Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:38, курсовая работа
Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли. Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в ее изменении. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1.Рассмотреть развитие экономической мысли Древнего мира.
2.Изучить экономическую мысль Средних веков.
3.Изучить основные и современные направления и школы 17-20 веков
Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в III-VIII вв. в ряде государств Востока и V-XI вв. — в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.
В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн- Хальдун, а в Европе — лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский. [2, с. 55]
Ибн-Хальдун (1332-1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед — первый проповедник Корана — возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы. [2, с. 55]
Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле. [2, с. 55]
Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства». [2, с. 55]
Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:
Наконец, деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов — золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при характеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества груда человека», во-вторых, «его места среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем» (в труде. — Я.Я.). [2, с. 55]
Фома Аквииский (Аквинат) (1225-1274). Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430). При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена. [2, с. 56]
На самом же деле Ф. Аквииский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня вдень масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения. [2, с. 56]
С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождений с ранними канонистами. Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории. [2, с. 57]
Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический виды, исходили из божественного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф. Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом он пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили, то, что различные люди склонны к различным профессиям...» [2, с. 57]
Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщический процент. Рассмотрим вкратце и эту позицию ученого применительно к каждой названной категории. [2, с. 57]
Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом. В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считавшихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому, «справедливые цены» могут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является. [2, с. 57]
Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался исследователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф. Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в субъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому». [2, с. 58]
«Справедливая цена» — это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категории «стоимость» (ценность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило, ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф. Аквинскийзатратный подход назначения «справедливой цены» считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, что продавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в противном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег, и всей «общественной жизни». [2, с. 58]
Деньги (монеты) Ф. Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою приверженность номиналистической концепции денег, автор «Суммы теологии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее, вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, признавая, что порча монеты может сделать бессмысленным измерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой — вверяя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению. [2, с. 58]
Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как небогоугодные, т.е. грешные, явления. С определенными оговорками и уточнениями «осуждал» их и Ф. Аквинский. Поэтому в результате, по его мысли, торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они совершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, необходимо, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой и вознаграждением за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие материальные издержки и даже за риск.
Как видим, «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками и схоластическими суждениям, к которым прибегает ее автор в поисках путей примирения и компромисса по многим, казалось бы, взаимоисключающим теоретическим положениям. Сказанное в современной экономической литературе относят к экономическим воззрениям раннего либо позднего канонизма.[2, с.58]
Хотя экономическая
наука возникла в глубокой древности, длительное время
она не выделялась в самостоятельную дисциплину.
Лишь где-то с XV столетия с началом формирования
в Европе капиталистического хозяйства
она стала обособляться как отдельная
наука. Дело в том, что в основе капиталистического
хозяйства лежат рыночные отношения, которые
в то время начали интенсивно развиваться,
разрушая феодальную обособленность,
усложняя хозяйственные связи. Сложность
экономических явлений потребовала развития
экономической науки до уровня, на котором
она могла бы понимать и объяснять эти
явления, давать ответы на поставленные
самой жизнью вопросы.
Первой научной школой
экономической теории стал меркантилизм
(от итальянского слова «мерканте» - торговец,
купец). Зародившись в конце XV века, эта
школа достигла расцвета в XVII столетии.
Главная ее особенность заключается в
ограничении объекта исследования сферой
обмена. По существу, экономическая деятельность
сводилась к торговле, к торговой деятельности.
Подобная ограниченность
меркантилизма не случайна, поскольку
эта школа развивалась в период интенсивной
торговли, особенно международной. В это
время шло формирование капитализма, и
доминирующей общественной идеей была
идея обогащениия, так что экономическая
теория должна была дать ответы на вопросы:
что такое богатство? откуда оно берется?
каковы его источники?
Меркантилисты дали
на эти вопросы относительно простые ответы:
богатство воплощено в деньгах, роль которых
в то время выполняло золото, его источником
является торговля. Конечно, такой подход
к богатству и его источникам был весьма
поверхностным. Современная экономическая
теория гласит, что богатство воплощается
в различных благах и через их куплю-продажу
богатство не создается, а распределяется.
В этом заключается особая роль торговли
- она доставляет богатство людям в той
форме, в какой они хотят: покупателю -
в форме необходимого для удовлетворения
потребностей блага, а продавцу - в форме
денег (золота). Источником же богатства
является производство.
Именно на это обратила
внимание следующая школа экономической
теории - школа физиократов (от греческих
слов «физио» - природа и «кратос» - сила,
власть), существовавшая в XVIII столетии
и положившая начало классической политэкономии.[3,с.36]
Совершенно справедливо указав на производство
как на источник богатства, физиократы
вместе с тем ограничили производство
сферой сельского хозяйства, отнеся все
остальные сферы экономики к непроизводительным,
то есть не создающим богатство. Ограниченность
физиократов была обусловлена тем, что
богатство они отождествляли с веществом
природы: если оно увеличивается, значит,
по их мнению, растет и богатство.
Появление и развитие следующей школы
- школы классической политической экономии,
связанное с именами английских экономистов
А.Смитом (1723-1790 гг.) и Д.Рикардо (1772-1823),
позволило вывести производство как источник
богатства за рамки сельского хозяйства.
В этом им помогла трудовая теория стоимости.
Согласно этой теории, богатство имеет
вещественное воплощение и измеряется
величиной стоимости, создаваемой трудом.
Богатство создается там, где труд преобразует
вещество природы в необходимые людям
блага. При этом они не умоляли роль природы,
вполне обоснованно утверждая, что «природа
- мать, а труд - отец богатства».
С середины XIX века развитие политической
экономии пошло по двум направлениям:
первое направление получило название
политэкономии капитала (или буржуазной
политэкономии), а второе - политэкономии
труда (или пролетарской политэкономии).
Первое направление политэкономии отошло
от представления о труде как единственном
источнике стоимости и богатства. Наряду
с ним выделялась роль капитала и земли.
Буржуазным это направление было названо
потому, что оно отражало интересы буржуазии
как собственника капитала и земли. В конце
XIX века развитие данного направления
привело к возникновению новой экономической
дисциплины, получившей название «экономика».
Важной особенностью экономики является
то, что она сконцент-рировалась на изучении
явлений и процессов, происходящих в рыночной
экономике, которая рассматривается как
«естественная», отвечающая законам природы
форма хозяйства. Все остальные формы
предстают как отклонение от «естественного»
состояния вещей.
Второе направление политэкономии осталось
на позициях трудовой теории стоимости.
Поскольку ее развитие связано с работами
К.Маркса (1818-1883 гг.), в первую очередь с
его главным трудом «Капитал», то данное
направление стало называться марксистской
политэкономией. Она отражала интересы
рабочего класса, единственным источником
существования которого является труд.
Политэкономию отличает от экономики
и то, что рыночная экономика рассматривается
как одна из форм хозяйства, носящая преходящий
характер и на определенном этапе своего
развития уступающая место плановой экономике.[3,
с.37]
Информация о работе Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока