Экономическая дипломатия во внешней политике Федеративной Республики Германия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение эффективности механизмов дипломатии при реализации экономической составляющей внешней политики государства на примере Федеративной Республики Германия.
В соответствии с данной целью задачами исследования являются:
выявить и систематизировать основные теоретические подходы к определению понятия «экономическая дипломатия» и ее места во внешней политике на современном этапе и на основе проведенного анализа предложить авторское определение;
охарактеризовать современные тенденции развития дипломатии при реализации экономической составляющей внешней политики;
выявить основные факторы, предопределяющие особенности формирования и развития экономической дипломатии ФРГ

Вложенные файлы: 1 файл

на распечатку.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Вместе  с  тем расходы на сотрудничество с  развивающимися странами при правительстве  Шрёдера/Фишера сократились в 2003 г. примерно до 0,21% ВВП и имеют тенденцию  к дальнейшему сокращению.8 Фактически они составили менее одной трети от рекомендованных Организацией экономического сотрудничества и развития 0,7% ВВП. Основной упор при этом делался на финансирование образования и подготовки кадров, борьбы с бедностью, охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов. Выбор получателей помощи определялся в значительной мере критериями политической стабильности и, естественно, экономическими интересами Федеративной Республики, Параллельно ФРГ сокращает число стран, с которыми имеет кооперационные связи. Цель — повышение эффективности экономической помощи. Их число снизилось в последнее время со 118 до 70.

Несмотря  на серьезные структурные изменения  в мировом раскладе сил, в немецкой внешней политике на рубеже веков  наряду с некоторыми коррективами наблюдается  устойчивая тенденция, сложившаяся на протяжении многих десятилетий. Германия стала после объединения «центральной европейской державой», но продолжает следовать курсом преемственности. Как объяснить этот феномен? Является ли он результатом уроков истории, как неоднократно подчеркивал канцлер Г. Шредер? «Поскольку германский суверенитет долгие годы был ограничен, − говорил он, − эту политику "собственного просвещенного интереса" Федеративная Республика, возможно, лучше выучила и лучше должна была учить, чем какая бы то ни было другая страна». Министр иностранных дел ФРГ И. Фишер также указывал на то, что уроки истории и сила традиции, преемственности важнее для германской внешней политики, нежели происходящие перемены. Или причина заключается в том, что Германия опасается, как бы некоторые из ее партнеров не мобилизовали противодействующие силы, если будут воспринимать германский фактор в Европе как излишне доминирующий, играй она сознательно роль «центральноевропейской державы»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Экономическая дипломатия в российско-германских отношениях: состояние и перспективы.

Сотрудничество  Германии и России имеет глубокие корни: с начала XVII века Германия решала свои геостратегические задачи с  участием и даже с помощью России. Можно утверждать, что союз Германии и России в определенной степени обеспечил для Германии отражение турецкой, шведской и французской военных угроз, два объединения Германии – в 1871 и 1989 годах, восстановление экономической и военной мощи Германии после первой мировой войны. России же союз с Германией обеспечил мирное развитие и успешное государственное строительство на протяжении XVII-XIX веков.

На современном  этапе Германия является крупнейшим торговым и финансовым партнёром  России. На долю Германии приходится 17,5% общего объема внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья и около 30% от объёма финансовых обязательств России промышленно развитым странам Запада. Поставками из Германии покрывается около 40% российского импорта машин и оборудования, 33% – обуви кожаной, 18% – медикаментов, 12% – мяса и мясопродуктов. Примечательно, что Германия остается крупнейшим торговым партнером России, в то время как Россия не входит в список основных торговых партнеров Германии, что объясняется колоссальной разницей в масштабах экономик этих стран. Так, в 2000 году Германия занимала первое место среди экспортных и импортных партнеров России: импорт России в Германию составил 9% общего объема российского вывоза, а экспорт – 11,5%, при этом рост положительного сальдо торгового баланса для России продолжается. Доля России же в товарообороте Германии составляет лишь около 2%.

Обширные  и устойчивые связи с германскими  контрагентами, а также довольно благоприятный торгово-политический режим взаимоотношений позволяют и в перспективе сохранять и даже усиливать роль Германии как ведущего торгово-политического партнёра России. Степень и характер заинтересованности России и Германии в стабилизации и дальнейшем наращивании экономического сотрудничества обусловлены мощным экономическим и научно-техническим потенциалом обеих стран, «взаимодополняемостью» их экономик и географической близостью.

Одна из традиционных проблем Германии – импортная  зависимость по основным видам сырья. Около 80% потребности в сырье Германии покрывает за счет импорта. Поэтому особенности российской экономики создали базу для экономического сотрудничества России и Германии, а это яркий пример взаимодействия стран на основе международной специализации производства. На германском рынке в последние годы реализуются около 25% совокупного объема российского экспорта природного газа, проката черных металлов, 20% нефти, обработанных лесоматериалов и картона. Удельный вес России в удовлетворении импортных потребностей Германии в среднем составляет лишь около 1,5%, хотя по отдельным товарам этот показатель значительно выше. На долю российских поставок приходится почти 45% общего объёма импорта в Германию природного газа, 40% антрацита, 25% нефти, 23% древесной целлюлозы хвойных пород, от 10 до 40% различных наименований цветных металлов, около 10% дизельного топлива, свыше 4% черных металлов.9

В структуре  российского экспорта и импорта  доля готовых товаров, составляет соответственно 7,6% и 79,2%, в том числе машин и  оборудования 1,5% и 48%. В экспорте, кроме  нефти и природного газа, значительные объемы поставок составляют цветные металлы, химические продукты, черные металлы, ферросплавы, целлюлоза, пиломатериалы, из машинно-технических изделий – автомобили, станки, электротехника, приборы и инструменты, оптика. На стороне импорта, кроме машин и оборудования, крупными позициями являются также товары народного потребления и продовольствие.

Торгово-политические условия для экономического сотрудничества между Россией и Германией  оцениваются, в целом, благоприятно. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС закрепляет действующий между Россией и Германии торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации торговли с Россией. Продолжает действовать и общая система преференций по отношению к российскому экспорту, хотя она претерпела значительные изменения. Объем преференций в последние годы поэтапно снижался. В то же время действуют защитные меры: антидемпинговые процедуры, количественные ограничения, в том числе по российскому экспорту стальных изделий. Кроме того, все более серьезным барьером на пути российских товаров, особенно машинно-технических изделий, становятся нетарифные ограничения: строгие нормы и стандарты, в первую очередь, по безопасности и экологичности.

Примерно 32% общего объема иностранных инвестиций в экономику России составляют инвестиции Германии, но лишь 8,2% из них – прямые. Вложение капитала производится сдержанно, причем преимущественно в сферу  торговли и услуг. Среди перспективных  и наиболее крупных инвестиционных проектов сотрудничества можно выделить следующие: сооружение газопровода «Ямал-Европа»; строительство скоростной магистрали «Берлин-Баршава-Минск-Москва»; создание на Ульяновском автозаводе совместного производства малотоннажных автомобилей, джипов и дизельных двигателей; модернизация Оскольского меткомбината; модернизация пермского и других НПЗ. На территории России действуют более 2 тысяч совместных российско-германских предприятий, большая часть которых находится в Москве и Санкт-Петербурге. С целью объединения усилий немецких фирм по инвестиционному изучению и освоению российского рынка немецкие партнеры создали в марте 1995 году в Москве Союз представителей немецкой экономики в России, еще раньше было создано Представительство немецкой экономики. С другой стороны, российские предприятия и организации все активнее стремятся внедриться в германскую экономику, участвовать в приватизации, осуществлять прямые инвестиции. Наибольшую долю российских инвестиций в экономику Германии составляют вложения АО «Роснефть» в строительство нефтеперегонного завода «Лейна-Рафинери-2000» и РАО «Газпром» по участию в проектах фирмы «Винтерсхалл» в газовой промышленности Германии.10

Серьезной проблемой, тормозящей и обременяющей торгово-экономические  связи с Германией, является текущая коммерческая задолженность около 600 немецким фирмам – порядка 0,5 млрд. долларов. Германия является крупнейшим кредитором России. Кредитная задолженность России Германии регулируется в рамках Парижского и Лондонского клубов стран-кредиторов. Предпочтительные для немецкой стороны условия погашения задолженности предполагают подписание соглашения о реструктуризации задолженности, выдача векселей, обмен долгов на акции российских предприятий, а также прямое погашение задолженности. Вместе с тем для России среди задач по эффективному использованию кредитов Германии являются: тщательный отбор проектов сотрудничества, установление приоритетов с точки зрения общегосударственных интересов, поиск узких мест в решении авансовых платежей, совершенствование внешнеэкономического законодательства улучшающего инвестиционный климат в России.

Основным  организационным инструментом экономического сотрудничества России и Германии является постоянный Консультационный Совет  по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, цель которого – содействие развитию торгово-экономических связей между двумя странами на уровне правительств. Экономические связи между Россией и Германией в определенной степени приобретают региональный характер: расширяются экономические связи между отдельными субъектами РФ и землями Германии, особенно Северного Рейна-Вестфалии, Бранденбурга, Баварии, Баден-Вюртемберга. С другой стороны, Федеральное Ведомство Германии по особым задачам заключило в свое время рамочные кредитно-торговые соглашения с администрациями Пермской, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Свердловской областей, Татарией, Башкортостаном и Коми. В основу этих соглашений положена схема финансирования немецкого экспорта под гарантии «Гермеса» на базе бартера. Программы сотрудничества включают и проекты инвестиционного характера. Ряд крупных регионов России разработали перспективные программы сотрудничества с германскими партнерами. Отдельные субъекты Российской Федерации провели в Германии презентации своих регионов и проектов для сотрудничества.

В целом Германия рассматривает сегодня Россию как  равноценного партнера важнейших промышленно  развитых стран мира. Но, несмотря на сравнительно благоприятный торгово-политический режим, на пути российских товаров на германский рынок имеются и препятствия, такие как антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров, количественные ограничения по отношению к отдельным товарам, ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами. С другой стороны, торгово-политические условия, действующие в настоящее время в России, тоже имеют свои негативные стороны, влияющие на развитие торгово-экономических отношений с Германией. Они  сводятся к следующим проблемам: политическая и экономическая нестабильность, снижение экспортного потенциала, нестабильность внешнеэкономического законодательства, высокий уровень преступности в бизнесе, низкое качество и узость ассортимента экспортных товаров, сырьевая направленность экспорта.

Кроме того, Россия заинтересована в сотрудничестве с Германией, как с экономическим лидером Евросоюза. ЕС - важнейший экономический партнер России: 40% ее внешней торговли приходится на страны Союза, оттуда поступает более половины прямых инвестиций в Российскую экономику. Как утверждает немецкая сторона, «первостепенная цель германской и западной политики состоит в том, чтобы Россия стала частью новой Европы, и к этому мы будем дальше стремиться».

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Заключение

1. Теоретическую категорию «экономическая дипломатия» следует определить как систему политических отношений государств, основанную как на двустороннем взаимодействии, так и опирающуюся на гибкие сетевые формы участия в многосторонних структурах международных отношений, главную координирующую роль в которых на национальном уровне играют внешнеполитические ведомства государств, на региональном и глобальном уровнях – специализированные международные экономические организации,  по поводу защиты национальных экономических интересов, повышения международной конкурентоспособности государства в рамках международного разделения труда и обеспечения устойчивого глобального развития на основе международного права.

5. Мировой  экономический кризис 2008-2009 гг. еще больше сместил акцент как в двусторонних, так и многосторонних отношениях на вопросы экономического сотрудничества и построения новой финансовой архитектуры.

Все это делает экономическую дипломатию уникальным незаменимым механизмом с многовековой историей, роль которого только возрастает в соответствии с усложнением международной жизни, процессами глобализации и ростом взаимозависимости государств.

6. Одним из  ключевых участников международных экономических отношений на современном этапе является Федеративная Республика Германия. Современная Германия претендует и уже активно играет во многом определяющую роль в системе союзов Запада и международных организаций, что стало возможным в результате объединения страны, роста потенциала Германии, в первую очередь в экономическом плане.

Деятельность  государства в форме экономической  дипломатии нацелена на поиск новых  и расширение уже имеющихся рынков для национального производства, обеспечение его энергетическими ресурсами и сырьем, расширение сфер инвестиций при одновременном привлечении зарубежных инвесторов.

7. ЕС является  главным направлением внешней  политики Германии, в том числе в экономической сфере. ФРГ является важным торговым партнером почти для всех своих соседей и вносит самый значимый взнос в бюджет ЕС. Германия совместно с Францией стремятся к система образующей роли в Европейском союзе.

Но Германия является и членом НАТО. Этот факт оказывает  серьезное воздействие на взаимоотношения с другими странами и в экономической сфере.

Информация о работе Экономическая дипломатия во внешней политике Федеративной Республики Германия