Экономические отношения: сущность, содержание, структура. Характеристика экономической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 14:23, контрольная работа

Краткое описание

Интерес к экономике в самом широком ее понимании зародился еще в глубокой древности. Уже в трудах мыслителей древнего мира - Аристотеля, Ксенофонта, Платона видны изначальные попытки проникнуть в ее тайны. На этой начальной стадии развития данная наука была очень близка с философией, впрочем, почти как любая другая, поскольку знание бытовало, как правило, в рамках философской школы, не разделяясь по определенным отраслям и вышеназванные мыслители назывались, прежде всего, "философами", хотя не всегда их умозаключения ограничивались рамками философской науки.

Содержание

1. Экономические отношения: сущность, содержание, структура. Характеристика экономической системы….....................................………..…..3
2. Возникновение и сущность денег. Функции денег и особенности их осуществления в различных социально-экономических системах ……….....13
3. Особенности развития рынка в различных социально-экономических системах…………………………………………………………………………..28
Список литературы………………………….……………………………...……34

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

В качестве средства платежа  деньги способны обслуживать не только движение товаров, но и движение капитала. Поэтому средство платежа — это  высшая из всех известных функций денег.

Функция средства платежа  наиболее полно воплощается в  кредитных деньгах, но это воплощение становится возможным благодаря  тому, что она прежде уже существовала и постепенно набирала силу в эпоху  натуральных и металлических  денег.

Функция средства платежа возникает вначале вне товарного обращения. Источником этой функции является кредит и возникающие на основе этого экономического отношения долговые обязательства. Но для того чтобы деньги были предоставлены в ссуду, они прежде должны существовать в виде отдельного от обращающихся денег накопленного фонда, т.е. в функции средства сохранения ценности. Следовательно, функция средства платежа также берет свое начало от функции сохранения стоимости, как это имело место с функцией средства обращения. Но в отличие от последней, у функции средства платежа более сложные и масштабные задачи.

Развитие функции денег  в качестве средства платежа диктуется  потребностями развитой рыночной экономики  и обслуживает движение и накопление капитала.

Замена обращения платежами становится возможной только в современную эпоху благодаря развитию самих кредитных денег и бурному прогрессу в системах расчетов. Повсеместное использование банковских счетов для проведения расчетов в промышленности и торговле не только по оптовым, но и по розничным сделкам с помощью чеков, кредитных карточек и широкого внедрения электронных систем расчетов привело к тому, что функция средства платежа поглотила функцию средства обращения и трансформировалась в функцию средства расчетов. По имеющимся данным, в США в настоящее время порядка 95% всех денежных расчетов в стране совершается через банковские счета. Это свидетельствует о том, что вместе с экономическим и техническим прогрессом происходит, прогресс в развитии денег и выполняемых ими функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  развития рынка в различных  социально-экономических системах

 

Основными элементами экономической  системы являются социально-экономические  отношения, базирующиеся на сложившихся  в каждой экономической системе  формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

1. Традиционная экономика.

В экономически слаборазвитых  странах существует традиционная экономическая  система. Этот тип экономической  системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного  труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики  означает существование при данной экономической системе различных  форм хозяйствования. Сохраняются в  ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных  формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального  предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых  стран часто играет иностранный  капитал.

В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических  задач имеет специфические особенности  в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность — активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

2. Административно-командная экономика.

Эта система господствовала ранее в   СССР, странах Восточной  Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные  и зарубежные экономисты в своих  работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

Характерными чертами  административно-командной системы  являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически  на все экономические ресурсы, монополизация  и бюрократизация экономики в  специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы  имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого  центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к  достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

3. Рыночная система экономики.

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму.

Рыночная экономика - экономическая система, в которой  роль основного регулятора экономических  отношений играет рынок. В этой системе  распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью  рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность  автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.

Развитие рыночной экономики  сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность  рыночных механизмов удовлетворять  многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.

Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет  и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.

4. Смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая  система- способ организации экономической  жизни, при котором земля и  капитал находятся в частной собственности, а распределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Возникновение этой системы  обусловлено тем, что рыночная экономическая  система, несмотря на свою эффективность, не справляется с выполнением некоторых задач, необходимых обществу (напр., содержание армии, регулирование законодательства и др). Государство может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (уменьшить слишком большие различия в уровне благосостояния граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Смешанная экономическая  система предполагает сочетание  частной собственности на подавляющую  часть экономических ресурсов с  ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.

Основой смешанной экономической системы является частная собственность, но наряду с частным сектором существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которое не осуществляет в отношении их директивного планирования, а сами предприятия функционируют по законам рынка.

Главные экономические  вопросы в рамках смешанной системы  в основном решаются рынками, которые  и распределяют преобладающую часть  экономических ресурсов. Вместе с тем, часть их централизуется и распределяется государством в целях компенсации провалов (слабостей) рыночных механизмов.

Справляться с провалами  рынка правительству помогает значительный по объему набор различных экономических  инструментов, важнейшим из которых является налогообложение. Оно позволяет, с одной стороны, собирать в казну средства для государственных расходов, а с другой, воздействовать на поведение граждан и фирм в желаемом для государства направлении.

Как правило, в странах  со смешанной экономической системой государство несет расходы на социальные нужды (помощь малоимущим, инвалидам, престарелым, безработным), на образование, здравоохранение, науку, функционирование государственных средств связи, на оборону, на поддержание общественного порядка, на выплату процентов государственного долга, на содержание государственного аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 2002.

2.  Виноградов В.В.  Экономика России. М., 2002.

3.  Градов А.П. Национальная экономика. СПб., 2003.

4. Деньги, кредит,банки»: Учебник/ под ред. Н.К. Кучуковой,- А.: 1998 г.

5. Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина,- М.: Финансы им статистика, 2004,- 464 с.

6. Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. Е.Ф. Жукова,- М.: 1998 г.

7.  Кудров В.М. Национальная экономика России.2-е изд. М., 2007.

8.  Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: Юнити-Дана, 2001.

9.  Мировая экономика и международные экономические отношения / Е.С. Акопова, О.Н. Воронкова, Н.Н. Гаврилко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

10.  Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2002.

11.  Сироткин С.П. Экономическая теория. Учебное пособие для студентов вузов всех специальностей - Кострома: КГТУ, 2002.

12.  Теоретические основы национальной экономики / Под ред. Д.Н. Землякова. М., 2007.

13.  Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы: В 2 т. / Под ред. К.А. Хубиева. М., 2003.

14.  Экономическая теория. Под ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И, и др. М.: Инфра-М, 2003.

15.  Ясин Е.Г. Российская экономика. История и панорама рыночных реформ. М., 2003.




Информация о работе Экономические отношения: сущность, содержание, структура. Характеристика экономической системы