Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:28, курсовая работа
В данной курсовой работе речь будет идти о "экономических агентах",но для этого мне необходимо разобраться кто такие "экономические агенты"?
Работа содержит практическую часть – практикум, состоящий из двух тестов, на которые я даю развёрнутые ответы.
Экономические агенты — субъекты принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Под субъектами могут скрываться ,как индивиды, физические лица, так и сложные образования, включая юридические лица как субъекты, по закону имеющие определенные права собственности и хозяйствования в отношениях с другими экономическими агентами. К экономическим агентам относятся домохозяйства, фирмы и правительство (государство).
Введение 3
Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов 4
Глава 2. Рыночные и нерыночные агенты 5
Практикум 14
Заключение 16
Литература 17
В условиях рыночной экономики приоритетное место занимают личные интересы. Именно они являются главным стимулом для ведения экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов – получение большего дохода, повышение качества жизни, – способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение рынков товарами и услугами, повышение их качества, обновления ассортимента.
Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов, что, однако, не исключает противоречий между ними. Разрешение подобных противоречий предполагает прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.
Экономические стимулы – факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду – становятся мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и т.п. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел субъектами экономики.
Однако средства, которыми располагает человек, коллектив или государство для удовлетворения своих потребностей, ограниченны. Мы живем в мире, которому свойственна редкость благ. Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование. Конкуренция – это соперничество экономических субъектов за право использования тех или иных благ, в которых заинтересованы различные группы людей. Отсюда – проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворение потребностей людей. Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического, в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.
Экономические субъекты могут осуществлять свой выбор тремя способами: самостоятельно; согласовывая свои предпочтения с другими; в составе группы.
Первый вид выбора называется индивидуальным, второй – двусторонним, третий – коллективным. Коллективный выбор, в свою очередь, подразделяется на общественный и групповой (олигополистический). Общественный выбор делается в составе невидимой группы, где действия одних участников не отражаются на других. Например, в хлебопекарной отрасли закрылась одна пекарня из-за высоких затрат и низких доходов, однако данный факт не отразился на функционировании отрасли в целом и на потребителях.
Коллективный выбор осуществляется в группах, в которых участники взаимосвязаны и поведение одного оказывает значительное влияние на поведение остальных. Классический пример – действие предприятий в олигополистических отраслях. Так, если в автомобильной промышленности одна фирма пошла на снижение цены, на свой автомобиль, то другие, скорее всего, последуют за ней, чтобы не потерять часть свое рынка.
Человек экономически обладает двумя фундаментальными характеристиками: рациональностью и эгоизмом. Действия такого экономического агента либо базируется на принципе максимизации выгоды, либо его поведение рационализуется формальными и неформальными нормами, которые устанавливаются различными общественными институтами. Поэтому различают полную и ограниченную рациональность экономического поведения. В первом случае предполагается, что человек наилучшим образом использует имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при фиксированном объеме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность пользования всей информацией из-за трудностей в ее сборе или анализе. В этом случае решения принимаются на основе опыта, интуиции, что может в ряде случаев привести к меньшему результату.
Все экономические субъекты стремятся к рациональности, однако возможности ее реализации весьма ограничены. Признание ограниченности рационального поведения экономических агентов означает, что субъекты экономики не имеют полной информации о предпочтениях других и подчас нечетко осознают свои интересы.
Помимо предпосылки рационального поведения экономических агентов существует концепция эгоизма экономических субъектов, т.е. следование своим интересам. При этом различаются три формы эгоизма: сильная, полусильная и слабая. Сильная форма эгоизма означает, что отдельные экономические субъекты могут вести себя предательски, оппортунистически, т.е. использовать ложь, коварство, воровство, мошенничество и т.п., преследуя свои корыстные интересы. Эгоизм в полусильной форме представляет следование своим интересам без использования обмана и всякого рода махинаций. Слабая форма эгоистического поведения проявляется тогда, когда субъект действует на базе чужих представлений о своем интересе. Такое поведение называется послушанием, оно близко к альтруизму, т.е. фактически противоположно эгоизму.
Экономический рост в развитых странах привел к значительному повышению благосостояния, как отдельных семей, так и общества в целом. Поэтому во многих случаях действует иная модель поведения Homo economicus: в процессе реализации интересов на первое место выдвигаются потребности в самовыражении, в реализации престижа, в использовании свободного времени для всестороннего развития личности.
Практикум
1. Экономическими агентами могут быть:
1) производители;
2) потребители;
3) организаторы функционирования
хозяйства для достижения
4) все перечисленное верно.
Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, индивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство – к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете. В качестве экономических агентов выступают также, например, профсоюзы, целью которых является повышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством – борьба за выгодные условия заключения коллективных договоров.
Ответ: 4.
2. К рыночным агентам относятся:
1) домашние хозяйства;
2) государство (правительство);
3) коммерческие фирмы;
4) все перечисленное верно.
Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации – к нерыночным.
Ответ: 1, 3.
Заключение
В системе экономических потребностей выделяют личные и производственные потребности. Личные потребности обеспечивают существование людей, а производственные – поддерживают производственный процесс. Человек вступает в производственные процесс, чтобы получить возможность для удовлетворения своих личных потребностей в предметах первой необходимости (пища, одежда, жилье) и в предметах роскоши (продукты, без которых можно обойтись, ковры, картины, украшения и др.).
Естественно, с ростом производства, доходов и потребностей происходит некоторая «переоценка ценностей», и продукты второй группы постоянно переходят в первую. В большинстве развитых стран автомобиль, бытовая техника уже не представляют предметы роскоши, а перешли в категорию предметов первой необходимости, поскольку их использование значительно облегчает быт.
Экономические потребности включают потребности не только в материальных, но и в духовных благах. Последние связаны с приобретением книг, картин, получением образования, посещением театров, концертов, с туристическими поездками. Население все больше стремится к удовлетворению духовных потребностей по мере экономического развития страны. Потребности как чувство неудовлетворенности толкают людей к действиям. Поэтому формой проявления экономических потребностей являются экономические интересы, т.е. мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики.
Список литературы
1. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 543с.
2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2001. – 560с.
3. Лебедев О. Т., Филиппова Т. Ю., Каньковская А. Р. Основы экономики: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, издательский дом «МиМ», 1997
4. Добрынин, Журавлева. Основы экономической теории: Санкт-Петербург, «Питер», 2000
5. Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 1999
6. Экономика. А. Булатов 1997 г. БЕК г. Москва
7. Архипов А.И. Большаков А.К Нестеренко А.Н. Экономика. Учебник // 000 “Издательская группа Проспект”- М.: 1998.