Экономическая безопасность экономики Республики Беларусь: оценка состояния, проблемы, стратегия обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:37, реферат

Краткое описание

Главная задача в сфере обеспечения экономической безопасности в 2011–2015 годах состоит в осуществлении мер, направленных на мониторинг состояния и угроз экономической безопасности, выявление причин выхода показателей экономической безопасности за пределы коридора, принятие своевременных упреждающих и противодействующих мер по ограничению эскалации негативных явлений и процессов в социально-экономической сфере страны, вызванных внешними и внутренними угрозами.

Вложенные файлы: 1 файл

1_Экономическая безопасность РБ.docx

— 24.43 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономической  теории

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

по дисциплине: Промышленная политика и экономическая                 безопасность

на тему: Экономическая безопасность экономики Республики Беларусь: оценка состояния, проблемы, стратегия обеспечения

 

Семинар №1

 

 

Студент                                                                                           Т.Э. Жданько

ФМЭО, 5-й курс, ДАП-1               

Руководитель                                                                            В.Н. Ермашкевич

д. э. н., профессор                

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

Экономическая безопасность экономики  Республики Беларусь: оценка состояния, проблемы, стратегия обеспечения

экономическая безопасность показатель

Основными национальными интересами в экономической  сфере в соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь являются [1]:

- повышение  благосостояния населения страны  на основе экономического роста  и конкурентоспособности белорусской  экономики, устойчивого инновационного  развития, инвестиций в человеческий  капитал, модернизации экономических  отношений, снижения себестоимости,  импорто- и материалоемкости производимой продукции;

- сохранение  устойчивости национальной финансовой  и денежно-кредитной систем;

- снятие  дискриминационных барьеров при  доступе белорусских субъектов  хозяйствования на мировые рынки  товаров, услуг, информации, технологий  и финансовых (в том числе кредитных)  ресурсов;

- обеспечение  уровня энергетической безопасности, достаточной для нейтрализации  внешних энергетических шоков;

- реструктуризация  и повышение эффективности аграрного  сектора экономики в целях  поддержания гарантированного уровня  продовольственной безопасности;

- трансфер  современных технологий в экономику  страны преимущественно за счет  прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных  ресурсов.

Наибольшее  внимание будет уделено угрозам, связанным с прохождением пиковых  значений выплат по внешнему долгу (2012–2014 годы), дефицитом внешней торговли (который не может быть ликвидирован в короткие сроки вследствие инерционности  отраслевой структуры экономики, имеющей  высокую импортоемкость), недостаточной устойчивостью финансового состояния реального сектора экономики, высокой степенью зависимости от внешних поставок энергоресурсов, в целом недостаточной конкурентоспособностью экономики и эффективностью механизмов инновационного развития.

Допустимые  уровни изменения важнейших показателей  экономической безопасности (пороговые  значения) определяют тот коридор, в  котором должна развиваться экономика  Республики Беларусь в текущем пятилетии.

Важное  значение для формирования такого коридора имеют следующие показатели: уровень  малообеспеченности, внутренние затраты на научные исследования и разработки, коэффициент обновления основных средств, сальдо внешней торговли, отношение платежей по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета, уровень золотовалютных резервов, то есть те показатели, по которым либо превышено пороговое значение, либо есть вероятность существенного его превышения [1].

Главная задача в сфере обеспечения экономической  безопасности в 2011–2015 годах состоит  в осуществлении мер, направленных на мониторинг состояния и угроз  экономической безопасности, выявление  причин выхода показателей экономической  безопасности за пределы коридора, принятие своевременных упреждающих  и противодействующих мер по ограничению  эскалации негативных явлений и  процессов в социально-экономической  сфере страны, вызванных внешними и внутренними угрозами.

В сфере  социальной безопасности планируется  обеспечить соблюдение пороговых значений малообеспеченности, что должно способствовать сохранению стабильности в обществе, недопущению деструктивных социальных процессов. В 2015 году прогнозируется уровень малообеспеченности 5–6 процентов при пороговом значении не более 10 процентов. Этому будет способствовать реализация мер по повышению эффективности системы социальной поддержки граждан, неконкурентоспособных на рынке труда, недопущению роста уровня малообеспеченности при одновременном улучшении качества жизни населения с низкими доходами, усилению адресности оказания социальной помощи, повышению эффективности государственных пенсионных расходов, установлению величины государственных минимальных социальных гарантий на уровне, обеспечивающем дальнейшее снижение доли малообеспеченных среди пожилых и инвалидов, поддержанию размеров пенсионных выплат с учетом экономического развития страны, а их реального содержания – в увязке с ростом заработной платы и изменением стоимости жизни, развитию системы государственных социальных стандартов [1].

Обеспечение сбалансированного со спросом предложения  рабочих мест на рынке труда, территориальной  мобильности трудовых ресурсов, стимулирование роста занятости на основе создания новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах  и сфере услуг, формирование кадрового  потенциала в соответствии с потребностями  развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей  силы, повышение социальной ответственности  за результаты труда позволят сохранить  в 2015 году уровень зарегистрированной безработицы 1,5–2 процента (при пороговом  значении 8 процентов).

В сфере  инновационно-инвестиционной безопасности будет существенно повышена доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВВП (2015 год – 2,5–2,9 процента, против 0,61 процента в 2010 году), одновременно существенно возрастет их эффективность. Предстоит активизировать все типы инноваций. Улучшить ситуацию в данной сфере предполагается за счет следующих мер: расширение внебюджетных источников финансирования, широкое использование венчурных и страховых фондов, ускорение процесса технологических инноваций на основе формирования национальной инновационной системы, формирование рынка научно-технической продукции, расширение экспорта объектов интеллектуальной собственности, обновление материально-технической базы науки, организация технологических парков мирового уровня, способных реализовать масштабные инновационные проекты, развитие инновационной инфраструктуры, страхование инновационных рисков.

Совершенствование законодательной базы инвестиционной сферы, повышение эффективности  реализации приоритетных инвестиционных проектов, привлечение в экономику  прямых иностранных инвестиций, развитие института инвестиционных агентов  в Республике Беларусь позволят увеличить  долю инвестиций в основной капитал  в ВВП в 2015 году до 37,5 процента, что  обеспечит осуществление модернизации и повышение конкурентоспособности  национальной экономики, повышение  коэффициента обновления основных средств  до 7,5, рентабельности продаж в промышленности – до 14–15 процентов в 2015 году, удельного  веса инновационной продукции в  организациях, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной  продукции до 20–21 процента [1].

В сфере  внешнеэкономической безопасности предстоит решить главную задачу – выровнять баланс внешней торговли товарами и услугами, уйти от зависимости от одной страны во внешнеторговом обороте. В связи с этим на 2011–2015 годы выстроена траектория последовательного сокращения дефицита внешней торговли, в соответствии с которой в 2014 году будет ликвидирован дефицит, а в 2015 году сальдо внешней торговли товарами и услугами станет положительным (0,5–0,6 процента к ВВП).

Решение поставленной задачи будет обеспечено за счет опережающего развития экспорта (по сравнению с ростом ВВП) и замедления темпов роста ввоза в страну потребительских  и промежуточных товаров по отношению  к темпам роста ВВП. Этому будет  способствовать осуществление страновой и отраслевой диверсификации внешнеторговых отношений, расширение участия Республики Беларусь в интеграционных процессах и активизация сотрудничества с международными экономическими организациями, совершенствование условий создания и функционирования совместных и иностранных коммерческих организаций, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, повышение конкурентоспособности экспортоориентированных предприятий, наращивание объемов экспорта товаров и услуг, совершенствование механизмов поддержки отечественных товаропроизводителей, импортозамещение и снижение импортоемкости производства и повышение в экспорте доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, развитие инфраструктуры внешней торговли, в том числе товаропроводящих сетей, современных систем информационно-маркетинговой поддержки, электронной торговли, глобальных телекоммуникационных сетей.

В целях  внешнеэкономической безопасности будет продолжена реализация ряда мер  по выравниванию условий хозяйствования с сопредельными государствами, осуществлению перспективных высокотехнологичных экспортоориентированных проектов, дальнейшему развитию импортозамещающих производств.

В сфере  финансовой безопасности предстоит  обеспечить финансовую стабильность во всех секторах экономики. Необходимо повысить рентабельность продаж и эффективность  использования средств государственного бюджета [1].

Положительное влияние на финансовые возможности  реального сектора экономики  окажут меры макроэкономического характера, направленные на снижение уровня инфляции, поддержание стабильного обменного  курса белорусского рубля, осуществление  сбалансированной кредитно-денежной поддержки, в том числе в отраслях, работающих на внутренний рынок, создание эффективной  налоговой системы и усиление ее стимулирующего влияния на устойчивое социально-экономическое развитие, поддержание жестких бюджетных  ограничений в деятельности субъектов  хозяйствования, обеспечение своевременного исполнения финансовых обязательств (платежная  дисциплина), ликвидация перекрестного  субсидирования, снижение энергоемкости  и материалоемкости производства.

Совершенствование институциональной структуры банковского  сектора посредством привлечения  национальных и иностранных инвесторов, прежде всего из частного сектора, создание стимулов для реорганизации малых  и средних банков в более крупные  институциональные единицы, отказ  от кредитования на нерыночных условиях позволят повысить устойчивость банковской системы.

В целях  ослабления влияния на экономическую  безопасность государственных платежей по внешнему долгу страны будут осуществляться следующие меры: погашение и обслуживание внешнего долга путем его рефинансирования, то есть привлечения новых заимствований, что обеспечит возможность непревышения порогового значения бюджетных средств, направляемых на обслуживание внешнего государственного долга, привлечение прямых иностранных инвестиций (в первую очередь в валютоокупаемые проекты), поддержание жестких бюджетных ограничений во всех секторах экономики, создание условий для реинвестирования доходов нерезидентов в экономику Беларуси.

Повышение золотовалютных резервов до 3 месяцев  импорта позволит создать потенциал  сдерживания деструктивных процессов  на валютном рынке в результате превышения спроса на валюту над ее предложением, движения валютных курсов, быстрого увеличения рублевого предложения и шокового спроса на валюту со стороны импортеров.

Ослабление  угроз энергетической безопасности будет осуществляться посредством  проведения энергосберегающей политики и повышения энергоэффективности экономики, внедрения современных энергосберегающих технологий, диверсификации источников получения энергоресурсов, реализации совместных проектов с различными странами по транспортировке, переработке и добыче энергоносителей, использования альтернативных энергоносителей с расширением местных источников энергии, увеличения стратегических запасов импортируемых видов топлива, главным образом природного газа. Реализация намеченных мер будет способствовать снижению энергоемкости ВВП не менее чем на 50 процентов к уровню 2005 года [1].

Удельный  вес собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива  государства в 2015 году составит 28–30 процентов. Доля доминирующего поставщика энергоресурсов в валовом потреблении  топливно-энергетических ресурсов уменьшится до 70–71 процента.

Обеспечение продовольственной безопасности предусматривает  динамичное развитие агропромышленного  комплекса на основе повышения его  эффективности, расширения собственного производства в целях обеспечения  населения продовольствием, а промышленности – сырьем в объемах, необходимых для устойчивого развития, увеличения экспорта и сокращения доли импорта до рационального уровня. В объеме розничного товарооборота продовольственных товаров доля импорта в 2015 году составит 16–17 процентов [1].

Укреплению  продовольственной безопасности будет  способствовать сокращение количества низкорентабельных и убыточных  организаций сельского хозяйства, углубление региональной и отраслевой специализации, кооперации и интеграции с формированием разноуровневых узкоспециализированных и многоотраслевых продуктовых объединений, улучшение финансового положения хозяйствующих субъектов, в том числе на основе перехода на регулирование закупочных цен путем установления базисных минимальных гарантированных цен, расширение рыночных форм ценовой поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, снижение материальных затрат, направление финансовых ресурсов исключительно эффективно работающим хозяйствам и на поддержку приоритетных направлений, повышение качества и безопасности продуктов питания при умеренном росте цен на них.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 // Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь: http://president.gov.by
  2. Бендиков М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – №2. – С. 17-30.
  3. Козаченко Г. В., Пономарьов В. П., Ляшенко О. М. Экономическая безопасность: сущность и механизм обеспечения: Монография. – К.: Лібра, 2003. – 280 с.
  4. Пономарев В.П. Экономическая безопасность: сущность и критерии оценки // Экономический вестник. – Т.2. – 2008. – №5. – С. 90-96.

Информация о работе Экономическая безопасность экономики Республики Беларусь: оценка состояния, проблемы, стратегия обеспечения