Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:40, реферат
На сегодня в российской и зарубежной литературе не существует единого определения понятия экономической системы. Обычно авторы указывают на наличие определенной совокупности механизмов и институтов, обеспечивающих функционирование производства, распределение доходов и потребление в определенных территориальных рамках. Иногда в определение включают более широкий круг факторов, определяющих экономическое поведение участников (законы и правила, традиции и убеждения, позиции и оценки).
Введение
1. Структура экономической системы
1.2. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности
1.3. Хозяйственный механизм
2. Современные типы и модели экономических систем
2.1. Традиционная система
2.2. Рыночная экономика
2.3. Командно-административная система
2.4. Смешанная экономика
Заключение
Список использованной литературы
Функции хозяйственного механизма:
Современная классификация экономических систем предполагает четыре модели экономических систем:
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Самая примитивная из всех типов экономических систем. Существует в экономически слаборазвитых странах. Базируется на отсталых технологиях, доминировании ручного труда, многоукладности экономики.
Многоукладность экономики означает существование всевозможных форм хозяйствования при данной экономической системе. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение в традиционной системе имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. Мелкотоварное производство в странах с традиционной системой представлено в виде многочисленных крестьянских и ремесленных хозяйств.
Так как национальное предпринимательство в таких странах развито слабо, огромную роль в их экономике играет иностранный капитал.
В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, что, безусловно, сдерживает социально-экономический прогресс.
Особенностью традиционной системы является активная роль государства, которое направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения, перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода.
Рыночная экономика или чистый капитализм характеризуется использованием системы рынков и цен для координации и управления экономической деятельностью и частной собственностью на ресурсы.
Личная свобода всех участников экономической деятельности выступает одной из главных предпосылок чистого капитализма. Поведение каждого участника мотивируется его личными интересами. Рыночная система представляется в качестве механизма, координирующего индивидуальные решения. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса.
Одним из основных условий
экономического прогресса стало
юридическое равноправие
Фундаментальные задачи экономического развития в данной системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебания цен служат индикатором общественных потребностей, ориентируясь на них, товаропроизводитель сам решает проблему производства и распределения пользующихся спросом товаров.
Стремление получения
максимальной прибыли при предельно
экономном использовании
Сторонники чистого
Проблема координации в рыночных условиях анализируется с помощью модели кругооборота и модели спроса и предложения (см. Приложение 2).
В рыночной экономике домашние хозяйства составляют планы закупок, а предприятия – свои производственные планы самостоятельно и независимо одно от другого. Обе стороны стремятся реализовать свои планы. Предприятия хотят, например, продавать как можно дороже, а домашние хозяйства – покупать как можно дешевле. Через механизм рыночных цен происходит выравнивание цены спроса и предложения. Цена в условиях равновесия рынка информирует продавца и покупателя о дефиците или избытке соответственно товара.
Экономическая деятельность государства ограничивается тем, чтобы удовлетворять коллективные потребности (например, здравоохранение, образование, судопроизводство), в остальном государство призвано гарантировать основные права свободной рыночной экономики.
Свобода заключения контрактов гарантирует производителям и потребителям право покупать и продавать по своему усмотрению, в соответствии с собственными планами хозяйственной деятельности.
Каждому предпринимателю, предоставлена свобода заняться каким-либо видом деятельности и беспрепятственно выбирать предмет своей хозяйственной деятельности. На рынке преобладает свободная конкуренция.
Свободный выбор места работы дает возможность лицам наемного труда по своему усмотрению выбирать род и место работы.
Характерными чертами командно-
Хозяйственный механизм в
такой системе предполагает единый
центр управления всеми предприятиями,
как правило государственный, что
уничтожает самостоятельность хозяйственных
субъектов. Так же государство полностью
контролирует производство и распределение
продукции, в результате чего исключаются
свободные рыночные взаимосвязи между
отдельными хозяйствами. Материальная
заинтересованность в результате труда
подрывается тем, что руководство хозяйственной
деятельностью государственный аппарат
производит с помощью преимущественно
административно-
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей, что не обеспечивает рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Огромные государственные монополии, господствующие во всех областях народного хозяйства при отсутствии конкуренции не заботятся о развитии и внедрении новых технологий. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах с командно-
К оплате труда применялся уравнительный подход. Между участниками производства распределение продукции жёстко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы.
Партийно-государственная
Нежизнеспособность этой системы,
ее невосприимчивость к
Подробнее стоит рассмотреть механизм принятия экономических планов.
При сложившейся данной экономической системе планы утверждаются в высшем законодательном органе государства. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.
Руководство является абсолютным монополистом любой продукции, что приводит к отсутствию конкуренции и, как следствие, нелолжному качеству производимой продукции. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.
В данной системе заработная плата в силу ее жесткого декретирования государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции не является рычагом эффективного распределения труда, а только подрывает стимул к производительному труду.
Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.
Слишком низкая цена на ресурсы не может способствовать их экономному использованию.
В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.
В директивной экономике в
В условиях командной системы так называемый хозрасчет носит формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.
Предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер:
Экзогенные цены. Это означает, что предприятие является не «ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и отдельная фирма не в состоянии повлиять на закупочные цены или на цены, по которым реализуется продукция.
Жесткая система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги, а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.
Отсутствие безвозмездной
Отсутствие возможности
Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется в виду, что собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права вкладывать ее вновь в развитие предприятия.
В командной экономике
Информация о работе Экономические системы: классификация и структура