Экономическая роль государства в системе рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать.

Содержание

1) Содержание 2

2) Объективная необходимость и цели государственного регулирования
Экономики 3

3) Государство и его экономические функции. Формы
государственного регулирования в механизме рыночных отношений. 4

4) Основные методы, институты и противоречия государственного
регулирования экономики. 8

5) Опыт государственного регулирования экономики в Российской
Федерации 22

6) Заключение. 25

7) Список литературы. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Ekon.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Создание субъектов рыночных  отношений  в  России  проходило

медленно, во-первых государственные предприятия не желали уступать

своих позиций и тормозили проведение реформ; во-вторых,  осложнился

кризис нехватки  частных  капиталов  и  государственных кредитных

источников для  поддержки; в-третьих,  неразработанностью  правовой

базы. Часто мелкие предприятия оставались не только одни со своими

проблемами ,но и испытывали  тяжесть  государственного  рэкета  и

криминальных структур.

Рассмотрим один из примеров государственного регулирования  свойственный  России и странам СНГ – государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство  осуществляется в тех
областях,  где хозяйственность  противоречит  природе  частных
фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что

первоочередная   цель   государственного   предпринимательства

состоит не в получении дохода,  а в решении социально-экономических задач,  таких как обеспечение необходимых темпов роста,

сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.  Данная форма

регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства,  которые жизненно важны для воспроизводства.  Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика,  транспорт,  связь).  К  проблемам,  решаемым государственным  предпринимательством,  относятся  также  предоставление  населению  льгот  в различных областях социальной инфраструктуры,  помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,  проведение  региональной  политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест,  охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,  строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Я считаю,  что государственное предпринимательство должно

развиваться только в тех сферах,  где просто нет иного выхода.

Дело в том, что по сравнению с частными государственные предприятия являются менее эффективными.  Государственное предприятие,  пусть  даже  наделенное  самыми  широкими  правами и ответственностью,  всегда отстает  от  частного  в  степени  хозяйственной  самостоятельности.  В деятельности госпредприятия

наверняка присутствуют как рыночные,  так и нерыночные, идущие

от  государства мотивы.  Политические мотивы переменчивы,  они

зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому  госпредприятия  часто  оказываются  в  сложной и неясной

обстановке,  предсказать которую намного сложнее, чем рыночную

конъюнктуру.  Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен

гораздо легче,  чем предугадать поведение нового министра  или

же  чиновника,  решения  которого  зачастую  определяют судьбу

предприятия.  За ними могут стоять политические цели,  которые

не  имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление

увеличить поступления в бюджет,  желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.).

Как правило,  государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя,  но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы,  гарантии сбыта в рамках госзаказов).  У государственных предприятий нет  обязательств  перед  акционерами,

банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается

на динамике затрат и цен,  скорости освоения новых технологий,

качестве организации производства и т.д.

Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима

еще и потому,  что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших  результатов,  чем

за счет снижения издержек.

Если экономика обременена  избыточным  количеством  государственных  предприятий,  в сложное положение попадают их работники.  Именно они становятся первой жертвой правительственной политики,  направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты.  Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких  протестов  со  стороны основной массы занятых в государственном секторе.

 

 

 

 

 


6. Заключение.

 

Современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, организационных и иных мер.

Существующая ныне система государственного регулирования экономики сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов:

1) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3) Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.

4) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственного регулирования экономики путем изучения совместимости  и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

5) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.

6) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального планирования.

На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики решающее воздействие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им валового внутреннего продукта и в абсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на государственное регулирование экономики, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства.

Механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.

 

 


 

7.Список использованной литературы.

 

 

 

 

1)      Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией А.С. Булатова. . БЕК. М. 1995.

 

2)      Экономическая теория. Учебник. Под редакцией Видяпина В.И. и др..М.ИНФРА-М,2000

 

3)      Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1.“Соминтек”. М. 1992.

 

4)      Экономика. Учебник. Под ред. Архипова А.П. и др.. Изд 2-е перераб. М. 2001.

26

 



Информация о работе Экономическая роль государства в системе рыночных отношений