безопасности, при котором была бы гарантирована внутренняя стабильность, активное участие в международном разделении труда и одновременно, при этом, национальный суверенитет.
Положения Закона Российской Федерации "О безопасности" определяют понятие "национальная безопасность" как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". В этом же Законе формулировка "жизненно важные интересы" преподносится как "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства".
Таким образом, экономическая безопасность является структурной составляющей и одним из основных компонентов национальной безопасности. Это обуславливается тем, что экономическая безопасность раскрывает состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, обеспечивая при этом экономическую и социально-политическую стабильность, поступательное развитие общества, несмотря на наличие неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Экономическая безопасность
государства – сложное
Несмотря на принимаемые меры, ни для одного государства в мире не существует абсолютной экономической безопасности т.к. всегда присутствуют различные, в зависимости от обстоятельств, внешние и внутренние угрозы национальному хозяйству.
Основываясь на понятии «экономика», можно констатировать, что экономическая безопасность любого государства зависит от состояния производительных сил и социально-экономических отношений, масштабов внедрения достижений научно-технического прогресса в хозяйство страны, структуры внешнеэкономических связей. В связи с этим можно сделать вывод, что развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство и цивилизованную жизнь граждан составляют материальную основу экономической безопасности государства. При этом термин «экономическая безопасность государства» тесно связана с понятиями "развитие" и "устойчивость" экономики.
В последние годы в России существенных сдвигов в преодолении имеющихся внешних и внутренних угроз не произошло, что требует дополнительной разработки эффективных стратегий, а также механизмов из практического применения. При этом в стратегиях в обязательном порядке должны отражаться долгосрочные цели и пути их достижения в различных, постоянно меняющихся условиях.
Главная целевая установка системы экономической безопасности России – обеспечение ее достойного места в мировой экономике, благополучное и безопасное существование граждан, что требует ориентации в среднесрочной перспективе относительно уровня макроэкономических индикаторов развитых стран. Объем ВВП России в среднесрочной перспективе должен составить не менее 75%, а по среднедушевому производству – 50% от соответствующего среднего индикатора по странам «большой семерки», что гарантируется имеющимся потенциалом национальной экономики. Анализируя структуру производства экономически развитых стран, можно сделать вывод, что удельный вес обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства России должен составлять от 70 до 80 %. Данный показатель позволит значительно улучшить условия торговли и обеспечить выгодные для России условия импортозамещения по наиболее важным и дорогостоящим позициям экспорта. Технологическую независимость страны обеспечивают отрасли машиностроения и химии – генераторы научно-технического прогресса. Их доля должна составлять не менее 30 и 15 процентов, соответственно. Основываясь на мировом опыте, исходя из растущей нестабильности рыночной ситуации, в число индикаторов безопасности экономического развития необходимо выдвинуть уровень диверсификации производства и экспорта. Для этого требуется включение коэффициента диверсификации в число контрольных индикаторов экономической безопасности. Как показывает анализ развития ведущих стран мира, величина этого коэффициента в условиях современного рынка должна составлять от 130 до 150, а в России этот показатель в производстве не превышает 40, а в экспорте – меньше единицы.
Несмотря на то, что добавленная стоимость является одним из основных показателей, которые характеризуют эффективность экономики, ее способность к развитию и наращиванию благосостояния, на сегодня величина его в России является достаточно низкой и составляет менее 30%. Следовательно, для улучшения экономического благосостояния нашей страны и ее населения необходимо, как минимум, удвоить этот показатель.
Для осуществления коренных изменений в уровне перечисленных индикаторов необходимо обеспечить переход национальной экономики на инновационный путь развития, при котором должна значительно вырасти доля инновационной продукции (не менее 50 %). В состав индикаторов инновационного развития следует ввести и долю нематериальных активов в общей стоимости активов предприятий. Отставание России по этому показателю достигло критического уровня (0,2 % против 70 % в развитых странах).
Для достижения высокого уровня экономической безопасности в обязательном порядке необходимо учитывать и финансовые индикаторы. Доля инвестиций в ВВП должна находиться в пределах от 25 до 35 % от ВВП, что, учитывая мировой опыт, обеспечит поддержание эффективного баланса между инвестированием в развитие и достижением приемлемого уровня потребления. При этом реальный совокупный капитал кредитных организаций должен составлять не менее 40–45 млрд. долл., то есть должен быть увеличен на 20–25 млрд. долл.
Немаловажную роль в обеспечении экономической безопасности России играет и рост уровня и качества жизни населения. При установлении соответствующих индикаторов следует ориентироваться на разработки комиссий ООН, в которых определяются параметры нормальной жизнедеятельности населения. Например, для обеспечения даже простого воспроизводства рабочей силы доля заработной платы в ВВП, опираясь на опыт ЕС, США и Японии, должна составлять от 50 до 75 % ВВП (реально в России она составляет около 30 %).
Для достижения целей, требующихся при обеспечении экономической безопасности страны, необходимы фундаментальные изменения в масштабах и структуре общественного производства, организации инновационной деятельности. Кроме того, важно обеспечить переход от развития, базирующегося на использовании природных ресурсов, к вектору развития, основанному на знаниях и информации. Для этого необходима разработка и осуществление всеобъемлющей системы мер, которые ориентировались бы на:
- четкое определение специализации национального хозяйства, для получения положительного результата по свертыванию неэффективных видов деятельности и мобилизации ресурсов на приоритетных направлениях развития. При экономическом выборе, необходимо во главу угла ставить имеющийся потенциал экономики и открывающийся в условиях глобализации доступ к ресурсам и рынкам других стран. Также важно учитывать общемировые тенденции экономического развития, не допускать возникновение высокой зависимости технологического развития страны и обеспечения населения товарами первой необходимости за счет импорта;
- преобразования в государственной политике, образовании, правовой базе, инфраструктурной составляющей, экономических взаимоотношениях предприятий и организаций, осуществляющих научную и производственную деятельность, обеспечивающих создание полноценной национальной инновационной системы и условий ее эффективного функционирования;
- совершенствование организационной архитектуры экономики в направлении сращивания научной и производственно-сбытовой деятельности, повышение эффективности производственно-стоимостной цепочки создания законченной ценности для потребителя и укрепления конкурентного потенциала российских предприятий и организаций на мировом рынке;
- втягивание предприятий и организаций, осуществляющих научную и производственную деятельность в систему рыночных отношений, предполагающее на первом этапе перенос акцентов с преимущественной государственной поддержки научной сферы на поддержку перспективных предприятий реального сектора с целью преодоления их кризисного состояния и достижения ими приемлемого уровня конкурентоспособности. В будущем данная мера введет их в состав полноценных участников рыночных отношений и основных заказчиков, инвесторов и потребителей инноваций;
- формирование современной инфраструктуры экономики. Данная мера обеспечит научно-техническим организациям и предпринимательским структурам приемлемые условия для ведения бизнеса и доступ к необходимым ресурсам. Кроме того, будут созданы условия для установления прямых и опосредованных связей между всеми участниками научной и производственно-сбытовой деятельности как в России, так и в рамках мирового хозяйства;
- рост значимости геоэкономических технологий в решении внутренних проблем развития. Данная позиция позволит использовать открывающиеся возможности во многих вопросах, в том числе в доступе к ресурсам и рынкам других стран, потенциалу и компетенциям зарубежных партнеров.
Успешность реализации мероприятий, направленных на развитие системы национальной экономической безопасности России, во многом будет определяться тем, насколько они будут дополнены соответствующими преобразованиями и усилиями в различных сферах. При этом одним из важных условий является учет мирового опыта в данной области, применительно к особенностям развития нашей страны.