Экономические реформы СССР в 70-е и 80-е годы 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:59, реферат

Краткое описание

Нарастание негативных тенденций привело к тому, что страна к середине 80-х годов оказалась на грани серьезного экономического и социального кризиса. Его причины заключались, с одной стороны, в том, что высшее руководство партии и государства не принимало сколько-нибудь серьезных мер по решению обострившихся проблем социально-экономического развития, а с другой стороны, административно-командная система руководства, игнорирование экономических законов неизбежно должны были завести и завели экономику в тупик. Затратный характер огосударствления всего и вся ориентировал ее не на прогресс, а на застой и объективно содействовал все большему отставанию страны от мирового научно-технического прогресса, росту социальной напряженности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2-3
1. Советская экономика в период «застоя»………………………...3-8
2. Попытки реформирования советской плановой экономики
в 80-е годы…………………………………………………………………...8-16
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.09 Кб (Скачать файл)

В начале 1983 г. Ю. В. Андропов поручил группе ответственных работников ЦК"КПСС, в том числе М. С. Горбачеву и Н. И. Рыжкову, подготовку принципиальных предложений по экономической реформе. Среди рассматриваемых вопросов, по свидетельству Н. И. Рыжкова, были проблемы хозрасчета и самостоятельности предприятий, концессий и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. В 1984 г. должен был состояться пленум ЦК по вопросам научно-технической политики, который обозначил бы переход от экстенсивной к интенсивной политике. Также предусматривалось и введение новых хозрасчетных и хозяйственных форм, при которых увеличилась бы самостоятельность предприятий, а также права рабочих коллективов. Смерть Андропова и приход к власти Черненко заморозили имеющиеся планы реформ.

   Вместо пленума, посвященного внедрению новой техники, совершенствованию научно-производственных связей, состоялся пленум по мелиорации.

Возобновление экономических  преобразований в СССР произошло  после очередной смены руководства  страны. Выдвиженец Ю. В. Андропова, генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев возобновил прерванные экономические реформы. На апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС было впервые открыто, заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. Согласно М. С. Горбачеву, страна находилась в предкризисном состоянии. Только в России 200 млн. кв. м жилья нуждались в неотложном ремонте или подлежали сносу. Водопроводные и канализационные сети городов были перегружены. Более 300 городов их вообще не имели. Почти половина улиц в России была без твердого покрытия. Предприятия технически плохо оснащены, при этом ручной труд в пищевой промышленности составлял 60%. В среднем производительность труда в СССР была в 2,5-3 раза ниже, чем в развитых капиталистических странах. Многие предприятия не имели очистных сооружений. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где потери продукции составляли около 30%. При заготовке и транспортировке скота ежегодно терялось 100 тыс. т продукции, рыбы - 1 млн. т, картофеля - 1 млн. т, свеклы - 1,5 млн. т. Отсутствие тары и емкостей по хранению приводило к еще большим потерям. Выход виделся Горбачеву только в немедленных реформах, прерванных ранее в период правления Черненко.

Первые два года перестройки  были периодом возврата к прежним  андроповским планам экономических  реформ с определенными коррективами, вносимыми Горбачевым. Уже на апрельском пленуме был сделан упор на техническое  перевооружение и модернизацию производства, ускоренное развитие, прежде всего  машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства.

Принятая в 1986 г. программа "Интенсификация-90" предусматривала  опережающее развитие в 1,7 раза по сравнению  с другими отраслями машиностроения и в определенной степени была продолжением прежних реформ. Вместе с тем явно завышенные цели, призванные за пять лет вывести промышленность по технической оснащенности на уровень ведущих стран мира, заставляли вспоминать опыт не только андроповских, но и хрущевских реформ. Диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности.

В дополнение к этому в  начальный период перестройки было принято несколько скороспелых  решений. В мае 1985 г. публикуется  известное постановление ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма". Данное решение  ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических  задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его  качеству. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликеро-водочных продуктов на 10% в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Несмотря на определенные достижения, экономический эффект этой реформы был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет. Более того, упущенные средства теперь находились в обращении теневой экономики, которая быстро удовлетворила спрос на алкогольные напитки. К этому следует добавить вырубленные элитные виноградники и сотни загубленных жизней в результате употребления низкокачественной продукции. Не очень удачными были и другие меры, направленные на повышение качества продукции, в том числе закон о госприемке. Отчасти это было обусловлено становлением команды реформаторов, которой приходилось в начале перестройки преодолевать сопротивление консервативного большинства и использовать командные методы руководства экономикой.

    Лишь с сентября 1985 г., когда Совет Министров возглавил Н. И. Рыжков, постепенно удалось проводить более последовательную политику экономических преобразований.

Вначале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Помимо "Интенсификации-90" предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как "Жилище-2000" и др. Однако события 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС и экономические потери, вызванные взрывом, значительно сузили возможности выполнения долгосрочных программ. Сказывалось и продолжение афганской войны, на прекращение которой в данный период руководство страны еще не решалось. Также имело место сокращение экспортных поступлений от продажи нефти и оружия, вследствие падения цен на нефтепродукты и введения эмбарго на поставки вооружений в ряд стран - импортеров советского оружия. Поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985-1986 гг. на 30%. Серьезные препятствия, проводившиеся преобразования встретили на местах. Даже в Москве, где в декабре 1985 г. на посту первого секретаря Московского горкома КПСС Гришина сменил Ельцин, имело место сопротивление реформам. Малоэффективными оказались и утвержденные на съезде законы о трудовых коллективах, которые получали такие права, как выборы руководящих работников, регулирование зарплаты и даже определение цены выпускаемой продукции. Зависимость директоров предприятий от решений трудовых коллективов, не всегда оправданное повышение отпускных цен и зарплаты явились результатом этих законов. Вместе с тем наметившаяся децентрализация производства дала определенные положительные итоги. В 1986 г. показатели советской экономики несколько возросли, в том числе в сельском хозяйстве на 5%.

   В значительной степени это определялось ростом инвестиций и одновременно сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17-18 млрд. рублей, а в 1986 г. увеличился почти втрое. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся афганской войной, чернобыльской трагедией и потерями от антиалкогольной кампании.

Сложившаяся предкризисная  ситуация в советской экономике  и уже проявляющийся финансовый кризис привели Горбачева к пониманию  необходимости более радикальных  экономических реформ. В 1987 г. был  принят закон о государственном  предприятии, перераспределивший полномочия между министерством и предприятием в пользу последнего. Продукция, произведенная  после выполнения госзаказа, могла  реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчет  внедрялся во все отрасли народного  хозяйства. В сельском хозяйстве  было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских хозяйств. Принятым 19 ноября 1986 г. и  дополненным 26 мая 1988 г. законом была легализована частная деятельность более чем в 30 видах производства. В оборот вводились средства теневой  экономики. В кооперативном движении и других видах частной деятельности участвовало около 7 млн. человек.

Еще более радикальные  реформы предусматривалось провести в период после XIX партийной конференции 1988 г. В 1989 г. было сформировано новое  правительство во главе с Н. И. Рыжковым. В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов  АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Новое правительство изначально ориентировалось на осуществление  экономических реформ и принципиально  другие методы управления. В связи  с этим существенно изменилась структура правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, т. е. почти на 40%.             Вместе с тем с самого начала правительство не обладало необходимыми полномочиями, ограниченное контролем партийных органов и ВС СССР.

Программа, подготовленная весной 1990 г. правительством Н. И. Рыжкова, вступила в противоречия с позицией ВС РСФСР (поддержал 4 сентября 1990 г. программу  радикальных реформ Г. Явлинского и  С. Шаталина "500 дней") и была отвергнута в результате непоследовательной позиции  Горбачева и ВС СССР. Предложенные правительством Рыжкова сроки реформ (5-7 лет) не удовлетворили народных депутатов, которые выступали за немедленные  преобразования. В июне 1990 г. ВС СССР было принято постановление "О  концепции перехода к рыночной экономике", а в октябре 1990 г. "Основные направления  по стабилизации народного хозяйства  и перехода к рыночной экономике". Документы предусматривали постепенную  демонополизацию, децентрализацию  и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ  и банков, развитие частного предпринимательства  и т. д. Однако эти реформы практически  не выполнялись в связи с массовым (с 1989 г.) забастовочным движением, из-за противостояния центра и субъектов  федерации. Компромиссный характер реформ не мог быть взят за основу реальной экономической политики. Умеренным  реформам Рыжкова был положен  конец в декабре 1990 г., когда правительство  было отправлено Горбачевым в отставку.

Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров во главе  с премьер-министром В. С. Павловым. Новое правительство становилось подотчетно президенту СССР М. С. Горбачеву и должно было проводить более последовательную политику реформ. Но деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к обмену денег и апрельской денежной реформе, в результате которой произошло двукратное повышение цен. Реформа Павлова, нацеленная на подрыв финансовой системы теневой экономики, подорвала окончательно доверие населения к центральной власти. Этому же способствовали инфляционные процессы, перебои со снабжением продовольствием и другими товарами.

  Экономика СССР в 1991 г. переживала глубокий кризис, который выражался в 11%-м спаде производства, в 20-30%-м дефиците бюджета, в громадном внешнем долге в 103,9 млрд. долларов. Кризисный процесс грозил стать нерегулируемым. Распад СССР ставил на повестку дня проведение реформ уже в российском масштабе.

 

Заключение

      Извлекая  уроки из просчетов и ошибок  экономических реформ 70-х –80-х  гг. XX века, мы должны иначе подойти  ко всему, что до сих пор  называли реформами, изменить  устоявшиеся стереотипы мышления  относительно инфляции, дефицита  бюджета, неизбежности спада производства, роста безработицы, ограниченных  возможностей для развития социальной  сферы. На смену неолиберальной  идеологии реформ, ориентированной  в основном на приумножение  финансового капитала, должна прийти  идеология обеспечения реального  или физического роста экономики,  благосостояния народа, всестороннего  развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Абалкин Л. И. Неиспользованный шанс: Полтора года в правительстве.

Бачурин А. Экономические  реформы и российская государственность.

Веденеев Ю. А, Организационные  реформы государственного управления промышленностью в СССР: Историко-правовое исследование (1957-1987 гг.)

Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX века.

Горбачев М. С. Жизнь и  реформы.

Гусейнов Р. История Экономики  России.

Зуев М. Н. Отечественная  история: Учебное пособие для  старшеклассников и поступающих в вузы.

Зюзин В. В., Перепелицин А. И. Отечественная история. XX век.

Исаев И. А. История государства  и права России..

История государства и  права СССР.

История России. Учебное  пособие.

Линец С. И. История  российского  государства и органов его  управления. Пятигорск: «Спецпечать».

Ненашев М. Последнее правительство  СССР: личности, свидетельства, диалоги.

Общая экономическая теория (политэкономия).

 

 


Информация о работе Экономические реформы СССР в 70-е и 80-е годы 20 века