Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:02, контрольная работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного
общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Экономическая сущность государственного бюджета……………………4
2. . Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………………………………………………………..8
3. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-
экономического развития общества……………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………..20
хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для финансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода. Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.
Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:
1. Контрольная функция.
2. Информационная функция.
3. Институционализация общественных предпочтений.
4. Регулирующая функция.
Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики.
Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.
Оценка состояния
В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.
В целом, основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:
увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов;
циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;
дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
дефицит может отражать
кризисные явления в экономике,
ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных
связей, неспособность правительства
держать под контролем финансов
сокращение налогов в целях стимулирования экономики;
повышение долгосрочной
напряженности в бюджетно-
Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования страны.
Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам:
Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Четкого ответа на вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет.
Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета:
1. Сокращение расходов.
2. Увеличение доходов.
3. Денежная эмиссия.
4. Государственные займы.
Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП.
Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112,7 млрд. руб.
Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета