Экономическая эффектиновсть туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:14, реферат

Краткое описание

Понятие устойчивого развития сейчас получило широкое распространение. Практически во всех сферах определены принципы так называемой концепции устойчивого развития. Туризм за последние годы стал играть заметную роль в мировой экономике, поэтому и его тоже коснулись новые идеи.
О необходимости эффективности туризма говорят практически все, ежегодно увеличивается количество публикуемых материалов, расширяются аспекты влияния и взаимосвязи с другими отраслями для обеспечения устойчивого развития. Но точных критериев позволяющих оценить состояние: эффективно оно или нет, пока не существует. Это связано как с необходимость учета значительного числа факторов, так и большими внутренними различиями.

Содержание

1. Экономические основы туристской деятельности
2. Экономическая эффективность туризма
3. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Этот процесс  означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется "эффект мультипликации" или "мультипликатор".

Мультипликатор - это соотношение отклонения от равновесного чистого национального  продукта (валового национального продукта за вычетом отчислений на потребление  капитала) и исходного изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта.

Действие мультипликатора  доходов от туризма покажем на следующем условном примере. Группа иностранных туристов тратит в одном  из регионов России на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий определенную сумму.

Доход - это выручка  фирмы и предприятий от продажи  туристам услуг и товаров. Доход  региона - это налоги, полученные из этой выручки и оставляемые в  распоряжение региона.

Деньги туристов начинают полностью работать на экономику  региона, когда туристская фирма  покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров  и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату  своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т.д.

Цикл повторяется. Часть денег, полученных от туристов, уходит на уплату налогов, создание фонда  накопления, покупку импортных товаров  и товаров, произведенных в других регионах, то есть представляет собой утечку денег из данного цикла.

Мультипликационное  влияние туризма проявляется  в том, что в результате цепной реакции "расходы - доходы" доход, получаемый от одного туриста, превышает  сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров,

По оценке швейцарских  ученых, мультипликатор дохода от производства услуг туризма существенно дифференцируется в зависимости от страны или региона  и составляет от 1,2 до 4,0.

Пример. Мультипликатор для региона равен 2,5. Первоначальный рост инвестиций в туристскую индустрию - 40 млн. руб., тогда прирост чистого национального продукта от туристского обслуживания в регионе составит 100 млн. руб.

Экспорт туризма  из страны означает активный туризм для  экономики данной страны, а импорт туризма - пассивный туризм. Отношение между стоимостью туристского продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой стране, и стоимостью туристского продукта, реализованного гражданами данной страны за рубежом, представляет собой туристский баланс данной страны.

Особенностью  туризма является то, что туристский продукт, производимый на экспорт, не вывозится  из страны, а реализуется в этой стране. Потребитель туристского  продукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего туристского продукта.

Туризм как  торговлю услугами на мировом рынке  можно назвать невидимый экспорт. Он вносит соответствующий вклад  в платежный баланс страны.

Доля суммы  ввоза туристами наличной валюты в общей сумме ввезенной валюты в 2002г. составляла 5,8%, в то время как доля суммы вывоза валюты туристами в общей сумме вывезенной валюты - 28%, или в 4,8 раза больше, что отрицательно характеризует туристскую деятельность нашей страны. Положительным явлением следует считать тот факт, что в 2002г. по сравнению с 2001г. сумма ввоза туристами валюты возросла на 0,8 млрд. долл. (с 1,4 до 2,2 млрд.. долл.), или на 57,1%, а сумма вывоза валюты уменьшилась на 0,7 млрд. долл. (с 9,0 до 8,3 млрд. долл.), или на 7,8%.

Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.

Качество рабочих  мест в туристской индустрии имеет свои особенности, к которым относятся:

·        сезонный характер занятости в туристском обслуживании населения;

·        значительный удельный вес работников, занятых неполный рабочий день;

·        большой удельный вес низко квалифицированного физического труда;

·        ограниченные возможности автоматизации  и компьютеризации рабочих мест в туристской индустрии (особенно в  гостиничном и ресторанном хозяйствах).

Развитие туристской индустрии в регионе и повышение  качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.

Создание предприятий  туристской индустрии в удаленных  малонаселенных и индустриально  слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого  ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов.

Экономические показатели развития туризма 

Становление и  развитие туризма как отрасли  характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов.

Система показателей  развития туризма включает:

·        объем туристского потока;

·        состояние и развитие материально-технической  базы;

·        показатели финансово-экономической  деятельности туристской фирмы;

·        показатели развития международного туризма.

Туристский  поток - это постоянное прибытие туристов в страну (регион). К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе.

Количество  туродней определяется путем умножения  общего количества туристов на среднюю  продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе).

Туристский  поток - явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности. В зависимости от цели и задачи анализа динамики туристского потока используют три способа расчета коэффициента неравномерности.

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).

К ним относятся: коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых  местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; числи мест в театрах, отведенных для туристов; число ванн в водолечебницах отведенных для туристов, и т.д.

Мощность коечною  фонда определяется по формуле 

Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.), показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.), себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и  развитие международного туризма. К  ним относятся:

·        количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений  государственной границы);

·        количество туродней по иностранным туристам;

·        суммарные  денежные затраты, произведенные туристами  за время зарубежных поездок.

Развитие туризма и  увеличение объема услуг туризма  требуют взвешенного подхода, так  как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.

Развитие туризма для  каждой страны (региона) имеет как  преимущества, так и недостатки.

Преимущества проявляются  в следующем:

·        увеличивается  денежный поток в регион, в том  числе приток иностранной валюты;

·        растет валовой национальный продукт;

·        создают  новые рабочие места;

·        реформируется  структура отдыха, которая может  быть использована как туристами, так  и местным населением;

·        привлекается капитал, в том числе иностранный. Недостатки развития туризма проявляются атом, что туризм:

·        влияет на рост цен на местные товары и  услуги, на земельные и другие природные  ресурсы, на недвижимость и т.д.;

·        способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;

·        вызывает экологические и социальные проблемы. Бесконтрольное развитие туризма может негативно повлиять на экологическую обстановку в стране, изменить стиль жизни коренного населения.

 

 

Литература

1.     Дурович А.  Маркетинг в туризме. М.: Новое  знание, 2003

2.     Кабушкин  Н. Менеджмент туризма. М.:. Новое  знание, 2002

3.     Корнетова  Е., Дурович А. Маркетинговые исследования  в туризме: учебное пособие.  М: Новое знание, 2002

4.     Сергеев Т.  Организация туризма. М.: Новое  знание, 2003

5.     Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. Учебное пособие. М.: РДЛ, 2002


Информация о работе Экономическая эффектиновсть туризма