Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 15:27, реферат

Краткое описание

1.Понятие экономической безопасности страны.
2. Характеристика основных типов угроз экономической безопасности страны.
3.Источники угроз экономической безопасности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Губин ЭБ.docx

— 45.06 Кб (Скачать файл)

- в состоянии и эффективности использования производственного инновационного и научно-технического потенциала страны;

- в экономических отношениях хозяйствования и управления;

- в социальной сфере;

- в состоянии окружающей среды;

- в системе федеративных отношений и в региональной экономике.

Нарастающий спад производства и потеря рынков. Продолжающийся в России глубокий экономический кризис привел к резкому сокращению производства. Уже сами по себе масштабы спада представляют серьезную угрозу. Но более существенно то, что сокращение объемов производства ведет к неизбежному вытеснению отечественных производителей не только с мирового рынка, но и с внутреннего. Развитие процессов в данном направлении может приобрести необратимый характер, при котором производство даже при мощной финансовой и иной поддержке уже нельзя будет восстановить вследствие отсутствия рынка сбыта. Тем самым исчезает возможность возрождения и подъема отечественной экономики, а страна лишится шанса вернуться в число высокоразвитых держав.

Серьезную и весьма реальную угрозу экономической безопасности страны представляют свертывание фундаментальных исследований, распад научно- исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, резкое сокращение заказов на высокотехнологичную и вполне конкурентоспособную продукцию, "утечка мозгов" из страны. Не менее серьезной опасностью, хотя и не привлекшей к себе достаточного внимания, является уход высококвалифицированных специалистов и рабочих из сферы своей профессиональной деятельности в оказавшиеся более престижными и высокооплачиваемыми секторы экономики.

Существенно меняется структура промышленного производства, в котором все больше начинают преобладать сырьевые отрасли - топливная промышленность и металлургия - при сокращении удельного веса финишных отраслей - машиностроения, химической промышленности, а также легкой и пищевой промышленности. Не оправдались надежды на то, что рынок сам по себе, вне государственного регулирования и проведения целенаправленной селективной политики, в состоянии обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре производства. Не оправдались и расчеты на зарубежных инвесторов, поскольку сферы их интересов не совпадают с приоритетами экономической политики государства.

Поспешность в разрушении сложившихся структур и хозяйственных связей, обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, отказ от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям и практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания - все это подрывает базу для самообеспечения страны продовольствием. Постановка вопроса о самообеспеченности страны продовольствием отнюдь не означает проведение курса на автаркию и изоляцию от мирового рынка. Гибкая и эффективная защита отечественных производителей, регулирование соотношений, позволяющих весь импорт продуктов питания, возможности производства которых в стране крайне ограничены или вообще отсутствуют, покрывать экспортом таких продуктов питания, производство которых более эффективно. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство продовольствия неэффективным, ведут к увеличению доли ручного труда. Объем и удельный вес торговой части продовольственных ресурсов неуклонно снижаются, усиливается натурализация производства.

Все это создает угрозу потери производственной независимости страны, которая станет свершившимся фактом, если опасность не будет своевременно осознана и не будут предприняты радикальные меры по ее отражению.

К числу внутренних угроз социальной стабильности общества и в конечном счете экономической безопасности относится рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер. Конфликтность ситуации обостряется и тем, что растущая безработица накладывается на специфическую российскую ментальность населения. Она резко усиливает дискомфортность в положении людей, служит питательной средой для роста преступности. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза экономической безопасности страны.

В условиях нарастающего экономического кризиса и искусственного сдерживания деловой и инвестиционной активности руководство России все шире использует внешние заимствования для "латания дыр" в финансовой системе. Использование иностранных займов само по себе не является чем-то предосудительным и опасным. Напротив, оно может стать важным рычагом подъема экономики, ее технического перевооружения, повышения конкурентоспособности производимой продукции. Весь вопрос - в целевом использовании займов и в масштабах государственного долга. О неэффективности внешних заимствований наглядно свидетельствует сам ход экономического развития: продолжающийся спад производства, ухудшение его структуры, снижение инвестиционной активности в ряде стран с переходной экономикой. Резко повышается тяжесть бремени, связанная с ростом масштабов внешнего долга и расходов по его обслуживанию. Особую тревогу вызывает ориентация на покрытие дефицита бюджета за счет внешних займов.

Все это происходит на фоне масштабного и слабо контролируемого оттока валютных средств, размещаемых в западных банках. Таким образом, налицо развитие процессов, представляющих серьезную угрозу независимости и экономической безопасности страны.

В государственной стратегии экономической безопасности РФ указывается, что наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации  населения и повышение уровня  бедности, что ведет к нарушению  социального мира и общественного  согласия. Достигнутый относительный  баланс социальных интересов  может быть нарушен в результате  действия следующих факторов:

а) расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

б) увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

в) рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

г) задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры  российской экономики, обусловленная  такими факторами, как:

а) усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

б) отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

в) низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

г) свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

д) снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

е) завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

ж) приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

з) рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности  социально-экономического развития  регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

а) объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

б) нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

в) увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и  хозяйственной деятельности, вызванная  в основном такими факторами, как:

а) рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

б) сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

в) ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

В последние годы резко ухудшается криминогенная ситуация в экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.

В дополнение к нерешенным проблемам в последние годы добавились новые кризисы - бюджетный, неплатежей, расчетов, инвестиционный, долговой, банковский.

Глобальные процессы, связанные с переделом мира, тесно связаны с экономикой и финансами. Россия, обладающая значительным ресурсным потенциалом, становится все более привлекательной для экономической экспансии на фоне стремительного развития международной преступности и терроризма, наркотизации многих регионов земного шара. Энергичные меры, предпринятые президентом и его администрацией, а также Правительством РФ, позволили значительно укрепить экономическое положение России, уменьшить остроту угроз ее экономической безопасности. Выступая на расширенном заседании Госсовета с программной речью «О стратегии развития России до 2020 года», В.В. Путин отметил, что за последние восемь лет объем иностранных инвестиций вырос в семь раз, а капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. - в 22 раза. Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в пять раз. Реальные доходы людей выросли в 2,5 раза. Пенсии - также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в два раза.

Вместе с тем в инвестиционной сфере отмечаются тревожные тенденции. Так, в 2007 г. в страну пришло $120 млрд. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше чем в 2006 г. Однако не может не насторожить тот факт, что по объему накопленных инвестиций первые три места занимают Кипр, Нидерланды и Люксембург, затем идут Германия, Великобритания, США и Франция, а на восьмом месте - Британские Виргинские острова. Становится ясно, что в Россию под видом иностранных инвестиций возвращаются российские же капиталы.

Несмотря на то что в целом наметилась положительная динамика снижения инфляции, она значительно превысила прогнозные показатели. Так, инфляция в России по данным Росстата в процентах по годам выглядит следующим образом: 2007 г. - 18,6%;. 2008 г. - 15,1%; 2009 г. - 12%; 2010 г. - 11,7%; 2011 г. - 10,9%: 2012 г. - 9%; 2013 г. - 11,9%; 2014 г. - 15%.

В стране остается недопустимо высокий уровень теневой экономики. Ее масштабы по разным методикам подсчета составляют от 30-40% до 80% от всей экономики (использование двойной бухгалтерии, «черный нал», откаты чиновникам, другой нелегальный инструментарий). Теневая экономика представляет собой реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, поскольку выводит значительную часть экономики страны из-под контроля государства, способствует криминализации отечественной экономики и выступает как один из основных источников финансовой подпитки организованных преступных групп и сообществ, террористических и экстремистских формирований и организаций.

Огромный урон экономической безопасности страны наносит отъем собственности криминальными структурами. Только в Москве ежегодно меняют собственников силовым путем порядка 300 фирм, фабрик, заводов.

Серьезная проблема, подрывающая экономическую безопасность страны, - коррупция. Нужно повышать денежное содержание чиновников, развивать институты гражданского общества и свободу средств массовой информации, совершенствовать законодательство.

Другая проблема, которая наносит серьезный урон экономической безопасности, - миграция. Ежегодно миллиарды рублей скрываются от налогообложения и перечисляются гастарбайтерами в страны ближнего зарубежья. В России насчитывается от 5 до 7 млн нелегалов. Больше всего мигрантов из Узбекистана - 17,5%, на втором месте Китай (15,5%), многие приезжают также с Украины, из Молдавии, Азербайджана, Армении, Грузии.

Не менее остро стоит и проблема борьбы с изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков. По данным МВД РФ, только в 2008 г. в нашей стране было зарегистрировано 28 519 преступлений, связанных с подделкой и сбытом фальшивых денег, - на 9,5% больше, чем в 2007 г. Была разоблачена 51 преступная группа, занимавшаяся изготовлением и сбытом фальшивых денег. Было изъято 55 комплектов печатного оборудования, 1602 человека привлечены к уголовной ответственности. Ущерб, нанесенный фальшивомонетчиками, составил 5 191 755 000 рублей.

Начиная с 1996 г. в стране ежегодно резко увеличивается количество воровства с пластиковых карт. По данным УБЭПа, в РФ 34% воруют с поддельных карт, 33% -- с украденных, 10% -- с утерянных, прочие варианты составляют 23%. За последние пять лет количество преступлений с пластиковыми карточками в России увеличилось в шесть раз. Размер ущерба стабильно держится на уровне $2-3 млн в год.

Информация о работе Экономическая безопасность страны