Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:33, реферат
Цель работы – рассмотреть экономическую эффективность специализации предприятия.
Задачи работы состоят в следующем:
* Рассмотреть понятие и сущность специализации производства, а так же формы специализации производства
* Раскрыть содержание экономической эффективности специализации производства
* На данных предприятия ЗАО «Хлебокомбинат» проанализировать экономическую эффективность специализации производства определенного вида продукции.
Введение . . . 3
1.Специализация: понятие и формы. Показатели оценки уровня специализации ...4
2.Влияние специализации на повышение эффективности деятельности фирмы…7
2.1. Теоретические аспекты эффективности специализации производства…7
2.2. Факторы экономической эффективности … 11
3.Место специализации в формировании экономического пространства фирмы…14
4.Анализ экономической эффективности специализации предприятия…16
4.1.Характеристика предприятия…16
4.2.Анализ экономической эффективности специализации предприятия…16
Заключение…20
Литературные источники…22
Приложение…23
| 2001 | 2002 | 2003 | 2001 | 2002 |
Стоимость ВП с.-х. (в сопо-ставимых ценах 1994 г.), тыс. руб. | 31998,0 | 35313,0 | 30864,0 | 110,3 | 87,4 |
Произведено : | | | | | |
Мука, кг. | 23961,0 | 23397,0 | 20573,0 | 97,6 | 87,9 |
Хлеб ржаной – всего, кг. | 15446,7 | 17198,1 | 15031,4 | 111,3 | 87,4 |
Сдобная выпечка,кг. | 120,0 | 85,0 | 52,0 | ув.в 0,7р. | 61,2 |
Стоимость среднегодовых ОПФ с.-х. Назначения, тыс. руб. | 440151,0 | 449524,0 | 452207,0 | 102,1 | 100,6 |
Среднегодовая численность
работников в с.-х.
| | | | | |
4.2. Анализ экономической
эффективности специализации
Экономическую
оценку специализации
Об уровне
специализации судили по двум
методам расчетов: первый - по структуре
товарной продукции, второй - по
коэффициенту специализации.
Таблица 2.Размер и структура товарной продукции
ЗАО «Хлебокомбинат»в ценах фактической реализации
Отрасли и виды продукции | Размер денежной выручки, Тыс. руб. | Структура денежной выручки в % кИтогу | Изменения (+ /-)в структуре 2003г. |
| 2001г. | 2002г. | 2003г. | 2001г | 2002г | 2003г | 2001г | 2002г |
1.Мука пшеничная – всего | 159 | 18 | 85 | 0,05 | 0,01 | 0,02 | -0,03 | 0,01 |
В т.ч. ржаная | 159 | 18 | 85 | 0,05 | 0,01 | 0,02 | -0,03 | 0,01 |
2.Производство хлеба – всего | 342281 | 427851 | 453152 | 98,57 | 98,61 | 98,58 | 0,01 | -0,03 |
из них хлеба пшеничного : | 337736 | 422728 | 444037 | 97,26 | 97,43 | 96,60 | -0,66 | -0,83 |
в т.ч ржаной хлеб | 6052 | 4979 | 4315 | 1,74 | 1,15 | 0,94 | -0,8 | -0,21 |
Кондитерские изделия | 331684 | 417749 | 439722 | 95,52 | 96,30 | 95,66 | 0,14 | -0,64 |
Торты бисквитные | 1730 | 3041 | 3824 | 0,50 | 0,70 | 0,83 | 0,33 | 0,13 |
Прочая продукци | 2815 | 2082 | 5291 | 0,81 | 0,48 | 1,15 | 0,34 | 0,67 |
3. Сдобная выпечка | 4802 | 6025 | 6439 | 1,38 | 1,39 | 1,40 | 0,02 | 0,01 |
4.В целом по с.-х. Производству | 347242 | 433894 | 459676 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | Х | Х |
Коэффициент специализации | Х | Х | Х | 0,78 | 0,97 | 0,97 | Х | Х |
За ряд лет также наблюдается снижение доли продажи муки ржаной (например, по сравнению с 2001 годом на 0,8%) и увеличение удельного веса продукции сдобной выпечки (на 0,33% по сравнению с 2000 годом). Вышеописанные тенденции показывают, что ЗАО «Хлебокомбинат» имеет направление, специализируясь на производстве тортов бисквитных («Смена-2»). Рассчитанный коэффициент специализации на протяжении исследуемого периода в среднем составляет 0,9, следовательно уровень специализации на предприятии можно охарактеризовать как углубленный.
Коэффициент специализации вычисляли по формуле:
Кс=100/SУт х (2i-1), где Кс - коэффициент специализации;
Ут - удельный вес изучаемого вида продукции в общем объеме всей товарной продукции (%);
i - порядковый номер этого
вида продукции в общем
100, 2, 1 - постоянные числа.
Различают следующие уровни специализации: а) по структуре товарной продукции: узкоспециализированные хозяйства (один вид продукции - не менее 3/4 всех видов продукции); углубленной специализации (два вида продукции вместе взятые - не менее 3/4 всех видов продукции); специализированные (один вид продукции - не менее 1/2 всех видов продукции); многоотраслевые (все остальные хозяйства);б) по коэффициенту специализации: углубленный (не менее 0,63); высокий (0,51...0,62); средний (0,35...0,50); не достаточный (менее 0,35).
Экономическую эффективность специализации определяли по уровню рентабельности:
Ру=П / З х 100,
где Ру - уровень рентабельности (%),
П - прибыль (руб);
З - Затраты (руб).
Таблица 3
Экономическая эффективность проектного уровня специализации предприятия
Показатели | Факт | Проект | Отклонение ,± |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Полная себестоимость всей реализованной продукции хозяйства (тыс. руб.) | 4677,94 | 4677,94 | 0,00 | 0,00 |
Удельный вес товарной продукции (%): | | | | |
Кондитерские изделия | 81,64 | 84,18 | 2,54 | Х |
Макаронные изделия | 57,05 | 68,20 | 11,15 | Х |
Коэффициент специализации | 0,32 | 0.40 | 0,08 | Х |
Уровень специализации | недостаточн | средний | Х | Х |
Выручка от реализации (тыс. руб.) | 3600,35 | 3883,66 | 283,31 | 7,87 |
Прибыль, убыток (+, - , тыс. руб.) | -1077.59 | -794,28 | 283,31 | -26,29 |
Уровень рентабельности (убыточности, %) | -23,06 | -16,98 | 6,08 | Х |
К данным этой таблицы следует сделать ряд пояснений: во-первых, в качестве основного показателя исходного уровня брали полную себестоимость всей реализованной продукции (п.1), имея в виду, что сумма всех затрат на производство и реализацию всей сельскохозяйственной продукции остается в проекте на уровне факта; во-вторых, сохраняются на прежнем уровне себестоимость единицы продукции и цена ее реализации; в третьих, уровень специализации в проекте взят не случайно (пп. 3 и 4), а именно такой, который на первом этапе ее оптимизации является вполне реальным и наиболее оптимальным.
В результате проведенной
работы выяснилось, что только за счет
первого этапа оптимизации
Таким образом, оптимизацию
уровня специализации
Заключение
Специализация промышленного
производства является эффективной
формой общественного разделения труда.
Специализация ведет к
Различают специализацию
промышленности, предприятия, специализацию
внутри предприятия. Специализация
промышленности выражается в расщеплении
существующих отраслей и создании новых
производств, выпускающих определенную
продукцию, а также в разделении
труда между предприятиями
Направления специализации
1) создание или выделение
отраслей и предприятий,
2) расчленение процесса
изготовления продукта на ряд
частичных процессов и
3) выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных технологических операций (стадий).
Планы развития специализации
разрабатываются в отраслевом и
территориальном разрезах. Задача сочетания
отраслевого и территориального
планирования специализации вызывает
необходимость составления
Так же подведем итоги анализу примера. Первоначально мы видим из таблицы 2, как снижается доля продажи муки (за ряд лет по сравнению с 2001 годом на 0,8%) и увеличивается удельный вес продукции сдобной выпечки (на 0,33% по сравнению с 2000 годом). Такая тенденция говорит о том, что ЗАО «Хлебокомбинат» имеет направление, специализируясь на производстве тортов бисквитных. Рассчитанный коэффициент специализации на протяжении исследуемого периода в среднем составляет 0,9, следовательно уровень специализации на предприятии можно охарактеризовать как углубленный. Т.е. на «Хлебокомбинате» существует два вида продукции, которые вместе составляют не менее 3/4 всех видов продукции и коэффициент специализации равен не меньше 0,63.
В результате проведенного анализа,
мы смогли составить таблицу
Однако, входе работы видно, что только за счет первого этапа оптимизации уровня специализации (за период 2-3 года) предприятия ЗВАО «Хлебокомбинат» убыток от реализации продукции снизится на 283,3 тыс. руб. (т.е. на 7,9 %), а уровень убыточности - на 6,1 %.
Таким образом, оптимизацию
уровня специализации
Литературные источники:
1. Электронная библиотека.
Концентрация, специализация и
2. Информационный
портал. «Специализация и
3. Экономика и управление
народным хозяйством. Формирование
единого экономического
4. Электронная библиотека
ВГУЭС http://lib.vvsu.ru/books/
5. Экономическая энциклопедия /Л.И. Абалкин. / М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2008 – 1056c.
6. Яковлев В.Б, Корнев
Г.Н. Анализ эффективности
Приложение
Кооперирование: понятие и формы
Специализация тесно связана
с кооперированием
Кооперирование — это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.
В соответствии с формами
специализации в промышленности
различают три формы
предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;
подетальнее кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);
технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).
Основным показателем
уровня кооперирования является доля
стоимости полуфабрикатов, заготовок,
деталей и узлов, получаемых от других
предприятий в порядке
Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.
В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.
С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:
внутрирайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;
межрайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в различных экономических (административных) районах;
внутриотраслевые, когда
кооперируются предприятия
С точки зрения приближения поставщиков к потребителями сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в машиностроении. Современные машины — сложные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенных в разных районах. Важно на основе конкретных технико-экономических расчетов выбирать наиболее оптимальные варианты кооперирования.
Стандартизация
Стандартизация — это один из видов деятельности по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
* экономии всех видов ресурсов;
* безопасности продукции,
работ и услуг для окружающей
среды, жизни, здоровья и
* безопасности хозяйственных
объектов с учётом риска
* технической и
информационной совместимости,
* качества продукции,
работ и услуг в соответствии
с уровнем развития науки,
* единства измерений;
* обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании применении стандартов.
Современная стандартизация базируется на следующих принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость.
Информация о работе Экономическая эффективность специализации предприятия