Экономическая роль тарифов при вступлении стран в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является определение степени влияния таможенных тарифов на экономическую ситуацию в стране при вступлении ее в ВТО.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить предпосылки создания и основные принципы ВТО;
2. Определить основные тарифные методы регулирования международной торговли;
3. Выявить значение тарифа для экономики малой страны;
4. Описать обязательства России перед ВТО после вступления в силу договора ратификации;
5. Оценить степень влияние тарифа на экономику России после вступления в ВТО

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты международной торговли 5
1.1. Предпосылки создания ВТО 5
1.2 Основные принципы работы ВТО 6
Глава 2. Тарифные методы регулирования международной торговли 10
2.1. Инструменты торговой политики 10
2.2. Значение тарифа для экономики страны 12
Глава 3. Оценка возможных последствий вступления России в ВТО 14
3.1. Влияние тарифа на экономическую ситуацию страны………14
3.2. Обязательства России перед ВТО после вступления в силу договора ратификации 15
3.3. Возможные последствия вступления России в ВТО ………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Макрокурсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Значение тарифа для экономики страны

Основными целями таможенного  тарифа, выступающего инструментом торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым рынком, являются:

1) рационализация товарной  структуры ввоза товаров в  РФ;

2) поддержание рационального  соотношение вывоза и ввоза  товаров, валютных доходов и  расходов на территории РФ;

3) создание условий  для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

4) защита экономики  РФ от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции; обеспечение  условий для эффективной интеграции  РФ в мировую экономику

Импортный тариф несет  в себе внутреннее противоречие, которое проявляется  в  несовпадении  интересов  местных  производителей  и потребителей.

С одной стороны, производители  заинтересованы в тарифе, чтобы оградиться от излишней международной конкуренции, а с другой – те же производители, которые во внерабочее время выступают потребителями, не заинтересованы в данном тарифе, поскольку он лишает их возможности приобретать импортные товары по более низким ценам.

 

Глава 3. Оценка возможных последствий вступления России в ВТО

3.1. Обязательства России перед ВТО после вступления в силу договора ратификации

В рамках процесса присоединения  России к ВТО существуют следующие  обязательства4: по товарам, по услугам; системные обязательства, в том силе по субсидиям, лицензированию импорта и особым экономическим зонам, а также по ценообразованию на энергоносители, санитарным мерам, техрегулированию и т.д.

1. Обязательства  по товарам

Основные параметры  договоренностей по ставкам импортных  пошлин в сравнении с действующим  тарифом следующие:

Вся номенклатура: ЕТТ (Единый таможенный тариф), средневзвешенная - 10,293; ВТО, средневзвешенная - 11,850 начальный уровень, 7,147 - конечный уровень. 
С/х товары: ЕТТ, средневзвешенная - 15,634; ВТО, средневзвешенная - 15,178 начальный уровень, 11,275 - конечный уровень. 
Промышленные товары: ЕТТ, средневзвешенная - 9,387; ВТО, средневзвешенная - 11,256 начальный уровень, 6,410 - конечный уровень.

Переходные периоды  для либерализации доступа на рынок, как правило, составляют 2-3 года. По наиболее чувствительным товарам - 5-7 лет. 

По оценкам, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Около 30% ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов.

В целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного  уровня, согласованного в переговорах  по присоединению России к ВТО, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное  снижение наблюдается в части  промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит порядка 4,4 процентных пункта.

Обязательства в отношении  отдельных товарных групп:

  • Снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15 - 5% до 6,5 - 5% в течение переходного периода и, одновременно, опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2-3%).
  • Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве случае не будет иметь значимых последствий. В целом ставка пошлины снизится с 10 до 6,5%-5%. В тех же случаях, когда снижение более существенным (косметические средства, мыла и моющие средства, линолеум, некоторые готовые изделия из пластмасс) - оно будет происходить в течение 5-6-летнего переходного периода.
  • Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.
  • В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15%, останутся на уровне 7-9%.
  • В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент присоединения к ВТО должен вернуться к «докризисному» состоянию российского тарифа периода до 2009 года. На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25% до 15% в течение 7 лет, причем снижение происходит в основном в течение последних 3 лет, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой - позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России. При этом пошлины на старые автомобили (бывшие в употреблении от 3 до 7 лет) сохранятся на уровне 20% после снижения с 25% в течение переходного периода.
  • На готовые продукты из рыбы пошлины снизятся незначительно - с 15 до 12,5 - 12% за 1-3 года. Что касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины снизятся с нынешних 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%.
  • Пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25 до 20%, возвращая, таким образом, размер ставок к уровню, действовавшему до 1 января 2010 г. К моменту присоединения действующий тариф в отношении позиций чая и кофе в основном снижаться не будет.
  • Россия снизит пошлины для некоторых кормов для животноводства и домашних животных (в том числе, соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, виноград, бананов и т.п.), в особенностей овощей и фруктов в зимний период. Облегчится импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной сыворотки).
  • С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Срок окончания режима тарифного квотирования для этих видов мяса не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину - 31.12.2019 г.

Условия доступа на рынок  говядины останутся на существующем уровне, мясу птицы и свинины - ужесточатся.

Квота на ввоз охлажденной  говядины - 40 тысяч тонн на неопределенный период, ставка внутри квоты - 15%, сверх  квоты - 55%, бессрочно. В случае ее отмены будет действовать плоский тариф 27,5%. Квота распределена между странами Евросоюза (29 тысяч тонн) и другими странами (11 тысяч тонн). Такая же схема по мороженой говядине, а объем квоты - 530 тысяч тонн, из которых 60 тысяч тонн приходится на ЕС, такой-же объем на США, 3 на Коста-Рику.

На свинину квота 400 тысяч тонн и 30 тысяч тонн тримминга, внутри которой нулевая ставка, все что сверх облагается по ставке 65%, действует до 31 декабря 2019 года.Затем она будет отменена и будет применяться единый тариф на уровне 25%.

Мясо птицы - квота  в 250 тысяч тонн, на мясо птицы механической обвалки - 100 тысяч тонн, и 14 тысяч тонн на индейку (ставка внутри квоты - 25%, сверх квоты - 80%), бессрочно. Если квота будет отменена, единая ставка составит 37,5%.

2. Обязательства по  услугам

Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Однако, в подавляющим большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования. Основным исключением из этого правила является сектора страхования, в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25% до 50%, а 49%-ое ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51%-ое ограничение с даты присоединения и отменяется через 5 лет. При этом с 2004 года в 49%-ое ограничение иностранного участия в капитале страховщиков, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, не применяется к страховым компаниям с участием капитала из стран ЕС. Через 9 лет после присоединения к ВТО формально разрешается работа в России «прямых» филиалов иностранных страховых компаний - однако, ограничения, предусмотренные нашими обязательствами, позволяют сформировать для филиалов условия доступа и деятельности на российском рынке, идентичные условиям учреждения и деятельности юридических лиц, что в значительной степени лишает эту филиалы конкурентных преимуществ по сравнению с российскими компаниями.

В ряде секторов обязательства  предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Так, например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю  алкоголем.

3. Системные обязательства

Лицензирование  импорта

В рамках ВТО Россия лишь подтверждает применяемую в настоящее время  систему лицензирования импорта и видов деятельности (за исключением перехода к автоматическому лицензированию импорта алкоголя).

Сохраниться система  уведомлений в отношении товаров  содержащих криптографическую составляющую.

Субсидии

Обязательства России в  ВТО в части субсидирования промышленности являются обычными обязательствами  любой развитой страны-члена ВТО. Запрещено будет осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также  предоставлять субсидии, получить которые смогут только при условии использования отечественных товаров (например, при субсидировании закупок техники, которая должна быть только отечественной или использования отечественных компонентов в производстве). Доля таких субсидий в общем объеме государственной поддержки промышленности в России крайне не велика и носит точечный характер, в то время как системные меры поддержки, осуществляемые, в том числе, в рамках Федеральных целевых программ правилам ВТО не противоречат и Россия сможет их осуществлять без ограничения объема субсидирования.    

Особые экономические  зоны

Переходный период по предоставлению инвесторам в Калининградской  и Магаданской ОЭЗ льгот, противоречащих правилам ВТО, позволит в полной мере реализовать инвестиционные проекты  на условиях, предусмотренных нашим законодательством.

Промсборка

Переходный период, в  течение которого могут сохраняться  противоречащие правилам ВТО элементы режима «промышленной сборки» автомобилей  и автокомпонентов, является беспрецедентным  в истории ВТО по объему изъятий с экономической и правовой точки зрения. Переходный период истекает 1 июля 2018 года, когда подавляющее большинство инвесторов выйдет на полную окупаемость инвестиционных проектов и начнут получать чистую прибыль на вложенные инвестиции. Договоренности по ВТО не приведут к расторжению инвестиционных соглашений.

Охрана прав интеллектуальной собственности

В ходе переговорного  процесса по присоединению Российской Федерации к ВТО, постепенно принимались  нормативные акты, которые не только приводили российское законодательство в соответствии с нормами ВТО, но и совершенствовали его. 

В результате действующее  российское законодательство полностью  соответствует нормам и правилам ВТО, в частности Соглашению по Торговым аспектам охраны  прав интеллектуальной собственности. Обязательства в рамках ВТО лишь подтверждают это.

Ценообразование на энергоносители

Российская политика в области ценообразования должна после присоединения России к  ВТО обеспечивать покрытие затрат и  получение дохода российскими производителями и поставщиками природного газа. Они должны действовать на основании коммерческих соображений. При этом эти правила не касаются поставок газа некоммерческим потребителям газа, в отношении которых Российская Федерация сохраняет право применять такое регулирование цен на природный газ, которое будет обеспечивать социально-экономические цели и задачи России. То есть, обязательства в ВТО соответствуют нынешнему законодательству и практике. 

Санитарные  и фитосанитарные меры и техническое  регулирование

Обязательства России в  направлены на обеспечение соответствия системы санитарного, ветеринарного  и фитосанитарного регулирования, а также технического регулирования  правилам ВТО.

Применяемые санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры Российской Федерации должны быть основаны на международных стандартах, подкреплены достаточным научным обоснованием и оценкой риска.

Россия сохранит право  применять более жесткие требования по сравнению с указанными международными стандартами, если того требует уровень защиты, установленный в Российской Федерации. При этом Россия будет активно участвовать в деятельности соответствующих международных организаций при разработке ими стандартов и рекомендаций.

Будет обеспечена прозрачность процедуры, согласно которой импортер сможет обжаловать приостановление, аннулирование или отказ в разрешении на импорт подконтрольных товаров и получить письменный ответ, разъясняющий причины принятия соответствующего решения и меры, которые заявитель должен предпринять для получения разрешения. Россельхознадзор обязуется, прежде чем принять меры по приостановке импорта, предоставить стране-экспортеру возможность принять соответствующие корректирующие меры. Данное обязательство не распространяется на случаи, связанные с существенными рисками для здоровья людей и животных.

В части технического регулирования Российская Федерация  будет обеспечивать соответствие законодательства в данной сфере требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в  торговле. Техническое регулирование  будет разрабатываться с учетом международных стандартов и рекомендаций и необходимости обеспечивать необходимый уровень безопасности Российской Федерации.

Транспарентность

Российская Федерация  будет обеспечивать необходимый  уровень транспарентности законодательства и практики регулирования внешней торговли в России. Все нормативные акты общего применения, регулирующие торговлю, будут публиковаться в официальных источниках, и не будут вступать в силу до момента их официальной публикации. Кроме того, при разработке нормативных правовых актов Россия будет предоставлять всем заинтересованным лицам возможность в течение разумного периода времени представить свои комментарии и предложения по проектам таких актов до того, как эти акты принимаются. Это призвано обеспечить надлежащий уровень предсказуемости правовой среды в Российской Федерации.

Обязательства по поддержке сельского хозяйства

Обязательства в области  сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, которые  принимались другими странами, присоединявшимися  к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения.

Информация о работе Экономическая роль тарифов при вступлении стран в ВТО