Экономическая модель развития США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:19, доклад

Краткое описание

К концу 20 в. Соединенные Штаты Америки являются крупнейшей державой мира. Страна расположена во всех климатических поясах, что благоприятствует сельскому хозяйству и туризму, располагает более чем ста видами полезных ископаемых. Из природных ресурсов наибольшую долю в объеме продукции добывающей промышленности в стоимостном выражении составляют энергоресурсы (90%): нефть, уголь, природный газ, уран. Около 75% добычи металлов приходится на железную руду и медь.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая модель развития США.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

 

Химическая промышленность.  
США занимают первое место в мире по производству и второе по экспорту химических товаров. бизнес в области химии занимает  третье место среди всех промышленных отраслей американской экономики. В 2000 году из шести новых рабочих мест, созданных в экономике США, одно приходится на «бизнес в области химии» (в добавление к общему числу уже существующих в американской экономике 6,2 млн. рабочих мест, включающих 1,04 млн. химических и фармацевтических рабочих мест, или около 5 % трудовых ресурсов США). На базе нефтехимического сырья производят полимерные материалы: синтетический каучук, химические волокна, пластмассы. Свыше половины всей химической продукции дают в настоящее время заводы Севера, связанные с металлургией, автомобилестроением, сельским хозяйством, легкой промышленностью. Крупнейшие центры — Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Чикаго, Сент-Луис. Второй важнейший район — Галф — зона Мексиканского залива на Юге. Здесь производят 2/3 полимерных материалов, половину минеральных удобрений и ядохимикатов. Главные центры — Хьюстон, Батон-Руж, Бомонт-Порт-Артур. Энергоемкие химические  производства сконцентрированы в долине реки Теннесси. Значительный район химической промышленности сформировался и на Западе (Сан-Франциско, Лос-Анджелес).  

 

 

Машиностроение.  
Страна обладает  наиболее  емким  в  мире  рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40%  реализуемой  в развитых странах продукции  машиностроения. Располагая самым развитым машиностроением, США одновременно стали крупнейшим импортером машинотехнических изделий. США принимает сейчас свыше одной четверти мирового экспорта машин и оборудования, производя закупки практически по всем видам техники. В машиностроительном комплексе (машиностроение и металлообработка) трудится 2/5 всех занятых в промышленности, которые создают 2/5 промышленной продукции (по стоимости) . Высокая наукоемкость и производительность труда при низкой капиталоемкости содействовали превращению этой сферы в базу НТП, обеспечивающую перестройку всего хозяйства, комплексную механизацию и электронизацию . За последние 30 лет повысилась доля общего машиностроения и приборостроения при снижении удельного веса транспортного машиностроения, а также электротехники в структуре этой сферы. Наибольшие изменения произошли в 80-х годах под воздействием военно-промышленного комплекса (отсюда рост авиаракетно-космической промышленности и электротехники) и усилившейся конкуренции Японии в области электроники и автомобильной промышленности. Характерна высокая монополизация машиностроения.  

 

 

Автомобилестроение.  
США относятся к мировых лидерам автомобилестроения. Предприятия этой страны выпускают 22% всех автомобилей в мире. Объем годовой реализации продукции американских предприятий в США и за рубежом превышает 2 млн. единиц. В отрасли занято почти 270 тыс.чел. Стоимость отгрузок продукции достигает почти 228 млрд.долл. Автомобиль давно превратился в символ американской жизни. Автомашины имеют 4/5 всех семей. На производстве и сборке автомобилей, в торговле, ремонте и техобслуживании их занято почти 6 млн человек. Автомобильная промышленность — крупнейший потребитель нефти, свинца, синтетического каучука, а также крупный покупатель стали, производимой в стране. Три компании — “Форд мотор” (основатель которой Генри Форд создал в начале XX в. первый комбинат с поточной линией и массовым серийным производством машин) , “Дженерал моторе” и “Крайс-лер” — производят 95% автомобилей. В недавнем прошлом большинство машин  производилось на Северо-Востоке, особенно в штате Мичиган (Дирборн, Детройт) . Кризис 70— 80-х годов и острая конкуренция японских автозаводов вызвали спад производства в США. Только благодаря коренной реконструкции отрасль смогла восстановить свои позиции, хотя и не полностью. США уступили в 80-х годах первое место по производству легковых автомобилей Японии, но по грузовикам, автобусам и спецмашинам продолжают опережать ее. В 1995 г. США произвели 11,9 млн автомашин всех типов, тогда как Япония — 10,2 млн.  Основной рынок сбыта для американских автомобилей – соседняя Канада.  В России из числа американских автомобильных компаний наибольшую активность проявляют «Дженерал Моторс» и «Форд» . В Елабуге ДМ реализует проект организации сборки до 50 тыс. «Шевроле Блейзер» в год. 

 

 

Авиаракетно-космическая  промышленность.  
Эта отрасль связана с военно-промышленным комплексом. Несмотря на окончание “холодной войны” и возросшее стремление к конверсии, ее позиции в экономике сохраняются. Здесь действуют крупнейшие монополии “Макдоннел-Дуглас” , “Боинг” , “Локхид” и другие. Частные компании сосредоточили 9/10 военной продукции. Основной район АРКП сложился в тихоокеанских штатах еще до второй мировой войны, в период войны она получила здесь ускоренное развитие, чему способствовали наличие научно-исследовательской базы, инфраструктуры, низкая стоимость земель и благоприятные погодные условия. Главные центры — Лос-Анджелес, Лонг-Бич, Сан-Диего, Сан-Хосе, Анахайм — находятся в Калифорнии. Второй важный район АРКП у г. Сиэтла, где расположены предприятия “Боинг” . По военным заказам впереди Калифорния (1/5 заказов) , за ней — Техас, далее — Нью-Йорк, Миссури и Коннектикут. В Техасе выделяются такие центры, как Хьюстон, Даллас—Форт-Уэрт. В Хьюстоне находится центр управления космическими полетами. В Миссури выделяется Сент-Луис, на Северо-Востоке — Нью-Йорк, Бостон, Хартфорд. Космические ракеты взлетают с мыса Канаверал (Флорида). 

 

 

Электротехника  и электроника.  
США лидируют в мире по производству энергетического, электронного оборудования, ЭВМ и другой электронной продукции, однако испытывают сильнейшую конкуренцию Японии и целого ряда других стран. По экспорту электронной продукции Япония уже превзошла США, она активно действует и на внутреннем рынке, особенно бытовой электроники (телевизоры, видеомагнитофоны) . В этой отрасли ведущая роль принадлежит немногим компаниям, среди которых выделяется “ИБМ”. Важнейшие центры электронной промышленности — Чикаго, Нью-Йорк, Бостон, Питсбург, Филадельфия, Олбани, Скенектеди, Анахайм, Даллас. 

 

 

Производство потребительских  товаров.  
Этот комплекс получил в стране традиционно большое развитие. Особенно выделяются пищевая и легкая промышленность, представленные во всех городах и районах множеством предприятий, однако отличающиеся высокой монополизацией. Производство продуктов питания представляет составную часть высокоразвитого агропромышленного комплекса. Здесь действуют ТНК, такие как “Дженерал Фудс” , “Кока-Кола” , “Макдональдс” , распространяющие американские потребительские вкусы, стандартные продукты массового производства. В пищевой промышленности занят 1 млн человек. Размещение этой отрасли зависит во многом от специализации сельского хозяйства, широкое развитие транспорта способствовало децентрализации производства. Мукомольная промышленность наиболее развита на Среднем Западе (Миннеаполис, Буффало) . Мясная промышленность, ранее сосредоточенная на Среднем Западе, особенно в Чикаго, ныне представлена во многих центрах Юго-Запада (Канзас, Миссури, Оклахома) . Молочная промышленность развита на Северо-востоке и на Западе (Калифорния) . Производство овощных консервов и фруктовых соков сконцентрировано на Западе (Калифорния) и на Юге (Флорида) . Пивоваренные заводы, использовавшие рецепты немецких пивоваров, были созданы в Висконсине, Миссури и Колорадо. Табачная промышленность приурочена к специализированным зонам табаководства в Виргинии и Северной Каролине. 

 

 

Текстильная промышленность.  
Начало американской промышленности было положено текстильными предприятиями (в 1792 г. возникла первая текстильная фабрика Слейтера в Род-Айленде в г. Потакет) . Однако уже к концу XIX в. текстильная промышленность переместилась из Новой Англии на Юг (южно-атлантические штаты) , где дешевле рабочая сила и слабые профсоюзы. Сегодня на Юге производится 9/10 текстильной продукции. Эта отрасль, в прошлом базировавшаяся на местном сырье — хлопке и шерсти, теперь широко использует импортное сырье и производство искусственного и синтетического волокна. Текстильные фабрики размещены преимущественно в средних и мелких городах зоны Пидмонта (Гринсборо, Шарлотт, Гринвилл, Колумбус) . Швейная промышленность превосходит  текстильную по числу занятых. Ее предприятия, преимущественно мелкие и средние, тяготеют к крупным городам и дешевому труду, главным образом женскому. Как и текстильная промышленность, она переместилась после второй мировой войны с Севера на Юг. Заметно выросла продажа импортной одежды, производимой филиалами американских фирм в развивающихся странах Азии и Латинской Америки. США занимают первое место по производству трикотажа и химических тканей, третье — по хлопчатобумажным. Нью-Йорк остается важнейшим мировым центром швейной промышленности, несмотря на сокращение числа занятых в ней.  

 

 

Сельское хозяйство  
Сельское хозяйство очень важная отрасль США по своему экономическому значению. Представляя собой высокоразвитый многоотраслевой комплекс, сельское хозяйство является базовой сферой, имеющую большое международное и национальное значение. По общему объему сельскохозяйственной продукции США занимают третье место в мире после Китая и России, а по сельскохозяйственному экспорту уже много лет сохраняют первое место. Четверть всех продуктов питания и сырья всей планеты производится в Америке… Можно и переформулировать –эта страна, при желании,  способна прокормить все человечество…  Чтобы не быть голословными перечислим основные составляющие Агропромышленного комплекса  США (АПК) 

 

  • Количество земельных ресурсов .  Территория Америки больше 9 млн.кв.км  20% от этой цифры это пахотные, возделываемые земли. Общая площадь орошаемых земель приближается к 230 тыс.кв.км. При этом 41% всего забора пресной воды уходит на обеспечение сельского хозяйства. Страна располагает обширными лесными ресурсами площадью 940 млн.кв.км., из них 777 млн.кв.км. находится в федеральной собственности.
  • Качество угодий. Почвы американского Среднего Запада относятся к числу самых плодородных в мире. Количество дождевых осадков на большей части страны - от умеренного до большого; при отсутствии осадков реки и подземные воды обеспечивают широкомасштабное орошение.
  • Научно-исследовательский аспект. Широкая сеть опытных станций, государственных и частных научных и учебных  сельскохозяйственных учреждений помогает быстрому внедрению передовых научных методов на фермах.
  • Материально-техническая оснащенность.  На фермах работает 4,8 млн. тракторов, 662 тыс. зерновых комбайнов и большое количество другой техники. Выросло применение минеральных удобрений.
  • В сельском хозяйстве работает около 3 млн.чел. это не больше 3% от общего числа рабочей силы. То есть один работник, занятый в агросфере, обеспечивает продовольствием более 100 человек. Такая высокая производительность связана с хозяйственной организацией отрасли,в первую очередь со слаженной работой машиностроительной, химической, комбикормовой, и фармацевтической промышленности;  массовым применением технологических и управленческих новаций,  и быстротой их распространения; использованием  сложных и высокопродуктивных сельскохозяйственных машин, этому способствует и высокий уровень развития инфраструктуры (включая организацию транспортировки и складирования продукции)
  • Государственное регулирование. Государство в лице Министерства сельского хозяйства США и местных органов  управления каждого штата постоянно разрабатывает программы поддержки, регламентируют законодательство, занимаются статистикой и финансированием научных исследований в области сельского хозяйства. Примером этому могут послужить регулирование цен  на конкретные сельскохозяйственные товары; получение  прямых платежей  от государства, которые избавляют фермеров от риска, связанного с реализацией товара на рынке;  строительство и эксплуатация производственной инфраструктуры (дороги, сельская электрификация и телефонизация, мелиоративные объекты, склады, хранилища.  Кроме того, политика государства направлена на то, чтобы все люди покупали продукцию своих местных фермеров, в том числе поощряют всех фермеров переходить на производство органической продукции, т.е. производить здоровую пищу для населения. Благодаря государственным товарным программам цены внутреннего рынка страны на сельскохозяйственные товары выше мировых (в среднем - в 1,5 раза, в ЕС - в 1,5-2 раза). Чтобы поддержать конкурентоспособность американских сельскохозяйственных производителей, правительство в течение десятилетий субсидирует экспорт, то есть выплачивает экспортерам и производителям разницу между внутренней и мировой ценой продукта.
  • В структуре сельского хозяйства преобладают крупные корпорации. Мелкие фермерские хозяйства консолидировали свою деятельность для повышения эффективности, в конечном итоге переросшие в  огромные конгломераты и международные компании.  13,8% крупных хозяйств дают более 70% всей товарной продукции, в то время как доля остальных ферм не превышает 9%. Крупным корпорациям гораздо проще снизить издержки и повысить производительность.
  • Транспорт играет немаловажную составляющую в этом секторе экономики.  Порайонную специализацию еще никто не отменял.  В Америке  даже принято разделение на «пояса» - кукурузный, пшеничный, молочного хозяйства и травосеяния. Птицеводческий Юго-Восток,  мясное скотоводство  на юге Великих равнин,  Айдахо стал главным районом картофелеводства, долина Миссисипи  -  хлопковый пояс.  Ну и конечно, доставить конечную продукцию потребителю помогает транспортная логистика. Кормовое зерно Среднего Запада стало поступать на Юг, Юго-Восток на птицефермы и животноводческие фермы. Сено Великих равнин транспортируют в Калифорнию на молочные фермы и фермы мясного скота. Сохранились и традиционные связи пастбищных скотоводческих районов Запада с откормочными хозяйствами кукурузно-соевого пояса, который, по существу, давно стал животноводческо-растениеводческим районом.
  • Специализация по штатам:

Кукуруза – Айова, Иллинойс, Индиана

Производственное зерно  – Канзас, Северная Дакота, Оклахома, Техас

Картофель – Айдахо и Вашингтон

Овощи и  фрукты  - Калифорния, Флорида

Молоко – Северо-Восточные  штаты и Калифорния

Говядина – Техас, Канзас

Свинина – Айова, Иллинойс,Индиана

Бройлеры – Арканзас, Джорджия, Алабама, Северная Каролина, Мэриленд

  • Добыча всех видов рыбы ежегодно составляет в среднем около 5 млн.т. Улов рыбы не покрывает внутренних потребностей – США импортируют 48% внутреннего потребления рыбы. Основные рыбопромысловые районы США располагаются в океанских прибрежных зонах. Вдоль атлантического побережья от штата Мэн до Чесапикского залива на дальних отмелях ловят камбалу, пикшу, треску и другие виды рыб, в прибрежной зоне - сельдь и макрель. Этот регион славится также омарами, устрицами, мидиями, гребешками, крабами. Промысловые районы Юга на атлантическом побережье южнее мыса Хаттерас и в Мексиканском заливе дают отменные уловы морского карася, помпано, гупера и красного берикса, а также ценных видов моллюсков, в частности креветок, и менхэдена - рыбы, используемой в производстве рыбьего жира и удобрений. Промысловые зоны на северо-западе тихоокеанского побережья изобилуют лососем.  Промысел вдоль калифорнийского побережья сосредоточен на тунце.
  • США занимают первое место в мире по производству древесины. Более 75% объема производства приходится на породы с мягкой древесиной, преимущественно желтую сосну и лжетсугу. Основной источник твердой древесины - дуб. После истощения лесных ресурсов севера, и района Великих озер, где добывалась знаменитая Веймутовая сосна, производство деловой древесины сосредоточилось на тихоокеанском побережье, районе Кордильер, и в менее значительных показателях на юге страны.
  • В статьях экспорта сельское хозяйство занимают почетное 4 место и составляют почти 10 % всех экспортируемых  товаров страны. На долю США приходится более 45% мирового производства кукурузы, 12% мирового производства пшеницы, 52% - соевых бобов (1 место в мире), 21% - хлопка, 18% -масличного семени, 17% – мяса(1 место в мире), 12% табака, 18% риса.

 

Сфера услуг. 

 

Американская статистика включает в сферу нематериального  производства и услуг  транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, общественное питание, финансово-кредитную деятельность и страхование, услуги производственного и бытового назначения, образование, здравоохранение, частично науку, государственный аппарат управления хозяйством, а также деятельность военно-полицейского, политического, идеологического и пропагандистского аппарата. Более 25% всей нематериальной сферы приходится на оказание финансовых услуг, страхование, операции с недвижимостью. Около 22% услуг создаётся в оптовой и розничной торговле. 26,3% - это деловые, юридические, социальные, личные услуги, здравоохранение, отдых и развлечении, автосервис т.п. доля транспорта и связи составляет 8,5%, а на государственное управление приходится 18,4%.  Наиболее быстрый  рост сферы нематериального производства  и услуг в США  бал отмечен в отраслях так называемого духовного производства (наука и образования), а также восстановления физических и творческих способностей человека (физкультура, спорт, здравоохранение, искусство ). Среди этих отраслей  особенно выделяются те , которые связаны с обеспечением отдыха населения . Они стали оказывать серьезное влияние на эффективность общественного производства , существенно повысив роль духовных элементов развития производительных сил в экономике США.

 

Транспорт 

 

Транспортный комплекс играет важную роль в экономической и  социальной жизни страны. Протяженность  сети железных дорог составляет в  США около 265000 км., автомобильных дорог - 6 500000 км. На долю транспорта приходится около 20% общего потребления энергии в стране и от 50 до 60% всего потребления жидкого топлива. К транспортному комплексу США относят транспорт общего пользования - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный. Значительную часть грузовых и пассажирских перевозок выполняет транспорт промышленных предприятий, индивидуальные легковые автомобили, персональные самолеты и т.п. Материально-техническая база транспортного комплекса в основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким качеством. Начиная с 80-х годов, транспортный комплекс США вступил в полосу качественно новых сдвигов в области техники и технологий перевозок, прежде всего за счет широкого внедрения автоматизированных систем управления перевозочными процессами с использованием ЭВМ, микропроцессоров, волоконной оптики, лазеров, искусственных спутников земли.

Удельный вес  отдельных видов транспорта в  общем грузообороте США

Вид транспорта

%

Железные дороги 

33,5

Автомобильный транспорт 

22,1

Внутренний водный транспорт 

18,2

Морской транспорт 

18,3

Воздушный транспорт 

0,4

Трубопроводы 

14,5


 

 

 

 

 

Нерешенные  проблемы.

Но экономическое развитие страны протекает не столь гладко. Можно  отметить некоторые проблемы, которые  так и не были решены в 1980-х и 1990-х  годах.

Социальное неравенство в американском обществе.

Новая экономика сделала  богатых богаче, а бедных беднее. Реформы Рейгана проводились  для повышения жизненного уровня среднего класса американцев, причем больше всего от этого выиграла верхушка среднего класса. Рейганомика привела к громадной дифференциации доходов. Наиболее богатые американцы составляют 1% населения и контролируют 45% всех финансовых ресурсов страны. Средний уровень заработной платы руководителей составляет порядка 2,5 млн. дол. в год, а доходы наименее обеспеченных семей не превышают 15 тыс. дол. в год на семью из четырех человек. Наименее обеспеченных американцев в общей сложности насчитывается около 15% населения (40 млн. чел.).

Финансы и кредит.

 Настоящий бум, оторванный  от реального сектора экономики,  переживают и финансовые рынки.  Акции информационных компаний  растут как на дрожжах, но  за этим ростом практически  не стоит создание каких-либо  материальных благ и услуг.  США – один из крупнейших  должников в мире, а количество  долларов, обращающихся за рубежом,  не обеспечено никакими резервами.  США могли бы попасть в очень  затруднительную ситуацию, если  бы на мировых рынках евро  потеснил доллар как резервную  валюту и средство платежа.  В этой связи США был выгоден  валютно-финансовый кризис 1990-х годов,  поскольку, благодаря ему, прежний  спрос на доллар восстановился  и теперь через систему международных  финансовых организаций Штаты  могут диктовать условия и  выдавать денежные кредиты потерпевшим  странам. Сражение в Косово  в 1999 г. правительство США затем  и затеяло, чтобы ослабить позиции  евро и ввести в действие  новый "план Маршала" для  Восточной Европы. Экономика США  представляет собой огромный  мыльный пузырь в виде перегретого  финансового рынка, переоцененного  доллара и пирамиды внешнего  и внутреннего долга. Ударив  по странам Латинской Америки,  Юго-Восточной Азии и России  кризис конца 1990-х годов отвел  угрозу своего распространения  на перегретый рынок США.

Информация о работе Экономическая модель развития США