Экономические кризисы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение финансово-экономического кризиса 2008 года в России.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить понятие экономического цикла, эго этапы и периодичность;
Изучить все фазы экономического цикла;
Изучить возможные причины кризисов и связанные с этим теории;
Изучить классификации кризисов;
Просмотреть ход и причины кризиса 1998 года;
Изучить ход и причины финансово-экономического кризиса 2008 года;
Изучить возможные действия руководства страны для выхода из кризиса и профилактики последующих.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

Андрей Илларионов оценил темпы  спада промышленного производства в ноябре — декабре 2008 года как  «не имеющие аналогов в современной российской экономической истории».

Согласно данным Росстата, по сравнению  с январем 2008 года промышленное производство в январе 2009 года упало на 16 % — самое глубокое падение с 1994 года. Наиболее сильный спад произошёл в обрабатывающих отраслях, где производство снизилось на 24,1 %.

По данным Росстата, в феврале 2009 года индекс промышленного производства снизился на 13,2 % по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Объём производства в обрабатывающих отраслях промышленности в январе — феврале сократился на 21 %, добыча полезных ископаемых сократилась на 4,5 %, производство электроэнергии — на 7,2 %.

К середине февраля 2009 года среднесуточная добыча газа к уровню 2008 года в целом  по России снизилась на 9,9 %, в «Газпроме» — на 13,3 %.

По итогам 2009 года индекс промышленного производства России уменьшился на 10,8 %.

Индекс промышленного производства России в I квартале 2010 года по сравнению  с аналогичным периодом 2009 года увеличился на 5,8 %.

К апрелю 2010 года в российской обрабатывающей промышленности практически не осталось отраслей, находящихся в рецессии.

Глава 3.  Антикризисная политика

Стабилизационная политика государства

Регулирование инвестиционного процесса. Состояние инвестиционного климата  в экономике – это один из важнейших  факторов, определяющих стабильность экономического развития. Он способен влиять, с одной стороны, на уровень занятости, безработицы, с другой стороны – на уровень инфляции. Через регулирование инвестиций государство оказывает влияние на темпы и пропорции общественного воспроизводства. Корректировка осуществляется в основном с помощью использования мер финансовой и денежно-кредитной политики. Например, государство может увеличить государственные вложения в экономику из средств бюджетов различных уровней или стимулировать частные инвестиции с помощью различных льгот (налоговые льготы, налоговый кредит).

Стимулирование спроса. Совокупный спрос может регулироваться через  государственные закупки, развитие системы потребительского кредита, участие государства в программах ипотечного кредитования и т.п.

Регулирование рынка труда. Регулирование  рынка труда, обеспечение высокого уровня занятости осуществляется государством по ряду направлений.

С одной стороны, государство социально  защищает работника, устанавливая:

– максимальную продолжительность рабочей недели;

– минимальный размер оплаты труда;

– порядок взносов на социальное страхование, в пенсионный фонд, в фонд занятости;

– порядок стимулирования профессионального обучения и переподготовки.

С другой стороны, государство может  непосредственно влиять на предложение и спрос на рынке труда. Это воздействие осуществляется через принятие и реализацию таких государственных программ, как:

– программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют быстрой адаптации и меняющимся требованиям рынка;

– программы содействия найму рабочей силы. Государство берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создает общенациональную сеть по трудоустройству;

– программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

Воздействие на общий уровень цен  в целях его стабилизации. Государство  осуществляет также воздействие  на общий уровень цен в целях  его стабилизации. Цены считаются стабильными, если средний уровень цен в национальной экономике не меняется или меняется предсказуемо. Отдельные цены при этом могут расти или падать. Воздействие осуществляется в рамках специальной антиинфляционной политики государства, которая является необходимым элементом стабилизации экономики.

Поддержка устойчивого экономического роста. Общий экономический рост означает увеличение предложения товаров  и услуг, приходящихся на душу населения. В качестве меры экономического роста принимается ежегодный темп прироста реального валового национального продукта. Реально достижимый рост национальной экономики зависит от количества и качества имеющихся в распоряжении факторов экономического роста. Мировая практика показывает, что система методов, инструментов и форм государственного регулирования многообразна и в каждой стране она имеет свои особенности. Наиболее важными инструментами государственного регулирования рынка являются: финансовая и денежно-кредитная политика, политика регулирования доходов, социальная политика, антиинфляционная, антимонопольная, внешнеэкономическая политика как отдельные направления государственной экономической политики. 

Кейнсианство 
  
Наибольшее применение с 30-х годов ХХ века получило кейнсианство.  Джон Майнард Кейнс родился в Англии в 1883 г., окончил Кембриджский университет и с 1909 г. преподавал в этом университете экономику. В 20-30-х годах он опубликовал ряд своих трудов, в том числе «Трактат о деньгах», «Конец  laissez faire» и главную книгу -  «Общая теория занятости, процента и денег» (1935 г.). Кейнс был по образованию экономистом-математиком и часто писал очень абстрактным языком, пользуясь формулами и расчетами. Но свои выводы он умел  донести до читателя образным и живым языком. Можно попытаться схематичсеки изложить  суть антикризисной теории Кейнса близко к тексту его работ: 
-    Цель его сочинения  - преодоление гигантской безработицы 30-х годов  и достижение «полной занятости». 
-    Пороки общества, в котором мы живем, писал Кейнс, - это  его неспособность  обеспечить полную занятость  и несправедливое распределение доходов, бедность среди изобилия. (стр.29 и 359 русского перевода – М. 1948 г.)   
-    Недостаток эффективного спроса на рынке Кейнс объяснял  недостаточной склонностью к  потреблению (недопотреблением) и нехваткой инвестиций. Главная  цель кейнсианства - стимулирование  спроса на рынке  в условиях перепроизводства товаров. 
-    Основной  выход Кейнс видел в усилении вмешательства государства в экономику, в  увеличении функций правительства и в росте государственных инвестиций за счет бюджета. 
-    Государственные инвестиции надо направлять на строительство дорог, мостов, туннелей, портов и других сооружений инфраструктуры, а также в военное производство. Кейнс  даже завидовал Древнему Египту, у которого было строительство гигантских пирамид. 
-    Кейнс доказывал, что инвестиции приносят кратное увеличение доходов. Коэффициент этого увеличения он называл мультипликатором. 
-    Регулирование денежного хозяйства Кейнс видел в улучшении кредитной системы и во введении управляемой валюты, в отказе от золотого стандарта, который он называл «варварским пережитком». 
-    Кейнс мечтал: «Если бы деньги можно было бы выращивать подобно зерну или фабриковать подобно автомобилям,  тогда можно было бы избежать депрессий или смягчать их», но поскольку  это невозможно, то кризисы и депрессии неизбежны. И все же Кейнс и его последователи научились значительно смягчать депрессии и кризисы и даже отсрочивать их наступление. 
-    Как теоретик  Дж.М.Кейнс стоял у истоков  международной  Бреттон-Вудской финансовой системы,  на которой полвека покоилось развитие валютно-финансовых отношений  после Второй мировой войны. За  его  заслуги  в Британском содружестве  Дж.М. Кейнс был удостоен звания  лорда и получил широкое признание. Кейнсианские методы регулирования экономики были применены не только в Англии, но и в США, где у него были влиятельные  сторонники. 
 
Антикризисная программа Т. Рузвельта 
         
Творческим применением кейнсианства в 30-х годах была  программа Нового курса Ф.Д.Рузвельта, разработанная под его руководством  командой  сподвижников, так называемым «мозговым трестом». Ф.Рузвельт  был выдающимся и очень талантливым  политическим деятелем, который смолоду понимал растущую роль государства в экономике ХХ века. По свидетельству биографа Рузвельта профессора А.Шлессинджера  (трехтомный  труд -  « Эпоха  Рузвельта»),  Франклин Д.Рузвельт заявлял об огромной роли государства в экономической жизни еще в 1912 г. В 20-х годах Рузвельт был знаком с трудами Кейнса, а в период, когда Рузвельт стал губернатором штата Нью-Йорк  (1929-32 г.г.), его советники вынашивали идеи антикризисной программы. Они были «как дома в мире идей», отмечал Шлессинджер.  Они хорошо понимали, что  свободная конкуренция на свободном рынке – это  дело прошлого. Так, советник Рузвельта проф. Моли писал, что невмешательство государства было неприемлемо  и  немыслимо  в 30-х годах.   Проф. Г.Минз  называл рынок 30-х годов  «администрируемым», т.е. регулируемым государством.  Проф.  
Р. Тагуэлл  считал, что  демократическое планирование  в условиях огромного рынка в США  должно подниматься  с уровня корпораций до уровня государства в  отдельных штатах и до федерального уровня в масштабах всей страны. Ф.Д.Рузвельт и его советники и министры разделяли философию  планомерного регулирования государством экономической жизни с использованием контрактной системы между корпорациями и государством. 
         Первым приоритетом  в антикризисной программе Президента Ф.Рузвельта  было спасение финансовой системы. В течение первых ста дней после прихода в Белый дом  Президент Ф. Рузвельт спас банковско-кредитную систему от банкротства. Он поставил банки под контроль Федеральной резервной системы,  закрыл треть неэффективных банков. В целях укрепления денежной системы Рузвельт отменил золотой стандарт, запретил обращение золотых монет и ввел бумажно-денежное обращение. Дж.М. Кейнс поздравил Рузвельта с отменой золотого стандарта. 
           Ф. Рузвельт последовательно проводил кейнсианскую инвестиционную политику. Огромные государственные инвестиции финансировались за счет бюджетного дефицита. Эти инвестиции давали кратное увеличение национального дохода.  Коэффициент увеличения  (мультипликатор) был рассчитан сотрудником Администрации Президента  видным кейнсианцем  
Э. Хансеном.  Его расчеты подтвердились. За три года национальный доход в США увеличился в полтора раза: с 40 млрд. долл.в 1933 г. до 65 млрд. долл. в 1936г.  
          Правительство создало Национальную администрацию восстановления  экономики, которая планировала такие отрасли промышленности, как угольную,  нефтеперерабатывающую,  сталелитейную, автомобильную, строительство и т. д. Плановое регулирование предусматривало  партнерство между  правительством и бизнесом для восстановления экономики. 
         Для ликвидации массовой безработицы были развернуты общественные работы, в которых участвовали миллионы людей. Они строили дороги, мосты, туннели,  порты, аэродромы и другие сооружения инфраструктуры. Через два года безработица сократилась вдвое. 
       Рузвельт уделял особое внимание  сельскому хозяйству – регулированию цен на  зерно и хлопок, обводнению земель и строительству плотин и электростанций. В долине реки Теннесси семь штатов построили гигантские плотины и электростанции, которые по размерам  были больше пирамид в Египте. Электричество пришло в сельскую местность и в дома фермеров. 
         Администрация Ф.Рузвельта получила  полную поддержку  американцев, которые переизбрали его Президентом на второй срок в 1936 г. , что позволило обновить и  продолжить программу Нового курса в условиях  начавшегося в 1937 г. нового циклического спада. В своем послании Конгрессу в 1937 г. Президент Рузвельт делал упор на  проблемы защиты и расширения гражданских свобод  и повышения жизненного уровня американцев. Он подчеркивал, что правительство будет строго выполнять  закон о социальном страховании  американцев, принятый в 1935 г. Закон обеспечивал  пожилых американцев с 65 лет пенсиями и пособиями по старости, а также проявлял заботу об инвалидах и  больных.  Впервые в истории США выдавались пособия по безработице. Побывавший в Вашингтоне Дж. М. Кейнс одобрял действия правительства. 
          Противники Нового курса Ф.Рузвельта  - консерваторы  критиковали его за попытки планового эксперимента в США,  сравнивали его со Сталиным и другими диктаторами.  Однако Рузвельт был острым полемистом и он объяснял, что планирование в США имеет рекомендательный характер, в отличие от директивного планирования в СССР. Планомерное регулирование не ущемляло индивидуальные свободы американцев, а укрепляло их. Позиции Рузвельта по этим вопросам получили поддержку не только профсоюзов и средних слоев, но и новых  групп большого бизнеса. Да и старые группы финансовой олигархии стали понимать, что Рузвельт спас США от социального  взрыва в  30-х годах. 
            Конечно, в экономической науке в США были тогда и другие направления, противостоящие кейнсианству. Это, прежде всего, неоклассические теории, которые  не  могли быть столь же эффективными,  как кейнсианство  в условиях кризиса 30-х годов.   

Неоклассическая и монетаристская теория антикризисного регулирования 
Основной постулат неоклассиков в теории циклов заключается в их утверждении, что кризисы в экономике носят экзогенный характер, т.е. они внутренне не присущи капиталистической рыночной системе, а возникают из-за ошибок  в политике правительства. Это глубокое заблуждение (хотя ошибки могут приблизить кризис). Циклический характер  развития экономики объясняется  неравномерностью обновления основного капитала. Средняя продолжительность жизни оборудования составляла в ХХ веке 7-10 лет с тенденцией к сокращению (например, компьютеры обновляются чаще, чем оборудование в машиностроении). Через каждые 8-10 лет, а то и через  6-7 лет прекращается спрос на старое оборудование, а через 2-3 года  приходит новая  волна обновления техники, но уже нового качества. Билл Гейтс недавно заявил, что кризис и депрессия – это как раз то время, когда появляются  новые технологии и идеи внедряются в производство. Так было в 1973-75 г.г., когда у них появился малый бизнес, скоро переросший в большой бизнес. А в  
1980-82 г.г. наступил очередной периодический кризис. 
        Постулат об экзогенном характере кризисов у неоклассиков объясняется  тем, что они вообще склонны к построению оторванных от жизни абстрактных  моделей. Об этом писали такие крупные экономисты, как Дж. Гэлбрейт и В.В.Леонтьев. Неоклассик  Ф. Хайек  утверждал, что экономическая теория  тавтологичсеким путем выведена из априорных понятий. Неоклассик Л.Мизес  признавался, что его метод  выводился из универсальных принципов, не поддающихся эмпирической проверке. Математические модели неоклассиков, посвященные  расчетам условий равновесия на рынке, были хороши только на бумаге. Это известно даже из пособий для «чайников», изданных в США. И это отмечал также лауреат Нобелевской премии по экономике академик США Василий В. Леонтьев. 
            Неоклассики считают, что  рыночная система обладает  способностью к саморегулированию, т.е. автоматически приводит себя в равновесие. Они заявляют, что разделяют идею великого Адама Смита о «невидимой руке конкуренции». Эта идея была сформулировна в конце ХVIII века и тогда была правильной, но  в ХIХ и в ХХ веках она устарела и не работает. Свободная конкуренция на свободном  рынке еще проявляется в сфере малого и среднего бизнеса, но не действует в сфере большого бизнеса, где видны невооруженным глазом  не господство свободной конкурении, а сговор между корпорациями по поводу технической политики и цен на рынке (например, между автомобильными гигантами США, между нефтяными компаниями).  
       Если рынок сам себя регулирует, то по мнению неоклассиков,  «ни одно правительство не может быть мудрее рынка». Так  писал видный неоклассик М.Фридмен, который стоял во главе Чикагской школы монетаристов.  Достаточно сократить налоги с корпораций и рынок якобы все отрегулирует. Но такие надежды не оправдывались ни в 80-х годах, ни в нынешнем десятилетии. 
            Отвергая  необходимость  прямого  вмешательства государства  в экономическую жизнь, неоклассики  предлагают ограничиться  финансовым регулированием. В этом вопросе Фридмен сближается с кейнсианцами. М.Фридмен имеет заслуги  как советник президентов-республиканцев в сфере борьбы с инфляцией, он много сделал как финансист для укрепления денежно-валютной системы в США  (как  знаток-историк денежного  обращения  в США  и  в деле прогнозирования валютных курсов). Но, будучи талантливым финансистом, М.Фридмен недооценивал роль федерального планирования  производства, без которого нельзя  добиться развития новых отраслей производства, особенно атомной энергетики, аэрокосмической промышленности и пр. отраслей. Сами астронавты говорили с самого начала о грандиозных планах освоения космоса. Некоторые президенты-республиканцы, напротив, критикуют федеральное планирование как бюрократическую затею (например, Джордж У. Буш).  
         Надо оговориться, что некоторые президенты-республиканцы хорошо понимали важность методов государственного регулирования. Так Президент Д.Эйзенхауэр придавал большое значение социальным программам эпохи Рузвельта и развернул общественные работы в сфере инфраструктуры. Его программа строительства  шоссейных дорог  вошла в историю, как пример для подражания. Что касается Р.Никсона, то он, как известно, заявил в 1973  г.:  «Все мы теперь кейнсианцы». 
       Так что позиции  кейнсианцев  и неоклассиков по ряду проблем сближаются 
В экономической науке в США есть крупный экономист - Пол Самуэльсон, который известен  как  создатель нового направления -  «великого неоклассического синтеза». Он известен также своими экономико-математическими моделями.

Заключение

Таким образом, анализируемый  кризис можно отнести к общим кризисам – было охвачено все хозяйство  страны и мира в целом. Кризис 2008 года является финансово-экономическим, т.к. изначально имело место глубокое расстройство государственных финансов, а затем и серьезные нарушения общей экономики страны.

Основной причиной является зависимость  российской экономики от иностранного инвестирования: 70% российского рынка  акций принадлежат иностранным инвесторам, которые с началом кризиса в США и Европе приняли решение о выводе почти 100 миллиардов долларов с российского фондового рынка.

О реальных результатах говорить еще  рано – экономика только выходит  на докризисный уровень. Да и прогнозы на ближайший год не радужный. Аналитику утверждают, что вторая волна кризиса только началась.

 

Список литературы

    1. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. Киров:АСА, 2004
    2. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория: курс лекций для студентов вузов». Учебник/ Е.Ф.Борисов. М.:Юрайт-издат, 2005
    3. http://modern-econ.ru – Современная Экономическая теория
    4. http://www.nalogi.ru - Информационный портал «Налоги.ру»
    5. http://www.westeast.us – Иноформационный портал «Восток-Запад»
    6. http://premier.gov.ru – Официальный сайт Правительства Российской Федерации
    7. http://www.livecrisis.ru  - «Новейшая история кризиса»
    8. http://www.2008crisis.ru – Хронология кризиса 2008 года.
    9. htpp://www.vcrisis.ru – Экстренные новости экономики и бизнеса

 

Приложение

 

Индекс РТС в сравнении c S&P 500 и ценами на сырую нефть. Все цены в процентах относительно значений на 1 Мая 2008 года. A — Владимир Путин критикует Мечел; B — начало Войны в Южной Осетии; C —Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии; D — Алексей Кудрин заявляет, что «системный кризис отсутствует»; E — пакет мер по спасению основных банков; F — Глобальный финансовый кризис октября 2008 года; G — Президент Дмитрий Медведев объявляет дополнительное финансирование поддержки финансовой системы

 




Информация о работе Экономические кризисы в России