Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:19, доклад
К концу 20 в. Соединенные Штаты Америки являются крупнейшей державой мира. Страна расположена во всех климатических поясах, что благоприятствует сельскому хозяйству и туризму, располагает более чем ста видами полезных ископаемых. Из природных ресурсов наибольшую долю в объеме продукции добывающей промышленности в стоимостном выражении составляют энергоресурсы (90%): нефть, уголь, природный газ, уран. Около 75% добычи металлов приходится на железную руду и медь.
Химическая промышленность.
США занимают первое место в мире по производству
и второе по экспорту химических товаров.
бизнес в области химии занимает третье
место среди всех промышленных отраслей
американской экономики. В 2000 году из шести
новых рабочих мест, созданных в экономике
США, одно приходится на «бизнес в области
химии» (в добавление к общему числу уже
существующих в американской экономике
6,2 млн. рабочих мест, включающих 1,04 млн.
химических и фармацевтических рабочих
мест, или около 5 % трудовых ресурсов США).
На базе нефтехимического сырья производят
полимерные материалы: синтетический
каучук, химические волокна, пластмассы.
Свыше половины всей химической продукции
дают в настоящее время заводы Севера,
связанные с металлургией, автомобилестроением,
сельским хозяйством, легкой промышленностью.
Крупнейшие центры — Нью-Йорк, Филадельфия,
Балтимор, Чикаго, Сент-Луис. Второй важнейший
район — Галф — зона Мексиканского залива
на Юге. Здесь производят 2/3 полимерных
материалов, половину минеральных удобрений
и ядохимикатов. Главные центры — Хьюстон,
Батон-Руж, Бомонт-Порт-Артур. Энергоемкие
химические производства сконцентрированы
в долине реки Теннесси. Значительный
район химической промышленности сформировался
и на Западе (Сан-Франциско, Лос-Анджелес).
Машиностроение.
Страна обладает наиболее емким в мире
рынком машин и оборудования. На его долю
приходится свыше 40% реализуемой в развитых
странах продукции машиностроения. Располагая
самым развитым машиностроением, США одновременно
стали крупнейшим импортером машинотехнических
изделий. США принимает сейчас свыше одной
четверти мирового экспорта машин и оборудования,
производя закупки практически по всем
видам техники. В машиностроительном комплексе
(машиностроение и металлообработка) трудится
2/5 всех занятых в промышленности, которые
создают 2/5 промышленной продукции (по
стоимости) . Высокая наукоемкость и производительность
труда при низкой капиталоемкости содействовали
превращению этой сферы в базу НТП, обеспечивающую
перестройку всего хозяйства, комплексную
механизацию и электронизацию . За последние
30 лет повысилась доля общего машиностроения
и приборостроения при снижении удельного
веса транспортного машиностроения, а
также электротехники в структуре этой
сферы. Наибольшие изменения произошли
в 80-х годах под воздействием военно-промышленного
комплекса (отсюда рост авиаракетно-космической
промышленности и электротехники) и усилившейся
конкуренции Японии в области электроники
и автомобильной промышленности. Характерна
высокая монополизация машиностроения.
Автомобилестроение.
США относятся к мировых лидерам автомобилестроения.
Предприятия этой страны выпускают 22%
всех автомобилей в мире. Объем годовой
реализации продукции американских предприятий
в США и за рубежом превышает 2 млн. единиц.
В отрасли занято почти 270 тыс.чел. Стоимость
отгрузок продукции достигает почти 228
млрд.долл. Автомобиль давно превратился
в символ американской жизни. Автомашины
имеют 4/5 всех семей. На производстве и
сборке автомобилей, в торговле, ремонте
и техобслуживании их занято почти 6 млн
человек. Автомобильная промышленность
— крупнейший потребитель нефти, свинца,
синтетического каучука, а также крупный
покупатель стали, производимой в стране.
Три компании — “Форд мотор” (основатель
которой Генри Форд создал в начале XX в.
первый комбинат с поточной линией и массовым
серийным производством машин) , “Дженерал
моторе” и “Крайс-лер” — производят
95% автомобилей. В недавнем прошлом большинство
машин производилось на Северо-Востоке,
особенно в штате Мичиган (Дирборн, Детройт)
. Кризис 70— 80-х годов и острая конкуренция
японских автозаводов вызвали спад производства
в США. Только благодаря коренной реконструкции
отрасль смогла восстановить свои позиции,
хотя и не полностью. США уступили в 80-х
годах первое место по производству легковых
автомобилей Японии, но по грузовикам,
автобусам и спецмашинам продолжают опережать
ее. В 1995 г. США произвели 11,9 млн автомашин
всех типов, тогда как Япония — 10,2 млн.
Основной рынок сбыта для американских
автомобилей – соседняя Канада. В России
из числа американских автомобильных
компаний наибольшую активность проявляют
«Дженерал Моторс» и «Форд» . В Елабуге
ДМ реализует проект организации сборки
до 50 тыс. «Шевроле Блейзер» в год.
Авиаракетно-космическая
промышленность.
Эта отрасль связана с военно-промышленным
комплексом. Несмотря на окончание “холодной
войны” и возросшее стремление к конверсии,
ее позиции в экономике сохраняются. Здесь
действуют крупнейшие монополии “Макдоннел-Дуглас”
, “Боинг” , “Локхид” и другие. Частные
компании сосредоточили 9/10 военной продукции.
Основной район АРКП сложился в тихоокеанских
штатах еще до второй мировой войны, в
период войны она получила здесь ускоренное
развитие, чему способствовали наличие
научно-исследовательской базы, инфраструктуры,
низкая стоимость земель и благоприятные
погодные условия. Главные центры — Лос-Анджелес,
Лонг-Бич, Сан-Диего, Сан-Хосе, Анахайм
— находятся в Калифорнии. Второй важный
район АРКП у г. Сиэтла, где расположены
предприятия “Боинг” . По военным заказам
впереди Калифорния (1/5 заказов) , за ней
— Техас, далее — Нью-Йорк, Миссури и Коннектикут.
В Техасе выделяются такие центры, как
Хьюстон, Даллас—Форт-Уэрт. В Хьюстоне
находится центр управления космическими
полетами. В Миссури выделяется Сент-Луис,
на Северо-Востоке — Нью-Йорк, Бостон,
Хартфорд. Космические ракеты взлетают
с мыса Канаверал (Флорида).
Электротехника
и электроника.
США лидируют в мире по производству энергетического,
электронного оборудования, ЭВМ и другой
электронной продукции, однако испытывают
сильнейшую конкуренцию Японии и целого
ряда других стран. По экспорту электронной
продукции Япония уже превзошла США, она
активно действует и на внутреннем рынке,
особенно бытовой электроники (телевизоры,
видеомагнитофоны) . В этой отрасли ведущая
роль принадлежит немногим компаниям,
среди которых выделяется “ИБМ”. Важнейшие
центры электронной промышленности —
Чикаго, Нью-Йорк, Бостон, Питсбург, Филадельфия,
Олбани, Скенектеди, Анахайм, Даллас.
Производство потребительских
товаров.
Этот комплекс получил в стране традиционно
большое развитие. Особенно выделяются
пищевая и легкая промышленность, представленные
во всех городах и районах множеством
предприятий, однако отличающиеся высокой
монополизацией. Производство продуктов
питания представляет составную часть
высокоразвитого агропромышленного комплекса.
Здесь действуют ТНК, такие как “Дженерал
Фудс” , “Кока-Кола” , “Макдональдс”
, распространяющие американские потребительские
вкусы, стандартные продукты массового
производства. В пищевой промышленности
занят 1 млн человек. Размещение этой отрасли
зависит во многом от специализации сельского
хозяйства, широкое развитие транспорта
способствовало децентрализации производства.
Мукомольная промышленность наиболее
развита на Среднем Западе (Миннеаполис,
Буффало) . Мясная промышленность, ранее
сосредоточенная на Среднем Западе, особенно
в Чикаго, ныне представлена во многих
центрах Юго-Запада (Канзас, Миссури, Оклахома)
. Молочная промышленность развита на
Северо-востоке и на Западе (Калифорния)
. Производство овощных консервов и фруктовых
соков сконцентрировано на Западе (Калифорния)
и на Юге (Флорида) . Пивоваренные заводы,
использовавшие рецепты немецких пивоваров,
были созданы в Висконсине, Миссури и Колорадо.
Табачная промышленность приурочена к
специализированным зонам табаководства
в Виргинии и Северной Каролине.
Текстильная промышленность.
Начало американской промышленности
было положено текстильными предприятиями
(в 1792 г. возникла первая текстильная фабрика
Слейтера в Род-Айленде в г. Потакет) . Однако
уже к концу XIX в. текстильная промышленность
переместилась из Новой Англии на Юг (южно-атлантические
штаты) , где дешевле рабочая сила и слабые
профсоюзы. Сегодня на Юге производится
9/10 текстильной продукции. Эта отрасль,
в прошлом базировавшаяся на местном сырье
— хлопке и шерсти, теперь широко использует
импортное сырье и производство искусственного
и синтетического волокна. Текстильные
фабрики размещены преимущественно в
средних и мелких городах зоны Пидмонта
(Гринсборо, Шарлотт, Гринвилл, Колумбус)
. Швейная промышленность превосходит
текстильную по числу занятых. Ее предприятия,
преимущественно мелкие и средние, тяготеют
к крупным городам и дешевому труду, главным
образом женскому. Как и текстильная промышленность,
она переместилась после второй мировой
войны с Севера на Юг. Заметно выросла
продажа импортной одежды, производимой
филиалами американских фирм в развивающихся
странах Азии и Латинской Америки. США
занимают первое место по производству
трикотажа и химических тканей, третье
— по хлопчатобумажным. Нью-Йорк остается
важнейшим мировым центром швейной промышленности,
несмотря на сокращение числа занятых
в ней.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство очень важная отрасль
США по своему экономическому значению.
Представляя собой высокоразвитый многоотраслевой
комплекс, сельское хозяйство является
базовой сферой, имеющую большое международное
и национальное значение. По общему объему
сельскохозяйственной продукции США занимают
третье место в мире после Китая и России,
а по сельскохозяйственному экспорту
уже много лет сохраняют первое место.
Четверть всех продуктов питания и сырья
всей планеты производится в Америке…
Можно и переформулировать –эта страна,
при желании, способна прокормить все
человечество… Чтобы не быть голословными
перечислим основные составляющие Агропромышленного
комплекса США (АПК)
Кукуруза – Айова, Иллинойс, Индиана
Производственное зерно – Канзас, Северная Дакота, Оклахома, Техас
Картофель – Айдахо и Вашингтон
Овощи и фрукты - Калифорния, Флорида
Молоко – Северо-Восточные штаты и Калифорния
Говядина – Техас, Канзас
Свинина – Айова, Иллинойс,Индиана
Бройлеры – Арканзас, Джорджия, Алабама, Северная Каролина, Мэриленд
Сфера услуг.
Американская статистика включает в сферу нематериального производства и услуг транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, общественное питание, финансово-кредитную деятельность и страхование, услуги производственного и бытового назначения, образование, здравоохранение, частично науку, государственный аппарат управления хозяйством, а также деятельность военно-полицейского, политического, идеологического и пропагандистского аппарата. Более 25% всей нематериальной сферы приходится на оказание финансовых услуг, страхование, операции с недвижимостью. Около 22% услуг создаётся в оптовой и розничной торговле. 26,3% - это деловые, юридические, социальные, личные услуги, здравоохранение, отдых и развлечении, автосервис т.п. доля транспорта и связи составляет 8,5%, а на государственное управление приходится 18,4%. Наиболее быстрый рост сферы нематериального производства и услуг в США бал отмечен в отраслях так называемого духовного производства (наука и образования), а также восстановления физических и творческих способностей человека (физкультура, спорт, здравоохранение, искусство ). Среди этих отраслей особенно выделяются те , которые связаны с обеспечением отдыха населения . Они стали оказывать серьезное влияние на эффективность общественного производства , существенно повысив роль духовных элементов развития производительных сил в экономике США.
Транспорт
Транспортный комплекс играет важную роль в экономической и социальной жизни страны. Протяженность сети железных дорог составляет в США около 265000 км., автомобильных дорог - 6 500000 км. На долю транспорта приходится около 20% общего потребления энергии в стране и от 50 до 60% всего потребления жидкого топлива. К транспортному комплексу США относят транспорт общего пользования - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный. Значительную часть грузовых и пассажирских перевозок выполняет транспорт промышленных предприятий, индивидуальные легковые автомобили, персональные самолеты и т.п. Материально-техническая база транспортного комплекса в основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким качеством. Начиная с 80-х годов, транспортный комплекс США вступил в полосу качественно новых сдвигов в области техники и технологий перевозок, прежде всего за счет широкого внедрения автоматизированных систем управления перевозочными процессами с использованием ЭВМ, микропроцессоров, волоконной оптики, лазеров, искусственных спутников земли.
Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте США
Вид транспорта |
% |
Железные дороги |
33,5 |
Автомобильный транспорт |
22,1 |
Внутренний водный транспорт |
18,2 |
Морской транспорт |
18,3 |
Воздушный транспорт |
0,4 |
Трубопроводы |
14,5 |
Нерешенные проблемы.
Но экономическое развитие страны протекает не столь гладко. Можно отметить некоторые проблемы, которые так и не были решены в 1980-х и 1990-х годах.
Социальное неравенство в
Новая экономика сделала богатых богаче, а бедных беднее. Реформы Рейгана проводились для повышения жизненного уровня среднего класса американцев, причем больше всего от этого выиграла верхушка среднего класса. Рейганомика привела к громадной дифференциации доходов. Наиболее богатые американцы составляют 1% населения и контролируют 45% всех финансовых ресурсов страны. Средний уровень заработной платы руководителей составляет порядка 2,5 млн. дол. в год, а доходы наименее обеспеченных семей не превышают 15 тыс. дол. в год на семью из четырех человек. Наименее обеспеченных американцев в общей сложности насчитывается около 15% населения (40 млн. чел.).
Финансы и кредит.
Настоящий бум, оторванный
от реального сектора