Экономическая эффективность специализации предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:33, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть экономическую эффективность специализации предприятия.
Задачи работы состоят в следующем:
* Рассмотреть понятие и сущность специализации производства, а так же формы специализации производства
* Раскрыть содержание экономической эффективности специализации производства
* На данных предприятия ЗАО «Хлебокомбинат» проанализировать экономическую эффективность специализации производства определенного вида продукции.

Содержание

Введение . . . 3
1.Специализация: понятие и формы. Показатели оценки уровня специализации ...4
2.Влияние специализации на повышение эффективности деятельности фирмы…7
2.1. Теоретические аспекты эффективности специализации производства…7
2.2. Факторы экономической эффективности … 11
3.Место специализации в формировании экономического пространства фирмы…14
4.Анализ экономической эффективности специализации предприятия…16
4.1.Характеристика предприятия…16
4.2.Анализ экономической эффективности специализации предприятия…16
Заключение…20
Литературные источники…22
Приложение…23

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 38.76 Кб (Скачать файл)

  | 2001 | 2002 | 2003 | 2001 | 2002 |

 Стоимость ВП с.-х. (в  сопо-ставимых ценах 1994 г.), тыс. руб. | 31998,0 | 35313,0 | 30864,0 | 110,3 | 87,4 |

 Произведено : |  |  |  |  |  |

         Мука, кг. | 23961,0 | 23397,0 | 20573,0 | 97,6 | 87,9 |

        Хлеб  ржаной – всего, кг. | 15446,7 | 17198,1 | 15031,4 |  111,3 | 87,4 |

         Сдобная  выпечка,кг. | 120,0 | 85,0 | 52,0 |     ув.в 0,7р. | 61,2 |

 Стоимость среднегодовых  ОПФ с.-х. Назначения,  тыс. руб. | 440151,0 | 449524,0 | 452207,0 | 102,1 | 100,6 |

 Среднегодовая численность  работников в с.-х. Производстве, чел. | 671,0 | 660,0 | 630,0 | 98,3 | 95,5 |

  |  |  |  |  |  |

 

4.2. Анализ экономической  эффективности специализации предприятия

       Экономическую  оценку специализации  предприятия  определяли по уровню специализации  и эффективности производства. 

       Об уровне  специализации судили по двум  методам расчетов: первый - по структуре  товарной продукции, второй - по  коэффициенту специализации. Под  структурой товарной продукции  понимают процентное соотношение  разных видов реализованной продукции  в общей сумме всей выручки.

Таблица 2.Размер и структура  товарной  продукции

ЗАО «Хлебокомбинат»в ценах фактической реализации

 Отрасли и виды продукции | Размер денежной выручки, Тыс. руб. | Структура денежной выручки в % кИтогу | Изменения (+ /-)в структуре 2003г.  |

  |   2001г. |   2002г. |   2003г. |    2001г |    2002г |    2003г |    2001г |    2002г |

1.Мука пшеничная –  всего | 159 | 18 | 85 | 0,05 | 0,01 | 0,02 | -0,03 | 0,01 |

 В т.ч. ржаная | 159 | 18 | 85 | 0,05 | 0,01 | 0,02 | -0,03 | 0,01 |

2.Производство хлеба –  всего | 342281 | 427851 | 453152 | 98,57 | 98,61 | 98,58 | 0,01 | -0,03 |

 из них хлеба пшеничного : | 337736 | 422728 | 444037 | 97,26 | 97,43 | 96,60 | -0,66 | -0,83 |

  в т.ч ржаной хлеб | 6052 | 4979 | 4315 | 1,74 | 1,15 | 0,94 | -0,8 | -0,21 |

            Кондитерские изделия  | 331684 | 417749 | 439722 | 95,52 | 96,30 | 95,66 | 0,14 | -0,64 |

 Торты бисквитные | 1730 | 3041 | 3824 | 0,50 | 0,70 | 0,83 | 0,33 | 0,13 |

 Прочая продукци | 2815 | 2082 | 5291 | 0,81 | 0,48 | 1,15 | 0,34 | 0,67 |

3. Сдобная выпечка | 4802 | 6025 | 6439 | 1,38 | 1,39 | 1,40 | 0,02 | 0,01 |

4.В целом по с.-х.  Производству | 347242 | 433894 | 459676 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | Х | Х |

 Коэффициент специализации | Х | Х | Х | 0,78 | 0,97 | 0,97 | Х | Х |

 

За ряд лет также  наблюдается снижение доли продажи  муки ржаной (например, по сравнению  с 2001 годом на 0,8%) и увеличение удельного  веса продукции сдобной выпечки (на 0,33% по сравнению с 2000 годом). Вышеописанные  тенденции показывают, что ЗАО  «Хлебокомбинат» имеет  направление, специализируясь на производстве тортов бисквитных («Смена-2»). Рассчитанный коэффициент специализации на протяжении исследуемого периода в среднем составляет 0,9, следовательно уровень специализации на предприятии можно охарактеризовать как углубленный.

 

Коэффициент специализации  вычисляли по формуле:

Кс=100/SУт х (2i-1),   где Кс - коэффициент специализации;

Ут  - удельный вес изучаемого вида продукции в общем объеме всей товарной продукции (%);

i - порядковый номер этого  вида продукции в общем ранжированном  ряду (первый ранг - по наибольшему  проценту);

100, 2, 1 - постоянные числа.

Различают следующие уровни специализации: а) по структуре товарной продукции: узкоспециализированные хозяйства (один вид продукции - не менее 3/4 всех видов продукции); углубленной специализации (два вида продукции вместе взятые - не менее 3/4 всех видов продукции); специализированные (один вид продукции - не менее 1/2 всех видов продукции); многоотраслевые (все остальные  хозяйства);б) по коэффициенту специализации: углубленный (не менее 0,63); высокий (0,51...0,62); средний (0,35...0,50); не достаточный (менее 0,35).

Экономическую эффективность  специализации определяли по уровню рентабельности:

Ру=П / З х 100,

где Ру - уровень рентабельности (%), 

П - прибыль (руб);

З - Затраты (руб).

 

Таблица 3

Экономическая эффективность  проектного уровня специализации предприятия 

 Показатели   | Факт | Проект | Отклонение ,± |

1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

 Полная себестоимость  всей реализованной продукции   хозяйства (тыс. руб.) | 4677,94 | 4677,94 | 0,00 | 0,00 |

 Удельный вес товарной  продукции (%):              |    |   |   |   |

 Кондитерские изделия | 81,64 | 84,18 | 2,54 | Х |

 Макаронные изделия | 57,05 | 68,20 | 11,15 | Х |

 Коэффициент специализации | 0,32 | 0.40 | 0,08 | Х |

 Уровень специализации | недостаточн | средний | Х | Х |

 Выручка от реализации (тыс. руб.) | 3600,35 | 3883,66 | 283,31 | 7,87 |

 Прибыль, убыток (+, - , тыс. руб.) | -1077.59 | -794,28 | 283,31 | -26,29 |

 Уровень рентабельности (убыточности, %) | -23,06 | -16,98 | 6,08 | Х |

         К данным этой таблицы следует сделать ряд пояснений: во-первых, в качестве основного показателя исходного уровня брали полную себестоимость всей реализованной продукции  (п.1), имея в виду, что сумма всех затрат на производство и реализацию всей сельскохозяйственной продукции остается в проекте на уровне факта; во-вторых, сохраняются на прежнем уровне себестоимость единицы продукции и цена ее реализации; в третьих, уровень специализации в проекте взят не случайно (пп. 3 и 4), а именно такой, который на первом этапе ее оптимизации является вполне реальным и наиболее оптимальным. 

В результате проведенной  работы выяснилось, что только за счет первого этапа оптимизации уровня специализации (за период 2-3 года)  предприятия  ЗВАО «Хлебокомбинат» убыток от реализации  продукции снизится на 283,3 тыс. руб. (т.е. на 7,9 %), а уровень убыточности - на 6,1 %.

Таким образом, оптимизацию  уровня специализации сельскохозяйственного  предприятия можно рассматривать  как важный резерв повышения эффективности  производства.

Заключение

Специализация промышленного  производства является эффективной  формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению  однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической  общности выпускаемой продукции, ограничение  разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации  промышленного производства.

Различают специализацию  промышленности, предприятия, специализацию  внутри предприятия. Специализация  промышленности выражается в расщеплении  существующих отраслей и создании новых  производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

Направления специализации

1) создание или выделение  отраслей и предприятий, специализированных  на выпуске определенных готовых  изделий;

2) расчленение процесса  изготовления продукта на ряд  частичных процессов и концентрация  на предприятиях обособленного  производства отдельных частей  этого продукта;

3) выделение и создание  самостоятельных предприятий и  цехов по выполнению отдельных  технологических операций (стадий).

Планы развития специализации  разрабатываются в отраслевом и  территориальном разрезах. Задача сочетания  отраслевого и территориального планирования специализации вызывает необходимость составления сводных  планов специализации и кооперирования в республиках и крупных экономических  районах страны как составных  частей государственного плана специализации  и кооперирования.

Так же подведем итоги анализу  примера. Первоначально мы видим  из таблицы 2, как снижается доля продажи муки (за ряд лет по сравнению  с 2001 годом на 0,8%) и увеличивается  удельный вес продукции сдобной  выпечки (на 0,33% по сравнению с 2000 годом). Такая тенденция говорит о  том, что ЗАО «Хлебокомбинат» имеет  направление, специализируясь на производстве тортов бисквитных. Рассчитанный коэффициент специализации на протяжении исследуемого периода в среднем составляет 0,9, следовательно уровень специализации на предприятии можно охарактеризовать как углубленный. Т.е. на «Хлебокомбинате» существует два вида продукции, которые вместе составляют не менее 3/4 всех видов продукции и коэффициент специализации равен не меньше 0,63.

 

В результате проведенного анализа, мы смогли составить таблицу экономической  эффективности проектного уровня специализации  предприятия, из которой выяснилось, что по факту производство отклоняется  от плана на n-ое количество во всех показателях, кроме того в худшую сторону. Так же отметим, что уровень специализации является недостаточным.

 

Однако, входе работы видно, что только за счет первого этапа оптимизации уровня специализации (за период 2-3 года)  предприятия ЗВАО «Хлебокомбинат» убыток от реализации  продукции снизится на 283,3 тыс. руб. (т.е. на 7,9 %), а уровень убыточности - на 6,1 %.

Таким образом, оптимизацию  уровня специализации сельскохозяйственного  предприятия можно рассматривать  как важный резерв повышения эффективности  производства.

 

Литературные источники:

   1. Электронная библиотека. Концентрация, специализация и кооперирование  производства. http://www.wecon.ru/files/Makarova_EconomFirm/contents/6.html

   2. Информационный  портал. «Специализация и кооперирование и их влияние на эффективность производства» http://5ka.su/ref/economy/1_object48554.html

   3. Экономика и управление  народным хозяйством. Формирование  единого экономического пространства  как фактор стабилизации российской  экономики. http://www.mirrabot.com/work/work_81399.html

   4. Электронная библиотека  ВГУЭС  http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0094.asp

   5. Экономическая энциклопедия /Л.И. Абалкин. / М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2008 – 1056c.

   6. Яковлев В.Б, Корнев  Г.Н. Анализ эффективности производства  – М.; Росагропромиздат, 2007– 220с.

 

Приложение

Кооперирование: понятие  и формы

Специализация тесно связана  с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в экономическом  плане их необходимо рассматривать  в единстве.

Кооперирование — это  длительные производственные связи  между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.

В соответствии с формами  специализации в промышленности различают три формы кооперирования:

предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в  том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;

подетальнее кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);

технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках  одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким  фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).

Основным показателем  уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции  предприятия.

Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.

В определенной мере уровень  кооперирования характеризует и  радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.

С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:

внутрирайонные, когда кооперируются  предприятия, расположенные в одном  экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;

межрайонные, когда кооперируются  предприятия, расположенные в различных  экономических (административных) районах;

внутриотраслевые, когда  кооперируются предприятия одной  отрасли, и межотраслевые — при  кооперировании заводов разных отраслей.

С точки зрения приближения  поставщиков к потребителями сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в машиностроении. Современные машины — сложные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенных в разных районах. Важно на основе конкретных технико-экономических расчетов выбирать наиболее оптимальные варианты кооперирования.

Стандартизация

Стандартизация — это  один из видов деятельности по установлению норм, правил и характеристик в  целях обеспечения:

   * экономии всех  видов ресурсов;

   * безопасности продукции,  работ и услуг для окружающей  среды, жизни, здоровья и имущества;

   * безопасности хозяйственных  объектов с учётом риска возникновения  природных и техногенных катастроф  и других чрезвычайных ситуаций;

   * технической и  информационной совместимости, а  также взаимозаменяемости продукции;

   * качества продукции,  работ и услуг в соответствии  с уровнем развития науки, техники  и технологии;

   * единства измерений;

   * обороноспособности  и мобилизационной готовности  страны.

Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определённой области  посредством установления положений  для всеобщего и многократного  применения в отношении реально  существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в  разработке, опубликовании применении стандартов.

Современная стандартизация базируется на следующих принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость.

Информация о работе Экономическая эффективность специализации предприятия