Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе социальных и экономических последствий вступления России в ВТО.
Задача - рассмотрение истории создания ВТО, цели присоединения России к ВТО, хода переговоров о присоединении, дать оценку возможных последствий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…....3
1. История создания ВТО, ход переговоров о вступлении России……...……5
1.1 История создания………………………………………………………….5
1.2 Ход переговоров………………………………………………….……….7
2. Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО....14
2.1 Экономические последствия………………………………..………..….14
2.2 Социальные последствия…………………………………………….….22
Заключение………………………………………………………….…………..24
Глоссарий……………………………………………………………..…………28
Список использованной литературы…………………………….….………...30
Приложение……………………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макроэконимика.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

  Содержание

Введение…………………………………………………………………….…....3

1. История создания  ВТО, ход переговоров о вступлении  России……...……5

    1.1 История  создания………………………………………………………….5

    1.2 Ход переговоров………………………………………………….……….7

2. Экономические и  социальные последствия вступления  России в ВТО....14

    2.1 Экономические  последствия………………………………..………..….14

    2.2 Социальные  последствия…………………………………………….….22

Заключение………………………………………………………….…………..24

Глоссарий……………………………………………………………..…………28

Список использованной литературы…………………………….….………...30

Приложение……………………………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

   Для России вступление в ВТО – это важнейший акт, который показывает, как решительно она настроена, вступить в глобальные процессы, и встать на более выгодную позицию на рынке готовой продукции и услуг. С этим действием наступает новый этап в современном социально-экономическом состоянии государства и общества, но и в большей мере обозначит не только место России в будущем мироустройстве и мирохозяйственных связях, но и ее роль на многие годы вперед.

     Желание России выйти на новый качественный уровень развития научно-технических, производственных, агропромышленных, ресурсно-сырьевых и кадровых потенциалов, и толкнуло на этот шаг.

       Министерство экономического развития и торговли,  представлявшее Россию в переговорах о присоединении, сформулировало цели присоединения. Оно считает, нахождение в ВТО дает России огромные преимущества, ради которых стоит вступать. В результате вступления, по расчетам специалистов и экспертов министерства, будут достигнуты цели:

  • создадутся лучшие недискриминационные условия для доступа российских товаров и услуг на рынки зарубежных стран;
  • образуется доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • образуется наиболее благоприятный климат для инвестиций и вложений в результате того, что законодательство будет согласовано с нормами международного права;
  • за счет улучшения положения в банковской сфере, расширяются возможности России инвестировать в странах–участниках ВТО;
  • в результате резкого увеличения потока товаров, услуг, инвестиций других стран на российский рынок, будут созданы условия для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции;
  • Россия будет участвовать в разработке правил международной торговли, учитывая свои национальные интересы;
  • Россия поднимет свой статус в мире, как надежный и полноправный участник международной торговли.

         Важнейшая задача переговоров о присоединении – это добиться наиболее комфортных условий. Получить наиболее выгодное соотношение преимуществ и уступок, снижающих тарифы и открывающих внутренние рынки.

              Цель работы заключается в анализе социальных и экономических последствий вступления России в ВТО.

         Задача - рассмотрение истории создания ВТО, цели присоединения России к ВТО, хода переговоров о присоединении, дать оценку возможных последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.История создания ВТО, ход переговоров о вступлении России

1.1 История создания

        ВТО - Всемирная Торговая организация, международная организация, которая устанавливает и регулирует правила международной торговли. ВТО является членом системы специализированных учреждений ООН, была создана в 1995г., является преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО было создано в результате долгих переговоров на Уругвайском раунде ГАТТ(1986-1993). Официальное соглашение об учреждении ВТО было подписано на конференции в Марракеше в 1994, а с 1 января 1995 она начала функционировать. Членами ВТО являются уже 156 стран. Штаб-квартира находится в Женеве.

   В основе всей деятельности организации  лежат 3 международных соглашения: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ, 1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).  Наиболее открытый список соглашений и правовых документов представлен в табл.1 (приложение). Данные требования, условия, процедуры, отраженные в этих соглашениях, за исключением некоторых особо оговоренных, являются строго обязательными для всех участников ВТО. Первая задача организации — это обеспечить свободную международную торговлю, регулировать торговлю товарами, услугами, а также правами интеллектуальной собственности. Основная функция -это контроль за выполнением требований и соглашений ВТО, создание условий для переговоров участников ВТО по поводу внешнеэкономических отношений, и регулирование споров между ними. ВТО контролирует политику государств, членов ВТО, в области международной торговли, оказывает помощь развивающимся странам, сотрудничает с другими международными организациями. 95% мирового товарооборота приходится  на долю входящих в ВТО стран. Некоторые страны, официально выразившие желание войти в данную организацию, имеют статус государств-наблюдателей, в том числе и Россия.

        Главным органом ВТО является Министерская конференция, которая объединяет всех представителей участников. Раз в 2 года собираются сессии, между ними по необходимости созывается Генеральный совет, который состоит из представителей всех участников. Он выполняет функции органа по урегулированию споров и органа по обзору торговой политики. Под руководством Генерального совета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.

       Совет по торговле товарами следит за деятельностью спец комитетов, которые осуществляют контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ, в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за соблюдением выполнения соглашения ГАТС. В его состав входят: Комитет по торговле финансовыми услугами, Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, кроме контроля за выполнением соглашения ТРИПС, занимается еще и проблемами, связанными с международной торговлей поддельными товарами.

        В Секретариате ВТО в Женеве работает около 500 штатных сотрудников. Он не принимает самостоятельных решений, а только обеспечивает техническую поддержку различным советам, комитетам, и Министерской конференции. Оказывает техническое содействие развивающимся странам, проводит анализ мировой торговли и разъясняет положения ВТО общественности и СМИ. В обязанности Секретариата входит обеспечение правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, которые изъявили желание стать членами ВТО.

       

1.2 Ход переговоров

        Впервые Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1993 году. По действующим инструкциям была создана Рабочая группа (РГ) по присоединению России к ГАТТ, а после учреждения в 1995 г. Ко Всемирной торговой организации. РГ была наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку наилучших условий участия ее в ВТО. 
        Переговоры по присоединению России к ВТО были начаты в 1995 году. Первый был нацелен на рассмотрение многостороннего уровня в рамках РГ торгово-  политического режима России. Необходимо было установить, соответствует ли он нормам ВТО. 
       В 1998 году,  после представления Россией первых предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались следующие переговоры уже на двустороннем уровне. В 1999 году, была представлена первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок  услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). А уже в 2000 году, переговоры стали полномасштабными, и охватывали все аспекты процесса  присоединения России к ВТО. 
        На современном  этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как  один член). С февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 г. – Саудовская Аравия, в декабре 2007 г. членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 г. – Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.  
        Переговоры по системным вопросам,  согласно установленным процедурам, на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве, как официальные, так и неофициальные заседания РГ. Переговоры по сельскому хозяйству и ряду других актуальных вопросов, неофициальные консультации с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах Российских партнеров.  
        Основанием для проведения данных переговоров являются документы и предложения, утвержденные Правительством РФ.

В рамках процесса присоединения в ВТО российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям: 
1. Тарифные вопросы. Определение самого высокого уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Данное право на применение которых Россия получит после вступления в ВТО.  
        В рамках достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей  начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена весь первый год после вступления России в ВТО.  
        Таможенная защита сельского хозяйства не ослабнет ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин.

Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 %. 

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.  
     Кроме обсуждения тарифных аспектов, данные переговоры охватывают вопросы  допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер.

22 апреля 2008 г. состоялась  очередная  многосторонняя встреча  по сельскому хозяйству, на которой обсуждались распространенные ранее консолидированные документы по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 гг. 
        23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому хозяйству принял участие  Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев. Он представил доказательства в поддержку позиции России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув то, что необходимо согласовать заявленный ранее объема поддержки сельского хозяйства для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год).

По окончании этих встреч было решено продолжить работы на уровне переговоров для выхода на наиболее устраиваемые условия, для России и членов ВТО, по поддержке. 
       3. Переговоры по доступу на рынок услуг нацелены на согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены. По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях Россия потребовала более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (энергетика, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). Это необходимо для защиты национальных поставщиков от иностранной конкуренции. 
4. Переговоры по системным вопросам посвящены изменениям в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств, которые Россия должна будет выполнять как будущий член ВТО. Основой является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевого документа, в котором будут отражены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.

 В июне-июле 2008 г. состоялось многостороннее обсуждение версии Доклада РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены консультации с делегациями заинтересованных стран  по вопросам обязательств России в области поддержки сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, сельского хозяйства и другим системным вопросам. Состоялось 8 раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, результатом которых явилось существенное сближение сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка.  
        Очередная версия Доклада РГ по присоединению России к ВТО была выпущена 14 августа 2008 г. 24 ноября 2008 г.  состоялось многостороннее обсуждение  этого документа. 
        В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества. В состав этого органа входили представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – была координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.  
        Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО являлось приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.  
        С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности являлось выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку нескольких законопроектов, принятие  которых должно было позволить в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО. 
        План был выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ);  законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ),  «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);. «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.  
        Для завершения этой работы требовалось еще принятие следующих законопроектов: «О внесении изменений в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О внесении изменений в закон «О техническом регулировании»; проекта указа Президента России и постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок ввоза криптографических средств в Российскую Федерацию; законопроекта «О внесении изменений в закон «О лекарственных средствах»; IV части Гражданского кодекса, а также принятия ряда поправок, направленных на усиление защиты прав интеллектуальной собственности, в Таможенный кодекс.  
        Российская делегация на регулярной основе проводила консультации по проблематике  ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2006 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО.      Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению к ВТО проводилась с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.  
        В течение 2001 - 2008 годов провели более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблемам ВТО, поддержке экспорта,  доступу российских поставщиков на зарубежные рынки во всех ФО и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Эти мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.

Информация о работе Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО