Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 00:17, лекция
В ряде случаев блага обладают качествами, затрудняющими предоставление их через рынок. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется особым способом.
Существует несколько принципов классификации благ:
По степени доступности блага в потреблении;
По характеру распределения полезности среди потребителей в процессе потребления блага.
Экономическая природа общественных благ.
В ряде случаев блага обладают качествами, затрудняющими предоставление их через рынок. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется особым способом.
Существует несколько
По степени
доступности блага в
Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для другого субъекта (яблоко, одежда, др).
Неисключаемость в потреблении означает невозможность кому-либо препятствовать в потреблении данного блага (просмотр телепередач, посещение библиотек, и др.).
По характеру распределения полезности среди потребителей в процессе потребления блага различают избирательность и неизбирательность в потреблении.
Избирательность в потреблении означает получение определенных выгод от потребления данного блага одним субъектом и невозможность получения этих же выгод от потребления данного блага другим субъектом (получение выгод от потребления яблока возможно только для данного потребителя).
Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления данного блага одним субъектом не препятствует получению тех же выгод от потребления данного блага другим субъектом (получение выгод от просмотра телепередач, посещения библиотек, и др.).
Отсюда блага делятся на частные и общественные, которые, в свою очередь подразделяются на:
Чистые общественные блага — это блага, потребляемые сообща и предоставление которых одному субъекту невозможно без предоставления этих благ другому. Их абсолютная неизбирательность означает, что любое потребление чистого общественного блага одним субъектом не влияет на предоставление этого блага другим субъектам, и включение дополнительных потребителей не уменьшает выгод от потребления блага существующими потребителями, а предельные издержки предоставления благ дополнительным потребителям равны нулю. Полная неисключаемость указывает на то, что данные блага обладают неделимостью, значит, не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно. Потребление чистого общественного блага всегда сопровождается положительными внешними эффектами, и суть проблемы состоит в обеспечении оптимального объема их производства.
Особенности спроса на чистые общественные блага заключаются в том, что они неделимы, потребляются всеми потребителями целиком, не могут быть скорректированы соответственно потребностям пользователя и каждый из них может потреблять любое количество блага по соответствующей цене. Все пользователи потребляют одинаковое количество блага, а объем его потребления каждым потребителем равен объему предложения данного блага. Кривая спроса представляет собою предельные полезности для потребителя данного объема блага, и для каждого объема блага предельная общественная полезность от его потребления представляет собой сумму всех предельных индивидуальных полезностей и кривая спроса формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса. Таким образом, объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объемов спроса для каждой данной цены, а цена, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага.
Предоставление чистого общественного блага для одного потребителя сопровождается положительными внешними эффектами для всех, а включение в процесс потребления дополнительного пользователя не приводит к снижению полезности для существующих потребителей, поэтому общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей, а значит, благо должно производиться в объеме, при котором предельная общественная (социальная) выгода производства дополнительной единицы блага будет равна предельным общественным издержкам его производства. Таким образом, эффективный объем производства чистого общественного блага — это объем, при котором предельные общественные выгоды, выраженные как сумма предельных выгод всех потребителей, равна предельным общественным издержкам производства блага.
Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства.
Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага предполагает исследование предельных выгод всех потребителей блага. Но потребители знают, что получение выгод возможно и без участия в возмещении издержек производства благ, так как предоставление блага одному потребителю не препятствует получение этого блага другому. Это обусловливает склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественного блага. Суть проблемы безбилетника в том, что, стремясь получить выгоду за счет других пользователей, они занижают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что, в свою очередь, приводит к более низкому, по сравнению с эффективным, спросу и объему производства блага.
Возможности рынка в предоставлении общественных благ предполагает предоставление их частным сектором, а финансирование производства — подключением следующих рыночных механизмов:
Таким образом, использование ценового механизма способствует росту эффективности производства общественных благ.
Предоставление общественных благ государством возникает, когда положительные внешние эффекты не поддаются интернализации, когда круг потребителей обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, когда методы исключения требуют больших издержек либо приводят к значительному, устойчивому недопроизводству блага и уменьшению совокупной полезности.
Формы участия государства в
обеспечении общественными
Предоставление общественных благ посредством государства не означает автоматического достижения эффективного объема их производства, а применение налогового механизма порождает ряд проблем, решению которых в некоторой степени способствует применение дифференцированной налоговой ставки, учитывающей рост склонности оплаты как возрастающей функции дохода.