Экономическая политика государства: цели, принципы и содержание
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 17:51, курсовая работа
Краткое описание
Экономическая политика государства представляет собой область деятельности государства, в которой, соединяются идеологические, культурные и научные положения государственной власти.Она связана с государственной внутренней и внешней политикой, с государственными принципами и военной политикой. Экономическая политика призвана способствовать созданию экономических условий для проведения государственной политики. Она оказывает влияние на экономические процессы и развитие экономики. Как особый вид деятельности, экономическая политика выражает задачи, цели и интересы общества, страны, государства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5 1.1. Понятие и формирование экономической политики государства 5 1.2. Методы и инструменты экономической политики государства 8 2. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 12 2.1. Содержание экономической политики государства 12 2.2. Цели и принципы экономической политики государства 15 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 21 3.1. Основные экономические проблемы и способы их решения 21 3.2. Особенности и оценка эффективности экономической политики России 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
При формировании экономической
политики государства необходимо в первую
очередь соблюдать принцип научности,
под которым понимается использование
достижений мировой и отечественной экономической
науки. На современном этапе развития
общества, построение экономической политики
и государства требует фундаментальных
знаний в области механизмов действия
инструментов и методов для достижения
поставленных целей. Вместе с тем эффективность
экономической политики во многом обусловлена
системным подходом к её формированию,
поэтому необходимо соблюдать принцип
системности, что предполагает наличие
четко определенной совокупности целей,
соответствующих этим целям инструментов
и ответственных за достижение этих целей
государственных органов.
Поскольку возможность оптимального
воздействия на носителей экономической
политики государства возникает только
в условиях стабильной институциональной
среды, то для успешной реализации экономической
политики необходимо соблюдать принципы
стабильности и последовательности. Если
экономическая политика государства выполняет
не только поставленные стратегические
цели, но и направлена на решение возникающих
текущих проблем, то нужно придерживаться
принципа гибкости. Вместе с тем все экономические
преобразования должны носить эволюционный
характер, поэтому требуется учитывать
принцип постепенности. Но для того, чтобы
достичь положительных результатов, экономическая
политика должна быть максимально приближенной
к реальности, ставить и достигать разумные,
реальные цели, то следует руководствоваться
принципом прагматизма [16, c. 185].
Рис.2.Принципы экономической
политики государства.
Вывод: для выработки экономической
политики особое значение имеет выбор
цели и соответствующих ей инструментов,
а также следовать ряду принципов для
формирования и успешной реализации. К
целям экономической политики есть определенные
требования. Во-первых, должны ставиться
только те цели, реализацию которых не
может обеспечить рынок, а во-вторых, цель
должна быть количественно измеримо, что
дает возможность контролировать её выполнение.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВА
Основные экономические проблемы и способы
их решения
Все основные проблемы экономики
вытекают из того, что мировое хозяйство
вынуждено функционировать с учетом ограниченности
ресурсов и безграничности человеческих
потребностей. На протяжении всей истории
человечеству приходится выбирать наиболее
эффективный вариант распределения имеющихся
факторов производства. Параметры экономической
политики, проводимой тем или иным государством,
зависят от того, каким образом решаются
универсальные экономические проблемы.
Любое общество, независимо от того, на
какой ступени цивилизации оно находится,
всегда сталкивается с тремя основными
и взаимосвязанными проблемами:
Что должно производиться.Обеспечить
себя необходимыми благами страна может
самыми различными путями: самостоятельно
произвести их, обменять на другие товары,
получить их как гуманитарную помощь.
Но получить все и сразу вряд ли получится,
поэтому всегда приходится ограничивать
ту или иную потребность. Для того чтобы
основные проблемы экономики не затронули
развитие хозяйства данного конкретного
государства, его правительство должно
действовать слаженно в определении того,
какие продукты нужно получить немедленно,
с какими можно подождать, а от чего можно
и вовсе отказаться. Иногда этот выбор
может быть очень сложным. В развивающихся
странах иногда не хватает денежных средств
даже на то, чтобы накормить население.
В силу этого наращение производства,
как способ решить все основные проблемы
экономики, может и не сработать, ведь
рабочая сила и так полностью занята. В
таком случае нужно модернизировать имеющееся
оборудование, однако, для этого опять
же нужны деньги, которых в государстве
нет. Можно попробовать переключить производство
на выпуск капитальных товаров, однако,
это на время еще больше снизит жизненный
уровень.
Как будут производиться товары.
Современные проблемы экономики связаны
и с тем, что у развивающихся стран просто
нет возможности использовать новейшие
технологии, что значительно уменьшает
набор выпущенных благ. В наше время существует
множество проектов, по которым можно
построить похожие здания, а одинаковые
автомобили, если постараться, можно собрать
и на конвейере, и вручную. Организовать
производство тоже можно совершенно по-разному.
В некоторых странах решение о начале
строительства принимают только государственные
органы, в других – частные фирмы.
Для кого производить. Поскольку
выпуск благ ограничен, то их распределение
– это тоже экономическая проблема, которая
требует решения. Правительству приходится
определять, как использовать произведенные
товары и услуги таким образом, чтобы извлечь
максимальную полезность. На мировом уровне
в наше время лидеры международного сообщества
решают, как распределять их между бедными
и богатыми с учетом гуманистических целей
для того, чтобы ликвидировать основные
проблемы экономики. [26, c. 46].
Что, как и для кого производить? Ответы
на эти три вопроса должна найти каждая
страна и общество, которые желают эффективно
использовать все имеющиеся в их распоряжении
ресурсы. Сложность принятия решений по
этим вопросам связана с объективными
ограничениями и необходимостью делать
выбор: ведь ресурсы ограничены и существуют
альтернативные издержки. Это относится
ко всем обществам, независимо от их политической
системы и уровня развития. Различия между
странами заключаются только в методах
распределения.
В рыночном механизме никто
из индивидов или организаций сознательно
не занимается решением триединой задачи:
что, как, для кого производить. Просто
потребители и производители встречаются
на рынке и определяют цены на товары и
объёмы производства.
Первая проблема- «что производить?»
определяется выражением предпочтений
потребителей, которые свободно выражаются
на рынке. О спросе на товар свидетельствует
вполне приличная цена. Другого побудительного
мотива к его производству не нужно. Покупатель
проголосовал ценой за товар, довел свои
предпочтения до производителя через
деньги.
Вторая проблема – «как производить?»,
определяется конкуренцией между товаропроизводителями
за доступные факторы производства.
Чтобы «выжить» и иметь прибыль, надо снижать
издержки или поддерживать их на минимальном
уровне. В зависимости от цен фирмы выбирают
наиболее выгодные для себя комбинации
факторов производства. Фирма может достичь
максимальной прибыли путем минимизации
затрат и применения наиболее эффективных
методов производства.
Третья проблема – «для кого
производить?», разрешается соотношение
спроса и предложения. Рынком управляет
потребитель, уровень техники и организации
производства. Потребитель своим спросом
указывает, куда направить ресурсы.
Вопросы: «Что? Как? Для кого
производить?» не были бы проблемой, если
ресурсы не были бы ограничены. При неограниченных
возможностях и полном удовлетворении
человеческих потребностей не имело бы
большого значения перепроизводство какого-либо
товара. Но высокий уровень производства
влечет за собой высокий уровень потребления.
Каждый из нас знает, что предметы, окружающие
нас в быту, далеко выходят за границы
минимально необходимых для поддержания
жизни. Потребности растут быстрее наших
возможностей.
Вывод: рассмотренные проблемы
«Что? Как? Для кого производить?», и способы
их решенияв известной мере условна. В
действительности командно-административные
методы могут сочетаться с использованием
системы цен, с элементами рыночной экономики,
а так же учитывать сложившиеся в данном
обществе традиции и обычаи. Рынок так
же не может решить всех человеческих
проблем, а иногда дает и неприемлемые
решения. В данном чистом виде рыночная
экономика не существует. Современные
экономические системы представляют собой
смешанные образования, что и определяет
параметры проводимой ими экономической
политики.
Особенности и оценка эффективности
экономической политики России
Экономическая (макроэкономическая)
политика государства это набор определенных
целей в области национальной экономики
в совокупности с системой методов и средств,
используемых для достижения поставленных
целей [28, c. 28].
Реализация государственно
экономической политики осуществляется
на федеральном и региональном уровнях.
Каждое государство нуждается
в разработке собственной модели оценки
и анализа результативности и эффективности
социально-экономического развития, направленной
на повышение качества и уровня жизни
населения, с учетом национальных особенностей
и исторического развития.
Данная проблема обосновывается
важностью теоретических знаний, которая
выросла в условиях постиндустриального
общества, в экономике которого на первый
план вышло производство услуг, взамен
проведению исследований, а так же организации
системы образования и повышению уровня
и качества жизни. Всё это, в свою очередь,
предопределило уход от традиционного
механистического подхода к поиску новых
теоретических моделей и практических
методик реализации эффективной экономической
политики. На данном этапе существует
множество различных методик оценки эффективности
политики, в частности экономической,
но нужно отметить, что оценка является
весьма затруднительной, многогранной.
В системе социально-экономического
управления анализ результатов должен
осуществляться, по крайней мере, относительно:
целей, которые практически
осуществляются в экономической политике,
в увязке с целями, которые сформированы
общественными потребностями;
целей, реализуемых в экономических
процессах, и результатах, которые получены
при осуществлении политического воздействия;
общественных затрат на разработку
и реализацию экономической политики
в сравнении с объективными результатами,
которые были получены вследствие управления;
возможностей, заложенных в
экономическом потенциале, и степени их
реального использования [22, c. 35].
Весь комплекс исследований,
направленных на оценку эффективности
экономической политики, можно представить:
традиционные формы оценки;
научные исследования.
Научные исследования, в свою
очередь, осуществляется при помощи различных
научных методологий и методик исследования
социальных, экономических, политических
процессов. Использование такого рода
исследований приносит значимые теоретические
и практические результаты, однако требует
значительных финансовых издержек.
В определении курса экономической
политики, а, следовательно, и в определении
и постановке экономических целей ведущая
роль принадлежит государству. Именно
его прерогативой является определение
приоритетов в экономической деятельности
и выбор способов и средств по эффективной
реализации экономической политики. Поэтому
одной из функций правительства – исполнительного
органа государственной масти – является
разработка основных направлений социально-экономического
развития страны [24, c. 10].
Свою экономическую политику
государство проводит через реализацию
бюджетной, налоговой, денежно-кредитной
и таможенной политики. С помощью каждой
из них и их системы в целом государство
перераспределяет значительную часть
ВВП и доходов, а также имеет возможность
существенно влиять на уровень инфляции,
на инвестиционные процессы внешнеэкономическую
деятельность.
Сегодня, экономическая политика
России, как и политика других стран с
развитой рыночной экономикой, содержит
в себе следующие направления:
социальная политика
конъюнктурная политика;
инвестиционная политика;
политика роста экономики;
антиинфляционная политика;
структурная политика;
региональная политика;
политика занятости [23, c. 46].
Очевидно, что все эти направления
пересекаются каким-то образом, а подчас
даже противоречат друг другу. Правительство
в зависимости от ситуации выбирает свои
приоритеты.
Экономическая политика в современной
России обусловлена необходимостью преодоления
«трансформационного спада» и его социально-экономических
последствий.
Главная задача состоит в необходимости
создания условий для экономического
роста, одним из которых является изменение
структуры народного хозяйства. Препятствия
к формированию прочного, единого пространства,
низкое качество менеджмента, технологическая
отсталость; низкий уровень инвестиций,
высокая затратность экономики; низкий
уровень конкурентоспособности; высокая
долговая нагрузка на экономику; возрастающая
доля теневого сектора. Можно считать,
что ликвидация этих угроз и будет определять
особенности экономической политики на
современном этапе [25, c. 34].
Экономическая политика России
последних лет не была однозначной. В ней
можно выделить два периода: политику
переходного периода, который продолжался
всё последнее десятилетие ХХ в., и нынешнюю
политику периода экономической стабилизации
и экономического роста – конца ХХ – начала
ХХI в.
Переходный период от административно-командной
модели к рыночной был чрезвычайно сложным
и противоречивым этапом существования
Российской экономики. Сложность и противоречивость
переходного периода были обусловлены
следующим: одновременно действовали
законы, присущие как старый, так и зарождающейся
системе; человеческое мышление с трудом
воспринимала рыночные новации; в экономике
практически отсутствовали специалисты-рыночники.
Кроме того, переходный период совпал
со временем, когда Россия находилась
в состоянии глубокого не только экономического,
но социального и политического кризиса,
и это необходимо было учитывать при построении
экономической политики. Основными её
целями были создание основ рыночной экономике;
экономическое выживание и поиск путей
для стабилизации. Средствами достижения
этих целей явились созданием правовой
базы, регулирующей рыночные отношения;
структурная перестройка и начало кардинальных
экономических реформ. За это время осуществлены
разгосударствление и приватизация, переход
к рыночному ценообразованию, были положены
начала созданию условий для конкуренции,
формированию правовой базы рыночных
отношений и рыночной инфраструктуры,
структурной перестройке, одной из форм
осуществления которой явилась конверсия
[29, c. 21].