Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 20:54, реферат
Целью реферата является познание истории об экономической мысли средневековья.
В соответствии с поставленной целью в реферате определены следующие задачи:
1 Узнать с чего начинается история экономической мысли.
2) Что такое экономическая мысль?
3) Мнение феодалов о расширении масштабов экономики.
4) Рассмотрение литературных представителей экономической мысли.
1. ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3-4
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ...........................5
2.2ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ................................................................................6
2.3 ИБН-ХАЛЬДУН..........................................................6-7
2.4 ФОМА АКВИНСКИЙ..........................................................8-24
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...................
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГОУВПО «ТГТУ»)
РЕФЕРАТ
по курсу
«История экономических учений»
на тему:
Экономическая мысль средневековья
Выполнила: Цветкова А.В.
Гр. ЭБ-1304
Приняла: Займогова А.С.
Тверь 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ......................
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.................
2.2ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
2.3 ИБН-ХАЛЬДУН...................
2.4 ФОМА АКВИНСКИЙ.....................
3.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
История экономической мысли начинается
с тех незапамятных времен, когда
люди впервые задумались над целями
своей хозяйственной
Целью реферата является познание истории об экономической мысли средневековья.
В соответствии с поставленной целью в реферате определены следующие задачи:
1 Узнать с чего начинается история экономической мысли.
2) Что такое экономическая мысль?
3) Мнение феодалов о
расширении масштабов
4) Рассмотрение литературных
представителей экономической
Экономическая мысль – понятие
чрезвычайно широкое. Это и представления,
бытующие в массовом сознании, и
религиозные оценки и предписания,
касающиеся хозяйственных отношений,
и теоретические конструкции
ученых, и экономические программы
политических партий… Многообразна
сфера экономической мысли, поле
приложения размышлений, выводов и
практических решений: здесь и общие
закономерности экономики, и особенности
экономики отдельных отраслей, и
проблемы размещения производства, и
денежное обращение, и эффективность
капиталовложений, и налоговая система,
и методы ведения учета доходов
и расходов, и история экономики,
и хозяйственное
Во всей этой сложной совокупности с многочисленными
переплетениями ее отдельных элементов
можно с определенной условностью выделить
экономические учения – теоретические
концепции, отражающие основные закономерности
экономической жизни, описывающие отношения
между ее субъектами, выявляющие движущие
силы и значимые факторы создания, распределения
и обмена благ.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Современные представления об особенностях
экономической мысли средневековья (феодального
общества) так же, как и времен Древнего
мира, базируются на материалах дошедших
до нас литературных источников. Но существенной
особенностью идеологии рассматриваемого
периода, в том числе в области хозяйственной
жизни, является ее сугубо богословский
характер.
По единой причине средневековым
экономическим доктринам
Средневековый тип натурально-хозяйственных
отношений, или феодализм, зародился, как
известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока
и 5-9 вв. – в странах Европы. И с самого
начала вся полнота политической власти
и экономического могущества была в них
достоянием светских и церковных феодалов,
которые как явно, так и не явно осуждали
тенденции расширения масштабов товарности
экономики и ростовщичества.
В экономической литературе в числе наиболее
значимых представителей средневековой
экономической мысли на Востоке, как правило,
упоминается видный идеолог арабских
государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер
так называемой поздней школы канонизма
Фома Аквинский.
2.2 ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
2.3ИБН-ХАЛЬДУН (1332-1406)
Его жизнь и творчество связаны с арабскими
странами на севере Африки, где в духе азиатского
способа производства государство сохраняло
за собой права владения и распоряжения
значительными земельными угодьями, сбора
для нужд казны обременительных налогов
с доходов населения. Причем с тех пор,
как в начале 7 в. На землю снизошли «откровения
Бога» и услышавший их мекканский купец
Мухаммед – первый проповедник Корана
– возвестил мусульманский мир о новой
(исламской) религиозной идеологии, ослабить
«всесилие» антирыночных постулатов,
казалось, ничто более не смогло бы.
Веру в незыблемость сословной дифференциации
общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество
одним людям перед другими», а также в
богоугодность бартерной по существу
торговли, на всех этапах эволюции общества
от «примитивности» до «цивилизации»
попытался укрепить в душах всех правоверных
и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию
некой «социальной физики».Вместе с тем
последняя не лишена отдельных поучительных
идей и историко-экономических обобщений,
таких, например, как необходимость возвышенного
отношения к труду, порицание скупости,
жадности и расточительства, понимание
объективного характера прогрессивных
структурных изменений в сферах экономики,
благодаря которым к давним хозяйственным
заботам людей в земледелии и скотоводстве
прибавились сравнительно новые занятия
в ремесленном производстве и торговле.
Переход к цивилизации и соответственно
избыточному производству материальных
благ, позволит, по мнению Ибн-Хальдуна,
многократно приумножить национальное
богатство, и со временем каждый человек
сможет обрести больший достаток вплоть
до предметов роскоши, но при этом никогда
не наступит всеобщее социальное и имущественное
равенство и не исчезнет деление общества
на «слои» (сословия) по имущественному
признаку и принципу «предводительства».
Развивая тезис о проблеме достатка и
недостатка в обществе материальных благ,
мыслитель указывает на ее обусловленность,
прежде всего размерами городов, точнее,
степенью их заселенности и делает следующие
выводы:
С ростом города растет достаток в «необходимом»
и «лишенном необходимости», приводя к
снижению цен на первое и росту цен на
второе и свидетельствуя одновременно
о процветании города;
Малочисленность населения города является
причиной дефицита и дороговизны всех
необходимых его населению материальных
благ;
Расцвет города (как и общества в целом)
реален в условиях снижающихся размеров
налогов, включая пошлины и поборы правителей
на городских рынках.
2.3 ФОМА АКВИНСКИЙ
(АКВИАНТ) (1226-1274).
Этот итальянский монах доминиканского
происхождения считается наиболее авторитетной
фигурой упоминавшейся выше школы канонистов
на позднем этапе ее развития. Ее воззрения
в области социально-экономического устройства
общества существенно разнятся с положениями
основателя канонизма, или, как еще говорят,
ранней школы канонистов, Августина Блаженного
(353-430). При этом на первый взгляд Аквинат,
подобно Августину, опирается на те же
принципы религиозно-этического свойства,
на основе которых школа на протяжении
ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной
жизни, установления «справедливых цен»
и достижения эквивалентного и пропорционального
обмена.
На самом же деле Ф. Аквинский, учитывая
реалии своего времени, изыскивает сравнительно
новые «объяснения» социального неравенства
в условиях более дифференцированного,
чем прежде, сословного деления общества.
В частности, в работе «Сумма теологии»
он оперирует уже не единичными, а массовыми
проявлениями признаков утверждающих
себя изо дня в день масштабных товарно-денежных
отношений в возросших числом и своим
могуществом городах. Иными словами, в
отличие от ранних канонистов прогрессирующий
рост городского ремесленного производства,
первых торговых и ростовщических операций
Ф. Аквинский не характеризует отныне
как исключительно греховные явления
и не требует их запрещения.
С точки зрения методологических позиций внешне
у автора «Суммы теологии» почти нет расхождения
с раннимиканонистами. Однако если последние
придерживались принципа неоспоримой
авторитарности текстов священного писания
и трудов церковных Аретиков, а также метода
морально-этического обоснования сути
экономических категорий и явлений, то Ф.
Аквинский наряду с названными «инструментами»
исследования активно использует и так
называемый принцип двойственности оценок,
позволяющий средствами софистики диаметрально
изменить суть первоначальной трактовки
хозяйственного явления или экономической
категории.
Вот почему «Сумма теологии» изобилует
двойственными характеристиками и схоластическими
суждениями, к которым прибегает ее автор
в поисках путей примирения и компромисса
по многим, казалось бы, взаимоисключающим
теоретическим положениям.
Как уже упоминалось, экономическая
мысль средневековья в
Напомню, что Аристотель одобрительно
относился к тому виду хозяйствования,
который сводился к приобретению благ
для дома и государства. Эта естественная
(по мнению Аристотеля) хозяйственная
деятельность, получившая, со времен Ксенофонта,
название "экономика", включала и
обмен в пределах, нужных для удовлетворения
разумных личных потребностей. В то же
время деятельность, направленную на обогащение,
т.е. деятельность торгово-ростовщического
капитала, Аристотель характеризовал
как противоестественную, назвав ее "хрематистикой".
Вслед за Аристотелем, Ф Аквинский развивает
мысль о естественности натурального
хозяйства и в связи с этим производит
деление богатства на естественное (продукты
натурального хозяйства) и искусственное
(золото и серебро). Последнее, по мысли
Ф.Аквинского, не делает человека счастливым
и приобретение такого богатства не может
быть целью, т.к. последняя должна состоять
в "нравственном усовершенствовании".
Это убеждение вытекает из идеологии христианства,
где экономические интересы должны быть
подчинены подлинному делу жизни - спасению
души. В средневековой теории нет места
такой экономической деятельности, которая
не связана с моральной целью. И потому
на каждом шагу существуют ограничения,
запреты, предупреждения не позволять
экономическим интересам вмешиваться
в серьезные дела.
В соответствии с догмами Аристотеля и
традициями католической церкви, Ф.АКВИНСКИЙ
осуждал ростовщичество, называя его "постыдным
ремеслом". Он писал, что, давая деньги
в рост, кредиторы, стремясь представить
сделку честной, требуют процент как плату
за время, предоставляемое им заемщику.
Однако время - это всеобщее благо, данное
Богом всем в равной степени. Таким образом,
ростовщик обманывает не только ближнего,
но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения.
Среди средневековых философов общим
было убеждение, что ростовщики недостойны
честного имени и излишни для общества,
так как не доставляют ему необходимых
для жизни предметов. Однако в отношении
торговли средневековые схоласты, в том
числе и ФАквинский, считали, что она представляет
собой занятие законное, поскольку различие
в природных богатствах разных стран свидетельствует
о том, что она предусмотрена Провидением.
Торговая прибыль сама по себе не вносит
ничего порочного в экономическую жизнь
и может быть использована для честной
цели. К тому же прибыль может являться
платой за труд, если произошла продажа
вещи, "измененной к лучшему". Но в
то же время торговля - это опасное дело
(в плане искушения) и человек должен быть
уверен в том, что занимается ею ради всеобщей
пользы и что прибыль, которую он извлекает,
не превышает справедливой оплаты его
труда.
Интересен у Ф Аквинского и взгляд на частную
собственность и проблему справедливости.
Как известно, в раннем христианстве идея
равенства воплотилась в идее отказа от
частной собственности, обобществления
имущества и в утверждении всеобщей обязанности
трудиться. В соответствии с давними традициями
христианства труд у Ф Аквинского получил
позитивную оценку как необходимый для
жизни, избавления от праздности, укрепления
нравственности. В то же время, вслед за
Аристотелем, Ф. Аквинский отвергает идею
о равнозначности всех видов труда, рассматривая
физический труд как рабское занятие.
Значительные трудности возникают с проблемой
оправдания частной собственности. Отходя
от идей раннего христианства, мыслители
средневековья утверждают, что частная
собственность необходима, по крайней
мере, в этом несовершенном мире. Когда
добро принадлежит отдельным людям - люди
больше работают и меньше спорят. Поэтому
необходимо терпеть существование частной
собственности как уступку человеческой
слабости, но в тоже время сама по себе
она отнюдь не желательна. Господствовало
мнение, по крайней мере в области нормативной
этики, что имущество, даже в наилучшем
случае, представляет собой некоторое
бремя. При этом оно должно быть добыто
законным путем, принадлежать как можно
большему числу людей и давать средства
для помощи бедным. Пользоваться им нужно
по возможности сообща. Его обладатели
должны быть готовы делиться с теми, кто
в нужде, даже если нужда их не достигает
нищеты. Философским обоснованием этих
положений являются: идея справедливого
Бога и идея ограниченности количества
материальных благ. Последняя своими корнями
уходит в язычество, к господствующим
в период распада родовой жизни представлениям,
что чрезмерно удачливый земледелец или
охотник - колдун и вор. Если кто-то получил
лучший урожай, значит, он украл его у соседа
и этот урожай - "духов урожай". Здесь
мы видим идею замкнутой вселенной с постоянной,
не изменяющейся суммой благ. Отсюда и
желание поровну разделить, вследствие
чего у всех будет все необходимое и ни
у кого не будет излишка. Следует отметить,
что это не только область нормативной
этики: благотворительность в средние
века была огромна, но сколь расточительна,
столь и безрезультатна.
Неприятие чрезмерного богатства связывает
средневековых схоластов не только с Аристотелем,
но и с Платоном. У последнего целью идеального
государства является "изгнание неблагородной
страсти к наживе", поскольку именно
излишек порождает такие отвратительные
качества, как лень и жадность. И именно
от древнегреческих мыслителей в средневековую
схоластику вошло убеждение, что стать
очень богатым, оставаясь добродетельным
- невозможно. По мнению Платона, всякий
прибавочный продукт следует рассматривать
как подрыв общественного порядка, как
кражу. При этом в первую очередь уменьшается
не сумма общественного благосостояния,
а сумма общественной добродетели. Фраза
покажется странной, если не принять во
внимание, что мыслителей Древней Греции
волновали в первую очередь вопросы этики,
а не экономической эффективности. Как
утверждал К.Маркс, у "древних" вы
не найдете рассуждений о том какая форма
собственности наиболее эффективна. Их
интересует вопрос, какая форма собственности
дает обществу наилучших граждан.
Однако, несмотря на негативное отношение
в целом к частной собственности, торговле,
и тем более к проценту, они в реальной
экономической жизни существовали и не
считаться с этим было невозможно. И возникает
вопрос - а каковы в этих условиях критерии
справедливости, в том числе справедливого
обмена и справедливой цены?
Еще Аристотель, в противоположность тем,
кто требовал установления имущественного
равенства общины свободных, выдвигал
тезис, что распределение благ должно
строиться на принципах справедливости,
то есть "по достоинству". Это означало,
в свою очередь, справедливость существования
имущественного неравенства. Идею Аристотеля
воспринял и развил Ф.Аквинский. В его
представлении общество мыслилось как
иерархическое и сословное, где подняться
выше своего сословия грешно, ибо деление
на сословия установлено Богом. В свою
очередь, принадлежность к сословию определяет
уровень богатства, к которому должен
стремиться человек. Другими словами,
человеку дозволено стремиться к такому
богатству, которое необходимо для жизни
на уровне, подобающем его социальному
положению. Но стремление к большему -
это уже не предприимчивость, а жадность,
которая есть смертный грех.
Эти положения легли в основу рассуждений
Ф.Аквинского о справедливой цене. В период
средневековья дискуссия о справедливой
цене включала две точки зрения:
первая - справедлива та цена, которая
обеспечивает эквивалентность обмена
вторая - справедлива та цена, которая
обеспечивает людям приличествующее их
сословию благосостояние. Ф.Аквинский
в своей теории справедливой цены вобрал
оба эти положения, различая два вида справедливости
в обмене. Один вид справедливости гарантирует
цену "сообразно вещи", то есть сообразно
затрат труда и расходов (здесь эквивалентность
трактуется в терминах издержек). Второй
вид справедливости обеспечивал больше
благ тому, кто "больше значит для общественной
жизни". Здесь эквивалентность трактуется
как присвоение в обмене той доли благ,
которая соответствует достоинству обменивающегося.
Это означало, что процесс ценообразования
ставился в зависимость от социального
статуса участников обмена. Защита привилегий
правящих классов обнаруживается в трудах
Ф.Аквинского и в оправдании правомерности
получения земельной ренты, которую он
рассматривает как продукт, созданный
силами природы и потому присваемого земельным
собственником. Именно получение ренты,
по мнению Ф.АКВИНСКОГО, дает возможность
избранным заниматься духовным трудом
"во имя спасения остальных".
В заключении представляется интересным
проследить эволюцию взглядов на процент
средневековых мыслителей - от полного
неприятия до частичного оправдания. Известно
из истории ростовщичества, что первоначально
денежные или материальные ссуды брались
для непроизводительного использования,
часто от "безысходности". Эта практика
господствовала вплоть до позднего средневековья.
Например, горожанин занимал деньги, чтобы
не умереть с голоду; рыцарь, чтобы отправиться
в крестовый поход; община, чтобы построить
храм. И считалось несправедливым, если
кто-то делал прибыль на бедствии или благочестии
других. В то время каноническим правом
признавались два довода в пользу взимания
процента: возмещение расходов на организацию
и содержание кредитных учреждений и возмещение
ущерба вследствие невозможности распоряжаться
отданными в заем деньгами. Но этот ущерб
еще надо было доказать. Когда же к шестнадцатому
веку производительное и прибыльное вложение
капитала стало широко распространенным
явлением, тогда ростовщику или банкиру
достаточно было доказать торговое или
промышленное его назначение, чтобы иметь
основания требовать вознаграждения за
занятый капитал. Основанием служила потеря
кредитором возможности извлечь выгоду
из тех операций, которые могли представиться
ему за время отсутствия денег. Лишение
вероятной прибыли требовало вознаграждения,
так как нарушался основной для канонического
права принцип - эквивалентности обмена.
В самом деле, должник, благодаря чужому
капиталу обогащался, а кредитор, вследствие
его отсутствия, терпел убыток. В силу
происшедших изменений в экономической
жизни, в каноническом праве в шестнадцатом
веке закрепилось оправданное взимание
процента. Запрещалось лишь взимание "лихвы"
или сверхприбыли ростовщика, для чего
устанавливался официальный максимум
ссудного процента. Тем не менее, в целом
отношение к ростовщичеству по-прежнему
оставалось отрицательным, что не удивительно,
учитывая исходные постулаты христианства.
Этическая направленность экономической
мысли пронизывает труды всех мыслителей
средневековья, а окончательный разрыв
экономических и этических проблем связан
с появлением первых экономических школ.
После падения Римской империи (V ст.) начинается
так называемая пор средневековья, которое
длится вплоть до XVII ст. Экономика этого
периода была преимущественно аграрной,
властвовало натуральное хозяйство. Мышление
средневекового человека мало теологический
характер. Экономическая мысль еще не
отделилась в самостоятельную область
знаний. Этот процесс начался лишь в период
позднего средневековья (XVI - XVII ст.). То,
что можно рассматривать как проявления
экономической мысли, пронизано духом
практицизма. Средневековые трактаты
содержат многочисленные конкретные хозяйственные
советы, разнообразные практические рекомендации,
но довольно имело теоретических обобщений
и попыток осмысления экономических процессов
и явлений. У пор не только раннего (V - Х
ст.), а и даже классического средневековья
(XI - XV ст.) так и не появилось никаких теоретических
произведений по экономическим вопросам.
Основными источниками экономической
мысли средневекового общества есть юридические
кодексы и церковные памятки. Экономические
представления народных масс отразились
в разных «ересях» и экономических требованиях
крестьянских восстаний.
Отличительная черта экономической мысли Востока в средние
возрасты заключалась в том, что она уделяла
внимание собственное тем самым проблемам,
которые и в давние времена, прежде всего
вопросом управления страной, организации
сельского хозяйства как главной области
экономики, ремесла и торговли как вспомогательных.
Большое влияние на развитие экономической
мысли Ближнего Востока справил ислам.
В произведениях мусульманских авторов,
в частности в роботах Ибн Хальдуна, что
выдается арабского мыслителя средневековья,
часто высказываются такие мысли и соображения,
которые намного опережают свое время.
В литературе стран Западной Европы у пор
раннего средневековья под влиянием христианства
высказываются идеи о равенстве людей
передБог, о работе как единый источник
существования, о необходимости делиться
имуществом с бедными; стремление богатства
сознается пороком, который не является
к лицу действительному христианину. Проблемы
общины нашли отображение в «Саличной правде» (Саличном
законе) — записи давнего обычного права
племени саличных франков. Запись была
сделана израспоряжение короля Хлодвіга (481 —
511), а со временем дополнено и переработано
его наследниками. В нем был отражен экономический
порядок франков в период расписания родовых
отношений и возникновение имущественной
неровности. Имущественное расслоение
кое-что сдерживалось преимуществом общей
собственности общины над правом владения
и пользование отдельных домохозяйств.
«Салечная правда» свидетельствует о
постепенном возникновении личностно-родственной
собственности, преобразование владение
на собственность. Франки уже разграничивали
понятие подвижного и недвижимого имущества.
Движимое имущество можно было отдавать
в залог и передавать по наследству ближайшему
из родственников. Кражи его наказывались
штрафами. Рабы считались имуществом господина,
и потому за убийство раба посторонним
человеком надо было уплатить хозяину
соответствующую компенсацию. Относительно
недвижимого имущества, то существовали
многочисленные разновидности индивидуальных
прав на владение разнообразными видами
его, хотя верховенство всегда признавалось
по праву общины на все земельные имения.
После упадка Франкской государства (IX
ст.) «Салечная правда» потеряла свое практическое
значение.
Другая памятка западноевропейской экономической
мысли раннего средневековья «Капитулярий о виллах» (начало IX ст.)
Карла Большого (или его сына — Людовика
Благочестивого) дает представление об
организации и управлении вотчиной. Согласно
«Капитулярием» вся земля вотчины была
в собственности ее властителя (вотчинника),
а большинство населения представляли
закрепощенные крестьяне. В имении должны
были также жить «добрые мастера», что
вырабатывали какую-то ремесленную продукцию.
Хозяйство мало натуральный характер,
король приписывал продавать только излишки,
а покупать то, что не вырабатывалось в
вотчине, взимать оброки натурой и создавать
продуктовые запасы.
Развитие экономической мысли классического
средневековья, как и в предыдущий период,
происходил под огромным влиянием христианской
церкви. Наибольшим тогдашним авторитетом,
который высказал много важных экономических
идей, был Фома Аквинский (Аквинат) (1225/26
— 1274), которого уже 1323 г. было канонизировано,
а его обучение 1879 г. было провозглашено
единственно искренней философией католицизма.
Основными произведениями Фомы Аквинского
есть «Сумма против язычников» и «Сумма
теологии». В своих взглядах на политическое
и социальное устройство общества он выступал
за централизацию власти и признавал социальную
иерархию, поскольку низменность на состояния
«происходит от Бог». Естественное основание
сословной иерархии Аквинат видел в разделении
труда. По его словам, «одни должны обрабатывать
пашню, других - сводить дома, а часть людей,
будучи свободной от человеческих забот,
должны посвятить себя духовной работе
ради спасения сдачи». Хотя соответственно
христианской доктрине Фома Аквинский
считал работу неотъемлемой обязанностью
верующего, сугубо физическая, трудная
работа, по его мнению, была «рабским занятием».
Частную собственность он рассматривал
как необходимый институт человеческой
жизни.
Будучи сторонником натурального хозяйства,
которое могло обеспечить всех необходимыми
продуктами, Аквинат, тем не менее, признавал,
что во многих случаях просто невозможно
обойтись без обмена. Поэтому он высказал
свои соображения из проблем обмена, цены,
торговли, торговой прибыли, денег и др.
Так, он дал свое толкование «справедливой
цены». Обмен, по мнению Фомы Аквинского,
должны происходить без обмана и ради
общей пользы. Между продавцом и покупателем
должны быть «установленная договоренность
относительно равенства вещей». Цена товара
есть справедливой тогда, когда учитывается
количество работы, израсходованной на
его производство. «Продавать дороже или
покупать вещь дешевле, чем она стоит,
само по себе непозволительно и несправедливо».
Но, с другой стороны, завышение цены оправдано,
если такая цена не является обычным обманом
и если покупатель тоже будет иметь пользу.
Т. е. справедливая цена, как считал Аквинат,
должны согласовывать не только с вещью,
которая продается, а и с убытком, которого
мог бы подвергнуть испытанию продавец
от продажи. В таком случае «разрешено
по правую продавать вещь дороже, чем она
достойная самая по себе, хотя она не должна
продаваться дороже, чем стоит ее владельцу».
Рядом этим понятие «справедливой цены»
у Фомы Аквинского имело и социальное
крашение, поскольку каждый должен получать
за свой продукт столько, сколько необходимо,
чтобы он мог жить соответственно месту,
которое занимает в сословной иерархии.
В своих взглядах на торговлю и торговую
прибыль Фома Аквинский оправдывал торговлю
с целью получения продавцом торговой
прибыли для обеспечения себя и своей
семьи средствами существования и использование
его для благотворных дел. Правомерным
считалась прибыль и как плата за работу,
когда продавец улучшил какую-то вещь,
и как возмещение расходов на транспортирование
товаров. Если же прибыль была единой целью
торговца и, стремясь его получить, торговец
не гнушался любыми средствами, то такая
торговля провозглашалась занятием позорным.
Раздумывая о происхождении денег, Фома
Аквинский придерживался мысли, что они
возникли вследствие договоренности между
людьми. Их назначение - облегчить справедливый
обмен. При этом понятие денег и монеты
он не различал. Признавая необходимость
денег как средства обращения, он рассматривал
их и как меру стоимости. «Монета, - писал
Аквинат, - наиполнейшая мера для материальной
жизни в торговле и обороте», а вместе
с тем и «мерка в работе». Фома Аквинский
выделял «внутреннюю ценность» и «номинальную
ценность» денег (монеты). Он считал, что
последнюю может определять государство
и припускал возможность ее незначительного
отклонения от «внутренней ценности»,
выступая против порчи монеты.
Фома Аквинский осуждал ростовщичество.
По его мнению, взимать проценты, предоставляя
деньги в ссуду, означало бы продавать
то, чего на самом деле не существует. Здесь
нет равенства, а потому нет и справедливости.
Поскольку деньги изобретенное для обмена,
«первый и главный результат пользования
деньгами заключается в их употреблении
или расходе». Через это несправедливо,
кроме возвращения самых денег, получать
еще и плату за пользование ими. Вместе
с тем Аквинат соглашался с тем, что процент
можно рассматривать как вознаграждение
за риск потерять одолженные деньги и
как своеобразное возмещение утраченных
доходов, которые заёмщик мог бы иметь,
использовав одолженные кому-то деньги
в собственных интересах. Тем самым Фома
Аквинский занимал компромиссную позицию
не только по вопросу торговой прибыли,
а и процента.
Проблеме денег был посвящено «Трактат
о происхождении, природе, юридическом
основании и изменению денег», написанный
французским ученым Школой Оремом (Оресмом) (приблизительно.
На экономическую мысль средневековой
Западной Европы заметно повлияли также
разнообразные религиозные ереси. Ереси,
как правило, были средствами проявления
оппозиционных расположений духа определенных
социальных слоев. Несмотря на большое
разнообразие ересей (вальденсов, апостоликов,
катаров, альбигойцев, лоллардов и др.)
и значительные отличия между ними все
они так или так всегда имели антифеодальную
направленность, проповедовали идеи равенства
всех людей, возвращение к принципам «евангельской
бедности» раннее христианского порядка,
осуждали богатство и неограниченную
собственность церкви и т.п.. Некоторые
ереси стали идеологией восстаний крестьян
и городских низов, которыми преисполнена
вся история средневековья. Основными
экономическими требованиями восставших
всегда прошлого возвращения к общине,
уничтожению социальной и имущественной
неровности, частной собственности, возвращение
захваченных общинных земель, отмена барщины,
оброков, десятины и т.п..
История экономической мысли Украины времен
раннего и классического средневековья
связана из пор Киевской Движении— первого
государства на украинской этнической
территории. Литературными источниками,
которые из них можно справиться об экономических
взглядах тех пор, есть летописи, соглашения,
грамоты князей, кодексы и записи норм
светского и церковного права и т.п.. Выдающейся
памяткой социально-экономической и политической
литературы пор Киевской Движении есть «Русская правда» — ведомость
законов древнерусского права XI—XII ст.
Известные 106 списков «Русской правды»,
какие составленное в XIII-XVIII ст. Статьи
«Русской правды» отбивают социальную
структуру и отношения собственности
древнерусского общества. Они регулируют
имущественное отношения, защищают право
собственности князей и феодальной знати
на землю и крепостных; право взимать налоги,
получать ренту; определяют ограничение
имущественных и личных прав разных категорий
феодально зависимого населения и др.
В них нашла отображение организация княжеской
и боярской вотчины в XI ст., что базировалась
на крепостной и рабской работе.Кстати,
последняя постепенно уступала продуктивнешой
работе людей зависимых и крепостных.
При условиях замкнутости натурального
хозяйства и неразвитости товарообмена
товарно-денежные отношения в Киевской
Движении были очень ограниченными, хотя
в текстах «Русской правды» случаются
такие понятия, как «истое», «рез», «отарица»
и «груда», что означают одолженные под
процент деньги; сам процент; участок земли
и ссуду, которые закуп (смерд, который
обеднел и попал в долговую кабалу к господину)
получает от хозяина-землевладельца. Случаются
также слова «товар», «торг» (рынок), «гостьба»
(внешняя торговля) и другие экономические
сроки. Вцелому в «Русской правде» определенной
мерой отображенной все основные процессы
экономической и общественной жизни Древнерусского
государства.
Одним из главных письменных источников
для исследования экономической мысли
пор Киевской Движении есть летописная
ведомость «Повесть временных лет» — монументальный
историографический и литературный документ
началаXII ст., что принадлежит пэру монаха
Печерского монастыря Нестора. Хотя центральными
в произведении есть вопросы политической
истории Движении, экономическим и социальным
процессам и явлениям предоставляется
важного значения для объяснения исторических
событий. В «Повести временных лет» рассматриваются
источника доходов Киевского государства:
поступление из хозяйства, дань и собрание
из населения, штрафы (судебная пошлина),
торговая пошлина и военная добыча. Данина
собиралась продуктами, мехом или деньгами.
Выплата дани деньгами оказывала содействие
развитию товарного производства и товарно-денежных
отношений. В летописи речь идет также
об активных внешнеторговых связях Киевской
Движении с другими государствами, наличие
общественного разделения труда: полное
обособление ремесленничества от земледелия
и развитие разных ремесел. Летописец
обнаруживает почтительное отношение
не только к умственному, а и к физической
работе, поскольку оба эти вида работы
считаются одинаково важными для общества,
для обеспечения его богатства и благосостояния.
Из памяток древнерусской литературы,
которая из них можно справиться об экономической
составной общественной жизни, можно назвать
также «Поучения детям» Владимира Мономаха (начало XII ст.).
Это произведение содержит немало важных
хозяйственных наблюдений и обобщений,
показывает отношения между землевладельцами
и зависимыми крестьянами, дает совета
относительно преодоления социальных
расхождений, ярко свидетельствует о понимании
уже в те времена значения земледелия,
скотоводства, промыслов, торговли для
укрепления могущества государства.
Галицко-волынская
летопись XIII ст. рассказывает об экономической
политике галичских и волынских князей,
которые делали авансы развитие ремесел,
торговли, мост, приглашая для этого умелых
ремесленников, торговых людей.
Начиная с XIII ст. Киевская, Чернигово-Сиверськая,
Переяславськая, Волынской, Галичской,
Подольская земле, а также Боковина и Закарпатье
стали тем территориальным основанием,
на котором сложилась и развивалась украинская
народностям. За Средним Приднепровьем,
Киевским землей раньше, чем за другими
землями Южной Движении, закрепилось название
«Украина», что позднее, с XVII ст., начали
обозначать этническую территорию украинского
народа. На границе XIII - XIV ст. из древнерусской
языковой основы выделяется украинский
язык. В разнообразнейший документах XIV
- XV ст. (жалованных и ссудных грамотах,
инвентарях, люстрациях и т.п.) отображенные
отношения вотчинной формы собственности,
тогдашняя система повинностей, Некоторые
аспекты торговли, денежного обращения,
развития сельского хозяйства и ремесел,
предоставление ссуд под залог имущества,
в том числе земельных владений.
С XIV ст. на украинских землях начинает
действовать Магдебургское право - городское
право, которое возникло в XIII ст. в городе
Магдебурге (отсюда и название). За ним
города освобождались от управления и
суда больших князей или королей, т.е. получали
права самоуправления. Магдебургское
право устанавливало порядок и функции
органов городского самоуправления, суда,
купеческих объединений, цехов, регулировал
вопрос торговли, ожоги и наследование,
определяло наказание за разные виды преступлений
и т.п.. 1339 p. такое право получило город Сянок
Галицко-Волынского княжества, 1356 г. - Львов,
1432 г. - Луцк, 1494 г. - Киев. На протяжении XV
- XVI ст. Магдебургское право распространилось
на большинство городов на украинских
землях. Города, которые находились под
непосредственной юрисдикцией польского
короля или большого князя литовского,
не платили за городские земли, а мещан
было уволено от повинностей в пользу
феодалов. Мещане платили лишь государственный
налог на торговлю и занятие ремеслом.
Они имели право использовать на нужды
города денежное собрание, установленные
городским правлением (магистратом), налог
от пивоварен, солодилен, воскобоен, мельниц,
земельных угодий, имели значительные
привилегии в области организации и регламентации
стационарной торговли, ярмарок и ремесел.
Однако с увеличением влияния польских
феодалов и католической церкви на украинских
землях усиливается национально-религиозная
дискриминация украинского мещанства.
Это порождало его борьбу за ликвидацию
ограничений и за увеличение участия в
городском самоуправлении.
В 80-те года XVI ст. в ходе борьбы против унии
и католицизма возникает так называемая
полемическая литература, которая во многих
аспектах касается и экономических проблем.
Из этого взгляда важными есть произведения Ивана
Вешенського(1545/50 — 20-те года XVII ст.), что
делал ударение на проблемах социального
равенства. Он говорил, что любое богатство,
которым владеют господа и духовенство
и которое они «пожирают», созданное «работой
и потом» крепостных. И. Вишенський показал
основные формы, с помощью которых осуществлялось
присвоение результатов работы крестьян
и ремесленников: барщину, оброк, подати,
торговая и ростовщическая прибыль и т.п..
По его мнению, одновременно с ростом богатства
и роскошей господ, шляхты, торговцев усиливаются
тяжелых крепостных, бедняков. Он понимал,
что имущественно-социальная неровность
людей происходит не от природы и не от
Бог, а от земных несправедливостей. В
целом полемические произведения справили
огромное влияние на формирование и развитие
самосознания украинского народа, на развертывание
национально-освободительной борьбы во
главе с Богданом Хмельницким.
В наиболее законченном виде экономическую
мысль позднего средневековья репрезентует
меркантилизм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Левита Р.Я. История экономических
учений (электрон.)
2. Ядгаров Я.С. История экономических
учений (электрон)
3. История экономических учений (электрон)
4.Горяинова Л.В История экономических учений:
Учебно-практическое пособие. — М.: Изд. центр ЕАОИ,
2013.