Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:13, реферат
Феодализм (от лат. feudum — лен) — социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и крестьян, экономически зависящих от них. Это универсальная стадия, которую прошли почти все народы мира. Однако ее формирование происходило в разных условиях. К примеру, если в одних странах феодализм вырос на фундаменте пришедшего в разложение рабства, то в других (восток и север Европы) он пришел на смену первобытнообщинной системе; в странах Востока (Индии, Китае и др.) ему предшествовала "азиатская" система, постепенно трансформировавшаяся в феодальную.
Введение
2
Индия
3
Китай
8
Япония
12
Заключение
18
Список использованной литературы
20
Около 80 % доходов и государь, и основные его вассалы тратили на содержание армии. Армия была важнейшим потребителем товаров. Поэтому необходимость получения средств из деревни именно в денежной форме стала ощущаться раньше, чем товарные отношения охватили сельскохозяйственное производство.
Ростовщичество в Индии благодаря влиянию индуизма также занимало вполне благопристойное место даже среди мусульманских воззрений. Многие вельможи не гнушались давать деньги в рост, совмещая это занятие с феодальным грабежом.
Концентрация средств в натуральной форме в столице и главных городах имела в виду одно важное направление экономической политики — поддержание низких цен на продовольствие. Наиболее всеобъемлющее законодательство по регулированию цен было принято при Ала-уд-дине Хильджи. Хронист Зия-уд-дин Барани объясняет эту меру политическими факторами: нападения монголов на северо-западную границу заставляли содержать огромную армию. Чтобы прокормить ее, султан уменьшил жалованье солдатам и военачальникам и заставил снизить цены на продовольствие на рынках. По другому источнику эта мера была чисто благотворительной: султан решил, что должен сделать нечто такое, что облагодетельствует всех и каждого в его империи. Султан сам установил максимальные цены на все товары, исходя из «стоимости производства». Ежедневно он получал из трех независимых источников сведения о состоянии цен. Если торговцы поднимали цены выше установленного максимума, они подвергались страшным наказаниям. Но одновременно султан выбрасывал на рынок зерно по твердым ценам, чем наказывал их также экономически.
Экономическая мысль в средневековой Индии, насколько она отразилась в политических и религиозных воззрениях и в экономической политике, не касалась вопросов организации сельскохозяйственного производства. Предполагалось, что это производство будет развиваться само собой, по заведенному порядку, коль скоро будет в наличии «земледелец», организатор хозяйства.
В целом экономическая мысль Индии была направлена на стабилизацию строя восточной деспотии. Стороны же экономики, непосредственно не связанные с процветанием господствующего (управляющего) слоя, оставались в тени.
Китай
Основу средневекового китайского общества составляла аграрная экономика, а его хозяйство носило натуральный характер. Значительная устойчивость государственной земельной собственности определялась повышенной ролью государства в развитии средневекового Китая. В III — VIII вв. феодальные отношения формировались в рамках надельной системы, при которой государственная казна выступала как главный эксплуататор основных производителей.
В VIII в. борьба между государством
и частным землевладением, возникшая
еще в раннем средневековье, завершилась
победой
Преобладающей формой эксплуатации непосредственных производителей при надельной системе были налоги и повинности в пользу государства, а позднее — издольная аренда земли у частного землевладельца. Происходило дальнейшее развитие города, повышалась роль мелкого товарного производства, значительно вырос удельный вес торгового капитала, выполнявшего также ростовщические функции. Близким к положению крестьян было положение горожан. Цеховые организации (ханы и туани) испытывали сильный экономический и политический гнет феодального государства.
Источниками экономической
мысли Китая являются разделы
династийных историй и
Наиболее типичными носителями экономических знаний в средние века были реформаторы, настаивавшие на решении неотложных проблем. Из своей среды бюрократия выдвигала политических деятелей, проявивших немалые способности в осуществлении государственного регулирования экономической и хозяйственной жизни. Наиболее яркими из них были Фань Чжунъянь (989—1052), Ли Гоу (1009—1059), Оуян Сю (1007—1072), Су Ши (1036—1101), Ван Аньши (1021 — 1086), ученые Е Ши, Шэнь Ко (1031 — 1095) и мыслители XVII в. Хуан Цзунси, Гу Яньу, Ван Чуаньшань и др.
Как и во всем мире, экономическая мысль в Китае в средневековье не являлась обособленной сферой интеллектуальной деятельности. В отсутствие профессионального экономического языка весь его «словарь» «вписывался» в понятия и категории целостной нерасчлененной культуры того времени. Экономическая мысль выступала как составная часть учения об управлении миром и вспомоществовании народу (цзин цзи), сформировавшегося в трудах средневековых теоретиков конфуцианского толка. Это учение творчески восприняло идеалы древности и ставило своей целью предотвратить мятеж, обеспечить социальное спокойствие в стране. Учение «цзин цзи» на донаучном уровне сочетало различные отрасли знания: экономическую политику, законодательство, военное дело, этику, идеологию и т. п., способствовавшие лучшему управлению страной.
Экономическая область знания
в сложном понятийном узле «цзин
цзи» обозначалась как «обогащение
государства», «управление финансами»
и представлялась ученым и политикам
ведущей темой в науке
Основные источники обогащения страны идеологи и политики видели прежде всего в развитии земледелия. Выдвигая проекты его поощрения, они следовали тезису традиционного учения: «Земледелие — ствол (основное), торговля и ремесло — ветви (второстепенное)» или «Пренебрегать торговлей, обращать главное внимание на земледелие». Мыслители разных эпох, считая развитие земледелия залогом хорошего правления и гарантией общественного порядка, требовали, чтобы правители заботились о нем, осуждали все, что мешало его процветанию.
В средневековой трактовке
теории «о главном и второстепенном»
сказалось влияние древних
Эта тенденция
проявилась и в представлениях средневековья
о формах землевладения и
Средневековые авторы были идеологами натурального хозяйства, в котором торговля и ремесло были сведены до минимума. Не допуская чрезмерного развития товарного хозяйства, подтачивающего извечную опору правителя — патриархально-феодальные отношения в стране, они стремились упрочить всю систему производственных отношений.
Особо осуждались
на всем протяжении средневековой истории
Китая торговая, ростовщическая и
предпринимательская
Именно в торговой и
Одной из главных черт программы государственного контроля экономики стал принцип равновесия (цин чжун), заимствованный у идеологов древности и получивший дальнейшее развитие в средневековье. Суть его состояла в правительственном контроле над рынком при помощи формирования запасов зерна, в установлении «справедливых» цен на товары во время их удорожания или обесценения и т. п..
В средневековье были восприняты идеи древних мыслителей о том, что товары соизмеримы посредством денег, что серебро и золото имеют не только потребительную, но и меновую стоимость. Утверждая, что деньги были созданы в древности совершенными, средневековые ученые призывали современных правителей налаживать и регулировать их обращение для усиления власти «сына Неба», обеспечивавшей превалирование государственного начала над частным.
Средневековые авторы заимствовали тезис древних о важности института монополии на традиционные товары (соль, железо, а позже и чай) как об одном из источников пополнения государственной казны. Ученые развивали идеи о том, что государство должно стать монопольным производителем продукта или неусыпно контролировать его сбыт (закупая товары у частных лиц). И в сфере экономической мысли, и в практической политике монополия выступала в самых разнообразных формах, и главной ее целью оставалось обеспечение «казенной выгоды».
Экономическая мысль Китая и комплекс проведенных мероприятий в средние века были нацелены на поддержание экономики страны на определенном уровне. Ориентированные на усиление власти правителя, они отразили поиски наиболее рациональных способов эксплуатации населения не только в сфере производства, но и в сфере потребления, стремясь ликвидировать опасные тенденций разного рода крайностей.
Эти взгляды особенно четко проявились в XI в. в реформаторских проектах и деятельности в экономической сфере их авторов Фань Чжунъяня и Ван Аньши. Последний, поощряя «главное занятие», предложил предоставлять крестьянам денежную ссуду под залог будущего урожая, оградив их от чрезмерного гнета ростовщиков; облегчить выполнение трудовых повинностей; регулировать взимание поземельного налога. Программа же «подавления второстепенного» свелась к нововведениям в области торговли: мелким торговцам, как и крестьянам, казна должна была выделить денежные ссуды под небольшой процент, чтобы они могли противостоять конкуренции крупных торговцев. Вся торговля в стране должна была вестись под контролем государства через специально созданные казенные управления. Трудовая повинность ремесленников была заменена денежным взносом
Несколько ущемляя интересы ростовщиков, крупных торговцев, крупных земельных собственников, реформаторы стремились прежде всего укрепить экономические позиции государства.
Отмечая специфику донаучного экономического мышления в целом, можно говорить о приближении в некоторой степени мыслителей Китая к пониманию объективных процессов в обществе. Многочисленные реалистические высказывания, разнообразные проекты, умозрительные схемы и хозяйственная деятельность свидетельствовали об адекватной оценке действительности. Вместе с тем этим воззрениям были присущи специфические черты. Общество в понимании мыслителей средневековья было, прежде всего, духовным организмом, вследствие чего экономическая деятельность рассматривалась средством достижения моральных целей. При таком подходе экономика вообще не являлась в их представлениях самостоятельной реальностью, поскольку ее назначение они видели лишь в рамках более широкого идеального целого, а экономические категории выражались в категориях поведения правителя.
Средневековые мыслители стремились осмыслить реальные производственные отношения, чтобы повлиять на них и решить вопросы экономики в свете метафизической системы ценностных ориентации.
Япония
Возникновение экономической мысли в Японии связано с фискальными нуждами раннефеодального государства, стремлением эксплуататорской верхушки укрепить свое социально-экономическое положение.
Процесс развития феодальных отношений в стране характеризовался тем, что, уже начиная с VIII в. надельная система, связанная с государственной собственностью на землю, стала разлагаться, начали возникать вотчины (сё-эн) — частные владения аристократии и храмов.
Исторические материалы и практическая деятельность правящих кругов в период раннего средневековья свидетельствуют о том, что государство, активно вмешиваясь в распределение земли, крестьянских наделов, ускоряло экспроприацию общинных земель в пользу феодалов. Однако уже в VIII в. власть имущие круги стали опасаться чрезмерного усиления храмового землевладения буддийской церкви. В 708 и 768 гг. последовали первые конфискации земельных владений у двух храмов — Ситэннодзи (на северо-западе от современного города Осака) и Кандзэондзи (о. Кюсю). Позднее, в 795 г., был издан специальный указ, запрещавший передавать земли храмам. Однако он не соблюдался, и буддийская церковь превратилась в крупнейшего феодального земельного собственника.
Таким образом,
уже в период раннего средневековья
земля рассматривалась как
Информация о работе Экономические идеи азиатских стран периода феодализма