Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:08, курсовая работа
Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать.
1) Содержание 2
2) Объективная необходимость и цели государственного регулирования
Экономики 3
3) Государство и его экономические функции. Формы
государственного регулирования в механизме рыночных отношений. 4
4) Основные методы, институты и противоречия государственного
регулирования экономики. 8
5) Опыт государственного регулирования экономики в Российской
Федерации 22
6) Заключение. 25
7) Список литературы. 26
Создание субъектов рыночных отношений в России проходило
медленно, во-первых государственные предприятия не желали уступать
своих позиций и тормозили проведение реформ; во-вторых, осложнился
кризис нехватки частных капиталов и государственных кредитных
источников для поддержки; в-третьих, неразработанностью правовой
базы. Часто мелкие предприятия оставались не только одни со своими
проблемами ,но и испытывали тяжесть государственного рэкета и
криминальных структур.
Рассмотрим один из примеров государственного регулирования свойственный России и странам СНГ – государственное предпринимательство.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех
областях, где хозяйственность противоречит природе частных
фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что
первоочередная цель государственного предпринимательства
состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста,
сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма
регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
Я считаю, что государственное предпринимательство должно
развиваться только в тех сферах, где просто нет иного выхода.
Дело в том, что по сравнению с частными государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия
наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие
от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они
зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной
обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную
конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен
гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или
же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу
предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые
не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление
увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.).
Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами,
банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается
на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий,
качестве организации производства и т.д.
Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима
еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем
за счет снижения издержек.
Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе.
Современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, организационных и иных мер.
Существующая ныне система государственного регулирования экономики сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов:
1) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
2) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.
3) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.
4) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственного регулирования экономики путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.
5) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.
6) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального планирования.
На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики решающее воздействие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им валового внутреннего продукта и в абсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на государственное регулирование экономики, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства.
Механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.
1) Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией А.С. Булатова. . БЕК. М. 1995.
2) Экономическая теория. Учебник. Под редакцией Видяпина В.И. и др..М.ИНФРА-М,2000
3) Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1.“Соминтек”. М. 1992.
4) Экономика. Учебник. Под ред. Архипова А.П. и др.. Изд 2-е перераб. М. 2001.
26
Информация о работе Экономическая роль государства в системе рыночных отношений