Экономическая природа общественных благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 00:17, лекция

Краткое описание

В ряде случаев блага обладают качествами, затрудняющими предоставление их через рынок. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется особым способом.
Существует несколько принципов классификации благ:
По степени доступности блага в потреблении;
По характеру распределения полезности среди потребителей в процессе потребления блага.

Вложенные файлы: 1 файл

общественные блага.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Экономическая природа общественных благ.

 

В ряде случаев блага  обладают качествами, затрудняющими  предоставление их через рынок. Такие  блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется особым способом.

Существует несколько принципов классификации благ:

  1. По степени доступности блага в потреблении;
  2. По характеру распределения полезности среди потребителей в процессе потребления блага.

По степени  доступности блага в потреблении выделяют исключаемые и неисключаемые блага.

Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для другого субъекта (яблоко, одежда, др).

Неисключаемость в потреблении означает невозможность кому-либо препятствовать в потреблении данного блага (просмотр телепередач, посещение библиотек, и др.).

По характеру распределения  полезности среди потребителей в процессе потребления блага различают избирательность и неизбирательность в потреблении.

Избирательность в потреблении означает получение определенных выгод от потребления данного блага одним субъектом и невозможность получения этих же выгод от потребления данного блага другим субъектом (получение выгод от потребления яблока возможно только для данного потребителя).

Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления данного блага одним субъектом не препятствует получению тех же выгод от потребления данного блага другим субъектом (получение выгод от просмотра телепередач, посещения библиотек, и др.).

Отсюда блага делятся на частные  и общественные, которые, в свою очередь подразделяются на:

  • чистые частные блага, являющиеся избирательными и исключаемыми (предметы личного пользования, потребительские товары, и др.);
  • общие (совместные) блага или блага совместного потребления, являющиеся избирательными и неисключаемыми (места для парковки, платные пляжи);
  • исключаемые общественные блага, предполагающие неизбирательность и исключаемость (объекты транспортной инфраструктуры в виде дорог, мостов, паромных переправ, а также библиотеки, музеи, различные клубные блага);
  • чистые общественные блага, являющиеся неисключаемыми и неизбирательными (национальная оборона, телевидение, радиовещание, деятельность органов правопорядка, и др.).

Чистые общественные блага — это блага, потребляемые сообща и предоставление которых одному субъекту невозможно без предоставления этих благ другому. Их абсолютная неизбирательность означает, что любое потребление чистого общественного блага одним субъектом не влияет на предоставление этого блага другим субъектам, и включение дополнительных потребителей не уменьшает выгод от потребления блага существующими потребителями, а предельные издержки предоставления благ дополнительным потребителям равны нулю. Полная неисключаемость указывает на то, что данные блага обладают неделимостью, значит, не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно. Потребление чистого общественного блага всегда сопровождается положительными внешними эффектами, и суть проблемы состоит в обеспечении оптимального объема их производства.

Особенности спроса на чистые общественные блага заключаются в том, что они неделимы, потребляются всеми потребителями целиком, не могут быть скорректированы соответственно потребностям пользователя и каждый из них может потреблять любое количество блага по соответствующей цене. Все пользователи потребляют одинаковое количество блага, а объем его потребления каждым потребителем равен объему предложения данного блага. Кривая спроса представляет собою предельные полезности для потребителя данного объема блага, и для каждого объема блага предельная общественная полезность от его потребления представляет собой сумму всех предельных индивидуальных полезностей и кривая спроса формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса. Таким образом, объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объемов спроса для каждой данной цены, а цена, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага.

Предоставление чистого  общественного блага для одного потребителя сопровождается положительными внешними эффектами для всех, а включение в процесс потребления дополнительного пользователя не приводит к снижению полезности для существующих потребителей, поэтому общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей, а значит, благо должно производиться в объеме, при котором предельная общественная (социальная) выгода производства дополнительной единицы блага будет равна предельным общественным издержкам его производства. Таким образом, эффективный объем производства чистого общественного блага — это объем, при котором предельные общественные выгоды, выраженные как сумма предельных выгод всех потребителей, равна предельным общественным издержкам производства блага.

 

Способы предоставления общественных благ: возможности рынка  и государства.

 

Достижение эффективного объема производства чистого общественного  блага предполагает исследование предельных выгод всех потребителей блага. Но потребители знают, что получение выгод возможно и без участия в возмещении издержек производства благ, так как предоставление блага одному потребителю не препятствует получение этого блага другому. Это обусловливает склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественного блага. Суть проблемы безбилетника в том, что, стремясь получить выгоду за счет других пользователей, они занижают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что, в свою очередь, приводит к более низкому, по сравнению с эффективным, спросу и объему производства блага.

Возможности рынка в предоставлении общественных благ предполагает предоставление их частным сектором, а финансирование производства — подключением следующих  рыночных механизмов:

  1. исключение безбилетника ограничением доступа к потреблению блага (введение абонентной платы, продажа билетов, введение платы в отношении перегружаемых благ, заключение частных контрактов в отношении благ совместного пользования, например при внесении взносов на благоустройство в рамках товарищества, создание особых организаций по совместному использованию благ, предполагающее членство и взносы, и др.);
  2. взаимообусловленное финансирование в форме продажи в едином пакете исключаемого и неисключаемого блага (в цене радио- и телеприемников учтено финансирование радио- и телевещания, финансирование общественного телевидения платой за рекламные объявления, и др.);
  3. добровольные пожертвования граждан и организаций.

Таким образом, использование  ценового механизма способствует росту эффективности производства общественных благ.

Предоставление общественных благ государством возникает, когда положительные  внешние эффекты не поддаются  интернализации, когда круг потребителей обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, когда методы исключения требуют больших издержек либо приводят к значительному, устойчивому недопроизводству блага и уменьшению совокупной полезности.

Формы участия государства в  обеспечении общественными благами могут быть разными: от непосредственного производства блага — национальная оборона, пожарная охрана, и др. — до финансирования частного сектора, производящего общественные блага. Источник финансирования — налоговые поступления в бюджет.

Предоставление общественных благ посредством государства не означает автоматического достижения эффективного объема их производства, а применение налогового механизма порождает ряд проблем, решению которых в некоторой степени способствует применение дифференцированной налоговой ставки, учитывающей рост склонности оплаты как возрастающей функции дохода.


Информация о работе Экономическая природа общественных благ