Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы − рассмотреть экономические ресурсы туризма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить туристские ресурсы их понятия, виды, функции;
- исследовать характеристику экономических ресурсов туризма;
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I Теоретические основы изучения туристских ресурсов.
1.1. Туристские ресурсы: понятия, виды, функции ………………….. 5
1.2. Характеристика экономических ресурсов туризма ……………. 10
Глава II Современное состояние экономических ресурсов туризма в России.
2.1. Экономические районы и зоны развития туризма. Кадастр туристских ресурсов ………………………………………………...… 17
2.2. Экономический потенциал туризма в России (на примере Московской области) ………………………………………………………….. 23
Заключение …………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы …………………………………. 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики и управления
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Работа допущена к защите
«__» ________________ 2012 г.
Зав. кафедрой
социально-культурного сервиса и туризма,
кандидат филологических наук,
доцент Калинин И.В.
Курсовая работа
По дисциплине: «Страноведение»
На тему: «Экономические ресурсы туризма»
Выполнила студентка 3 курса
Группы СТ-102
Авершина Ю.С.
Научный руководитель:
старший преподаватель
Тапешкина С.А.
Ставрополь, 2012 г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I Теоретические основы изучения туристских ресурсов.
Глава II Современное состояние экономических ресурсов туризма в России.
2.1. Экономические районы и зоны развития туризма. Кадастр туристских ресурсов ………………………………………………...… 17
2.2. Экономический потенциал туризма в России (на примере Московской области) ………………………………………………………….. 23
Заключение …………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы …………………………………. 32
Введение
Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков.
Современный туризм невозможен без учета особенностей размещения ресурсов и их качества. До того как стать отраслью, туризм использовал то, что лежит на поверхности, − места легкодоступные, средоточие туристских благ. Это были Черноморское побережье Кавказа и Крыма, Карпаты, а также города, такие, как Москва, Ленинград, Киев. Однако вследствие своего бурного роста туризм в нашей стране стал объектом научного исследования, в котором изучению туристских ресурсов принадлежит важное место.
Территория России обладает значительным потенциалом для развития туризма, в то же время, многие туристские ресурсы нашей страны используются не эффективно и не приносят должного дохода в экономику страны. Поэтому, развитие туризма в России требует новых подходов к уже сложившейся системе туристического комплекса.
Туризм, как отрасль народного хозяйства страны, может быть производительным и очень прибыльным при решении комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны интересы регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода, и с другой стороны - интересы конечных потребителей услуг - туристов из России и других стран мира.
Таким образом, актуальность проблемы, затрагиваемой в данной работе, определяется неоспоримым влиянием экономических факторов на успешное развитие туристской отрасли, острой необходимостью для менеджеров туризма в свете глобального экономического кризиса и событий в нашей стране иметь достаточный набор знаний в области экономики.
Цель данной курсовой работы − рассмотреть экономические ресурсы туризма.
Объект исследования: туристские ресурсы.
Предметом исследования являются туристско-экономические ресурсы России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить туристские ресурсы их понятия, виды, функции;
- исследовать характеристику экономических ресурсов туризма;
- проанализировать экономические районы и зоны развития туризма, кадастр туристских ресурсов;
- рассмотреть экономический потенциал туризма в России (на примере Московской области).
Методы: обобщение, анализ, синтез, сравнение.
Теоретическая значимость: обобщение информации об экономических ресурсов туризма, выявление районов и зон развития туризма в России.
Практическая значимость: использование данных в экономике России, её регионов; в качестве контроля уровня потребления и восстановления туристских ресурсов; экономической оценки туристских ресурсов.
Общий объём курсовой работы: 33 страницы, в работе имеется 2 главы, в каждой из них есть подразделы, так же присутствует список литературы из двадцати источников.
Глава I Теоретические основы изучения туристских ресурсов.
Определить ценность тех или иных территорий для туризма помогает изучение туристских ресурсов − совокупности природных и созданных человеком объектов и явлений окружающей среды, которые пригодны для туристско-экскурсионной деятельности. Деятельность же эта направлена на улучшение здоровья туристов, их эмоционального состояния и содействие их духовному развитию. Современный туризм невозможен без учета особенностей размещения этих ресурсов и их качества. До того как стать отраслью, туризм использовал то, что «лежит на поверхности», − места легкодоступные, средоточие «туристских благ». Это были Черноморское побережье Кавказа и Крыма, Карпаты, а также города, такие, как Москва, Ленинград, Киев. Однако вследствие своего бурного роста туризм в нашей стране стал объектом научного исследования, в котором изучению туристских ресурсов принадлежит важное место.
Для начала туристские ресурсы целесообразно разделить на природные и социально-экономические. Туризм, как никакая другая отрасль, заинтересован в постоянном сохранении и улучшении природной среды − важнейшего своего ресурса. В свою очередь природные туристские ресурсы можно классифицировать по тем же признакам, по каким географы классифицируют естественные (природные) ресурсы. Например, туристские ресурсы можно рассматривать по принадлежности к определенным компонентам при родной среды − климатическим, водным, лесным; их функциональному назначению − оздоровительному, познавательному, спортивному; степени изученности.
К социально-экономическим туристским ресурсам можно отнести историко-культурные объекты (памятники и памятные места, музеи и т. д.) и явления (этнографические, политические, производственные и т. д.); кроме того, для развития отрасли необходимы финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Предлагается и такая классификация ресурсов отдыха и туризма: разделить их на непосредственные и косвенные. Первые можно определить как ресурсы, которые используют сами туристы (красота ландшафта, лечебно-оздоровительные свойства местности, объекты познания и т. д.). Для освоения непосредственных ресурсов, без которых не существует туристской отрасли, привлекают косвенные ресурсы: сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые и т. п. Этот вид ресурсов, таким образом, вторичен. Такая классификация отражает специфику использования территории для туризма и подчеркивает ведущую роль непосредственных рекреационных ресурсов. Ведь территориальные различия именно этого вида ресурсов лежат в основе рекреационного использования того или иного места.
Туристские ресурсы включают природные, культурные, исторические и иные объекты данной территории, которые составляют или могут составить основу туристического продукта. Туристские ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения туристских ресурсов используется следующие механизмы:
1. Создаётся реестр этого вида ресурсов, который включает:
- классификацию и оценку ресурсов;
- порядок использования и доступа туристов к ресурсам с учётом предельно допустимых нагрузок;
- режим охраны ресурсов
мероприятия и источники
- режим охраны.
2. Создаётся кадастр туристских ресурсов, который включает:
- оценку и картографические характеристики территорий;
- порядок осуществления
контроля за санитарно-
- порядок осуществления контроля за видами хозяйственной деятельности;
- порядок выделения
территории как территории
Туристские ресурсы при хорошо поставленной рекламе могут стать не только храмы и пирамиды, но и вокзалы, мосты, электростанции, автомобильные заводы, а также винные погреба (дегустация вин). Экскурсионный тур «Винный путь» в Южной Африке (Кейптаун) пользуется большой популярностью. Туристы с воодушевлением посещают алмазные копи а Йоханнесбурге (ЮАР). Многие туры носят оздоровительный характер, т.к. туристы полагают, что пребывание в пещерах и штольнях приносит пользу здоровью человека.
Акватории также считаются туристскими ресурсами. Подводные туры рассчитаны на любителей подводного плавания. Большой Барьерный риф является достопримечательностью Австралии.
Туристские ресурсы определяются географическими и климатическими факторами, а также особенностями инфраструктуры района. Туристские ресурсы и туристский потенциал могут быть рассмотрены как синонимы.
Виды туризма на основе изучения туристских ресурсов.
Дачный туризм. Классическим туристским ресурсом является дачный тур-м, как внутренний, так и внешний. Этот вид туризма напрямую зависит от природных, климатических и инфраструктурных особенностей региона.
Рекреационный туризм. Задача рекреационного туризма – восстановление сил человека. В современном туристском бизнесе отдаётся предпочтение разработке многоцелевых программ в туризме. Рекреационные программы сочетаются с другими видами деятельности (спортивны, оздоровительным, информационным, образовательным, занятиями по интересам).
Спортивный туризм, как зимний, так и летний, получил широкое распространение на современном рынке туристских услуг.
Экологический туризм. Понятие экологического туризма может включать конкретные меры по защите и восстановлению окружающей среды. Экологический туризм включает посещение уникальных в экологическом отношений территорий и зон, участие в природоохранной и природовосстановительной деятельности. Наиболее распространённой формой организации охраняемой территории являются парки. Парки как зоны экологического туризма создаются по решению высших органов государственной власти и международных организаций.
Существуют следующие категории зон экологического туризма:
- охраняемый ландшафт или культурно-экологические зоны, включающие памятники природы в сочетании с рукотворной культурной достопримечательностью;
- заповедник диких животных (заказник) для сохранения отдельных видов животных;
- ресурсный заповедник
– управляемая территория много
- антропологический заповедник
– природная биотическая лабора
Если туристские ресурсы и туристский потенциал рассматривать как самостоятельные понятия, то под туристским потенциалом понимаются, в основном, памятники культуры, достопримечательности, которые могут включать как этнокультурные особенности региона, так и заповедные зоны.
Туристский потенциал особенно активно используется в программном туризме, где важна гуманитарная и образовательная ценность тура.
Формы программного туризма.
Религиозный паломнический туризм − это хождение или путешествие к святым местам с чётко определёнными культовыми целями.
Религиозно-политическое
паломничество. Этот вид паломничества
претерпел изменения и в
Светские паломничества. Наиболее распространённой формой этого вида паломничеств можно считать поездки и походы по литературным местам (Пушкинские горы, Ясная поляна «Достоевский в Петербурге» и др.).
Хэппенинг, или событийный туризм, как форма паломнического туризма. Хэппенинг – это зрелищно-развлекательный туризм, включающий программы посещения фестивалей, карнавалов, ярмарок, дней городов и т.п. В аспекте паломнического туризма хэппенинг может быть ассоциирован с историческими событиями.