Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:22, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня первоочередными вопросами безопасности государства в экономической сфера становится защита отечественного продовольственного рынка, валютный кризис и приток иностранных скупщиков. В связи с этим, разработка продуманной концепции экономической безопасности является жизненно важным условием выживания экономической системы Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………………………..5
1.1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь……….5
1.2. Важнейшие компоненты экономической безопасности страны..........10
2. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ………………..........19
2.1. Критерии и показатели экономической безопасности…………..…....19
2.2. Институциональные основы системы экономической безопасности..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….………..37
Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.
Из этого можно сделать два вывода: Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д. Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. [4, с. 329]
К наиболее важным сферам экономической системы, в которых реализуется процесс обеспечения экономической безопасности, относятся: производственная, продовольственная, внешнеэкономическая, финансовая, социальная и инфраструктурная.
Производственная безопасность рассматривается как защищенность экономических интересов (субъекта хозяйствования, общества и государства) в производственной сфере, то есть в процессе создания материальных благ и услуг, от потенциальных угроз. Соответственно, целью обеспечения производственной безопасности является создание условий для стабильности функционирования производственных структур (отраслей, предприятий, фирм) и выпуска конкурентоспособной продукции с максимально эффективным использованием всех имеющихся ресурсов.
Для Республики Беларусь в условиях становления и развития цивилизованных рыночных отношений обеспечение экономической безопасности в производственной сфере является стержневой основой реформирования всего народнохозяйственного комплекса и общества, приоритетной задачей национального развития.
Продовольственная безопасность – это такое состояние агропромышленного комплекса, при котором обеспечивается реализация жизненно важных интересов по удовлетворению потребностей личности, общества в необходимых для жизнедеятельности продуктах питания. Продовольственная безопасность выступает важнейшей качественной характеристикой экономической системы, определяющей нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами, развитие АПК и всего народного хозяйства. [7, с. 189]
Экспорт и импорт сельскохозяйственных товаров и продовольствия (прежде всего, зерна) остаются важнейшими сферами мировой экономики, в которых активное вмешательство государства является основополагающим фактором ценообразования и обмена продукцией, предопределяя высокую степень политизации данного сектора межгосударственных экономических связей.
Проблема продовольственной безопасности решается в развитых и развивающихся экономиках совершенно по-разному. Правительства промышленно развитых стран мира придают общегосударственное значение развитию национального сельского хозяйства и обеспечению населения продовольствием. Для стран Запада не существует единых критериев продовольственной безопасности, включая желательный уровень самообеспеченности. Выработка этих критериев зависит от экономического потенциала конкретной страны, природно-климатических условий, уровня развития науки и техники, традиций в питании. Развивающимся странам предстоит использовать любые возможности для наращивания собственного производства пищевых продуктов и повышения обеспеченности продовольствием. В целях достижения мировой продовольственной безопасности Продовольственная и Сельскохозяйственная организация ООН рекомендует также наращивать объемы продовольственных ресурсов многим государствам, имеющим сравнительно высокий уровень производства.
Для Республики Беларусь продовольственная безопасность является не только условием сохранения суверенитета и независимости государства, но и фактором поддержания конъюнктуры национального и региональных продуктовых рынков, обеспечивающих достаточный уровень сбалансированного питания населения и эффективного развития внешнеторговых продовольственных и сырьевых связей, усиление экспортной ориентации агропромышленного комплекса. [7, с. 190-191]
Внешнеэкономическая безопасность – это создание условий для оптимального врастания национальной экономики в международное разделение труда и достижения баланса экономических интересов во внешнеэкономической деятельности. Наиболее актуальным в этом отношении является преодоление негативных факторов международного экономического развития, противоречий между интересами национальных субъектов хозяйствования и иностранными партнерами.
Внешнеэкономические связи должны обеспечивать создание максимально благоприятных условий для использования преимуществ международных интеграционных процессов в процессе стабилизации и восстановления прогрессивных тенденций развития экономической системы Беларуси. Они должны способствовать повышению конкурентоспособности отечественного производства и органичному, недискриминационному встраиванию его в мировое хозяйство, обеспечивать гарантированную защиту национальных интересов на внутреннем и мировых рынках и эффективное снижение степени уязвимости Беларуси от внешнеэкономических угроз. [9, с. 14]
На эффективность внешнеэкономической деятельности непосредственное влияние оказывают угрозы резкого падения цен на важные экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемую продукцию. Такие резкие скачки цен при высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния национальной экономики. Кроме того, достаточно серьезной представляется проблема высокой степени ее зависимости от поставок отдельных видов продукции (например, энергоресурсов и комплектующих) из одной страны или группы стран. Такая объективная и особенно искусственно усиливаемая зависимость создает условия для политического давления на республику. Нельзя также допустить высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая давала бы кредиторам возможность навязывать Беларуси выгодную им экономическую политику. Поэтому задачи обеспечения внешнеэкономической безопасности требуют проведения разнонаправленной, многовекторной внешнеэкономической политики с целью минимизации последствий односторонней зависимости экономики республики от какой-либо страны. [9, с. 15]
Важным фактором экономической безопасности при открытой экономике выступает высокая конкурентоспособность продукции, позволяющая поставлять ее на мировые рынки в таких количествах, которые обеспечивали бы получение иностранной валюты в объемах, достаточных для оплаты возрастающего импорта. Конкурентоспособность производства должна содействовать не только расширению экспорта, но и более успешному соперничеству с иностранными поставщиками на внутреннем рынке.
В стратегическом плане поддержание высокой конкурентоспособности на мировых рынках продукции отраслей машиностроения, особенно наукоемких, роль которых в мировом хозяйстве возрастает, может опираться только на высокоразвитый национальный научно-технический потенциал.
С точки зрения экономической безопасности, необходимо рассматривать и вопрос о привлечении иностранных инвестиций в нашу экономику, которые при определенных условиях могли бы послужить подъему в некоторых областях промышленности и сельского хозяйства, а, следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.
Но, принимая меры к существенному увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты экономической безопасности. Во-первых, с учетом наших экономических и оборонных интересов следует определять не только отрасли, приоритетные для иностранных инвестиций, но и отрасли, закрытые для них, или сферы, где иностранные вложения ограничиваются и регулируются на основе лицензирования. Во-вторых, механизм привлечения иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям иностранными субъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок тех или иных объектов, составляющих наше национальное богатство. В-третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранных финансовых ресурсов. [9, с. 16]
Таким образом, структура национальных внешнеэкономических интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют все отечественные субъекты внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей обеспечения внешнеэкономической безопасности Беларуси является поиск оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов.
Финансовая безопасность – это такое состояние финансовой системы, при котором обеспечивается стабильное функционирование системы связей и отношений как между национальными субъектами хозяйствования, так и с мировым рынком.
На 01.01.2004 г. государственный долг Республики Беларусь (внешний и внутренний, включая гарантии Правительства) составил 10,3 % ВВП при пороговом значении экономической безопасности 60 % ВВП.
Республиканский бюджет за 2003 г. исполнен по доходам на 97,5 % к годовому плану, по расходам — на 90,8 %. Дефицит консолидированного бюджета составил 1,6 % по отношению к ВВП при пороговом значении — 5 %. Рентабельность реализованной продукции работ, услуг в экономике в целом составила 9,1 %, в промышленности — 12 %. Пороговое значение этого показателя (ниже которого становится невыгодным развитие производства) — 12 % . В промышленности самая низкая рентабельность была в легкой (4,3 %) и пищевой (6,0 %) отраслях, тогда как в топливной промышленности — 29,8 %. Удельный вес убыточных предприятий составлял 27,2 %, в промышленности — 23,5, в сельхозяйстве — 57,9 %.
Для обеспечения финансовой безопасности необходимо снизить инфляцию, что имеет первостепенное значение для общей сбалансированности финансовых потоков и равновесия в экономике. Уровень цен отражает конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. В Республике Беларусь уровень инфляции (декабрь к декабрю) снизился с 46,1 % в 2001 г. до 25,4 % в 2003 г. при пороговом значении экономической безопасности 20 %. [7, с. 414]
Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется через реализацию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а также через политику в области валютного регулирования, которые в совокупности определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики. Оно напрямую зависит от создания законодательно закрепленных условий хозяйственной деятельности, контроля со стороны государственных, в том числе и правоохранительных органов за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности.
Социальная безопасность – это наличие в государстве оптимального соотношения интересов личности, социальных групп и всего общества в сфере реализации их материальных и духовных потребностей. Устойчивое, стабильное развитие социальной системы – одно из главнейших условий национальной безопасности. Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому существованию государства, его безопасности. Предотвращение таких угроз зависит от проводимой в государстве активной социальной политики как основы социальной безопасности.