Экономическая сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:02, контрольная работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного
общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Экономическая сущность государственного бюджета……………………4
2. . Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………………………………………………………..8

3. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-
экономического развития общества……………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

хозяйства, общереспубликанских  программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для финансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода. Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

   

 

Заключение

 

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Основное назначение бюджета заключается в том, что  он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

1. Контрольная функция.

2. Информационная функция.

3. Институционализация общественных предпочтений.

4. Регулирующая функция.

Названные функции бюджета  носят объективный характер и  имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических  институтов и характера государственной  экономической политики.

Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.

Оценка состояния государственных  финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета.

В том случае, когда  расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. В  современных условиях бюджеты большинства  западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета  над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

В целом, основными причинами  устойчивых бюджетных дефицитов  и увеличения государственного долга являются:

увеличение государственных  расходов в военное время, при  различного рода стихийных бедствиях  или в периоды других социальных конфликтов;

циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;

дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных  связей, неспособность правительства  держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

сокращение налогов  в целях стимулирования экономики;

повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой  сфере в результате: увеличения государственных  расходов на социальное обеспечение  и здравоохранение; увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

Государственный долг - это  сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования  страны.

Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам:

  • необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
  • долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
  • увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
  • перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Четкого  ответа на вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет.

Существует несколько  способов преодоления дефицита бюджета:

1. Сокращение расходов.

2. Увеличение доходов.

3. Денежная эмиссия.

4. Государственные займы.

Если в 1998 году дефицит  федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП.

Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее  десятилетие реформ. Доходы бюджета  превысили его расходы на 112,7 млрд. руб.

 

Список используемой литературы

 

  1. А.М., Бабич Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, 2006.
  2. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система РФ. - М.: Дашков и К., 2004.
  3. Кашина Н. Сбалансированность бюджетной обеспеченности региона. // Экономист. 2005. № 4.
  4. Готвань О. Д. Перспективы развития российской финансовой системы.
  5. Финансы. / Под ред. Романовского М. В. – М.: Перспектива, 2005.
  6. III Бюджетное послание Федеральному собранию РФ "О бюджетной политике в 2005 году".
  7. Шаланов Н. Концепция региональной инвестиционной политики 2004
  8. Швецов Ю. Эволюция российского бюджетного федерализма. Вопросы экономики. 2005.
  9. Экономика. Под ред. А.С. Булатова. М.: Экономика, 2000.

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета