Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 09:45, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе социальных и экономических последствий вступления России в ВТО.
Задача - рассмотрение истории создания ВТО, цели присоединения России к ВТО, хода переговоров о присоединении, дать оценку возможных последствий.
Введение…………………………………………………………………….…....3
1. История создания ВТО, ход переговоров о вступлении России……...……5
1.1 История создания………………………………………………………….5
1.2 Ход переговоров………………………………………………….……….7
2. Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО....14
2.1 Экономические последствия………………………………..………..….14
2.2 Социальные последствия…………………………………………….….22
Заключение………………………………………………………….…………..24
Глоссарий……………………………………………………………..…………28
Список использованной литературы…………………………….….………...30
Приложение……………………………………………………………………..32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История создания
ВТО, ход переговоров о
1.1 История
создания…………………………………………………………
1.2 Ход переговоров………………………………………
2. Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО....14
2.1 Экономические
последствия………………………………..………..
2.2 Социальные
последствия…………………………………………….…
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………….….………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Для России вступление в ВТО – это важнейший акт, который показывает, как решительно она настроена, вступить в глобальные процессы, и встать на более выгодную позицию на рынке готовой продукции и услуг. С этим действием наступает новый этап в современном социально-экономическом состоянии государства и общества, но и в большей мере обозначит не только место России в будущем мироустройстве и мирохозяйственных связях, но и ее роль на многие годы вперед.
Желание России выйти на новый качественный уровень развития научно-технических, производственных, агропромышленных, ресурсно-сырьевых и кадровых потенциалов, и толкнуло на этот шаг.
Министерство экономического развития и торговли, представлявшее Россию в переговорах о присоединении, сформулировало цели присоединения. Оно считает, нахождение в ВТО дает России огромные преимущества, ради которых стоит вступать. В результате вступления, по расчетам специалистов и экспертов министерства, будут достигнуты цели:
Важнейшая задача переговоров о присоединении – это добиться наиболее комфортных условий. Получить наиболее выгодное соотношение преимуществ и уступок, снижающих тарифы и открывающих внутренние рынки.
Цель работы заключается в анализе социальных и экономических последствий вступления России в ВТО.
Задача - рассмотрение истории создания ВТО, цели присоединения России к ВТО, хода переговоров о присоединении, дать оценку возможных последствий.
1.История создания ВТО, ход переговоров о вступлении России
1.1 История создания
ВТО - Всемирная Торговая организация, международная организация, которая устанавливает и регулирует правила международной торговли. ВТО является членом системы специализированных учреждений ООН, была создана в 1995г., является преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО было создано в результате долгих переговоров на Уругвайском раунде ГАТТ(1986-1993). Официальное соглашение об учреждении ВТО было подписано на конференции в Марракеше в 1994, а с 1 января 1995 она начала функционировать. Членами ВТО являются уже 156 стран. Штаб-квартира находится в Женеве.
В основе всей деятельности организации лежат 3 международных соглашения: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ, 1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Наиболее открытый список соглашений и правовых документов представлен в табл.1 (приложение). Данные требования, условия, процедуры, отраженные в этих соглашениях, за исключением некоторых особо оговоренных, являются строго обязательными для всех участников ВТО. Первая задача организации — это обеспечить свободную международную торговлю, регулировать торговлю товарами, услугами, а также правами интеллектуальной собственности. Основная функция -это контроль за выполнением требований и соглашений ВТО, создание условий для переговоров участников ВТО по поводу внешнеэкономических отношений, и регулирование споров между ними. ВТО контролирует политику государств, членов ВТО, в области международной торговли, оказывает помощь развивающимся странам, сотрудничает с другими международными организациями. 95% мирового товарооборота приходится на долю входящих в ВТО стран. Некоторые страны, официально выразившие желание войти в данную организацию, имеют статус государств-наблюдателей, в том числе и Россия.
Главным органом ВТО является Министерская конференция, которая объединяет всех представителей участников. Раз в 2 года собираются сессии, между ними по необходимости созывается Генеральный совет, который состоит из представителей всех участников. Он выполняет функции органа по урегулированию споров и органа по обзору торговой политики. Под руководством Генерального совета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.
Совет по торговле товарами следит за деятельностью спец комитетов, которые осуществляют контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ, в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за соблюдением выполнения соглашения ГАТС. В его состав входят: Комитет по торговле финансовыми услугами, Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, кроме контроля за выполнением соглашения ТРИПС, занимается еще и проблемами, связанными с международной торговлей поддельными товарами.
В Секретариате ВТО в Женеве работает около 500 штатных сотрудников. Он не принимает самостоятельных решений, а только обеспечивает техническую поддержку различным советам, комитетам, и Министерской конференции. Оказывает техническое содействие развивающимся странам, проводит анализ мировой торговли и разъясняет положения ВТО общественности и СМИ. В обязанности Секретариата входит обеспечение правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, которые изъявили желание стать членами ВТО.
1.2 Ход переговоров
Впервые Россия обратилась
с официальной заявкой о присоединении
к Генеральному соглашению по тарифам
и торговле (ГАТТ) в 1993 году. По действующим
инструкциям была создана Рабочая группа
(РГ) по присоединению России к ГАТТ, а
после учреждения в 1995 г. Ко Всемирной
торговой организации. РГ была наделена
мандатом на изучение торгового режима
России и выработку наилучших условий
участия ее в ВТО.
Переговоры по
присоединению России к ВТО были начаты
в 1995 году. Первый был нацелен на рассмотрение
многостороннего уровня в рамках РГ торгово-
политического режима России. Необходимо
было установить, соответствует ли он
нормам ВТО.
В 1998 году, после
представления Россией первых предложений
по доступу на рынок товаров и по уровню
поддержки сельского хозяйства начались
следующие переговоры уже на двустороннем
уровне. В 1999 году, была представлена первая
редакция Перечня специфических обязательств
по доступу на рынок услуг и проект Списка
изъятий из режима наибольшего благоприятствования
(РНБ). А уже в 2000 году, переговоры стали
полномасштабными, и охватывали все аспекты
процесса присоединения России к ВТО.
На современном
этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный
представитель Исландии при ВТО Стефан
Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27
стран-членов ЕС - как один член). С февраля
2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007
г. – Саудовская Аравия, в декабре 2007 г.
членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 г. – Украина.
В переговоры по тарифным вопросам вовлечено
в различной степени свыше 50 членов ВТО,
по доступу на рынок услуг – около 30. По
итогам этих переговоров подписываются
соответствующие двусторонние протоколы
об их завершении.
Переговоры по
системным вопросам, согласно установленным
процедурам, на многостороннем уровне
проходят в Секретариате ВТО в Женеве,
как официальные, так и неофициальные
заседания РГ. Переговоры по сельскому
хозяйству и ряду других актуальных вопросов,
неофициальные консультации с участием
заинтересованных членов РГ. Переговоры
на двустороннем уровне по доступу на
рынки товаров и услуг проводятся в Женеве,
Москве или соответствующих столицах
Российских партнеров.
Основанием для проведения
данных переговоров являются документы
и предложения, утвержденные Правительством
РФ.
В рамках процесса
присоединения в ВТО российская делегация
проводит переговоры по четырем направлениям:
1. Тарифные вопросы. Определение самого высокого
уровня («связывания») ставок ввозных
таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре
внешнеэкономической деятельности. Данное
право на применение которых Россия получит
после вступления в ВТО.
В рамках достигнутых
российской делегацией двусторонних договоренностей
начальный уровень «связывания» таможенных
пошлин ни одна из ставок таможенных пошлин
не будет снижена весь первый год после
вступления России в ВТО.
Таможенная защита
сельского хозяйства не ослабнет ни по
одному из базовых сельскохозяйственных
товаров, а по ряду из них Россия имеет
право даже увеличивать ставки таможенных
пошлин.
Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 %.
2. Переговоры по сельскохозяйственной
проблематике.
Кроме обсуждения тарифных
аспектов, данные переговоры охватывают
вопросы допустимых объемов внутренней
господдержки аграрного сектора (AMS) в
рамках так называемой «желтой» корзины
(субсидии, подлежащие сокращению), а также
уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные
товары и продовольствие. Рассмотрение
этих вопросов, как правило, проходит в
ходе многосторонних консультаций с участием
членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония,
Канада), стран Кернской группы (ведущие
либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции)
и других заинтересованных государств.
Данные переговоры носят достаточно сложный
характер.
22 апреля 2008 г. состоялась
очередная многосторонняя встреча по
сельскому хозяйству, на которой обсуждались распространенные ранее
консолидированные документы по «янтарному»
и «зеленому» ящикам, а также уточненные
таблицы по объемам поддержки за 2001-2003,
2004-2006 гг.
23 апреля и 18 июня
2008 г. в переговорах по сельскому хозяйству
принял участие Министр сельского хозяйства
Российской Федерации А.В. Гордеев. Он
представил доказательства в поддержку
позиции России на переговорах по сельскому
хозяйству, подчеркнув то, что необходимо
согласовать заявленный ранее объема
поддержки сельского хозяйства для реализации
Государственной программы развития сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на
2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год).
По окончании этих встреч было решено продолжить
работы на уровне переговоров для выхода
на наиболее устраиваемые условия, для
России и членов ВТО, по поддержке.
3. Переговоры по доступу на
рынок услуг нацелены на согласование условий доступа иностранных
услуг и поставщиков услуг на российский
рынок. К настоящему времени переговоры
со всеми заинтересованными членами РГ
завершены. По итогам завершившихся переговоров
Россия согласилась принять обязательства
примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов,
предусмотренных классификацией ВТО.
В некоторых случаях Россия потребовала
более жесткие условия работы иностранных
поставщиков услуг на российском рынке
по сравнению с условиями, предусмотренными
действующим законодательством (энергетика,
часть транспортных услуг, часть медицинских
услуг и пр.). Это необходимо для защиты
национальных поставщиков от иностранной
конкуренции.
4. Переговоры по системным
вопросам посвящены изменениям в области законодательства
и его правоприменения для выполнения
своих обязательств, которые Россия должна
будет выполнять как будущий член ВТО.
Основой является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевого документа, в котором будут
отражены права и обязательства, которые
Россия примет на себя по итогам всех переговоров.
В июне-июле 2008 г. состоялось многостороннее
обсуждение версии Доклада РГ по присоединению
России к ВТО, объединившей результаты
переговоров с 2004 года, проведены консультации
с делегациями заинтересованных стран
по вопросам обязательств России в области
поддержки сельского хозяйства, технического
регулирования, санитарных и фитосанитарных
мер, сельского хозяйства и другим системным
вопросам. Состоялось 8 раундов трехсторонних
консультаций с делегациями США и ЕС, результатом
которых явилось существенное сближение
сторон по вопросам таможенного администрирования,
технических барьеров в торговле, мер
защиты внутреннего рынка.
Очередная версия
Доклада РГ по присоединению России к
ВТО была выпущена 14 августа 2008 г. 24 ноября
2008 г. состоялось многостороннее обсуждение
этого документа.
В августе 1997 г.
была образована Комиссия Правительства
Российской Федерации по вопросам ВТО,
которая в июле 2004 года была преобразована
в Правительственную комиссию
по вопросам Всемирной торговой
организации и взаимодействию с Организацией
экономического развития и сотрудничества. В состав этого органа входили представители
ключевых министерств и ведомств. Основная
функция Комиссии – была координация
процесса присоединения и выработка переговорной
позиции российской стороны.
Основным элементом работы
на внутреннем уровне в контексте присоединения
России к ВТО являлось приведение российского
законодательства и правоприменительной
практики в соответствие с нормами и правилами
ВТО.
С 2000 года при Комитете
по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству
во внешней торговле и иностранным инвестициям
(с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию
ВЭД). Одним из основных направлений его
деятельности являлось выявление мнений
государственных органов, общественных
организаций, научных и деловых кругов
по вопросам, связанным с присоединением
России к ВТО, а также координация законотворческой
деятельности в этой сфере. Распоряжением
Правительства Российской Федерации от
8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения
Правительства российской Федерации от
21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства
Российской Федерации в соответствие
с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку нескольких
законопроектов, принятие которых должно
было позволить в целом решить проблему
адаптации нормативной правовой базы
России к требованиям ВТО.
План был выполнен.
Приняты и вступили в силу: новая редакция
Таможенного кодекса Российской Федерации
(от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы «Об основах
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О
специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах при импорте товаров»
(от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном
регулировании и валютном контроле» (от
10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом
регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);.
«О внесении изменений в Таможенный кодекс
Российской Федерации» в части таможенных
сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении
изменений в Закон Российской Федерации
«О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов
по охране прав интеллектуальной собственности
и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных
актов и регионального законодательства
на предмет их соответствия требованиям
ВТО.
Для завершения
этой работы требовалось еще принятие
следующих законопроектов: «О внесении
изменений в закон «О лицензировании отдельных
видов деятельности»; «О внесении изменений
в закон «О техническом регулировании»;
проекта указа Президента России и постановления
Правительства Российской Федерации,
устанавливающих порядок ввоза криптографических
средств в Российскую Федерацию; законопроекта
«О внесении изменений в закон «О лекарственных
средствах»; IV части Гражданского кодекса,
а также принятия ряда поправок, направленных
на усиление защиты прав интеллектуальной
собственности, в Таможенный кодекс.
Российская делегация
на регулярной основе проводила консультации
по проблематике ВТО с представителями
стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2006 годах
приняты решения о направлениях совершенствования
взаимодействия стран-членов сообщества
на переговорах по присоединению к ВТО.
Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на
переговорах по присоединению к ВТО проводилась
с представителями российских деловых
кругов. Начиная с 2000 года, представители
Минэкономразвития России провели около
600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров
и объединениями товаропроизводителей.
Регулярно проводятся также консультативные
встречи с Российским союзом промышленников
и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной
палатой Российской Федерации (ТПП), представителями
научных и общественных организаций.
В течение 2001 -
2008 годов провели более 380 мероприятий
(круглых столов, конференций, семинаров)
по проблемам ВТО, поддержке экспорта,
доступу российских поставщиков на зарубежные
рынки во всех ФО и в 64 субъектах Федерации,
включая Москву. Эти мероприятия были
организованы Минэкономразвития России
при участии комитетов Государственной
думы, РСПП, ТПП, региональных администраций
и деловых кругов. В течение 2004 – 2008 гг.
Министерство провело обучение госслужащих
47 субъектов Федерации в 44 регионах по
практическим аспектам предстоящего участия
в ВТО.
Информация о работе Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО