Экономическая история Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

С этой точки зрения было бы интересно, изучая экономические взгляды Аристотеля, проследить за тем, как бурные события общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении его экономических взглядов. Тем более что особенный стиль в изложении взглядов позволяет не только ознакомиться с конечными результатами его творческих исканий, но и проследить за ходом мыслей и рассуждений.

Содержание

Введение
Экономическая история Древней Греции
Общие особенности греческой экономики (формирование экономических взглядов Аристотеля)
Положение в сельском хозяйстве
Ремесла
Торговля
Аристотель и его экономические идеи
2.1. Условия формирования экономических взглядов Аристотеля
Экономические взгляды Аристотеля
Экономическая концепция Аристотеля
Хрематистика и экономика
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ИЭУ.docx

— 60.39 Кб (Скачать файл)

 

  1. Аристотель и его экономические идеи

2.1. Условия формирования экономических взглядов Аристотеля

Жизнь и творчество

Годы жизни Аристотеля относятся к периоду македонского завоевания, который характеризуется  высочайшим внешним рассветом Греции, в отличие от ее высочайшего внутреннего  расцвета, совпавшего с эпохой Перикла.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. Его родина – город  Стагир во Фракии, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля Никомах принадлежал к потомственному роду врачей и служил у македонского царя Аминта III. Аристотель провел детство при дворе, общаясь со своим сверстником – сыном Аминты Филиппом, будущим македонским царем Филиппом II. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. В 365 г. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей. В свои отроческие годы он помогал отцу в его медицинской практике и мог унаследовать его профессию. Но опекун Проксен, человек разносторонне образованный и с большим интересом следивший за умственной жизнью Греции, разрешил ему в 367г. до н. э. оставить родину и отправиться для получения образования в центр культурной жизни Эллады – город Афины. Больше всего Аристотеля влекла в Афины необычайная популярность основателя Академии Платона[1].

Прибыв в Афины семнадцатилетним юношей в 367 г., Аристотель поступил в  существовавшую там уже в течение  двадцати лет Академию Платона, где  пробыл 20 лет сначала в качестве ученика, а затем и учителя. Когда  Аристотель приобщился к философской  школе Платона, последнему было уже 60 лет, и он находился на вершине  своей прижизненной философской  славы. Платон высоко ценил Аристотеля и называл его «умом». Сравнивая  Аристотеля с другим своим учеником – Ксенократом, Платон говорил, что «один (Ксенократ) нуждается в шпорах, другой (Аристотель) – в узде»; и «Аристотель меня брыкает, как сосунок жеребенок свою мать»[2]. Аристотель же всегда глубоко уважал своего учителя.

Изучив многочисленные рукописи Платона и его учеников, прослушав  беседы самого Платона по всем областям знания, Аристотель вначале примкнул к идеям, господствовавшим в Академии. Но уже к 25-27 годам Аристотель был  самостоятельным и оригинальным ученым, критически относящимся к  учению Платона.

  Платон скончался  в 347 г. в возрасте 80 лет и  Аристотель окончательно убеждается  в бесплодности направления, избранного  учениками основателя Академии, в частности Спевсиппом. Вместе с Ксенократом он покидает Афины. К этому их побудило нежелание оставаться в Академии под началом у племянника Платона Спевсиппа, который стал схолархом не благодаря своему духовному превосходству, а лишь потому, что к нему как наследнику Платона перешло имущество Академии.

Оказавшись в 335 г. (после  двенадцатилетнего перерыва) снова  в Афинах, уже пятидесятилетним мужем, Аристотель при поддержке македонян, и в первую очередь своего друга  Антипатра, которого Александр, ушедший в поход против персов, оставил наместником на Балканах, открывает собственную философскую школу. Правда, как иногороднему, ему разрешается открыть школу лишь за чертой города – к востоку от городской границы Афин, в Ликее. Ранее Ликей был одним из афинских гимнасиев (местом для гимнастических упражнений). Он находился рядом с храмом Аполлона Ликейского, что и дало название и гимнасию, и школе Аристотеля. В состав территории школы вошли соседние с гимнасием тенистая роща и сад с крытыми галереями для прогулки. Так как «прогулка» и «крытая галерея вокруг двора» по-древнегречески «перипатос», то школа Аристотеля получила второе название - «перипатическая» (мнение, что это название произошло оттого, что в тенистых аллеях парка Ликея Аристотель имел обыкновение во время прогулок излагать своим ученикам различные проблемы своей философии, ныне оставлено). От него происходит название членов Ликея – «перипатетики»[3]. Аристотель преподавал в Ликее более двенадцати лет.

Уже спустя несколько лет  после открытия Ликея популярность лекций Аристотеля по вопросам истории и теории государства, философии и естествознания совершенно затмила деятельность Ксенократа и киников. Аристотель и его школа приобрели широкую известность.

Второй афинский период целиком  совпадает с периодом походов  Александра Македонского, иначе говоря, с «эпохой Александра», которая  была, как подчеркивает Маркс, временем «высочайшего рассвета» Эллады. Аристотель пытался внушить Александру мысль  о принципиальном различии греков и  не греков. Его открытое письмо Александру «О колонизации» успеха у царя не имело. Последний повел на Ближнем Востоке  совсем иную политику: он не препятствовал  смешению пришлого, греческого, и местного населения. Кроме того, он вообразил  себя восточным деспотом-полубогом  и требовал от своих друзей и соратников соответствующих почестей. Племянник  Аристотеля Каллисфен, бывший историографом Александра, отказался признать такое превращение македонского монарха в фараона, и был казнен, что привело к охлаждению отношений между бывшим воспитанником и бывшим воспитателем.

Неожиданная смерть тридцатитрехлетнего  Александра в Вавилоне (который он предполагал сделать столицей своей  сверхдержавы) 13 июня 323 г. вызвала в  Афинах антимакедонское восстание, в ходе которого представители промакедонской партии были подвергнуты репрессиям. Не избежал общей участи и Аристотель. Верховный жрец Элевсинских таинств предъявляет ему обвинение в кощунстве. Поводом для этого послужило давнишнее стихотворение Аристотеля на смерть Гермия. Оно квалифицируется как пеан – гимн в честь бога, что не подобало смертному, а потому считалось кощунством. Не дожидаясь суда, Аристотель передает управление Ликеем Теофрасту и покидает город, дабы избавить афинян от вторичного преступления против философии (под первым преступлением мыслитель подразумевал казнь Сократа в 399 г.).

Аристотель отправляется в Халкиду (на остров Эвбея), на виллу своей матери Фестиды. Там Аристотель продолжал свои научные изыскания. Он занимался изучением морских приливов и отливов, вел переписку с друзьями и составлял планы ближайшей научной работы. Но великому ученому не удалось осуществить новую программу работы. Через два месяца он умирает от мучившей его всю жизнь болезни желудка, оставив после себя огромное литературное наследство. Возможно, Аристотель поспешил с бегством: его друг Антипатр вскоре подавил восстание в Афинах, и власть промакедонской партии была восстановлена. Диоген Лаэртский приводит завещание Аристотеля. В нем исполнителем своей воли Аристотель назначает Антипатра. Философ просит, чтобы рядом с ним похоронили останки его первой жены – Пифиады (она умерла молодой), что было также и ее предсмертным желанием. Аристотель оставляет содержание своей наложнице Герпиллиаде, матери его сына Никомаха, и делает распоряжения относительно обоих детей. Некоторых своих рабов Аристотель отпускает на волю. Сын Аристотеля Никомах, принявший было участие в издании оставшегося от отца письменного наследия, умирает молодым. Дочь же, Пифиада - младшая, была трижды замужем и имела трех сыновей, младший из которых (от третьего мужа – физика Метродора) был тезкой своего великого деда. Теофраст, надолго переживший своего друга и учителя и занявший после его смерти пост главы Ликея, позаботился о воспитании внуков Аристотеля[4].

2.2. Экономические взгляды Аристотеля

Экономическая концепция  Аристотеля

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось  обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного влияния  рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Как  считал Аристотель, жизнь не может  проходить без рабов. Поэтому  рабство существует в силу экономической  необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек  свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные  потому и признаются свободными, потому что они не знают физического  труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

Именно эти положения  Аристотеля отразили экономическую  закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать  свой интеллект, быть свободным от физического  труда, принимать активное участие  в государственной жизни. Вся  же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без  них. Рабы как бы представляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни».

Таким образом, основу богатства  и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов  «первым предметом владения», поэтому  надо заботиться о приобретении хороших  рабов, которые способны долго и  усердно трудиться.

По сути, Аристотель был  одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

Аристотель с большим  упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс  зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к  обмену, в основе которого лежит  факт общественного разделения труда.

Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено  естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни  предметами, одними в большем, другими  – в меньшем количестве. Пользование  каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом –  не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею  пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое». И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена.

Аристотель с большим  упорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать  обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей  возникли деньги».

Аристотель не сомневается  в том, что деньги – это воплощенное  в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что  они имеют нечто общее между  собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось  денежное выражение стоимости товара – его цена. Деньги – это товар  всеобщей размениваемости, основа обмена.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни.

Хрематистика и экономика

Деятельность торгово-ростовщического  капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена.

Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики  и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.

Аристотель считал, что  истинное богатство состоит из предметов  первой необходимости в хозяйстве  со средним достатком, что оно  по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными  рамками, достаточными для обеспечения  «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство  не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она  господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму  богатства, так как иногда они  обесцениваются и не имеют тогда  никакой пользы в житейском обиходе.

 Экономическая концепция Аристотеля:

- Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободного гражданства.

- Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить "средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих".

- Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя), нашел корни собственности у животных.

-  Натурализация хозяйства, переход к земледелию. Добродетель земледельца - прикован к своему участку, всегда занят хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется на городских площадях.)

- Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.

- Богатство - совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.

- Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции. "Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении и обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу, потерей проданной вещи." - но оставил без ответа, что же является основой равенства товаров. Признается влияние редкост "блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

Информация о работе Экономическая история Древней Греции