Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:50, контрольная работа
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться
(постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Реальная практика постоянно подтверждает системный характер экономики. Объективно существующие экономические системы находят свое научное отражение в теоретических (научных) экономических системах.
Введение……………………………………………………………………......3
Элементы экономической системы……………………………………5
Характерные черты основных типов экономических систем………………………………………………………………….....6
Национальные особенности современной капиталистической системы………………………………………………………………......12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………………..18
Распределение созданной продукции между
участниками производства жестко регламентировалось
центральными органами посредством повсеместно
применяемой тарифной системы, а также
централизованно утверждаемых нормативов
средств в фонд заработной платы. Это вело
к преобладанию уравнительного подхода
к оплате труда. Отличительной особенностью
распределения продукции в административно-командной
системе являлось привилегированное положение
партийно-государственной элиты.
Нежизнеспособность
этой системы, ее невосприимчивость к
достижениям НТР и неспособность обеспечить
переход к интенсивному типу экономического
развития сделали неизбежным коренные
социально-экономические преобразования
во всех бывших социалистических странах.
Стратегия экономических реформ в этих
странах определяется законами развития
мировой цивилизации.6
3. Национальные особенности современной капиталистической системы
В каждой
системе существуют свои национальные
модели организации хозяйства, так как
страны отличаются историей, уровнем экономического
развития, социальными и национальными
условиями. Так, в административно - командной
системе существовали советская модель,
китайская и др. В современной капиталистической
системе также существуют различные модели.
Отметим наиболее известные из них.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.
В последние полтора - два столетия в мире
действовали различные типы экономических
систем: две рыночные системы, в которых
доминирует рыночное хозяйство, — рыночная
экономика и смешанная экономика и две
нерыночные системы — традиционная и
административно-командная. В рамках той
или иной экономической системы существуют
многообразные модели экономического
развития отдельных стран и регионов.7
Заключение
В заключение хотелось бы сказать о нашей стране: что ее ждет в ближайшем будущем, какой путь экономического развития она изберет ?
Россия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным соглашением, то есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения без финансового рынка и плохо установленных и плохо контролируемых прав собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с капиталистическим началом, даже монополистическим. Напротив, можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти первичное накопление капитала.
Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен как раз и свидетельствует об отсутствии единого рынка. Эта трудность установления рыночного соглашения и служит одним из проявлений российской специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет постсоветский "первый мир" от "второго мира" - Центральной Европы.
Основные очаги сопротивления рынку находятся в России за пределами производственной системы, вдали от давления конечного платежеспособного спроса. Напротив, они близки к власти как к центральной, так и региональной.
Чего же не хватает России, чтобы перейти к рынку? Прежде всего - правовой регуляции, которая не выступает в России частью исторического наследства. Право определяет отношения между равными - правила игры, одинаковые для всех и являющиеся предпосылками установления рыночного соглашения. Это именно то, что обычно называют конкуренцией. Напротив, российская вертикальная организация способствует тому, чтобы систематически избегать этого правила.
Каково возможное будущее российской экономики? Первый путь состоит в следовании традиционной схеме, согласно которой модернизация российского общества осуществляется "сверху", государством или правящей верхушкой. Это как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но "завязший" в олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации такого сценария является усиление центральной государственной власти, которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону авторитарности.
Второй сценарий ведет к формированию
слабого государства и победе финансовой
олигархии. Это катастрофический сценарий
с экономическим застоем и огромной социальной
дифференциацией за счет перераспределения
ренты, что наблюдалось в Латинской Америке,
Азии или даже в Африке. Вполне возможно
вмешательство армии для обеспечения
социального мира. Способна ли в таком
случае финансовая олигархия изменить
свое поведение и стать основным субъектом
модернизации страны, борясь с установками
на получение ренты?
Подобное возможно лишь при угрозе наступления
политических изменений, опасных для олигархии,
которая решит тогда объединить силы реформаторов,
чтобы выжить, и революционизировать общество,
чтобы предотвратить угрозу.
Может быть, Россию спасет третий сценарий,
к сожалению маловероятный.
Это - демократический вариант, требующий
прихода к власти новых людей, способных
предложить план развития, который найдет
отклик у населения.
Основным условием является "освобождение"
бюджета от финансовой олигархии.
Сценарий
был бы в данном случае близким к польскому:
инициатива мелких предпринимателей постепенно
изменила бы соглашения и правила игры,
действующие в экономике, которые затем
распространяется на крупные приватизированные
предприятия, враждебно относящиеся к
изменениям. Можно поручиться, что при
таком сценарии впервые в своей истории
российское общество может модернизироваться
"снизу".
В следующее
тысячелетие Россия войдет с проблемой
бедности. В числе
"новых бедных" больше других рискуют
оказаться менее квалифицированные и
менее образованные работники ВПК, гигантов
тяжелой промышленности, отсталых производств,
которые, вероятнее всего, перейдут в разряд
нищих.
Нуждающимися и необеспеченными могут
стать значительные контингенты квалифицированных,
хорошо образованных молодых работников
ВПК, гигантов промышленности, а также
депрессивных регионов. Именно в среде
квалифицированных работников ВПК, тяжелой
промышленности, прикладной науки локализуется
фокус, центральная точка современной
российской бедности. В ближайшие 15 - 20
лет именно они останутся лучшей частью
трудового потенциала России.
Выравнивание доходов в обществе произойдет лишь в результате действия ряда факторов, связанных с долгосрочными тенденциями экономического роста, фискальной политикой государства и перераспределением доходов посредством трансфертных платежей, проведением активной государственной политики доходов. Последняя призвана решать две главные задачи: регулировать рост заработной платы с целью стабилизации цен и поддерживать уровень доходов посредством программ социального страхования и государственной помощи. Один из признаков оптимизации распределения доходов в обществе - преобладающее возрастание доли средних доходов и значительное сокращение доли наиболее высоких доходов в общем "котле". В рамках политики регулирования доходов перспективно - об этом свидетельствует опыт ФРГ - освоение механизмов добровольного (автономного от государства) регулирования заработной платы, предоставляющих союзам предпринимателей и наемных работников право на свободные переговоры по заключению тарифных соглашений без вмешательства государства. Роль государства при такой системе - определение законодательных рамок, регулирующих трудовые отношения.
Главной проблемой современного периода
формирования научных экономических систем
в отечественной экономической науке
можно считать проблему совмещения универсальных
подходов, выработанных мировой экономической
мыслью, с необходимостью отражения сложной
картины современной экономической действительности.
Список использованной литературы
1. Булатов А.С., Экономика. М., «БЕК», 1997.
2. Дробзина Л.А., Финансы – денежное обращение – кредит. М., «Финансы», 1997.
3. Мамедов О.Ю., Современная экономика. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.
4. Родионова В. М., Бюджетная реформа: содержание и проблемы. «Финансы», 1994.
5. Строев
Е., О новых ориентирах экономической политики.
Вопросы экономики. 1998.