Экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 16:57, реферат

Краткое описание

Целями исследования работы является:

1) Раскрыть анализ специфики экономической интеграции во всем ее разнообразии - переплетении микроэкономической и макроэкономической интеграции.

2) Определить объективные предпосылки, уровни, цели и задачи интеграции формы, причины, и развитие международной экономической интеграции.

3) Дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений: преференциальных торговых соглашений, зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка, экономических и политических союзов.

Содержание

Введение

1. Сущность и понятие экономической интеграции

1.1 Предпосылки развития и формирование экономической интеграции

1.2 Предыстория и факторы развития экономической интеграции

1.3 Признаки интеграционных процессов
2. Основные этапы и фундамент экономической интеграции

2.1 Этапы формирования экономической интеграции

2.2 Политико-экономический союз
2.3 Экономический союз

2.4 Таможенный союз и Зоны свободной торговли

3. Модели современных интеграционных процессов
Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика Я.docx

— 44.37 Кб (Скачать файл)

 
Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса. 
 
Цели и значения международной экономической интеграции:  
 
1.Использование преимуществ экономии от масштаба за счет расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек. 
 
2.Создание более стабильной и предсказуемой среды для взаимной торговли, а также благоприятной внешнеполитической среды, т.е. укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях.

 
3.Создание блока стран для  участия в многосторонних торговых  и иных переговорах. 
 
4.Содействие структурной перестройке экономики стран, осуществляющих глубокие экономические реформы, при подключении их к региональным торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком уровне рыночного развития.

5.Поддержание  молодых отраслей национальной  промышленности, для которых в  этом случае возникает более  широкий региональный рынок. 
 
6.Достижение наиболее высокой эффективности производства. 7.Возможность регуляции социально-экономических процессов на региональном уровне. 
 
8.Насыщение рынка товарами. 
 
9.Обеспечение экономической и политической консолидации и международной военной безопасности.

10. Стимулирования  притоков иностранных инвестиций. 
 
Преимущества экономической интеграции: 
 
1.Увеличение размеров рынка - действие сквозь масштабы производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определение оптимального размера предприятия. 
 
2.Растет борьба между странами. 
 
3.Обеспечение лучших условий торговли. 
 
4.Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры

5.Распространение  новых технологий. 
 
Недостатки экономической интеграции: 
 
1. Для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идёт перераспределение в пользу более сильных партнёров. 
 
2. Олигопольный сговор между ТНК стран- участниц , что приводит к повышению цен. 
 
3. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Объективные основы  и этапы экономической  интеграции 
 
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.

На экономическую  интеграцию существенным образом влияют два фактора: научно-технический  прогресс и транснациональные корпорации. 
 
Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве свидетельствует о необходимости прохождения четырех этапов в становлении и развитии экономической интеграции :

  1. Образование зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами. На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами. Например, право на отмену или введение новых таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений, альянсов. Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы и, соответственно, препятствующие льготному ввозу товаров из третьих стран. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с 1960 года.
  2. Образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала. 
     
    На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств. 
     
    Примером такого образования является Европейское экономическое сообщество, переросшее в Европейский Союз.
  3. Возникновение экономического союза, представляющего собой начальную фазу реальной экономической интеграции. На этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, так называемый общий рынок. 
     
    4. Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц. 
     
    Последние два этапа могут включать в себя определенные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е. проходит первый и второй этап интеграционного развития.

     
    Таможенный союз (custom union), предполагающий согласованную отмену странами национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. 
     
    Общий рынок (common market), при котором интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. 
     
    Экономический союз (economic union), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной.  
    2.2 Политико-экономический союз

    Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых  результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом  экономической политики по отношению  к третьим странам, а также  об унификации систем регулирования  экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней  политики стран-участниц, что дает еще  более широкие возможности для  взаимовыгодного объединения сил  и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом  и каждой из стран-участниц.

     
    Однако ни одна интеграционная группировка  не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой  подобных задач. 
     
    2.3 Экономический союз 
     
    Экономический союз (Economic union) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает как потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных

    органов с  функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. 
     
    Примеры экономических союзов: 
     
    Союз арабского Магриба – образован в 1989 г. Страны-участницы: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис; 
     
    Союз реки Ману – договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне

     
    Европейский союз, ЕС (с 1957 г., - Европейское  экономическое сообщество, ЕЭС) –  наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы  европейских экономических сообществ  являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. к ним  присоединились Великобритания, Дания  и Ирландия. В конце 70-х и в 80-е  годы членами Европейского сообщества, как тогда начали именовать все  объединение в целом, стали также  Греция, Испания и Португалия, а  в 90-е годы — Австрия, Финляндия  и Швеция. Таким образом, в настоящий  момент в Европейском союзе, преобразованном  из Европейского сообщества на основании  Маастрихтского договора 1992 г., состоят 25 государств. Таким образом, Евросоюз объединяет 25 стран.

    2.4 Таможенный союз  и Зоны свободной  торговли 
    Таможенный союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.  
     
    В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

     
    1) Снятие внутренних таможенных  границ между странами-членами  союза; 
     
    2) Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
     
     
    3) Устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства; 
     
    4) Унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики; 
     
    5) Согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
     

     
    6) Введение общей для всех стран-участниц  таможенного союза системы тарифного  и нетарифного регулирования  при торговле с третьими странами; 
     
    7) Создание общей системы преференций. 
     
    Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.  
     
    Примеры таможенных союзов:
     

    Ассоциация  ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим  сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г. 
     
    Арабский общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.  
     
    Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

    Организация восточно-карибских государств –  таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами  этой организации являются Антигуа  и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины 
     
    Зона свободной торговли (Free trade area) – тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы. 
     
    Основные зоны свободной торговли: 
     
    Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН — Association of South East Asion Nations) — одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967 г.). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. Высший орган – собирающаяся один раз в три года Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган – ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный секретариат, территориально расположенный в Джакарте (Индонезия); 
     
    Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА (North American Free Trade Agreement — NAFTA) – соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли слугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;

     Балтийская зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г.; 
     
    Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г.; 
     
    Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.; 
     
    Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.; 
     
    Бангкокское соглашение – соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Экономическая интеграция